Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Дом молитвы

Преподаватель по церковному искусству сказал нам: «Православие, не смотря на то, что вбирает в себя даже чуждые ей по духу вещи (партесное пение, фотографические иконы, чин Пассия и тп.) не разрушается. А все потому, что его держит на плаву то, от чего избавились все остальные церкви — молитва». Вспомним слова Христа: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Лк 19, 46). Дом молитвы самое что ни на есть правильное назначение храма.

В каждом православном храме есть Бог. Не только благодатно, но и фактически. Ведь частички Тела и Крови Христовой всегда пребывают в храме, на престоле, в дарохранительнице. Обращаясь к алтарю мы не просто смотрим на восток, мы смотрим в сторону фактического пребывания Бога во плоти. Между прочим, именно поэтому находясь на краю левой или правой стороны храма не следует смотреть и кланятся в стену перед собой, а следует смотреть в сторону алтаря. И именно поэтому на горнем месте священство стоит лицом к престолу, а не к востоку.

Но вернемся к молитве. Зададимся таким вопросом: где лучшее место для молитвы? В поле, перед иконой дома, в храме? Суть этих вопросов в способе, а точнее в канале через которое идет общения. А также в том, какие именно предметы помогают нам совершать молитву.

Молитву в чистом поле можно сравнить как общение посредством бумажных писем. Не верный адрес на конверте не позволит письму дойти до получателя. Не разборчивый почерк не донесет смысла послания, и даже может привести к игнорированию таких неразборчивых слов при чтении. Содержание нужно придумывать самому, что порой бывает очень тягостно и сложно. Бывает знаешь что хочешь просить, но когда начинаешь произносить просьбу, то получается что-то не связное, не ясное, недосказанное. Лично для меня это свидетельство того, что я толком не знаю чего хочу, либо того, что просьба моя не совсем чиста перед совестью. Этот способ молитвы подойдет не каждому, а только искусному в этом деле. Лучшим помощником в направленности молитвы, а точнее молитвословия, который не просто позволяет совершать молитву с меньшим трудом, но и который покажет правильный стиль и смысл молитвы, очистит её от примесей эгоизма и заблуждений, является молитвослов.

Молитву дома можно сравнить с телефоном или видеосвязью, где возможны помехи, где домашние твои могут тебя отвлекать разговором, просить помощи, или просто самим своим присутствием вынуждать на более простые и приятные заботы, чем молитва. Но даже преодолев все эти искушения требуется что-то, что сконцентрирует внимание на молитве. Сложно молиться закрыв глаза. Сложно молится смотря в стенку или окно. Если обратить внимание на то, как мы говорим по телефону, то можно заметить, что во время разговора глаза не смотрят на что-либо, не концентрируют внимание на окружающих людей, предметы. Даже сложно вспомнить куда мы смотрели, и что нам говорили параллельно с разговором. А все потому, что внутренний взор души устремлен на разговор, и окружающий мир только отвлекает. И лучшим помощников в концентрации взора души на молитву является икона, а еще лучше особо оформленный иконный уголок. Ведь икона является отображением того, кого мы желаем видеть. Это искреннее желание видеть Бога своими глазами ясно проявляет Иов (19, 26). Любимого не хочется просто читать (его письма), его не хочется просто слушать и видеть на расстоянии. С ним хочется быть непосредственно, лицом к лицу, рукой к руке.

И для более полного осуществления этого желания существует храм, в котором общение происходит лицом к лицу. Где долгое ожидание письма, где помехи и «я тебе перезвоню» не пройдут бесследно, и будут являться откровенным оскорблением Того, с кем идет разговор. Храм это место, где мы непосредственно соприкасаемся с Богом, с его энергиями и плотью. Где мы непосредственно соприкасаемся с плотью святых (мощи).

Конечная цель Церкви это непосредственность. Непосредственность в общении с Богом и святыми. А все остальное, что только имеет в себе Церковь суть выверенные веками средства, которые помогают нам в тернистом пути поста и молитвы. Будем же хранить эти средства как наследие святых, как результат побед.