Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Статья о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанская Вязниковская

Статья написана еще в прошлом году. Так сказать, заготовка )

Почитание Казанской иконы Божией Матери на протяжении вот уже почти четырёх с половиной столетий занимает одно из самых почетных мест в сердцах православного российского народа. С этим чудотворным образом, явление которого произошло в 1579 году в Казани, связаны ключевые моменты нашей истории. Это и укрепление власти Русского государства в присоединенном в 1552 году Казанском ханстве, и избавление от польской интервенции в 1613 году, установление династии Романовых, а также чудесная помощь в Отечественных войнах 1812 и 1941 годов. Однако самым главным в истории образа Божией Матери Казанской является его духовное влияние на многие поколения наших соотечественников. Подтверждением этого можно считать огромное количество списков Казанской иконы, распространившихся по всей стране, многие из которых стали чудотворными.
Владимирская земля особенно выделялась тем, что здесь было обретено сразу 2 таких чудотворных образа: Казанская Вязниковская (явлена 1623 г.) и Казанская Суздальская (явлена в 1625 году). Обе иконы были написаны преподобным Иоакимом Шартомским, иноком и затворником Шартомского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря близ Шуи (ныне Ивановская обл.). К сожалению, после прихода к власти большевиков, когда повсеместными стали изъятия церковных ценностей, Суздальская икона исчезла и о судьбе её доподлинно ничего не известно. Сохранилась только архивная фотография, которая сейчас хранится в Петербургском филиале Архива Российской академии наук (Ф. 155. Оп. 2. № 152). Казанскую Вязниковскую икону удалось спасти, и мы остановимся на её истории более подробно.
Как уже говорилось ранее, Вязниковская икона Божией Матери, являющаяся списком с Казанской иконы, была обретена в 1623 году, в Вязниковской слободе Ярополчской области Владимирского уезда (с 1778 года г.Вязники). Слава о происходивших от неё чудесах дошла до Царя Михаила Феодоровича и Святейшего Патриарха Филарета. В октябре 1624 года, высочайшим указом была создана специальная комиссия для освидетельствования иконы, в которую входили «архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами» [1]. Прибывшая на место комиссия не просто услышала рассказы о чудесах, исходящих от иконы, но и сама стала их свидетельницей: «13 октября во время божественной литургии последовало от той иконы исцеление дьячку Иродиону…, тогда же после молебного пения получила исцеление деревни Насекиной, крестьянка Ксения Семенова, не видевшая одним глазом несколько лет» [Там же.]. С этого момента было приказано описывать и другие чудеса, бывающие от этой иконы. Данные записи проводились до июня 1703 года, и к этому времени было засвидетельствовано порядка 270 чудес. На основании этих записей в 1907 году протоиереем Казанского собора Василием Орловым составлено «Сказание о чудесах бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери».
К середине XVII столетия Вязниковская Казанская икона приобрела уже общерусскую известность. О её значении красноречиво говорит то, что в 1640 году к ней совершил паломническую поездку царь Михаил Феодорович [2], а при его сыне, царе Алексие Михаиловиче, в 1670-1674 гг. на средства царской казны и мирского подаяния, на месте старой деревянной церкви была построена каменная соборная Казанская церковь. Согласно записям в делах патриаршего казенного приказа, это была «церковь каменная о пяти главах, с трех сторон церкви каменные паперти. В церкви царские двери, сень, столбцы резные сквозные золочены, травы виноградные. По правую сторону от царских врат местные иконы: образ Всемилостивейшего Спаса, там же Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Казанския» [3].
Первый ежегодный крестный ход с Вязниковской Казанской иконой Божией Матери появился в 1708 году и был приурочен к освящению восстановленного Казанского собора. В 1703 г. в нём случился пожар, и после этого икона на протяжении 5 лет, пока шли работы, находилась в выстроенной рядом теплой Никольской церкви. С 1771 года был установлен еще один крестный ход, проводимый в 10-ю субботу по пасхе. Его маршрут проходил из Вязников в погост Никологорский через деревни Лукново и Синяткино и был посвящен избавлению этих мест от страшной моровой язвы. Другой ежегодный крестный ход появился и в 1892 году, в память об избавлении города Вязники и его окрестностей от эпидемии холеры 1891 года. Он проводился в последнее воскресение перед храмовым праздником 8 (по новому стилю 21) июля[4]. Во всех дальних крестных ходах принимала участие не сама чудотворная икона, а её список, созданный в XVIII веке, и имеющий вид складня с образами святых.
После революции новые безбожные власти не раз пытались посягнуть на икону, в особенности на её украшения, которые к этому времени состояли из «серебряного, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями (в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича). Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях к-рой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела, святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами, выше - изображение Триипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от Вязниковской иконы» [Там же]. Однако духовенству и прихожанам удавалось долгое время защитить икону, отдавая взамен другие ценности.
В 1929 году соборный Казанский храм был разрушен, но икону удалось спасти одной из вязниковских семей. В октябре 1945 года, когда указом члена Политбюро ЦК ВКП(б) М.И. Калинина был открыт Крестовоздвиженский храм, икона вернулась Церкви. К сожалению, прежний оклад иконы и другие украшения не сохранились.
Сейчас Вязниковская икона Божией Матери располагается справа перед алтарем в Крестовоздвиженской соборной церкви. Она украшена объёмной ризой, шитой жемчугом, а также чеканным серебряным окладом второй половины XIX в., выполненным московскими серебряниками И.В. Захаровым и Н.Свечиным для другой иконы.
Ежегодно, в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской, в Вязниках проходят обширные торжества, которые традиционно возглавляют архипастыри земли владимирской. Для всей России Казанская икона Божией Матери стала олицетворением побед Русского войска, Покровительницей государства Российского. Поэтому множество людей приходит поклониться в это время ко Пресвятой Богородице и её Вязниковскому чудотворному образу, чтобы от всей души воскликнуть, «Радуйся, Заступнице усердная, рода христианского!»

диакон Виктор Маряшин.

1. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон». Снессорева, София Ивановна
2. Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 646-647
3. Цитировано по: vyazniki.ru/s-kazanski
4. А. В. Маштафаров. Статья «ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ», www.pravenc.ru/text/161155.html

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Поэзия

    Сообщество