Крестный ход
к Казанской-Коробейниковской
иконе Божией Матери
Записки участницы юбилейного,
15 Крестного хода
Елены Абломской
2013 год
О том, что будет крестный ход, я узнала в интернете. Нашла официальный сайт Барнаульской Епархии, где было все достаточно подробно описано. Мне всегда было интересно это действо, ну а теперь наверно наступило то время, когда я созрела.
День первый. Барнаул – Шадрино (27 км)
Крестный ход начинался 30 июня 2013г. На утро я заказала такси и в 06.10 уже была у ворот Покровского Собора. Как мне стало известно, Крестный ход начнется после утренней литургии. Путь не короткий, по разным данным от 190 до 280 км, как потом оказалось, 220 км.
Подъехав к Собору, мне стало немного страшно, людей, с сумками как у меня, не было. Но, прошло какое то время и стали появляться люди с палатками и рюкзаками. Рядом со мной оказались две женщины: Громова Галина (08.02.1955г.р.) и Кокарева Тамара (24.04.1964 г.р.). Галина приехала аж из Мегиона, с севера, чтобы пойти в Крестный ход. Я была поражена этим. Вторая, Тамара, стояла неприступная и была из Новоалтайска. Все мы, как потом оказалось, решили пойти в Крестный ход в первый раз. У каждого были свои причины. Галина имеет букет заболеваний, одно из которых сахарный диабет, имеет проблемы в семье. А Тамара, она загадка, когда я, спустя несколько дней спросила, почему она пошла, та ответила, потому что любит Бога.
Так вот, по воле судьбы или по воле Бога мы объединились и не расставались на протяжении всех 8 дней.
Прошла литургия, но мы еще достаточно долго стояли возле Собора и выдвинулись только в 9 часов утра. Первый этап – Кордон. Сказали идти быстро, чтобы не загораживать проезжую часть. Мы пошли. Было странное чувство: с одной стороны «Зачем?», с другой «Смогу ли?». И все время я думала, что движет этими людьми из Мегиона, Белокурихи, Бийска, Новоалтайска, Кемерово, Воронежа, Новосибирска, Барнаула? Неужели у всех 700 человек такая вера? Ну, посмотрим…..
Идем, пулей долетели до Кордона. Ноги не болят, настроение приподнятое. На Кордоне нас ждал сюрприз. По всему прилегающему полю были расставлены стулья, а на них лавки. Нас ждала куча вымытых огурцов, хлеб, печенье, вода. Но есть не хотелось. Проглотив по огурцу и отдохнув на лавке, мы вновь двинулись в путь. Хотелось побыстрее уйти от города, но километры преодолевались достаточно медленно. Те расстояния, которые я за минуты проезжаю на машине, превратились в часы, что было тоже неожиданно.
Шли мы долго, были остановки. Одна из них у озера. Там мы упали на берегу и, отлежавшись, побродили по воде, что было просто неописуемо приятно. Потом, в кафе, выпив чай, мы продолжили свой путь до Шадрино.
Пришли мы в деревню к вечеру. Особенно запомнился переход от трассы до места нашей стоянки. Асфальтированная дорога закончилась и началась длинная предлинная, покрытая камнями, как мне показалось, дорога в деревню. Но и она, наконец, то закончилась и мы оказались на месте своего первого ночлега. И сразу увидели, кто есть кто. Все организаторы и их приближенные приехали раньше и уже заняли лучшие места на поляне, где скошена трава. Нам осталось только поле с высокой крапивой и место возле машины, воды и туалета. Мы выбрали второе, поставили палатку и пошли «зализывать» свои раны, т.к. ноги уже стали напоминать о себе. Какая то женщина, проходя мимо, помогла мне завернуть ноги в лопухи и надеть носки. «Спаси Господи, сестра» - это словосочетание я стала слышать постоянно и сейчас мне пожелали того-же, мне оставалось только повторить. Отслужив вечернюю службу, все разошлись спать. В эту ночь наша Галя сильно замерзла. Но мы переночевали и, слава Богу.
День второй. Шадрино – Калманка (32 км)
Проснулись мы в 4 утра от шума, который доносился с кухни. Наша полевая кухня гудела как самолет и с радостью готовила нам завтрак. Люди стали просыпаться и молиться. Все: и старики и молодежь. Смотрю на них, наблюдаю. Много блаженных, улыбаются, неизвестно от чего, радуются неизвестно чему. Неужели таким должен быть верующий? Я всегда считала, что верующий человек должен быть с верой в душе, жить правильно, не нарушая заповедей. Помогать ближнему своему и быть разумным, а не блаженным.
Вот уже три категории я выделила для себя в Крестном ходе: организаторы (элита), приближенные и блаженные. Ни к одной из них я не подхожу.
Сегодня 1 июля и начинается Петров пост, который продлится до 11 июля. Ограничения в еде есть, но рыба может входить в рацион. На завтрак нам подают гречневую кашу. Пахнет приятно. Оказывается, приготовлена с рыбой и зеленью. Никогда не ела в таком сочетании, но оказывается достаточно вкусно. После завтрака утренняя молитва и голос ответственного за колонну Константина «Строиться!».
Первым встает, как мне сказали, отец Кирион, человек удивительной воли, который ведет весь Крестный ход. За ним идут верующие с хоругвиями (религиозное знамя), несут икону Казанской Божией Матери, икону царской семьи, а потом уже пошли мы. Я попыталась встать возле иконы и пройти рядом, но не тут то было. Меня стали постоянно выпихивать «добрые верующие» старушки и не только меня. В середине Крестного хода несли икону Иисуса Христа.
Идем, жара, ноги начинают ныть. Первый привал примерно через 10-12 км. Уже очень тяжело. Приходят автобусы, приглашают доехать до Калманки тем, кто не может идти. Мы с Галиной садимся, приезжаем на место (это опять учебное заведение) и падаем на землю. Жара. Знакомимся с Анной из Барнаула.
Вялимся на Солнце, «греем» убитые ноги. Наступать невозможно, кажется, что подошва - сплошная мозоль. С болью ищу ближайшую аптеку и «пулей» ковыляю туда. Прошу обезболивающее, дают ледокаин – спрей. Брызгаю на ноги, но помогает слабо. Заливаю свои мозоли зеленкой, левомеколем. Боль немного стихает, но ходить сложно. В голове страх о завтрашнем переходе.
День третий. Калманка – Чистюнька (40 км)
С утра жарко. Дают гречневую кашу с зеленью. Как всегда огромная очередь за «хлебом насущным». Люди молятся, постоянно звучит молитва «Господи Иисусе Христе, сыне божий помилуй нас». Первый раз поют высоким голосом, затем повторяют партию низким.
Вновь звучит команда «Строиться» и Крестный ход начинает движение. Не знаю, помогает ли молитвенная песня, но многие поют и невольно начинаешь подпевать, хотя и далек от этого. Очень напрягает, когда кто – то, считая или просто от сердца, начинает солировать, а в ноты не попадает. Иногда, не выдержав, начинаю солировать сама, и становится легче. Вот и я слилась с этими людьми. Иду вместе со всеми, пою вместе со всеми и даже на службе пытаюсь молиться, чтобы не выделяться.
Наверно наступает 12 или 15 км. Иду на последнем издыхании. Ноги просто отсутствуют, начинать конкретно «штормить». Константин «ласково» напоминает, что идти надо по обочине. Звучит команда «Немного правее». Ноги не слушаются и идут влево, туда, где асфальт, где ровная дорога, где, как кажется, будет легче. Но это иллюзия, легче становится только тогда, когда вдруг появляются наши автобусы и мы, уже просто на автопилоте, заходим в них. Мест нет, даже стоять нет сил. Но вдруг, получается сесть, это чудо. Мы двигаемся и узнаем, что нас довезут до самой Чистюньки. Радости нет границ. Мы с Галей и Аней просто счастливы, а Тамара осталась идти. Просто подвиг!
Разгружают вещи, мы находим свои и ставим палатки. Ноги не идут вообще. Сплошная огромная мозоль на подошве, пальцах, везде. Боль такая, что ноги начинает дергать. Не то, что ходить, лежать больно. Терплю, жду следующего дня.
День четвертый. Чистюнька – Алейск (5- км)
Я со страхом ждала новой пытки – идти от боли просто нереально. С утра опять все молятся, едят гречку с рыбой. Анна, видя мое «великолепное» состояние, предлагает мне «чудо» - доехать до первой стоянки на их машине. Вот где действительно поверишь, что Бог есть. Меня довозят км за 7 и оставляют в машине ждать крестоходовцев. Это сказка, жду, сижу в джипе, хоть и ноет нога, но удивительно приятно просто сидеть в машине. Успеваю за это время еще раз перечитать записки крестоходца. Его «черный юмор» о некоторых «прекрасных» моментах.
Проходит часа два с половиной и Крестный ход появляется на дороге, а впереди него – Анатолий – владелец автомобиля, муж Анны. Мужчина в 150 кг веса и ростом под 2 метра. Это он заставил жену идти в Крестный ход. С какой целью – не знаю, но они вместе и на это приятно смотреть.
К месту первой стоянки подходят автобусы и меня с Галиной довозят до них. Сегодня я не ходок.
Привозят в Алейск. Останавливаемся на территории Храма. Ищем место для палатки, ждем, пока разгрузят вещи, все повторяется вновь.
Храм в Алейске расположен в старом доме культуры. Впервые увидела храм, который располагается на втором этаже.
На двери Храма объявление, что нас ждет БАНЯ. Просто сказка! Дождавшись Тамару, мы «прыгаем» (особенно я со своими растоптанными ногами) в подъехавшее такси и нас довозят до бани. Народ еще не успел сюда прибыть и тут относительно «свободно». Толкаясь обнаженными телами мы моемся, стираем, в общем, получаем несказанное удовольствие, несмотря на «свободу» пространства и прикосновения к тебе мокрых голых людей. Я постаралась побыстрее выскочить из этой «свободы», чтобы ко мне не прикасались, а мои спутницы намылись по полной программе.
Таксист оставил нам номер телефона и мы, вызвав его, доезжаем до храма. Мы «дома»! Чистые и счастливые!
В Алейске провели несколько служб, продавали иконы и книги. Утром все заказали молебен «За здравие», а вечером и утром кто желал, мог исповедаться и причаститься. Несколько священников выслушивали десятки людей и отпускали им грехи. Наша Галина исповедалась. Тамара была не готова к этому, ну, а обо мне вообще речи нет. Утром завтрак и снова в путь, но уже на автобусах.
День пятый. Алейск – Усть – Пристань (70 км)
Повезли всех на автобусах. Ехали долго, со страхом ждали остановки, ведь потом опять в путь.
Остановились, естественно, неожиданно. Высадили в поле, построились, пошли. После дня отдыха ноги даже кажется, почти не болят, но это обманное чувство длится недолго. Опять все начинается заново. Наконец первая остановка в пути. Кто то спрашивает: «Сколько будем стоять?», Константин спокойно отвечает: «Два акафиста» (вроде так). Все сразу поняли, что это примерно 40 минут, все, кроме меня…..
Батюшка вышел в поле, поставили иконы и начали молиться. Молились не все. Элита, как всегда, разложила складную мебель и устроила себе мини – пикник.
Те, кто сильно устал, лежали «трупами» на обочине дороги. Томские ребята разносили всем воду из кулеров. Вода была прохладная, несмотря на жару, как будто посланная Богом.
На стоянке активизировались все членистоногие, какие только были. Для них это был настоящий пир. Муравьи съедали остатки еды крестоходовцев. Комарихи с радостью вставляли свои хоботки в наши измученные тела. Паучки на нас же плели свои сети. В общем, отдыхали мы на славу.
Спустя некоторое время мимо нас очень медленно проехали наши любимые пазики. Но надежда, что они остановятся и захватят нас, уходила вместе с их медленным ходом.
Кто то сказал, что автобусы сегодня не вернутся, а впереди еще 20 км пути. Ноги страшно «обрадовались» этому известию и начали потихоньку стонать. Помимо боли в подошве, прибавилась боль голеностопного сустава.
Идем, второй отрезок пути, который должен протянуться «всего» на 6 км. Впереди мелькают таблички пройденных километров «46», «47», «48», кажется, что они стоят настолько редко, что не соответствуют действительности. Солнце радостно согревает не только нас, но и дорогу своим теплом. Асфальт медленно плавится, в некоторых местах настолько, что нога, попав в это месиво, начинает «приятно» прилипать к дороге, «облегчая» ход.
Константин сообщает, что на следующей остановке будет водосвятный молебен и можно подать записки «О здравии». Я пишу десять самых дорогих мне имен.
На дороге таблички «49», «50», когда же наконец, остановка?! Начинаю хромать, справиться с болью уже нет сил. Но отставать никак нельзя. Чуть остановка, и, тебя в буквальном смысле «затопчат» верующие люди. Поэтому, стиснув зубы, стараюсь не отставать.
«Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором...». Эта красивая молитва, которую тоже поют верующие.
Впереди, как видение, появляется наш автобус. Теплится надежда, что в нем найдется место и для меня. Автобус привозит воду для освящения. Начинается молебен, который, как кажется, длится неимоверно долго. Все поют, что поют – не понимаю. Молятся, приходится и мне повторять. Встают на колени, и я корячусь туда же. Наконец, одна пытка заканчивается и, кажется, что сейчас сядем в автобус, но нет, начинают раздавать освященную воду и почему то все, набрав её, выходят сквозь толпу через меня, отодвигая от заветной цели. Я сдаюсь, отошла, бесполезно бороться с толпой.
Наконец и эта пытка заканчивается и вот мы с Галиной каким то чудесным образом попадаем в автобус. Счастливые, сидим. Но счастью длиться не долго. «Добрый» водитель просит всех выйти из автобуса, т.к. он с поля не выедет на трассу. Мы с Галей, прикинувшись ветошью, сидим, не шелохнувшись и понимаем, что если выйдем, то попасть на прежнее место будет сложно.
Наконец, двигаемся в путь и доезжаем до Усть – Пристани. Ура! Мы на месте, выделяют поле на заброшенной территории училища. Мы располагаемся под турником, о чем потом нам придётся пожалеть, т.к. вернувшиеся дети считали свои долгом каждый хоть раз повисеть на нем, а значит над нашей палаткой. Пару раз те, кто не являлись «Туркемэнами» (как они же нам и объяснили), пытались свалиться на нашу палатку, в которой мы «радостно» отдыхали. И это продолжалось до позднего вечера.
Ноги просто тупо кричали от боли. Не помогало ничего! Ни зеленка, ни левомеколь, ни другие лекарства. Выливаю все, что есть на них, но, бесполезно. Встать или сесть - этот процесс – настоящая пытка. Мои спутницы прозвали меня «скороходом», я согласна с ними.
Опять все молятся. Утреннее правило, вечернее правило, молебен, литургия – это постоянно употребляющиеся слова. А как радуются они, когда батюшка благословит или окропит их. Такая блаженная улыбка на лице. На каком же уровне подкорки нужно вбить эту веру, чтобы так блажить? Причем, это касается только категории «3» (блаженные). Элита и приближенные к ней тоже получают благословение, но не блажат. Почему? Умнее, привычка, или что?
Я выделила еще одну, «4» категорию - тех, кто находится на грани блаженства и веры, разумные люди, которым необходимо в какие то моменты жизни быть с Богом. На них приятно смотреть и общаться с ними. К ним, как я думаю, относится наша Тамара.
Ну, и наконец, «5» категория – это я – человек, который нуждается в вере, но не до фанатизма. Человек, который не может решиться на это по определенным обстоятельствам, хотя душа требует.
Я пошла в этот ход по нескольким причинам. Во первых – понять, а надо ли мне это? Посмотреть на верующих изнутри, узнать и попытаться понять.
Во вторых причина: Лена. Вроде и не потеря, и в то же время…18 лет рядом, было много всего. Не хочу прощаться как все, не запомнит и будет только тяжелее. А тут, мы простились вдвоем, провели день вместе, ни кто не мешал. Тяжело, но терплю, да и она еле сдерживается. Пусть все у нее сбудется. Частичка моего сердца теперь будет далеко, в Москве….
Вечером, в Усть – Пристани, нас ждал «сюрприз». Литературный вечер, подготовленный совместно местными и нашими верующими. Я ожидала услышать скучные церковные мотивы, но глубоко ошибалась. На месте кухни (трапезной) выступали дети. Они великолепно читали стихи про Алтай, пели русские песни. Это был настоящий, светлый праздник. Дети - светлые, талантливые, русские! И мальчики, и девочки. Эх, если бы все были такие, не надо было заботиться о будущем нации. И как бы не было ужасно больно стоять на ногах, я посмотрела часть концерта. После его окончания молодежь и люди постарше продолжали петь русские песни. Никто не пил, не курил на протяжении всего хода. По крайней мере, я - не видела. И это очень радовало.
Ну, что ж, заканчивается пятый день пути. С ноющей болью в ногах, с трудом засыпаю….
День шестой. Усть – Пристань – Елбанка (28 км)
Человек – существо разумное, приспосабливающееся ко всему. Вот и мы с Галей не исключение. С утра ноги превратились в две опухшие култышки, на которых не то, что ходить, стоять было трудно. А Галина еще и неважно себя чувствовала, наверно давал знать о себе диабет. Пришлось обратиться к Косте за помощью. Он «ласково» предложил доставить нас в морг. Мне уже в принципе было все равно. В общем, нас оставили на кухне помощниками и мы, убравшись за всеми остальными, поехали до следующего пункта нашего пути в деревню со смешным названием Елбанка. Откуда это название – в деревне не знают, а может не у тех спрашивали. Объясняют, что рядом есть гора Елбан, отсюда и название деревни.
Вечером мы решили сходить в местную баню и пошли с Галиной искать эту самую обитель, чтобы помыть свои бренные тела. К нам подбежал местный мальчишка лет 11 и предложил услуги «Банщика». Мы спросили – хорошая ли у них баня, чистая ли? Он ответил «Да». На 19 часов мы заказали баню и стали ждать Тамару.
Место, где нам предложили разместить палатки, нам показалось райским, там были ЛАВОЧКИ и можно было сидеть не на земле! Простое человеческое счастье! Мы разместились возле стадиона. Красота: ровная земля под палаткой, лавочки! А больше ничего
и не надо!
Крестный ход пришел быстро, и мы пошли в «большую» и «чистую», как нам сказали, баню. Все было просто замечательно, негде даже было положить вещи, не то, что встать, но «такие трудности» нас уже не пугали. Пугал только завтрашний переход от Елбанки до Коробейниково по «ровным камешкам».
Вечером на поле затевался футбол между крестоходовцами и местными – елбанскими. Рядом с нами сидел Батюшка и любовался детьми, которые вертелись возле него. Одна девочка, Ангелина, лет восьми, показывала ему чудеса владения своим телом. Она с легкостью садилась на шпагат, делала различные па, поднималась на руках, от чего Батюшка смотрел на нее с умилением.
И если бы не кучка блаженных, ничего не соображающих людей (хорошо, что их не так много, а в большинстве своем нормальные люди), бесконечно молящихся, я, наверно, захотела бы быть с ним заодно. Возможно, скоро так и будет.
Закончился матч, молодежь стала собираться в группы для общения на всю ночь. А мы пошли на «покой», «возраст» давал о себе знать.
Оставался последний, седьмой день пути.
День седьмой. Елбанка – Коробейниково (18 км)
С утра я уже уверенно знала свою миссию – занять места под палатки в с. Коробейниково. Наши, позавтракав, о чудо, не гречкой, а лапшой, стали собираться в Крестный ход. А мы убирать все за остальными. Интересно тут все построено. Выполняешь какой либо вид работы (называется Послушание) и не смей проявлять инициативу. Прямо как в Японии. Выполнил Послушание и иди – молись и не майся своими предложениями, никому твоя инициатива не нужна. Рабочих рук – хоть отбавляй.
Вчера, готовя на кухне, Галя «посмела» спросить – что мы готовим, так матушка ответила: «Сами еще не ведаем, как будет угодно Богу». Мы поняли, почему не было названия блюда, так как блюда такого и нет: грибы, зелень, морковь, перловка, пшенка, рыба и т.д. – в общем вечерний, достаточно вкусный ужин.
Выполнив свое «Послушание», я попыталась предложить еще свои услуги, но мне ответили – выполнила, и достаточно, иди, молись. Ну, я человек послушный, пошла и села в автобус и стала ждать остальных. Пошел сильный дождь, а сумки еще не были загружены и мокли под дождем. Кто то даже догадался взять с собой ватный матрац еще советских времен, и он одиноко собирал всю воду, которая лилась с неба.
Казалось, что сумки не погрузят никогда. Но вот, наконец то мы двинулись к последней остановке – с. Коробейниково.
А наши крестоходцы шли сквозь дождь к заветной цели. Наверно вера действительно помогает, не знаю, но мотивация сильнейшая.
Доехали мы до Коробейниково быстро. На территории церкви уже стояла куча палаток. Люди приехали из разных уголков нашей России. Я нашла места для палаток прямо возле церкви.
Ну, что ж, сегодня мы будем ночевать на Святой земле.
Поставив палатку я пошла оглядеть окрестности, зашла в церковь, там стояла огромная очередь к иконе Божией Матери. Она была неописуемо красива в золотом окаймлении и окружена живыми цветами. Вид завораживающий. Увидя её, понимаешь, что ради такого можно пройти и не только 200 км.
Вокруг церкви стояли палатки, в которых продавали иконы и разные божественные книги. Народу было много.
Я установила палатку и стала ждать своих спутниц. Спустя некоторое время Крестный ход вошел в главные ворота церкви и я присоединилась к Галине. Мы зашли в храм, подошли к иконе и нас окропил батюшка. Необычное чувство, не могу даже описать его.
Потом мы отдыхали, ели рыбу с картошкой, разговаривали, а я старалась закончить свою летопись семи дней. Вечером, после службы, все батюшки, которые прибыли в Храм, стали исповедовать людей. Очереди были нескончаемые, в течение часов восьми они выслушивали людские грехи и для каждого нашлось слово поддержки, мудрый совет. Это, я считаю, своеобразный подвиг, такая выдержка дана не каждому. Исповедалась и наша Тамара.
Вечером того же дня я увидела Епископа Барнаульского и Алтайского Сергия. Это человек небывалой красоты, его взгляд завораживает, и я непроизвольно подошла к нему и он меня благословил. Даже Тамара была этому удивлена, что уж говорить обо мне.
На следующее утро мы с Тамарой пошли на Святой источник набрать воды. Там я благополучно свалилась и повредила руку. Она опухла и прибавилась к моим больным ногам.
В этот день состоялись три Божественные литургии: в 00.00, 4.00 и 9.00 часов. Только на первой Литургии, совершенной священнослужителями-участниками крестного хода-2013, ко Святой Чаше приступило порядка 1200 причастников. В 7.00 прошел праздничный водосвятный молебен, а в 9.00 духовенство и паломники встречали Преосвященного Сергия, который возглавил Божественную литургию. Владыке сослужили клирики Барнаульской епархии, а также других епархий Русской Православной Церкви (материалы с сайта Барнаульской Епархии).
Наши соседи из Барнаула Женя со своим мужем и дочерью, предложили доехать на машине. Мы с Галей согласились. Настало время прощания с Тамарой. Было грустно, за эти восемь дней мы действительно стали как сестры. И я благодарна Богу, что он дал мне радость общения с этими людьми. Надеюсь, что наше общение продолжится в дальнейшем.
Машина пулей донесла нас до родного города. Вот я и дома. Чувства разные и радость и грусть одновременно. И как бы не было трудно в пути, главное, я знаю, что мне теперь делать. Я решилась на этот шаг, спустя много лет.