Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ЧТО ТАКОЕ (ДРЕВЛЕ)ПРАВОСЛАВИЕ

Слишком много мифов связано с понятием «старообрядчество». Часть этих мифов появилась произвольно, на основе человеческой тёмности и безграмотности, часть была создана искусственно. Кто же такие староверы (раскольники, старообрядцы, древлеправославные)? Это буквоеды, считающие точность в исполнении древних правил самоценностью, достаточной для спасения души? Это фарисеи, второстепенную область вероисповедания поставившие выше личной веры? Или это хранители какой-то древней, дохристианской мудрости (даже такое мнение есть у некоторых нынешних новоязычников)?

Всё это неправильно!

На самом деле старообрядчества НЕТ! «Старообрядцы» - это кличка, придуманная из соображений веротерпимости Екатериной II взамен более обидной клички «раскольники». Это названия, данные теми, кто либо не понимает сущности старообрядчества, либо просто ненавидит его. «Как вы яхту назовёте - так она и поплывёт», - говорил капитан Врунгель. Соответственно, если мы говорим: «старообрядцы», мы предполагаем, что главное тут - механическая ритуалистика. И это неправильное понимание.

Самоназвание староверов - «православные христиане», или «древлеправославные» (чтобы отделять от отступников-новообрядцев). Во внутреннем общении мы, староверы, называем друг друга просто ХРИСТИАНАМИ.

Соответственно, чтобы понять, во что верят староверы, надо, во-первых, знать основы христианского вероучения. Во-вторых, понимать, что значит «православие», ибо «старообрядцы» - это те, кто стремятся в наиболее возможной полноте сохранить неповреждённым православное христианство.

ХРИСТИАНЕ

Христианство - это религия, убеждённая в возможности соединения человека с Творцом Вселенной. Согласно христианскому вероучению, Господь, находящийся вне времени и пространства, создал Космос, Землю, природу и человека. Изначально природа была совсем иной - в ней отсутствовали принципы смерти, болезни, зла, насилия. Первые люди - Адам и Евва - были безгрешными, бессмертными, жили в раю в полной гармонии с природой и в непосредственном общении с Создателем. Только одна заповедь Им была дана - не есть плоды с единственного Древа. Однако падший ангел Денница, прозванный дьяволом («клеветником»), соблазнил наших прародителей на преступление запрета. Вследствие первородного греха первые люди были изгнаны из Эдема, сами они и их потомство были прокляты. Проклятие заключалось в нескольких проявлениях: человек стал смертным, появились болезнь, тление, смерть, зло, насилие, поразив не только человека, но и весь живой мир; после смерти тела душа человека не могла соединиться с Господом и шла в ад. Однако вместе с проклятием Господь дал и обетование, указав на то, что через известный Ему промежуток времени родится Тот, Кто «сотрёт главу змиеву», победит грех, смерть, зло, - Исус Христос (Спаситель).

Христос - не просто Учитель, пророк, идейный вождь. Христос - Сам Господь, воплотившийся в человеческом теле. Спаситель - Богочеловек. Потому Его Слово - не просто кодекс нравоучений, а единственно истинный Путь ко спасению.

Тот, кто живёт по Его Слову (Св. Писанию и Церковному Преданию), искренне верует в Господа, соблюдает Его заповеди, сторонится греха, тот может после смерти тела обрести Вечную Жизнь в Царстве Небесном. Истинную Жизнь в единении с Богом, от которой мы все были отлучены с момента грехопадения наших прародителей.

После Второго Пришествия Христова воскреснут тела всех людей, от Адама до последнего жителя Земли. На Страшном Суде будут явлены дела всех людей, и по этим делам (а точнее - по вере, проявившейся в этих делах) будет определена дальнейшая участь каждого.

Мир в том виде, каким он нам знаком, будет уничтожен. Господь создаст новый мир - такой, каким он был до грехопадения Адама и Еввы. Мир, в котором не будет зла, болезни, смерти. Праведники обретут новые тела - каковые были у Адама и Еввы до грехопадения - и будут вечно жить в единении с Создателем. Это и будет Истинная Жизнь, для которой наша нынешняя - только подготовка. До Страшного Суда в Царстве Небесном пребывают только души святых угодников Божьих. С момента Искупительной Жертвы Христа такую возможность получает каждый христианин, искренне верующий во Спасителя и живущий по Его Слову.

Души грешников после смерти тела идут в ад, где их мучения продолжатся также до Страшного Суда. В аду же мучается и сатана со своими бесами. Бывший великий ангел, который восхотел стать превыше Творца, он ненавидит высшее творение Господне - человека, и стремится наущениями на грех, зло и неверие совратить каждого в ад.

Перед Концом Света грешников и безбожников станет столь много, а верных Господу праведников - столь мало, что земной служитель сатаны - антихрист - создаст глобальное государство греха с целью отвратить от Бога всех людей. Антихристу покорится вся земля, но Сам Спаситель при Своём Втором Пришествии (в Божественной славе) убьёт антихриста и его служителей духом уст Своих, и замкнёт сатану и всех не пожелавших раскаяться грешников в аду навечно. Так будут уничтожены зло, смерть и ненависть. Мир и человек исправятся, возвратясь к своему первоначальному состоянию.

При Своём первом приходе в наш мир Господь принял человеческий облик и был распят на Кресте. Он оставил нам не только сборник проповедей о правильной жизни (Евангелие), не просто пример жертвенничества во спасение других. Он оставил нам Самого Себя. После Своего Воскресения Господь Исус Христос незримо (а для многих святых - и зримо!) пребывает с Своей Церкви.

Христианская Церковь - не просто «сообщество верных», не клуб по интересам, не партия приверженцев некой идеи, не магазин, в котором можно приобрести благодать и Его помощь (за деньги или заслуги). Это особое место, среднее между земным миром и Царством Небесным. Христос Сам в Церкви. И приобщиться к Нему можно через богослужение церковное и личную молитву, через совершение Таинств. Вне Церкви полноценного соединения со Спасителем нет. Соответственно, вне Церкви спастись (попасть в рай) нельзя. Следовательно, тот, кто отвергает или извращает учение Христово, уклад Его Церкви, христианский образ жизни - тот сам себя отлучает от Бога и лишает себя надежды на спасение.

ПРАВОСЛАВНЫЕ

Православными назвали себя в XI веке христиане Восточной Римской империи, не пожелавшие искажать вероучение, добавлять к нему нечто новое и отбрасывать древнее и истинное, что сделали западные христиане (католики).

«Православный» - значит «правильно славящий» Бога, последовательный и искренний христианин, почитающий Св. Писание и охраняющий от забывания и искажения Учение Церкви - Св. Предание. Настоящий православный христианин живёт по Писанию и Преданию и стремится к неизменности святого образа жизни, к наиболее возможному подражанию ранним христианам и последующим святым. Поскольку вся мировая история - это движение к антихристу, увеличение мирового греха, усиление мирового зла (каждым конкретным грешником!), оскудение веры и добродетели, то православный христианин старается никак не поддаваться духу времени и продолжать служить Господу, у Которого «нет изменения и ни тени перемены» (Посл. Иакова, 1: 17). «Не применяйтесь к веку сему, но преображайтесь обновлением ума, дабы испытывать вам, что есть воля Божия: добрая и благоугодная и совершенная» (Посл. Римлянам, 12: 2). Жить, взирая на образ жизни святых, послуживших Господу тут, на земле, и оставивших нам примеры крепости веры, мученичества, праведности и непреклонности перед грехом.

Настоящий христианин живёт Церковью, в Церкви и для Церкви. Он целостен: для него нет разделения на личную и внешнюю жизнь, всё едино. Есть определённые правила жизни христианина:

§ Вера, «твёрдое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим» (Посл. к Евреям, 11: 1). С веры во Христа начинается путь к Нему и преодоление своей греховной сущности. Обладать истинной верой - значит видеть Господа в своей жизни более настоящим, чем всё окружающее. Веру даёт Бог тому, кто её ищет и тому, кто её достоин.

§ Надежда на небесное спасение милостью Христовой, на Его прощение и помощь.

§ Любовь. Особенно к своим ближним. Любовь супружеская, родительская, дружеская и иная - через самоотречение во имя любимого. А надо всей земной любовью должна быть любовь к Господу. «И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, - нет мне никакой пользы» (1 Посл. Коринфянам, 13: 3).

§ Добродетель. «Вера без дел мертва» (Посл. Иакова, 2: 26). Необходимо делать добро любому человеку. Относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. «Какою мерою мерите, такой и вам отмерено будет» (Евангелие от Марка, 4: 24). Никогда не воздавать злом за зло.

§ Постоянная молитва, соборная (церковная, общинная) и личная. Как ежедневное вычитывание определённого молитвенного минимума (правила) - так и непрестанное мысленное обращение к Господу на языке своего ума, своего сердца.

§ Соблюдение постов для усмирения плоти, подчинения её духу.

§ Целомудрие, трезвение, стремление к святости, боязнь греха и порока, уклонение от них всеми силами и сверх сил.

§ Постоянное изучение Св. Писания.

§ Проповедь Истинной Веры неверующим и еретикам. Проповедь словом, примером, деятельностью.

§ Регулярное приобщение к Таинствам - священнодействиям, соединяющим человека с Божественной благодатью. Таинства:

1) Причастие. Вкушение самых настоящих Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Высшая святыня на земле - единение с Самим Спасителем!

2) Крещение. Духовное рождение в Церкви - Теле Христовом через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. «Обязательство доброй совести пред Богом» (1 Посл. Петра, 3: 21).

3) Помазание Миром, которое освятили ещё апостолы, и через которое крещаемому передаются дары Духа Святого.

4) Исповедь. Откровение своих грехов Богу и отказ от них. Через священника Бог может простить истинно раскаявшемуся его грех.

5) Венчание. Освящение Духом Святым союза мужчины и женщины по образу духовного союза Спасителя с Его Церковью.

6) Соборование. Врачевание духовных и телесных недугов, а также оставление тех грехов, о которых человек забыл.

7) Священство. Посвящение епископом новых епископов, священников и дьяконов.

Христианин всегда ответственен перед Богом не только за свою жизнь, за свои поступки, но и за своих родных, друзей, близких и вообще всех людей. Христианин стремится быть честным, трудолюбивым, отзывчивым, открытым. Он старается истинной любовью уничтожить всякую холодность и одиночество в человеческих отношениях.

НО всё это должно быть не слепым ритуалом, а осмысленным и глубоко личным движением к Господу. Настоящий верующий не просто подражает святым, не просто убеждён рассудком в правильности православно-христианского богословия, не просто сберегает особенности древнего богослужения и образа жизни. Настоящий верующий христианин пережил личную Встречу со спасителем в тайных недрах своего «Я». Вера - это глубинное, невыразимое ощущение прикосновения ко Христу. И потому вера стоит выше любой человеческой логики и обиходного «здравого смысла». Потому настоящий христианин - «псих» с точки зрения обывателя, погрязшего в сатанинской греховной действительности. «Слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия» (1 Посл. Коринфянам, 1: 18). Христианин преодолевает греховный («мирской») порядок вещей, к которому безбожники и грешники привыкли как к норме. Ценности, которыми живёт христианин, - иные, из другого мира, из Царства Небесного.

Однако к XVII веку почти во всём православном мире люди отступили от праведного образа жизни, изменили богослужение и догматы веры. Только небольшое число истинных православных ревнителей на Руси стремились ни в чём не отступать от древнего благочестия, не поддаваться хлынувшим из Европы и Греции губительным новшествам.

В 1666 году на Большом Московском соборе обновленцы (новообрядцы, никониане - по имени тогдашнего патриарха Никона), которых было большинство, прокляли истинно православных христиан (древлеправославных), обозвали раскольниками и начали уничтожать, изгонять, притеснять.

Так почти весь мир, кроме небольшого числа верных, отступил от истинной Церкви Христовой. Время прихода антихриста приблизилось, и сейчас, в начале XXI века почти все стороны жизни доказывают всеобщее богоотступничество, довольство грехом, пороком, злом, насилием, ложью.

Как было сказано выше, Екатерина II, чтобы отличать древлеправославных христиан от господствующей Церкви (продолжающей величать себя: «православная»), придумала понятие «старообрядчество». Будто бы отличие - только в некотором своеобразии внешних форм богослужения. Однако это не главное в староверии. Древлеправославие (старообрядчество, староверие) - это сохранение традиции праведного, набожного образа жизни, основанной на Св. Писании и Св. Предании, это стремление к повседневной святости, к хранению Церкви Христовой от растлевающего влияния современности. Древлеправославие - это продолжение Пути Пресвятой Богородицы, пророка Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, святителей Николы Мирликийского и Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца, благоверного князя Владимира и его сыновей, первых русских святых - мучеников Бориса и Глеба, преподобных Сергия Радонежского, Зосимы Соловецкого и многих, многих иных светильников Христовых. «Староверы» продолжают идти по этому Пути...

Новообрядцы (никониане, «господствующая Церковь»), многие годы уничтожавшие и унижавшие древлеправославных христиан, сделавшие служение государству и правителям более важным, чем служение Христу, отвергнувшие многое из Св. Предания, - они тоже называют себя православными. Но являются ли они таковыми? Если их много, их храмы заполонили всю Россию - это не показатель истинности. Перед Крещением Руси на каждом шагу были языческие капища, и люди тогда тоже привыкли считать язычество истинной верой. Чтобы быть православным - недостаточно походить на православного: носить рясу, ходить в храм с куполами, иконами и колоколами. Истинное Православие - в делах и чистоте веры.

Не позволяй обмануть себя названиями, стремись отличить истинное служение Христу от подделок. Если тебе это важно...

Главное в «старообрядчестве» - не слепая верность старине, а осмысленное служение Господу Исусу Христу, Распятому и Воскресшему за каждого человека. За тебя!

«Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам» (Посл. Иакова, 4: 8).

Успенский пост - 2008

Товбин К.М. Южно-Сахалинск
samstar-biblio.ucoz.ru/publ/146-1-0-1389

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Жития святых

    Сообщество

    СИМВОЛИК

    Сообщество