К зиме Зинаида Ивановна слегла. Полгода назад похоронила своего мужа, а через три месяца в автокатастрофе погиб единственный сын - и такого уже она перенести не смогла: из-за нервного потрясения разбил паралич. В свои сорок пять лет она превратилась в беспомощную "старуху". За ней осталась ухаживать молодая сноха, прожившая с её сыном совсем ничего. И вот сейчас все навязчивые мысли сводились к одному: «Как дальше жить?»
Последние годы она дышала радостями своего сыночка Ванечки, у которого всё складывалось очень хорошо: окончание института, престижная работа в банке, женитьба на однокласснице, милой скромной девушке. За эти годы она терпимо относилась к ней, и - хотя знала о своём характере, что он был далеко не ангельский - каких-либо сцен, какие обычно бывают между матерями и жёнами сыновей, среди них не возникало.
Зинаида Ивановна сразу же с первых дней проживания со снохой «под одной крышей» оценила в ней непритворную любвеобильность и смирение. Правда, этому особо не удивлялась, знала, что та регулярно посещающая церковь христианка. Слыхала, что глубоко верующих отличало от мира сего их милосердие, любовь, забота о ближних.
Сама-то она была далека от веры в Иисуса Христа. Всю жизнь проработала в советской торговле, за прилавком продмага, и сердце её нельзя было назвать мягким, кроме всего прочего, жизнь научила никому не доверять. Да и в людях видела больше врагов, чем друзей, поэтому теперь ей становилось неловко за все её упрёки в адрес этой молодой женщины: на её зло Руфь отвечала любовью.
Зинаида Ивановна обо всём судила "со своей колокольни": воспитанная в языческих традициях прошлого века, она не могла понять, как её сноха обходится одна без мужчины. В то же время ревность о том, что её сына может заменить какой-то чужой человек, часто не давала ей покоя. Ей было невдомёк, как можно хорошую должность в медицинском центре променять на работу в поликлинике только потому, что та была рядом с домом, чтобы больше времени уделять ей, с недавних пор прикованному к постели инвалиду. Непонятные мысли из вопросов будоражили ей голову: «Чего ради старается невестка? Из-за квартиры? Но у её родителей огромная жилплощадь и она единственная дочь».
Во всём она видела только корысть.
Сердцем чувствуя, что надо обратиться к Богу, вместе с тем она испытывала какое-то отвращение вообще к религии. Бывало, стоило только Руфи заговорить о Боге, она с гневом требовала прекратить её "охмурять". Всё же, когда уже сил не стало бороться с болезнью, попросила её за неё молиться около своей постели: она была готова ухватиться за что угодно, лишь бы облегчить свои страдания. Немного погодя разрешила ей рассказывать евангельские истории из Библии, и как-то попросила у невестки: «Руфа, ты не могла бы научить меня пользоваться ноутбуком Вани, который лежит без дела, чтобы через Интернет смотреть христианские программы?».
Та с радостью согласилась. Спустя какое-то время Зинаида Ивановна заметила в себе перемены, почувствовала непонятно с чего возникающую радость на душе, и по-настоящему прониклась уважением к Руфи. «Воистину, - говорила она себе о невестке, - в ней библейская Руфь живёт!»
К просмотру христианских сайтов прибавилось десятки книг духовной литературы: Священное Писание, молитвослов, справочники, комментарии Святых Отцов, и стоило только прийти вечеру, за чашкой чая они подолгу беседовали на вечные темы, которые завершали искренние пламенные молитвы.
Так пробежало несколько лет, и один раз свекровь сказала Руфи: «Знаешь, дочка, мне страшно неловко перед тобой: и я не хочу быть виновницей твоего одиночества, мне хочется видеть тебя счастливой! У тебя всё ещё впереди, так что умоляю, не держись меня, а ищи своё счастье!»
«Мамочка дорогая! - ответила Руфь. - Кто вам сказал, что я несчастлива?! Я постоянно вижу перед собой Господа Иисуса Христа, ощущаю на себе Его любовь, сердцем слышу рядом с собой Его дыхание: что же может быть выше такого счастья?! Я жизнь отдала в Его руки, и ни капли не сомневаюсь, что Он мне зла не желает, и даст то, что лучше для меня: любящий Бог всё усмотрел в моей жизни, надо только терпеливо ждать!».
Такой разговор больше не возобновлялся; жизнь шла своим чередом...
Прошло ещё время, и как-то вечером Зинаида Ивановна сказала: «Руфочка, милая, ты можешь выполнить мою просьбу? У моего брата через месяц юбилей, пятьдесят лет: помнишь, я рассказывала о нём, он работает крупным чиновником в Москве. Сегодня позвонил, нас приглашает. Я, понятно, куда поеду - слава Богу, до туалета бы только дойти, а ты съезди, тем более отпуск твой подходит; хватит киснуть, развейся! Своих родственников навестишь, бабушку свою, ещё живую! Да, ещё одна просьба, только не обижайся на меня: всё-таки весь «свет» Москвы будет на банкете, и я хочу подарить тебе настоящее вечернее платье. Закажи в ателье, время ещё есть, но сначала сходи к стилисту, чтобы привёл тебя в полный порядок и создал привлекательный образ; финансовая сторона пусть не волнует, я и так перед тобой в неоплатном долгу: на ноги меня поставила!»
«Зачем всё это?! – скромно возразила Руфь. - Заметной быть, кому это надо?!»
«Богу! – сказала твёрдо Зинаида Ивановна и, помолчав несколько секунд, смягчившись, продолжила, - Он хочет видеть тебя счастливой уже сейчас! Ладно, скажу как на духу, я допускаю твоё замужество на брате: пятьдесят лет - это не возраст; второй раз ему с женой не повезло: сейчас он свободен. Я достаточно хорошо знаю его характер: ему нужна жена покладистая, как ты; в принципе, он хороший человек, но всегда находиться в волчьей стае, сам поневоле станешь волком! Познакомься, может и понравится он тебе, а нет - так нет! Хотя мы с ним о тебе по телефону говорили…»
«Мама, вы любите брать быка за рога!» – от смущения Руфь сказала первую пришедшую на ум фразу.
«Девочка моя, у тебя небесный дар, дар милосердия, и может быть, это у одного на тысячу, поэтому я и прошу тебя, сделай счастливым брата: ему так не везёт в личной жизни! Ему необходим Бог; в тебе он увидит Господа и придёт к Нему! Почему я так уверена? Да только через тебя моё каменное сердце стало мягким, ясно это работа Бога, но меня к Нему подвела ты. Врачи на мне крест поставили, а твоими молитвами я с кровати поднялась: по мне, так это всё Промысл Божий! Естественно, после замужества у тебя появятся другие возможности творить добро, и ты просто обязана испытать этот путь, если не Господень замысел, твоё чуткое сердце при встрече с братом подскажет, и ты от всего будешь свободна! У меня в Доме мод одна приятельница работает, я ей позвоню, чтобы посоветовала, помогла найти твой стиль, начиная с причёски и заканчивая обувью.»
«Ой! – Руфь закрыла покрасневшее от волнения лицо руками. - Как неожиданно и неловко, дайте подумать!»
«Так и быть, пойду на уступку: ночи на раздумывание достаточно! У нас всего один месяц на подготовку!»
На следующий день Руфь ждали в Доме мод, и она пришла.
Незаметно промелькнул год. К роддому подъехал роскошный лимузин, из которого стремительно вылез седовласый спортивного вида мужчина и буквально вбежал в больничный дворик, где на скамейке с младенцем на руках дожидалась миловидная со вкусом одетая женщина.
- Руфочка, вот и я! Извини, дорогая, что заставил ждать из-за пробок на дороге! Всё, едем, дома нас дожидается Зина!
О.Тольский
Интересные личности
- Священник
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
Очень мило, спаси Вас Бог!!!
Это каждый день по ТВ показывают в сериалах. Только время зря потерял!
Раз этот мир до сих пор существует, значит есть еще на земле такие Руфи.
При чём тут кровосмешение или инцест? Они же не кровные родственники получаются.
Кстати, подход к этому в библейском повествовании был ещё менее щепетилен, хотя и строг по своему...
В Евангелии Спасителю садуккеи задают этот вопрос, ссылаясь на традицию: от МФ 22 "Учитель! Моисей сказал: если кто...
Развернуть
При чём тут кровосмешение или инцест? Они же не кровные родственники получаются.
Кстати, подход к этому в библейском повествовании был ещё менее щепетилен, хотя и строг по своему...
В Евангелии Спасителю садуккеи задают этот вопрос, ссылаясь на традицию: от МФ 22 "Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
подобно и второй, и третий, даже до седьмого;"
Ну, и вот пример того же действия из Ветхого Завета: "войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему."(Быт. 38) https://www.bibleonline.ru/bible/rus/01/38/ Где, кстати, далее повествуется о том, что Фамарь и вовсе вступила в сожитество с свекром, ради потомства, и свёкр признал правоту её. Свёкр- Иуда, брат, между прочим, Иосифа- прекрасного, проданного братьями в Египет.
Свернуть
Ольга, Вы правы: в описанном случае имеет место четвёртая степень свойства. Церковный брак невозможен.
михаил, Мы живём по Новому Завету, а Вы что закончили Духовную Академию и всё знаете?
Татьяна, Михаил, повторю и вам: в четвёртой степени свойства, каковая имеет место в данном случае, канонически церковный брак запрещён. Однако, проявление церковной икономии в каком-то конкретном случае (например, как в случае с бабушкой автора), думаю, возможно.
Татьяна, Михаил, повторю и вам: в четвёртой степени свойства, каковая имеет место в данном случае, канонически церковный брак запрещён. Однако, проявление церковной икономии в каком-то конкретном случае (например, как в случае с бабушкой автора), думаю, возможно.
Станислав, Нет, невозможно это большой грех.