Прелесть - это в нашем лексиконе в бытовом: "Ах, какая прелесть". На самом деле прелесть от слова "лесть", это обман, а прелесть - это такой сложный обман, который так хитро спрятался, что мы его не узнаем. Это лесть в превосходной степени.
То есть, это ложь, в высшей степени правдоподобная и тонко влазящая в душу человека, вот это прелесть.
Это, когда человек возомнил, например, о своей святости или дьявола за Бога признал, или через грех пытается Богу угодить, это нечисть такая всякая духовная. А словесный набор языковой, светский считает прелесть высшей степенью красоты: "прелестная головка, прелестные локоны, прелестная походка", все прелестное такое.
На самом деле это все обман в высшей степени. В духовном смысле прелесть - это дьявольская ловушка, которая ловит самых сильных, самых умных. Дурака можно ловить рублем, колбасой, пивом с водкой, бабой, властью какой-нибудь примитивной, например, начальником ЖЭКа ему предложили сделать, и он осатанеет от счастья. Это все несерьезно, дьяволу не тяжело, а поймать крепкого мужика, духовно поднимающегося вверх постепенно - надо его обмануть.
Как? Прелесть. Ты святой, ты хороший, все, ты спасешься - это прелесть. Потом лукавство - это брехня всякая, когда мы льстим начальству, жены мужьям лгут, мужья женам лгут, дети родителям лгут, начальники - подчиненным, все всем лгут, лукавят, надевают маски, потом у них вечером устают мышцы лица, ноги болят, руки болят, но больше всего болит лицо. Потому что лицо изображает ненужные гримасы всю жизнь. Дух прелести, дух лукавства, дух идолослужения, то есть, дух поклонения ложным богам, богатству, например.
О.Андрей Ткачёв
Популярное видео
-
1:19:19
☨ Уникальные записи проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Владимир · 1030 просмотров -
Олег Газманов - Вперед, Россия! (новая ссылка)
аккаунт удален · 1126 просмотров -
И еще раз об Украине..Протоиерей Андрей Ткачёв.
Громовы Валерий и Людмила · 919 просмотров
С Днем Рождения, отец Андрей! ☺
Ну вот, ящик комплементов для супруги, откуда поутрам и вечерам слова достаю, уменьшился еще на одно :smile: Ну и ничего, много сладкого вредно. Спасибо о.Андрей, все верно сказали. И смысл я понял, не сколько в слове дело, сколько в лукавстве нашем. Частом.
Отец Андрей, спасиБо вам за ваши проповеди!!!! Храни вас Бог!!!
С точки зрения христианина – это нелепость, искажение одной из важнейших основ нашей христианской жизни.
Истинному христианству свойственно именно христианское возвышение, углубление мирских понятий – с сохранением их словесной формы.
Так, многие ветхозаветные и даже языческие праздники получили и...
Развернуть
С точки зрения христианина – это нелепость, искажение одной из важнейших основ нашей христианской жизни.
Истинному христианству свойственно именно христианское возвышение, углубление мирских понятий – с сохранением их словесной формы.
Так, многие ветхозаветные и даже языческие праздники получили истинно христианское наполнение. Пасха, Красная горка, Масленица.
А сохранение самого слова, при его истинном наполнении, напоминает нам о таком возвышающем действии христианства на нашу жизнь, на истинное освещение мирской жизни.
И почти все понятия, почти все слова в нашей мирской жизни получают высшее христианское наполнение при сохранении их звучания – свидетельствуя о животворности нашей веры истинным наполнением обычных понятий. В том числе главных в нашей церковной жизни: любовь, радость, жизнь, Церковь, жертва.
К примеру, слово «церковь» («экклесиа» по-гречески) прежде означало просто «собрание» – а сейчас, у нас, это живое единство в истинной вере всех истинно верующих, живых и мертвых. Но это у нас – а у Свидетелей Иеговы, например, в обиходе просто слово «собрание», причем без христианского наполнения этого слова.
Также и жертва, у язычников задабривающая идола, зачастую кровавая и даже человеческая – и жертва христианская.
В миру прелесть – это соблазнение, лукавое привлечение чем-то скрыто-низменным. Но это лишь темная сторона – которую нам, христианам, нельзя принимать за основу.
Даже в миру мы часто применяем слово «прелесть» к тому, перед высшей красотой чего истинно замирает наша душа. Прелестный ребенок, прелестная женщина, прелестное создание, прелестный цветок.
И в Церкви следует именно здраво возвышать понятие «прелесть», имеющее в миру такую светлую сторону – а не топтать его, смешивая с грязью его темной стороны, которая присутствует почти во всех словах.
Как понятие «собрание» мы возвысили до понятия Церкви – а не растоптали сравнением со сборищем, шайкой, бандой, хотя в миру именно это и преобладает.
У нас же именно все радостное, в нашей жизни видное «как через тусклое стекло» (по выражению св. ап. Павла), имеет для нас привлекательность.
И для выражения очарования такой полускрытой истиной Божией в Божием творении подходит именно слово «прелесть» в его именно светлом, христианском приложении. Именно в таком очаровании Истиной Божией мы применяем слова «радость», «сладость» и многие другие внешне мирские слова, которые в миру также имеют и темные стороны.
В слове «прелесть», помимо темного смысла, есть и покорение высшей привлекательностью, истинно высшей жизнью.
Приставка «пре-» в нашем христианском языке часто означает наивысшее божественное освещение всего полускрытого, полуосвещенного для нас в мире: в святости, высоте, благословенности, красоте. Пресвятая, превысшая, преблагословенная, прекрасный – и прелестный. Хотя многие из этих слов и имеют чисто мирскую, даже темную сторону – разве следует в них топтать светлое, оставляя только темное, как мы только что видели ?
Полностью же отрицая слово «прелестный», мы отвергаем привлечение нас очарованием полускрытой, еще неведомой, лишь частично открытой для нас божественной жизнью, в том числе очарование истинной живой красотой женщин, детей, цветов, многих прелестных Божиих созданий.
Здесь же явно другое стремление: найти в церковном освещении нашей жизни темные пятна – и распространить их на все, что можно.
Ну, а чего еще можно ожидать от рассуждений с постоянным применением в проповедях слов «бабы», «брехня» и им подобных… Только распространения у нас именно грязного лексикона – а не возвышения лучшего из того мирского, что уже имеет ростки горнего, христианского.
Не зря св. ап. Иуда предостерегал: «обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд 1:23) – имелось в виду именно облачение проповеди в непотребные слова.
Можно, конечно, лукаво говорить о прямом понимании этих слов – в оправдание подобных вывертов. Но результат будет налицо – именно тот, от которого и предостерегал апостол.
… ) …
Свернуть
То же самое со словом "гордость", "гордиться". "Мы гордимся своей страной!" - и снова лукавый навострил ушки...
Апостол Павел в этом случае употребляет слово "хвалиться".
И еще одно опасное словечко - "кумир".
"Он/она - мой кумир!" - говорим мы, не задумываясь, о любимом актере, певце, спортсмене... Так ли уж это безобидно?