Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ВЗЫЩИТЕ БОГА, И ЖИВА БУДЕТ ДУША ВАША. orthodox-newspaper.ru

ссылка
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

- Тема нашей беседы: «Священное Писание. Книга книг – Библия». На просторах интернета встретил такое выражение: «Тот, кто читает газеты, знает, что в мире происходит, а тот, кто читает Библию, знает – почему».
Почему же сейчас так важно знать Священное Писание, читать Библию, понимать ее и, скажем так, с ней не расставаться?
– Я продолжу эту мысль выражением не из интернета, а из книг. Книги делают человека умнее, а газеты нервным, поэтому тот, кто читает книги, управляет миром, а тот, кто читает газеты (сейчас вместо них интернет), становится управляемым. Мы должны управлять своим умом, мыслями и чувствами, поэтому Священное Писание чрезвычайно важно для нас. Конечно, можно подумать, что мы не богословы и с утра до ночи заняты работой, иногда двумя и тремя, как-то не хватает времени.
Не хватает времени? Ну хорошо. А что говорит Господь в первых строках Священного Писания? Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Не хватает времени? На что? На разговор с Богом? Почему? Кто-то из умных людей сказал, что когда мы молимся, то беседуем с Богом, а когда читаем строки Священного Писания, Бог беседует с нами. Мы говорим: «Не хватает времени». А если я спрошу: сколько раз в день ты ешь?
- Три раза.
– Да. Завтрак, обед и ужин, какой бы он ни был по наполнению. Вроде бы это нам предписано медициной. Кстати, в монастырях обычно едят два раза в день. На Афоне, например, и в Оптиной пустыни. Два раза в день. Не возбраняется, конечно, какой-то перекус, но в монастырях построже: не три раза в день, а два.
Минимальный прием пищи от 20 до 30 минут. А для этого еще нужно купить продукты, потом приготовить. И это все делается для того, чтобы напитать тело, чтобы оно жило, двигалось и было здоровым. На это мы находим больше двух часов в день. Особенно женщины, потому что это они готовят. Плюс еще потребление пищи по полчаса; или возьмем по 20 минут в день. Три раза по двадцать минут – это целый час.
Я засекал: прочитать короткую главу Евангелия можно за пять минут, длинную за семь. Особенно последние главы о Распятии, о кончине – длинные. Семь минут. Но сопоставимо ли питание тела, которое потом пойдет в землю, и души, которая пойдет к Богу? Поэтому дело здесь не во времени, а в его распределении; дело в любви к Богу и к своей душе. Что для нас важнее?
Мы все-таки плоть. Нам интереснее посмотреть передачу, зависнуть в интернете. Кстати, десятого числа был день памяти Ефрема Сирина и Исаака Сирина, а также день кончины Александра Сергеевича Пушкина. Кто-то его перефразировал: «Я помню чудное мгновенье – мне подключили интернет, и после этого мгновенья меня в реальной жизни нет». Но если бы мы пользовались интернетом для того, чтобы питать свою душу... Сейчас для этого есть замечательные средства, самые разнообразные. В конце концов, думаю, вместо нас спасется Алиса. «Алиса, Евангелие от Иоанна, седьмая глава», – даже этим можно пользоваться, когда готовишь, моешь посуду...
Ну, до бесконечности. Столько времени зря проходит. Можно наполнить содержанием нашу жизнь, а не тратить ее впустую. Кстати, кто-то из умных людей сказал, что настоящая жизнь начинается тогда, когда человек поймет, что она всего одна. Мало того, прошлого дня уже нет, завтрашнего еще нет, и мы можем осознанно проживать во всей полноте только один день – сегодня. Там уже ничего не поправишь. 24 часа в твоем пользовании. И как ты их наполнишь, так и будет.
Наша иллюзия в том, что жизнь очень долгая и времени хватит. Вся жизнь состоит из одной четки, из одного дня, из одного листочка. И тебе именно сейчас надо вписать все на этот листочек, максимально все устроить и сделать, ничего не оставлять на будущее. Кто-то сказал, что «завтра» враг «сегодня». Мы думаем, что жизнь длинная. И по годам-то вроде и длинная, но состоит она из одного дня. А мы без конца обманываемся. Апостол Павел говорит, что нужно дорожить временем, потому что дни лукавы. Это строчка из Священного Писания. Я про себя думал: «А что значит лукавы?» Это обольщение, будто времени много и ты все успеешь, что все еще будет: потом, впереди, завтра. Есть один духовный анекдот о том, как подвижник написал себе на потолке: «Завтра стану верным, целомудренным, усердным, ревностным, молитвенным, благодатным, благодарным». Такой длинный список христианских добродетелей. Но завтра лукавый его бьет в правый бок, а он крестится и говорит: «Ой, слава Богу, что это хоть завтра будет». Так нас обманывает жизнь.
Мысль моя какая? Мы питаем тело, чтобы жить, и так же надо питать душу. Мы восхищаемся Серафимом Саровским, но его биография показывает: у него было это желание, и он его исполнял. Не было ни интернета, ни газет, ни радио, ни телевидения, ни телефона, но я не сомневаюсь, что, если бы даже это все было, он жил бы так же. За неделю он полностью прочитывал Новый Завет. Понедельник, вторник, среда, четверг – четыре евангелиста, пятница, суббота и воскресенье – апостольские Послания (начиная с Деяний и заканчивая Апокалипсисом). Кем он стал? Святым. Он говорил, что наш ум должен как бы «плавать» в волнах Священного Писания. Спрашивают: «Зачем это надо?» Господь сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Кто имеет заповеди Мои. Где имеет? На полке? В кармане? В сумке? Ну хотя бы в кармане. Я у прихожан недавно спросил: «Поднимите руку те, у кого сейчас в кармане или в сумке имеется телефон». 110%. Почему 110%? Потому что у некоторых два телефона: один для внутреннего пользования, другой для внешнего. «Поднимите руку те, у кого в кармане находится молитвослов или Евангелие», – 23 человека из 150 поднимают. Раньше, в советское время, когда этого не было, люди умудрялись от руки переписывать...
Какая была тяга, движение... К отцу Кириллу (Павлову), который был духовником трех патриархов (Алексия I, Пимена и Алексия II), приезжали тысячи людей, когда он еще был в здравии. А потом, когда уже был в затворе в Переделкино, он отвечал на письма. Иногда коротко, иногда пространно. Потом совсем коротко. Последние наставления отца были такими: «Читайте Священное Писание. Запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание». Спрашивается, просто для интереса, для науки, что ли? Нет. Для того, чтобы так жить.
Например, я человек эмоциональный, если не сказать нервный и психованный; может быть, с возрастом стал спокойнее, и все время, когда подкатывало это чувство, возникала такая мысль: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею. Или мысль, что кто-то не так делает, плохо читает или врет. Много было братьев, можно увидеть то одно, то другое. Лукавый подсовывает всякие мысли. И я их гасил какими словами? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Апостол Павел говорит: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
Судит помышления и намерения сердечные – то есть дает понимание, что хорошо, а что плохо, что об этом надо думать, а об этом не надо. Сам не разберешься, а Писание всё высвечивает. Сколько раз оно спасало!
В Оптиной пустыни и лавре богослужение начинается в одно время: братский молебен в 5.30. А в российской армии (не знаю, как сейчас) в мое время подъем был в 6.00 утра, в воскресенье в 7.00. Этот час был очень важный. Однажды архимандрит Михаил мне сказал, что монахи – это воины Христовы, они должны вставать раньше, чем воины земные. Так и есть.
У меня спрашивают: «А Вам спать хотелось?» – «Хотелось». – «А вставать тяжело было?» – «Тяжело». – «А что Вам помогало?» – «Священное Писание». Я как только просыпался, говорил одну фразу: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. То есть я не ожидал, что с радостью встану и побегу, что все это будет легко... Нет. Я знал, что, с одной стороны, это физическая усталость и напряжение, а, с другой стороны, это еще и духовная брань, когда лукавый как будто какой-то бетонной плитой наваливается и не дает встать. Слово Божие помогало, это сразу проходило, не то чтобы мгновенно, но это же решается за доли секунды: встать или не встать, пойти или не пойти. Кстати, Иоанн Лествичник говорит, что начало подвижничества начинается с того, чтобы вставать тотчас, как проснешься. Сразу, как только услышишь будильник. С этого начинается подвижничество. А сколько людей остаются еще на 5 минут или 15, а потом это час, два, и оказывается, что проспали и работу, и Литургию, и всенощную, что угодно. Вот эти пять минут...
Священное Писание помогало отсекать мысли: «Сделать, не сделать? Сказать, не сказать?» За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Апостол Иаков говорит: вера без дел мертва. Иди и делай. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. «Ты хочешь, чтобы тебе говорили таким тоном?» – «Нет, не хочу». «Тогда зачем ты говоришь таким тоном?» Слушайте Священное Писание. Говорят: «Как-то это все сложно». Сложно? А что сложного? Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Это строчки из Священного Писания. Если бы человек, прежде чем говорить или делать, хотя бы на секунду задумывался. Как сказал Серафим Саровский, ум должен плавать в волнах Священного Писания. Это сделает тебя Небожителем. А тебя что интересует? Курс доллара и новости о том, какой окоп взяли? Но эти события повторяются изо дня в день. Есть глобальные срезы. Ну посмотри раз в неделю итоговую передачу, которая идет час или полтора. Будешь в курсе? Да. Но мы залипаем в телефоне до бесконечности.
- Мы читаем разные источники, в которых пишут одно и то же. Думаю, все себя узнали.
– Мало того, каждый день читаем почти одно и то же.
- Это дух времени.
– При этом мы находим время на новости, на события в мире, не находим его на события в душе, на то, как нам жить по-Божию. А потом говорим, что у нас не складываются отношения с детьми, с родителями, на работе. Почему? Потому что мы не знаем, как выстраивать человеческие отношения. А почему не знаем? Потому что находимся в страстях. А что со страстями делать? Писание и говорит: в терпении вашем стяжите души ваша; не судите, да не судимы будете; будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд; дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость; отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. То есть не надо долбить их без конца.
Много есть вещей, которые помогают нам конкретно в сегодняшний день выстроить отношения. Потому что мы раздираемы страстями. Как апостол говорит: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Потому что неконтролируемые мысли, неконтролируемые слова и неконтролируемые поступки. Почему? Ты поступаешь по своей голове, что тебе надуло, что услышал. А зачем на «тяф» отвечать «тяф»? Зачем нам становиться такими же?
- А как это применить на практике?
– У человека два уха и один язык, чтобы больше слушать и меньше говорить. А язык за двумя преградами – за зубами и за губами. И опять обратимся к Священному Писанию: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Ведь вас так и подмывает сказать: «Вы дураки, что ли? Вы что так долго собираетесь? Что никак не оденетесь? Почему ботинки разные?» И кому говорят? Своим детям. Есть такая поговорка: как корабль назовешь, так он и поплывет.
Надо так: «Малыш, ты так опоздаешь к любимой Татьяне Сергеевне…».
- Этому можно всю жизнь учиться.
– Конечно. И нужен ориентир, нужен образ, чего ты хочешь добиться. А если даже нет представления?.. «Давай куда-нибудь поедем». – «Куда?» – «Ну, куда-нибудь!» Это же не просто куда-нибудь поехать, вы же садитесь и определяете, что будете делать в выходные дни. Так и здесь человек должен понимать, к чему ему стремиться в своем внутреннем состоянии, понимать, что такое жизнь по Евангелию и жизнь телесная. И как раз Евангелие об этом говорит. Епископ Игнатий говорит: «Христос сокрыт в Евангелии».
Или говорят: «Я многого не понимаю». Но понимаешь: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд? Делай, исполняй. У святых отцов есть такая мысль: исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь. Нас это должно интересовать больше: жизнь в духе, жизнь по Божией правде, жизнь по вертикали, а не по горизонтали. И вся беда в том, что мы думаем только по горизонтали.
- Вопрос по теме: «Есть совет вообще не принимать никаких помыслов. Например, есть помыслы – переживания. Отдадут или не отдадут зарплату – и все: начинаются качели. Какой прием против этого держать? Как этому научиться? И даже хороший помысел: если начинаем принимать, мы как резина без шипов, нас уже понесло в какие-то дебри».
– Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на Небе, ни на земле». Дело в том, что Богом, Церковью и христианством нам дана великая благодать, великая сила управлять своими мыслями: добрые принимать, злые гасить, святые и праведные обсуждать и думать, как лучше сделать. Исаак Сирин сказал: если не покоришь своего ума Богу, обязательно его покоришь сопротивному. То есть дьяволу. «Праздный ум – седалище для дьявола». Уму надо давать работу. «Свято место пусто не бывает». Наш ум должен быть заполнен. Если он не будет заполнен небом, то будет заполнен землей. Дьявол туда накидает и получку, и жену, и обиду, и новости, и войну, и здоровье, и начальника, и одежду, и еду.
Что угодно. Поэтому ум должен быть занят. А занятость есть, так сказать, разная. Исаак Сирин говорит, что ничто так не вычищает дурные мысли и помыслы, прежнюю жизнь без Бога, как тщательное вникание в смысл Священного Писания. Вот ходи и повторяй целый день одну маленькую строчку. Хотя бы: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Режешь салат: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Лучше заставить себя делать это, чем освободиться и ничего не делать. Мы можем этим управлять.
А подвижники идут дальше. Есть такая духовная поговорка: дело в руках, а молитва в устах. Стираешь, готовишь, моешь, что-то делаешь – можешь слушать Священное Писание, святых отцов или произносить молитву вслух и шепотом. В Оптиной пустыни, в музее, есть солонка, а на ней надпись: «Не гневи Бога ропотом, а молись Ему шепотом». Люди скажут, что это тяжело. Ничего подобного.
Иоанн Лествичник говорит заключать ум в слова молитвы; и сколько бы раз он ни устранился из слов, опять вводить его. Для этого святые отцы дали нам пятисловную Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Или восемь слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Советуют начинать с пяти слов. Почему? Они легче произносятся – и ум не рассеивается. Что это даст? Во-первых, тяжело думать о двух вещах сразу. И когда уже пришла мысль гневливая, блудная, завистливая, раздражительная, ее просто так не выгонишь. Как кто-то сказал: бессмысленно в темной комнате размахивать простыней, чтобы ушла тьма. Что надо сделать?
Свечку поставить или телефон включить. А без этого ничего не сможешь. Нужна работа. Так лучше работать и тратить на свое духовное здоровье столько же денег, сил и энергии, сколько мы тратим денег на телесное. Куда только не ездим, чего только в интернете не прочитаем...
Люди тратят на это определенное количество времени. Но никто не потратит столько времени на симптоматику своей собственной души. Это же какое-то безумие. Нет самого главного понятия, что не хлебом единым жив человек. А под хлебом подразумевается вообще как бы все человеческое благополучие. Господь говорит: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Поэтому чрезвычайно важно питать душу так же, как мы питаем тело, контролировать свой ум, давать ему работу. Если не дашь сам, это сделает за тебя другое духовное существо, именуемое дьяволом. Макарий Великий говорил, что дьявол – дух. И наш ум – это тоже дух, поэтому дьявол имеет доступ к нам посредством нашего ума. Именно поэтому его надо контролировать. Я иногда говорю: «И в радости, и в горести, и даже когда стресс, держите под контролем мозги, язык и вес». В наше время это очень актуально. Оптинские старцы говорили: «Сытое брюхо к молитве глухо».
- Батюшка, спасибо за беседу. Вы так планку подняли! Но не надо расстраиваться, если что-то не получается.
– У отцов есть такой девиз: правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены. В конце концов, хоть по строчке читайте! И еще такой совет: Евангелие должно быть открыто. Потому что нам лень даже открыть книгу. Пусть она будет в открытом виде, потому что от нее идет свет! Ты только рядом прошел, увидел открытой страницу – обязательно заглянешь. Как и в работающий телевизор: мимо него не пройдешь. Так пусть и книга будет открыта.
Духовное сокровище рядом! Не проходите мимо вашего сокровища. Не о хлебе едином будет жив человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих!

Записали: Анна Вострокнутова и Мария Лытасова

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: