Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Отношение к смерти в современном мире.

Полагаю, что отношение к умершим, следовательно и к смерти, приобретает особое значение в дни Великого поста. В недавно вышедшей книге Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой "Узники свободы....", нашел интересную главу на эту тему. Предлагаю Вам первую часть главы:
СМЕХ ПО УМЕРШИМ
Когда мы раздумывали, с чего начать разговор на эту тему, нам вдруг пришел на ум эпиграф к роману Набокова: «Дуб - дерево. Роза - цветок. Олень - животное. Воробей - птица. Россия - наше отечество. Смерть неизбежна» (П. Смирновский. Учебник русской грамматики). Скорее всего, Набокову понравилось экстравагантное сочетание нескольких банальностей. Тем более что такая в некотором роде сюрреалистическая экстравагантность содержалась в хрестоматии по родной речи. Нас этот эпиграф тоже в свое время позабавил. Потому, наверное, и запомнился. Но сейчас мы привели цитату с другой целью - ради последнего трюизма. Действительно, смерть неизбежна, и сия трагическая неизбежность во все времена была одной из ключевых тем в жизни любого человека и любой человеческой цивилизации.
Естественно, не претендуя на серьезное научное исследование, мы хотели бы поделиться не¬которыми соображениями на эту тему. Христианство утверждает, что смерть лишь переход из жизни временной в жизнь вечную. И наши благочестивые предки не просто имели теоретические знания об этом, но и заранее готовились к такому серьезному перемещению.

«Избави мя от внезапной смерти...»
Внезапная смерть считается у христиан, в отличие от представлений многих современных людей, отнюдь не предпочтительной, а наоборот. Французский историк и демограф Филипп Арьес (1914-1984) пишет в книге «Человек пе¬ред лицом смерти», принесшей ему широкую известность: «В Средневековье низкой и позорной была не только внезапная и абсурдная смерть, но также смерть без свидетелей и церемоний, как, например, кончина путешественника в дороге, утопленника, выловленного в реке, неизвестного человека, чье тело нашли на краю поля, или даже соседа, сраженного молнией без всякой причины... Это представление было очень древним» (М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс- Академия», 1992. С. 42-43). «По мнению Гийома Дюрана, епископа Мендского (XIII век), - продолжает Арьес, - умереть скоропостижно — значит «умереть не по какой-либо явной причине, но по одному только произволению Божьему».
В России похожие обычаи сохранялись и в более поздние времена. Утопленникам и удавленникам отказывали в погребении на кладбищах. Умерших внезапно на улицах или убитых в дороге хоронили в специальном убогом доме. К людям сраженным молнией отношение было тем более отрицательное. Это мы знаем из жития святого отрока Артемия Веркольского. Его вообще отказались предать земле. А чтобы тело не растерзали хищники, его прикрыли хворостом и берестою.
Сомнительной, нехристианской кончиной казалась даже смерть во время игры. Причем не в карты или в кости, а в гораздо более невинные игры. Как написано у Арьеса, «в мяч или шары». Уже упомянутый епископ Гийом говорил, что такой покойник «может быть похоронен на кладбище, ибо не помышлял причинить зло кому бы то ни было». Само словосочетание «может быть» (а не «должен») предполагает на¬личие полемики. Кто-то, следовательно, считал это недопустимым. А кто-то предлагал промежуточный вариант: «Поскольку он предавался развлечениям мира сего, то иные говорят, что он должен быть похоронен без пения псалмов и других погребальных обрядов» (там же, с. 43). Прав¬да, в Европе это было давно, в XIII веке.
А спустя пять веков уже не в Европе, а в России молодую женщину, которую теперь весь право¬славный мир знает как блаженную Ксению Петербургскую, так потрясла внезапная кончина ее мужа, что она приняла на себя тяжелейший подвиг юродства, раздала имущество, осталась бездомной, терпела лишения, насмешки, лютый холод - все ради облегчения его посмертной участи.
«Иисусе Сладчайший, - молятся православные, - избави мя от внезапной смерти и сподоби христианской кончины»; «О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и избави мя, грешного раба Твоего, от клеветы, от всякой беды и напасти и внезапныя смерти и даруй мне прежде конца покаяние».
Внезапная смерть страшна для христианского сознания именно тем, что душа уйдет неподготовленной, неочищенной. О том, как серьезно, как обстоятельно готовились верующие люди к смерти, много рассказывал духовный писатель С. Нилус, творивший на рубеже XIX и XX веков. Ос¬новой служили и личные наблюдения, и рассказы
собеседников, и записи, которые он разбирал, работая в монастырских архивах. Да и в «Раковом корпусе» Солженицына - а это уже вторая поло¬вина XX века! - про стариков, рожденных явно до революции, написано: «Сейчас, ходя по палате, он вспоминал, как умирали те старые в их местности на Каме, - хоть русские, хоть татары, хоть вотяки. Не пыжились они, не отбивались, не хвастали, что не умрут, - все они принимали смерть спокойно. Не только не оттягивали расчет, а готовились потихоньку и загодя, назначали, кому кобыла, кому жеребенок, кому зипун, кому сапоги. И отходили облегченно, будто просто перебирались в другую избу». Обратите внимание: Солженицын вроде бы не затрагивает религиозный аспект вопроса и намеренно подчеркивает разную национальность стариков. Но и в этом тексте есть образ перехода куда-то в другое место («в другую избу»). Перехо¬да, осуществляющегося без какой-либо аффектации. Такую смерть Арьес назвал «прирученной», а наша немецкая коллега, изучавшая историю разных культур, - «интегрированной в жизнь».
«В традиционных обществах - у вас, в России, или в Мексике, - сказала она с плохо скрываемым чувством превосходства цивилизованного чело¬века над дикарями, - смерть пока еще интегрирована в жизнь. А у нас развитое общество. В нем смерть вынесена за пределы жизни».

«Жизнь продолжается!»
Тогда, в середине 90-х, мы не очень с ней согласились, поскольку у нас, выросших при госатеизме, совершенно не было такого ощущения. Нет, тема смерти, конечно, звучала и в кино, и в стихах, и в романах. Но подавалась она в определенном ракурсе, работая на советскую идеологию: пропаганду патриотизма, революционной героики, военного подвига. Поскольку внушалось, что Бога нет и что загробная жизнь была придумана угнетателями для оболванивания народа, акцент переносился на другие перспективы. Воспевалась гибель ради светлого будущего, ради блага человечества, «ради жизни на Земле».
В быту же о смерти старались не говорить. Жили так, как будто ее нет. Что отвечали маленькому ребенку, дозревшему годам к пяти-шести до рокового вопроса: «Мама, а мы тоже умрем?»
- Не волнуйся, - спешили утешить его. - Это еще не скоро. И к тому времени обязательно изобретут лекарство, чтобы люди никогда не умирали.
А как старались скрыть от ракового больного диагноз! Врачи даже в истории болезни его шифровали, чтобы не напугать. В 60-70-е годы, когда пошел рост онкологических заболеваний, медицина еще не достигла особых успехов в их лечении, и такой диагноз воспринимался как смертный приговор. Поэтому больного до последнего вздоха уверяли, что у него воспаление легких, язва или радикулит (в зависимости от локализации опухоли) и рисовали радужные картины жизни после выздоровления. В безбожном обществе такая ложь была актом гуманизма, проявлением милосердной любви к умирающему. Действительно, что ему было сказать, если Бога и загробной жизни якобы нет, а психологически к уходу в небытие человек не готов?
Внезапная, мгновенная смерть, когда даже не успеваешь понять, что происходит, стала восприниматься многими как безусловное благо, большое везенье. И родственников утешали уже по-новому, не по-христиански, торопились переключить на мысли о будущем. Дескать, мы соболезнуем вашей горькой утрате, но жизнь продолжается, надо смотреть вперед.
Очень характерно признание одного известно¬го диссидента-шестидесятника.. «Обо всем мы с ним успели поговорить. Только о смерти не говорили», - признался он, вспоминая своего ближайшего друга и единомышленника. А ведь и тогда, и много позже - мы это хорошо помним! - интеллигенция, собираясь на кухнях, часами говорила и спорила на самые разные темы. Но тему смерти - своей или кого-нибудь из своего ближайшего окружения - и вправду обходили стороной. Поэтому, когда она вдруг кого-то настигала, это обычно заставало всех врасплох. И только чья-нибудь пожилая родственница (как правило, деревенского происхождения) знала, что полагается делать в этой ситуации, и наставляла растерявшихся близких, как надо завесить зеркала, как приготовить кутью, кто может нести гроб, а кто - нет...
Конечно же, за всеми этими фигурами умолчания и дежурными восклицаниями, что жизнь продолжается, таился страх. Ведь и смерть, если можно так сказать, продолжалась. А безбожный оптимизм не давал на сей счет настоящего утешения. Страх все равно выползал из своего укрытия под разными псевдонимами. Недаром тогда было столько споров о смысле жизни и прямотаки невротическое стремление оставить после себя хоть какой-то след.
Разумеется, по сравнению с бездумно-утробным существованием, столь пропагандируемым в наши дни, это нечто гораздо более возвышенное. Но спорить о смысле жизни, пребывать в су¬дорожных поисках истины можно только в мире, отвергшем Христа. Христиане не спорят о смысле жизни, потому что знают: он в спасении души. И не стремятся любой ценой оставить после себя хоть какой-то след (пусть даже это будет слава Герострата!), страшась кануть в небытие, а, ища спасения, стараются исполнять наказ Псалмопевца: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). То есть это иная система координат. След тут не самоценен. Хотя, конечно, он остается.
Яркий пример этой иной системы координат являет собой житие святого праведного Симеона Верхотурского. Когда спустя 50 лет после кончины праведника его гроб чудесным образом поднялся из земли, все уже позабыли о том, что он когда-то жил в тех краях. Никто даже имени его припомнить не мог! Дошедшие до нас сведения о нем крайне скудны, он не оставил практически ни¬чего, что подходило бы под определение «след»: ни потомства, ни наследства, ни записок - ниче¬го. Да и добрые дела он творил втайне, избегая славы суетного мира, поэтому памяти о них среди людей тоже не сохранилось. Но только среди людей, а не у Бога. Господь же его прославил, и в со¬временной России Симеон Верхотурский - один из любимейших, широко почитаемых святых!

Вопросы санитарного контроля.
Но вернемся к нашей немецкой коллеге. Прошло время, и мы начали лучше понимать, что имела в виду Марта. В первый раз, упомянув о ней, мы сразу перешли к отрицанию ее сентенции касательно традиционной «интеграции смерти» в жизнь нашего общества. А ведь она во многом была права. Смотря с чем сравнивать. Она-то глядела на Россию из своего «прекрасного далека», и какие-то вещи ей были виднее.
«У нас часто не приглашают на похороны друзей, так как нельзя нарушать их хорошее настро¬ение, - сказала она. - Даже родственников почти не извещают, за исключением самых близких. А у вас, наоборот, стараются, чтобы пришло побольше народу. После кладбища зовут на поминки. Я тут прочла у одного этнографа, что вы зовете даже малознакомых людей, если они пришли на кладбище. А ведь это создает дополнительные экономические проблемы... И еще, помню, там было написано, что даже неверующие у вас поминают умершего на девятый и сороковой день. И снова накрывают стол!»
А многие, добавим от себя, собираются в день смерти родственника или близкого друга каждый год. Кто-то даже дважды в год - в день кончины и в день рождения.
Приведем фрагмент разговора с другим иностранцем, новозеландским философом. Он тоже усмотрел в нашем отношении к смерти непривычную для современного западного человека традиционность, чуть ли не архаику.
Я недавно был приглашен на похороны одно¬го моего русского друга... У вас принята такая дикость или это частный случай?
Что вы имеете в виду? (Мы подумали, вдруг кто-то напился, не дожидаясь поминок).
Все присутствующие выстроились у гроба и по очереди целовали покойника в лоб, на котором была белая полоска бумаги (имелся в виду венчик. - Прим. авт.). Конечно, бумага в какой-то степени защищает от прямого контакта с кожей, но это все равно не гарантия!
Снова вспомним нашу коллегу Марту. Она в разговоре о том, у кого смерть интегрирована в жизнь, а у кого нет, спрашивала нас про обряд последнего целования: мол, действительно ли все происходит так негигиенично. А мы, в свою очередь, поинтересовались, остался ли подобный обряд у них.
«Что вы, что вы! - испуганно замахала руками немка. - У нас такое просто немыслимо! Мы очень серьезно относимся к вопросам санитарного контроля».
Чуть позже от другой немки мы узнали, что во многих местах из соображений «санитарного контроля» гроб на время прощания накрывают специальной прозрачной крышкой. А ведь еще недавно европейцы совсем иначе прощались с умершими... Классическая картина: покойник в доме, подле него скорбные фигуры близких, бдение у гроба в ночь перед похоронами. Убитая горем мать поливает слезами и осыпает поцелуями бездыханное тело сына. Рыдающую жену не могут оторвать от супруга - вне себя от горя она не в силах с ним расстаться, не хочет, чтобы его предавали земле... А обычай носить траур, даже лицо закрывать черной вуалью?.. Где тут санитарные фобии? Где отделенность жизни от смерти?

Фрагменты истории.
Хотя ничего не бывает на пустом месте. В истории Европы были разные периоды. В XVIII веке Париж не просто страдал от фобий. Его охватила
настоящая паника по поводу кладбищенской заразы. В главе «Болезнетворность кладбищ: врачи и парламенты» Арьес рассказывает про аббата Ш. Поре, который в 1745 году призвал запретить многовековую традицию погребения внутри церкви и вообще вынести кладбища за город, чтобы обеспечить в городах здоровый воздух и чистоту. Он был не единственным, кто ратовал за «отделение от смерти», о котором 250 лет спустя нам сказала наша немецкая коллега.
В 60-е годы XVIII века, «когда приход Сен-Сюльпис в Париже пожелал устроить новое кладбище вблизи Малого Люксембургского дворца, - пишет Арьес, - его владелец, принц Конде, решительно воспротивился. Генеральный прокурор не только признал правоту принца, но и призвал должностных лиц города обратить внимание на проблему новых кладбищ и их размещения. Соседство с могилами небезопасно для живых в густонаселенных кварталах, где высокие дома препятствуют циркуляции воздуха и рассеиванию нечистых испарений. Стены домов пропитываются зловонием и вредоносными соками, что служит, быть может, неведомой причиной болезней и смертей жильцов. Впоследствии врачи скажут об этом еще увереннее, чем прокурор» (Арьес Ф. Человек пе¬ред миром смерти. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. С. 392).
В Париже развернулась широчайшая антикладбищенская кампания. Сохранились протестные петиции из кварталов, прилегающих к кладбищам, памятные записки магистратов, сочинения врачей, которые стали в это время настоящими властителями дум. Врачи публиковали трактат за трактатом, доказывая, как опасно жить вблизи кладбищ, и апеллируя при этом к якобы научной теории воздуха. (Так что основы «гринписовского» мышления закладывались уже тогда!)
«Заражение воздуха, - утверждал медик П.Г. Навье, - происходит и при перенесении останков с места их первоначального захоронения в погребальные галереи. Поэтому при погребениях и эксгумациях полезно зажигать огни, раскладывать большие костры, создающие очистительные потоки воздуха. Тех же спасительных результатов можно достичь и взрывами пороха. Воздух кладбищ портит все вокруг: не только здоровье людей, живущих поблизости, но даже продукты и вещи в их чуланах» (там же, с. 393). Вскоре почти все жители Парижа были убеждены в болезнетворной опасности кладбищ, и в 1763 году парижский парламент принял постановление. «Самым сухим и официальным тоном, - пишет Арьес, - постановление, проникнутое стремлением к чистоте, гигиене и порядку, требует закрыть все существующие в городе кладбища и создать за пределами Парижа восемь больших некрополей, где каждый приход имел бы одну общую могилу для всех его обитателей. В самом же городе оставались бы лишь помещения при церквах, куда после отпевания складывали бы тела умерших. Каждый день погребальные повозки разъезжали бы по городу, собирая трупы, положенные в гроб или зашитые в саван, с прикрепленным к ним номером прихода. Их отвозили бы на одно из коллективных кладбищ, где и хоронили бы в соответствующих братских могилах» (там же, с. 394-395).
Причем посещать эти некрополи не рекомендовалось, исходя из тех же гигиенических соображений. Однако общество, хотя и было убеждено, что кладбища угрожают здоровью парижан, все-таки не пришло в восторг от радикализма по-становления. Духовенство не хотело отказывать¬ся от захоронения при церкви, людям хотелось присутствовать при погребении близких. Идея, что это будет совершаться тайком, силами муниципальной полиции, их возмущала. В обществе еще сохранялось некое равновесие между эгоистическими фобиями и чувством любви и долга. В конечном счете постановление 1763 года не было исполнено, но кампания за удаление кладбищ из городов продолжалась.

От романтизма к постмодернизму.
Однако XIX век с его романтической настроенностью привносит в тему смерти новые мотивы. Соображения здоровья и гигиены куда-то улетучиваются, а на первый план выходят возвышенные чувства любви, дружбы, верности, сострадания. Люди часто навещают могилы близких, беседуют с ними, утешаются мыслью о встрече на небесах.
Жаль, что мы растерялись в разговоре с новозеландским философом про «дикий обычай» последнего целования покойника и не попроси¬ли прокомментировать сцену из широко известного диалога романа Ш. Бронте «Джейн Эйр». В этой сцене четырнадцатилетняя Хелен, которая учится в закрытой школе, больна чахоткой (так в старину называли туберкулез, болезнь весьма заразную). Но Джейн Эйр это не смущает. Она хо¬чет проститься с подругой, поцеловать ее перед смертью. Джейн проникает в комнату, где лежит умирающая. Дальше - выразительная цитата: «Я сжала Хелен в своих объятиях. Она казалась мне
дороже, чем когда-либо прежде. Я чувствовала, что не могу ее отпустить. Я положила голову ей на плечо. Тут она сказала:
Как мне хорошо! Последний приступ кашля меня немного утомил. А теперь я чувствую себя так, будто засыпаю. Не оставляйте меня, Джейн. Я люблю, чтобы вы были со мной.
- Я останусь с вами, Хелен. Никто не разлучит меня с вами.
- Вам тепло, дорогая?
-Да.
- Доброй ночи, Джейн.
- Доброй ночи, Хелен.
Она поцеловала меня, и мы вместе уснули».
Наутро директриса, явившись в комнату Хелен, увидела, что Джейн Эйр спит, положив голову подруге на плечо, а подруга уже мертва.
Но в том же самом 1847 году, когда был написан роман «Джейн Эйр», другой английский писатель, классик мировой величины Чарльз Диккенс написал поистине провидческую повесть «Одержимый, или Сделка с призраком», в которой предвосхитил события лет этак на 150, во всей красе показав, как быстро теряют человеческий облик люди, когда они отказываются от скорбных, горестных воспоминаний и хотят думать только о хорошем. Каким же даром прозрения надо было обладать, чтобы в те времена так ярко, так психологически точно изобразить картину столь рекламируемого ныне «позитивного мышления»!
В последние годы установка на то, что веселиться надо везде и всегда распространяется даже на похороны. Вот маленькая цитата из письма одной пожилой эмигрантки, живущей в Западной Европе. Она пишет о новой услуге некоторых похоронных фирм, которые «решили, что негоже-де людям огорчаться и плакать во время похоронной церемонии, а посему придумали новый трюк: пригласили клоунов, которые успешно смешили родственников и друзей. Чтобы было не так грустно, а наоборот, весело». «А мне, - говорит автор письма, - от такого «веселья» делается жутко».
Нам тоже, хотя у нас приглашение клоунов пока еще в списке ритуальных услуг не значится. По крайней мере, мы о подобном не слышали. Но кое-какие подвижки в эту сторону налицо. Уже стало привычным провожать гроб с артистом в последний путь аплодисментами. Помнится, когда мы это первый раз увидели, была реакция оторопи. Да, логически рассуждая, конечно, можно сказать, что это как бы за¬вершение спектакля. Спектакля жизни. Занавес. Аплодисменты. Но ассоциация-то какая? Аплодисменты - знак одобрения, а то и восторга. Что в данном случае одобряют коллеги-артисты? Что вызывало их восторг? Смерть товарища? Или они решили, что покойник в гробу - его последняя роль? Но это не роль, не театр, не спектакль, а настоящая смерть. Случай, про который можно сказать словами Пастернака: «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба».
А вот пример, когда дело не ограничилось аплодисментами вслед выносимому гробу. Из статьи в газете «Коммерсантъ» за 1 декабря 2006 год (№225), посвященной похоронам одной известной актрисы: «Вчера в Центральном доме актера прощались с актрисой (далее в тексте ее имя. - Прим. авт.). О ней вспоминали, улыбаясь. Говорили, что актриса не простила бы грусти... В зале для панихиды о ней вспоминали так, что слезы сентиментальных быстро высыхали».
То есть шутили? От чего в подобной ситуации могли высохнуть слезы? Если говорят что-то проникновенное, трогательное или патетичное, как принято на гражданской панихиде, слезы, как правило, не высыхают, а, наоборот, выступа¬ют даже у тех, у кого до прощальных речей глаза были сухими. Но продолжим цитирование: «Дочке <актрисы> было очень грустно, но она старалась сохранять присущую этой семье улыбку... Александр Градский признался, что не станет говорить слезливых слов: «Потому что умерла не актриса. Умерла моя подруга... У нас была большая компания, мы очень веселились...» В холле Дома актера было накурено. Здесь говорили о страстности актрисы и ее чувстве юмора...»
Улыбка и юмор - прямо-таки смысловой рефрен этой заметки. Такое впечатление, что дается новый императив: «Слезам на похоронах - нет, улыбке - да!» Так что клоуны в разноцветных колпаках не за горами...
Радовались, судя по отзывам другой журналистки (см.: Московские покойники станут ближе к Богу // Комсомольская правда. 2003. 8 октября) и на московской выставке «Некрополь - 2003». «Внутри павильона, - пишет М. Кирсанова, - блестят лаком абсолютно новенькие гробы. По стенам развешаны венки и ленты. В углу сгрудились памятники. И среди всего этого «великолепия» чинно прогуливающиеся люди в черных костюмах жмут друг другу руки, улыбаются. Смерть здесь кажется такой близкой, что ничего, кроме радости, просто не остается». На выставке предлагались (опять цитируем) «экзотические услуги: невероятным успехом пользовалось... космическое похоронное бюро. Покойника предлагали отправить на земную орбиту или даже на Луну. Вы спросите: «Как?» Это дело техники. Прах помещается в капсулу, отправляется на космическом корабле и вместе со ступенью корабля выбрасывается в атмосферу, где сгорает. За 1 грамм праха просили 995 долларов, за 7 - 5300. В общем, был целый прейскурант».
Впрочем, и тут мы еще не догнали продвинутые страны, где (цитируем уже третьего журналиста) «люди больше не хотят отходить в мир иной так же, как миллионы усопших до них: в традиционном гробу, с печальным отпеванием и слезливыми речами на кладбище». В обильно иллюстрированном журнале «Все ясно» (2006. №09) даются фотографии оригинальных гробов, которые американский креативный класс выписывает из Ганы, специализирующейся на такой услуге. Гроб в виде телефона Nokia, бутылки кока-колы, кроссовок, ананаса или банана, акулы, пистолета, ящерицы... Тематика разнообразна и готова удовлетворить самый причудливый вкус. И снова звучит тема веселья. «В африканской стране Гане, - пишет корреспондент, - веселые похороны давно в порядке вещей. Умерших опускают в землю в ярко раскрашенных «тематических» гробах, а безутешные родственники в это время пляшут и поют». «В США, - продолжает автор, - похороны все больше напоминают светское мероприятие. Поминки по одному заядлому гольфисту устроили в гольф-клубе и пепел усопшего развеяли над полем для игры. «Потому что сюда, а не в церковь ходил он каждое воскресное утро», - пояснили родственники».

Оригинальные нововведения.
Приведя цитату про того, кто вместо церкви исправно ходил в гольф-клуб, мы вспомнили, что кое-где и церковь уже вовлечена в новые погребальные ритуалы. (Хотя в буквальном смысле погребальными их не назовешь: погребение как таковое отсутствует.)
Центр Стокгольма. Батюшка приводит нас во двор огромного, когда-то католического, а ныне протестантского собора, где часть флигеля арендована Русской Православной Церковью и устроен крохотный храмик.
- Погода солнечная... и завтра такая будет, - изрекает батюшка с какой-то не соответствующей этому метеорологическому прогнозу раздумчиво-печальной интонацией.
- Так это ж хорошо! - недоумеваем мы.
- Кому хорошо, а кому и не очень, - произносит батюшка, не меняет интонации. - Завтра воскресенье, литургия... А тут загорать будут.
Он показал на аккуратно подстриженную лужайку напротив входа в храм.
- Люди выйдут после службы, только причастились - и сразу искушение: тетки без лифчиков разлеглись. Шведы, знаете, как солнышко ценят? Оно ведь тут редкий гость.
К моменту разговора наша поездка по Скандинавии близилась к концу, поэтому нельзя сказать, что это сообщение сразило нас наповал, поскольку за две недели всякого довелось навидаться и наслушаться. Не тратя времени на бессмысленные в данном случае восклицания типа «Какой ужас! Какой кошмар!». мы попытались внести конструктивное предложение.
- А вы попросите их перебазироваться на соседнюю лужайку. Двор-то большой.
- Нет, - вздохнул священник. - На соседней лужайке не получится. Там по воскресеньям развеивают прах покойников.
А мы-то мгновение назад возомнили, что нас ничем не удивишь!
- Что? Прямо тут? Зачем???
- Из соображений экономии. Ни на урну не тратишься, ни на захоронение.
Мы, конечно, понимали, что шутки здесь не уместны, но информация все же зашкаливала. Тем более что, проходя за несколько минут до беседы с батюшкой мимо той лужайки, мы не заметили никаких подтверждений его слов: ни креста, ни таблички, ни венков. Вообще ничего. Это была точно такая же лужайка, как и перед входом в церквушку-флигель.
Мы ступили на лужайку, неотрывно глядя под ноги с уже иной степенью внимания. И наконец, обнаружили маленький, робкий след-тощий, пожухлый букет васильков. Он лежал с краешку, не¬приметно. Должно быть, человек, его принесший, не хотел омрачать ничьего хорошего настроения своим скромным знаком скорби...
Но и это еще не предел. Некоторые особо практичные европейцы предлагают делать из покойников... удобрения. Шведский биолог Сюзанна Вииг, разработавшая эту «новейшую технологию» - запатентованную, кстати, уже в 35 (!) странах - заявляет: «Сама природа задумала так, что умершие должны лежать в земле. Родственники скончавшихся могут вырастить на их прахе цветы, или добавлять останки покойников в качестве удобрения практически под все садовые культуры растений".
Другие, особо креативные, к примеру Гюнтер фон Хагенс, уже делают из покойников мебель. Третьи - тоже творческие личности - устраивают оригинальные экспозиции, в которых натуральные трупы предстают в виде скульптур. Есть одиночные, есть групповые. Кто-то на лавочке, кто- то на велосипеде, кто-то за шахматной доской... А любители юмора учредили в 1993 году так называемую премию Дарвина - за самую нелепую смерть. Причем тут Дарвин? Создатели премии отвечают: «Натуралист Чарльз Дарвин установил эффект естественного отбора, суть которого в том, что выживают наиболее приспособленные. В честь этой гипотезы... мы ежегодно вручаем премию Дарвина индивидам, которые предложили наибольшие усилия для того, чтобы улучшить генофонд земли. Мы награждаем тех, кто уничтожил себя наиболее глупым способом... Мы воздаем должное тем, кто находит оригинально идиотские способы самоуничтожения и таким образом помогает устранить слабости генофонда».
Есть еще производители детских кукол, изображающих трупы со следами разложения. А директор начальной школы японского города Сайтама решил порадовать ребятишек веселой песней, где фигурировали слова «череп», «катафалк», «Дракула», «мертвец». И кончалась она на веселой ноте: «Ну а теперь давайте все умрем!»

И еще из истории...
«Ладно, хватит! - прервет, не выдержав столь «густой» фактологии, читатель. - Вы лучше скажите, что это все за жуть? Они там все с ума посходили или как?»
С одной стороны, конечно, в здравом уме и твердой памяти подобные вещи вытворять не будешь. Но это банальное умозаключение мало что объясняет и, пожалуй, как ни странно, даже затуманивает картину. Возникает впечатление, будто все это взялось неожиданно, с потолка, вдруг. Но если немного углубиться в историю, то мы увидим, что многое из описанного и перечисленного нами - это в каком-то смысле повторы. Нет, не точные копии, но вполне узнаваемые подобия, аналоги.
Скажем, известный архитектор начала XIX века Пьер Жиро, построивший Дворец правосудия в Париже, представив свой проект кладбища на конкурс, объявленный Французским Институтом, предложил помимо архитектурной идеи превращать трупы в стекло и делать из них медальоны. Опустим множество деталей этого, как теперь выражаются, «гуманитарного проекта». Скажем лишь, что автор продумал его до мелочей. И не только технологическую сторону, но и социально-экономический аспект. Дело в том, что так называемая «витрификация» (превращение покойников в стекло) выходила очень затратной, поэтому Жиро как истинный гуманист задумался о бедняках. И придумал: «Люди менее состоятельные, которые не могли бы оплатить стоимость витрификации, однако желали бы иметь, по крайней мере, скелет предмета своей привязанности, вправе были бы его потребовать, и им его выдадут при условии оплаты издержек на растворение плоти» (Цит. по: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: С. 419). Даже оборванцы, у которых в кармане ни сантима, не были забыты".

Продолжение следует.......

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество