О смысле брака или что с «этим» порой происходит...
Брак брака.
Предисловие
Достаточно прозрачно брак описывается с точки зрения духовно-энергетического баланса, причем как по отношению к системе «один человек», так и по отношению к системе «семья». Для обсуждения этой проблемы с нехристианами или с невоцерковленными людьми, которые находятся вне системы понятий «Бог», «благодать», «накопление благодати», «раздаяние благодати», то мы просто слово «благодать» меняем на слово «энергия» или словосочетание «духовная энергия», «энергия любви».
Оговорюсь, что рассуждение будет исходить из следующих допущений.
Во первых, в духовном мире работает система мер и весов, благодатная энергия обладает модулем и направлением.
Во вторых, единственный источник любви, источник благодатной силы – Бог-Любовь. Человек сам продуцировать любовь, генерировать благодать не может – он лишь в большей или меньшей мере полноты способен ее принимать, потреблять, как-то усваивать, как-то перенаправлять.
В третьих, необходимо сказать о различиях в природе мужчины и женщины в отношении восприятия и усвоения исходящей от Бога благодатной силы любви. Мужчина – прямой распорядитель благодатной силы, он ее получает и напрямую от Бога, и опосредованно, из мира. Женщина сама по себе, вне связи с мужчиной лишена возможности в полноте и непосредственно принимать благодать любви. Она всегда в некоторой степени зависима от мужчины в этом смысле. Это не иерархия, это разные роли – мужчина, как «приобретатель» и «управитель», женщина – как «помощник», как «распорядитель». Связка «главный-подчиненный» - это не про любовь.
В четвертых, любовь – это не просто потребление благодати, это взаимообмен, взаимообщение, взаимооборот, взаимоизлияние. Любовь должна все время перетекать внутри системы «Бог-мужчина-женщина-мир». В более узком смысле, в системе «одна плоть» - от мужчины к женщине и обратно, питая их (ведь сказано: «…не хорошо быть человеку одному…» (Быт.2:18)). Вне брака человек также, так или иначе, приобретает и потребляет благодать, ведь Бог содержит его в живых, поддерживает его телесную и душевную составляющую. Но именно в браке полнота этого усвоения достигает своего совершенства.
В пятых, концентрация благодатной энергии где-либо в мире в какой-то заметной мере всегда привлекает желающих поживиться ей. Назовем их условно отрицательными духовными сущностями. Почти всегда это происходит нелегально, против воли ее «законных» обладателей. Более того, эти сущности стараются препятствовать тому или иному соединению в духе любви. В силу их предвечного добровольного отложения от Источника Любви, они не могут получать питание благодатью напрямую, их вектор – разрушение, разъединение, исхищение, питание за счет распада,.
Заранее прошу прощения за то, что рассуждения об идеальных построениях будут постоянно срываться на несовершенство видимого реального положения вещей. А также за то, что все будет излагаться с точки зрения частного опыта, что, возможно, будет выглядеть несколько однобоко, но, как говорится, «у кого что болит», и от субъективности здесь мне не избавиться. Жизнь неизмеримо шире и богаче любых теоретических построений, поэтому вне претензий на полноту охвата вопроса, потрудимся над рассмотрением частностей.
Смысл брака.
Живут два человека, мужчина и женщина. У мужчины в наличии есть какая-то приобретенная им от Бога мера благодати своя, и у женщины есть также какая-то мера.
Что же происходит, когда они встречаются и, как говорят, между ними «проскакивает искра», т.е. они вовлекаются в состояние влюбленности? Происходит выброс или явное обнаружение преизбыточествующей меры благодати в системе, происходит то, что описывается словами «…и будут одна плоть…» (Быт.2:24).
Два сердца срастаются в «одну плоть», а два прежде независимых энергетических, благодатных стартовых капитала объединяются, и, по взаимному согласию («я тебе верю», «я тебе всецело доверяю себя»), становятся одновременно их общим достоянием, и достоянием каждого из них в отдельности.
Благодать «ложится» на благодать и два человека, соединившись в освященном Богом союзе, получают возможность черпать из посылаемой Богом на все творение сокровищницы любви безмерную меру этой благодатной энергии. Ведь подобное прилагается к подобному.
У влюбленных будто «вырастают крылья», они находятся в состоянии эйфории, они видят друг друга в первозданном свете, они не замечают никаких искажений, привнесенных в природу человека в целом, и груза повреждений конкретной личности своего избранника…
Если эта любовь и соединение в «одну плоть» реализуется в браке, то мы говорим, что это нормально, более того, это – идеальная модель. Мужчина, живя в браке, в силу своей активности со временем постепенно повышает «эффективность» усвоения и привнесения в семью благодати любви, и совершенствует способность ее передачи женщине. Женщина же получает от него энергию на поддержание целостности семьи и, в силу своей консервативности, служит семье в качестве объединяющего и сохраняющего начала.
«Отношения» до брака?
Как относится к тому, что происходит «свободных» в отношениях до брака, когда люди начинают жить вместе для того, чтобы «узнать друг друга», или просто, не справившись по присущей всем слабости с засилием движений плоти? Ну что ж… Можно это только констатировать как реальность. Реальность далеко отстоящую от идеала и, к сожалению, практически всегда впоследствии влекущую за собой последствия в виде повреждений разной степени тяжести…
Степень законности брачных, по своей сути и содержанию, отношений, на мой взгляд, влияет на то, какую по модулю меру благодати способна содержать система «одна плоть» в каждый конкретный промежуток времени, а также и на эффективность поддержания баланса «приход-расход» в этой системе.
Что происходит, если не все так идеально уже в самом начале, то есть их влюбленность протекает вне брака? Влюбленные люди, пребывая в состоянии небывалого душевного подъема, начинают налево и направо благодатную энергию расточать, мера благодати системы «одна плоть» начинает постепенно снижаться. В силу незаконности союза, количество усваиваемой благодати неуклонно с течением времени снижается, розовые очки начинают тускнеть, обозреваемый мир возвращается к обычному, знакомому виду, становятся очевидными недостатки избранника, выясняются негативные частности и подробности, отношения охлаждаются…
Затем, почти неизбежно, обнаруживается вопрос о целесообразности сохранения этих отношений, появляются мысли «а надо ли?» и «сколько можно терпеть?». Союз приходит к грани распада. Срок «затухания», конечно же, в разных случаях разный и зависит от множества факторов (стартовый духовно-благодатный капитал, опыт предыдущей жизни, первоначальные обстоятельства влюбленности, мера ответственности и искренности отношений и т.д.). При отсутствии намерения и сил терпеть, «одна плоть» скорбями приходит к вопросу о тяжелейшей болезненной операции разделения «сиамских близнецов». Занавес.
Брак, освященный Богом
Что бы было, если бы питание любовью не истощалось, как можно предположить в сознательных, освященных Таинством брака союзах?
Если женщина и мужчина живут в любви и согласии, то благодатная энергия любви расходуется и восполняется синхронно, более того, просто так, помимо их воли из их системы «одна плоть» ничего нельзя исхитить – система стабильна, и год за годом служит надежным местом их движения в обстоятельствах жизни. В такой системе благодати «на сторону» уходит мало. Ее большинство воплощается, реализуется в таких видимых проявлениях, как благословение в рождении детей, в постройке дома, в обретении и распоряжении тем или иным достаточным уровнем благосостояния…
С помощью Божией питание энергией любви в освященном браке не оскудевает до критических отметок. Вторгающийся в систему негатив и влекомые им нестроения постепенно «перерабатываются» пребывающими во взаимной любви супругами через механизмы терпения, через «…друг друга тяготы носите...» (Гал.6:2) и через «…сносить немощи бессильных и не себе угождать…» (Рим.15:1). Возможно, это должно происходить, и часто происходит через поочередное претерпевание скорбей от второй половины, через обнажение, обличение в духе любви ее текущих недостатков, внешних или внутренних угроз, их обсуждение и принятие восстанавливающих согласие и мир системы решений.
В закрытой, защищенной от внешнего внедрения системе «одна плоть» все хорошо – происходит взаимообщение любви. Такие браки называют благословенными. Благодатная энергия беспрепятственно принимается мужчиной от Бога и передается им любимой женщине. Канал это постоянно расширяется и укрепляется. Женщина, возвращая мужчине любовь и ласку, работает на сохранение стабильности сложившихся отношений. В их жизни присутствует Бог.
О «власть имущем»
Жена должна подчиняться мужу, но подчиняться ему не из страха, а по любви, как власть имущему. Она должна признавать его власть над ней. Власть во имя единоначалия. Не более. Муж же в отношении семьи и жены должен быть пастырем. То есть должен ежесекундно «полагать душу свою за овцы своя» (см. (Иоан.10:15)). А овцы должны знать голос пастыря и слушаться его (см. (Иоан.10:4)). Муж здесь получает от Бога власть, имея на себе венец начальника. Как Христос – Глава Церкви, так и муж – глава своей семьи – малой Церкви.
Если этот духовный паритет нарушен, в совокупность семьи через «неплотности» получает доступ сатана. Пока ничего не подозревающий супруг чем-то увлечен - либо каким-то «важным» для него делом (хобби, увлечения, спорт и т.д. либо откровенно ходит путями блуда) - он оставляет внимательное незримое попечение о своей семье, как о стаде, и тогда в систему внедряется резидентура сатаны, клин разобщения «вбивается» еще глубже.
В «отсутствие» мужа эти шпионы начинают «разлагать» жену. Вполне возможно, какое-то время жена, имея доверие к мужу и какой-то нравственный иммунитет, «держится», отвергает всякие искушения. Но вследствие поврежденности и мира и каждого человека, нельзя не учитывать фактор долговременности воздействия. Если опасность ситуации не распознается вовремя мужем, не возвращается его усилиями к какому-то понятному и осознанному контролю, то со временем сатана получает все больше и больше власти внутри закрытой прежде системы. А его мегацель – разделение. Сатана сквернит семью и доводит ее до развода.
Пока муж какими-то подвигами не начнет работать на то, чтобы вернуть себе венец «власть имущего» и пастыря, будет стоять большой вопрос: подчинится ли ему жена. Подчиниться по любви. Искренне.
Реалии брака
Что же происходит в неидеальном случае? Любой союз испытывает два рода негативного воздействия: один источник находится внутри системы, в виде наличия повреждений каждого из членов семейного союза, второй – постоянно влияет на систему извне, в виде импульсов отрицательных духовных сущностей, или в виде искушений.
Если в условиях того или иного рода негативного воздействия мужчина или женщина не могут справиться с трезвым управлением общим благодатным потенциалом, т.е. начинают совершать поступки, которые угрожают целостности системы, они быстро расточают имеющуюся в наличии благодать. Вследствие этого защита нарушается, происходит разобщение, супруги попадают в сферу влияния сущностей, желающих поживиться за счет расточаемой ими «на сторону» благодати. Через нарушение целостности системы отрицательные духовные сущности получают доступ внутрь и начинают соблазнами и апелляцией к гордости вести свою подрывную деятельность, постепенно истощая ресурсы (самая проста тема в данном случае – блуд).
Заметим, что если брак освящен Церковью, то потенциал защиты против влияния отрицательных духовных сущностей значительно повышается.
Таким образом, если о взаимообращении любви не заботиться, не жить в духе любви, а рассеивать благодатные силы на разные сторонние вещи и устремления (какими бы они ни были – возможно, внешне благочестивыми, нейтральными или, тем более, откровенно духовно опасными, развратными, деструктивными), то так или иначе, мера благодати системы «одна плоть» начинает неуклонно падать. Постепенно распознается ее дефицит, голод. Более того в смеси с ядовитыми вливаниями в систему со стороны отрицательных духовных сущностей, благодатное питание теряет свою былую силу, и даже зачастую в искажении представляется в качестве источника беспокойства или угрозы.
В условиях недостатка благодатной энергии два человека начинают по плотскому инстинкту самосохранения и под влиянием «разделителей» снижать, чем-то замещать или вовсе пресекать общение друг с другом. Внешне выражается это в потере доверия, недоговорках, взаимных секретах, раздражительности.
В этих обстоятельствах система становится еще более доступной для негативного влияния и, под действием противных любви сил, зачастую вовсе прекращает свое нормальное существование - круговорот любви искажается, истощается, становится ущербным, оба человека пытаются выживать в условиях автономного существования, выходить на свой благодатно-энергетический баланс, отдельный от другого.
Еще раз о противниках
В силу повреждения природы человека грехом, а также из-за того, что в нашем мире присутствуют недружелюбные человеку духовные силы во главе с диаволом, которые по злобе своей стремятся уничтожить отношения любви между людьми и между Богом и людьми, происходят разделения в любви.
Диавол – по своей злобе и зависти есть вдохновитель и осуществитель всякого разделения и разъединения. Его задача – не допустить пребывания людей в любви, а впоследствии как можно эффективнее заставить человека дольше и глубже жить в этом разделении, в чем то его оправдывать и чем то подпитывать.
В таких условиях влияния вот что происходит с «зараженной» взаимным недовольством семьей. Через гордыню, через духовно-душевное несовершенство или, прямо скажем, блуд (причем не столь важно, только лишь в мыслях, или в материальной реальности) постепенно возникают трещинки и разрушения, которые начинают активно расширяться, разрабатываться с помощью и под влиянием темных сил.
В реальности семьи это выражается в том, что мужчина или женщина, или оба сразу, начинаю терять доверие к своей «половине». Искренний и неограниченный взаимообмен любви значительно сокращается, оба приходят в «боевое» положение и спешно «задраивают люки» - «не отдавать! Самим нужно!». Благодатный поток истончается до тоненького ручейка либо пока не иссякнет совсем, до тех пор, пока человек не выйдет из общей системы «одна плоть» и не переключится на другого донора или реципиента.
Следует признать, что за время семейной жизни любая пара неоднократно испытывает на себе со стороны противных любви сил подобные «наезды» с целью разрушения семьи. Чем больше люди живут вместе, тем более накапливается таких вот искушений и нестроений. Сквозь вновь и вновь образующиеся в системе «одна плоть» прорехи, бесами исхищается благодать и, зачастую через внедрение некоей «третьей стороны» стимулируется усиление разделения, вплоть до развода.
Опыт «третьей стороны»
Процессы, происходящие в плоскости духовно-благодатного потенциала семьи в условиях взаимного недоверия и следующего за ним разделения можно представить следующим образом.
К примеру, у мужчины появляется любовница, он впадает в прелюбодеяние. Кто она такая с точки зрения обмена благодатью? Это еще один «приемник» той благодати, которую получает в распоряжение от Бога мужчина для своей семьи. Причем не важно, кто она, эта любовница – семейная, разведенная, или вообще молодая, не «обремененная» никаким жизненным опытом девушка. Суть одна – если до впадения в прелюбодеяние у мужчины был один цикл взаимообщения, одно «кольцо» благодатного тока, то здесь искусственным, совершенно чуждым и насильственным способом появляется второе такое кольцо, второй поток. Всю входящую благодать он вынужден в тех или иных пропорциях теперь делить на двух женщин.
Чем же так при всей незаконности сторонней связи бывает влеком мужчина? На первом этапе протекания противозаконной влюбленности мужчина получает широчайший доступ к мере благодати чужой женщины, соединяется с ним, и, обретая еще одного «благодарного» и покладистого реципиента, вовлекается в сильный и взаимный круговорот «любви». Все, что бы он ни делал, превозносится любовницей до небес - мужчина купается во власти, обладании, лести и почитании… Это настолько контрастирует с той ровной жизнью, которая протекает в семье, что в условиях бури чувств и эмоций, разум мужчины лишается возможности трезво оценивать ситуацию…
Попутно противники купируют приступы совести - мужчина по их наущению рассуждает: «…ну что плохого в том, что у меня будет любовница? Все так живут. Я же не ухожу из семьи, я по-своему люблю жену, я приношу в семью материальный достаток, я забочусь о своих детях, о нашем доме…».
Та же женщина, которая жила с ним в браке, сразу чувствует оскудение любви, даже если ничего и не знает (говорят, что женщина «интуитивно» остро чувствует появление соперницы). Невольно супруга прелюбодея переходит на режим усеченного благодатного «пайка». Практически сразу взвывает сирена, объявляется внутренняя «воздушная тревога», и существование женщины переводится на военное положение. Жена, почувствовав утечку благодатной силы из системы «одна плоть», пытается как-то этот вопрос разрешить: угрозами, скандалами, обличениями, различными выходками…
А что в то же время происходит со стороны любовницы? Она ведь не какой-то монстр, она тоже живой, питающийся благодатью человек… Жила женщина одна-одинешенька и никакого взаимообмена любви не было. А тут она вдруг, волей или неволей, входит в орбиту влияния мужчины и «подключается» к его «ретранслятору» благодати, образуя второе «кольцо» взаимообмена. У нее открывается возможность (вне зависимости от степени осознания), получать определенную меру благодати. От внезапно открывшейся опьяняющей реальности питания благодатью, женщина-любовница зачастую теряет всякие нравственные сдерживающие ориентиры и вступает в борьбу за максимально полное обладание мужчиной, бросается в решительный «последний бой», стремясь отсечь мужчину от его семьи, избавившись от лишнего в ее системе координат балласта первого, законного кольца благодатного энергообмена.
Если мужчина поддается любовнице, то, рассуждая о том, «зачем ему такая худая жена», которая еще что-то от него требует, отказывается от жизни с ней и уходит к другой женщине.
Финал. Семьи нет.
Печальный вариант
Несмотря на то, что некогда два человека по воле Божией, вступив в брак, стали «одна плоть», вследствие факта разделения происходит нечто подобное рассогласованию в действиях членов этой «одной плоти».
Любовь же – это взаимообщение, это всегда круговорот, «взаимоизлияние», это двусторонняя связь (причем неважно, о чем речь – об отношениях между людьми или отношениях человека с Богом). Как только эта связь становится ущербной, теряет свою полноту, человек вынужденно «садится» на голодный паек.
Затем, вследствие присутствующего в каждом человеке эгоизма, да еще под влиянием отрицательных духовных сущностей, на месте растерянной любви взращивается гордыня, которая говорит: «…зачем терпеть? Все! Мне достаточно! Я как то же существовал до брака. Буду и дальше жить «при своих»!..».
Поскольку женщина не имеет возможности сама привносить извне в свою систему полноту меры благодати, она начинает постепенно угасать. Зачастую в этом состоянии она предпринимает лихорадочные попытки поиска «настоящей любви», а именно – мужчины, которого бы она «любила» и который ее будет «любить». Фактически это означает: «мне необходимо как-то питаться благодатью, мне надо найти человека, который бы вновь во взаимообщении запустил во мне прерванный круговорот любви и благодати».
Все вроде бы понятно: одного, «плохого» мужчину женщина оставляет, с другим, с «хорошим» и «любимым», она начинает вновь строить совместную жизнь. Есть одно «НО». В Евангелии однозначно и неоднократно сказано, что не бывает «двух» мужей или двух жен: «…И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» (Иоан.4:18), и «…кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует…» (Мар.10:11, 12).
Таким образом, как женщина, так и мужчина, выходя из брачного союза, остаются, тем не менее, связанными с тем супругом, с которым они были соединены и жили более или менее продолжительное время. От этого каждый из них нимало впоследствии страдает.
… вариант
Со временем у разобщенных супругов неизбежно происходит отрезвление. Ушедший из семьи к любовнице мужчина видит, что страдает его семья, страдает его некогда горячо любимая женщина, его дети... Мужчина прекращает отношения с любовницей, возвращается в семью, кается перед женой, и если она его прощает, они мирятся, постепенно зарождается новый круг взаимообращения любви в их системе «одна плоть».
Андрей мне кажется что все слишком усложняете.Любовь это способность отдавать что либо.Жить не для себя любимого :simple_smile: а для других.Вот как бы и все.И это касается не только отношений между мужчиной и женьщиной но и вобще взаимодействия человека с внешним миром. Умееш отдавать значит ум...
Развернуть
Андрей мне кажется что все слишком усложняете.Любовь это способность отдавать что либо.Жить не для себя любимого :simple_smile: а для других.Вот как бы и все.И это касается не только отношений между мужчиной и женьщиной но и вобще взаимодействия человека с внешним миром. Умееш отдавать значит умееш любить :sunglasses:
Свернуть
Андрей, Вы так складно все изложили. А что происходит в том случае, когда один из супругов умирает? Почему такое случается? Очень интересно было бы узнать Ваше мнение.
Андрей мне кажется что все слишком усложняете.Любовь это способность отдавать что либо.Жить не для себя любимого :simple_smile: а для других.Вот как бы и все.И это касается не только отношений между мужчиной и женьщиной но и вобще взаимодействия человека с внешним миром. Умееш отдавать значит ум...
Развернуть
Андрей мне кажется что все слишком усложняете.Любовь это способность отдавать что либо.Жить не для себя любимого :simple_smile: а для других.Вот как бы и все.И это касается не только отношений между мужчиной и женьщиной но и вобще взаимодействия человека с внешним миром. Умееш отдавать значит умееш любить :sunglasses:
Свернуть
Александр, цель вышеприведенных рассуждений - не сказать ЧТО такое любовь и КАК она осуществляется в мире. С тем, что Вы написали в комментарии я согласен полностью. Цель иная: попытаться нащупать хоть какой-то фундамент для синергийного, желательно осмысленного и практически исполнимого выстраив...
Развернуть
Александр, цель вышеприведенных рассуждений - не сказать ЧТО такое любовь и КАК она осуществляется в мире. С тем, что Вы написали в комментарии я согласен полностью. Цель иная: попытаться нащупать хоть какой-то фундамент для синергийного, желательно осмысленного и практически исполнимого выстраивания частностей своей, прежде всего (!) семейной жизни. Вопросов в отношении духовного бытия семьи огромное количество. Но в Предании Церкви этот вопрос в подробностях и системно не освещался почти никем из немонашествующих. У уважаемых монахов, святителей, материалы на эту тему есть (к примеру, у свт. Иоанна Златоуста), но они изложены достаточно общими словами.
Свернуть
Андрей, Вы так складно все изложили. А что происходит в том случае, когда один из супругов умирает? Почему такое случается? Очень интересно было бы узнать Ваше мнение.
Анна, что по поводу смерти... Приведу выдержку из своей переписки: "...По поводу того, что случается с человеком, когда он умирает… Это прилагалось к беседе о мытарствах, но потом как-то вышло в перспективу того, как быть людям, которые живут вместе, которые растят деток, которые за время совмест...
Развернуть
Анна, что по поводу смерти... Приведу выдержку из своей переписки: "...По поводу того, что случается с человеком, когда он умирает… Это прилагалось к беседе о мытарствах, но потом как-то вышло в перспективу того, как быть людям, которые живут вместе, которые растят деток, которые за время совместной жизни становятся близкими и родными… Как же так, что в будущем веке они будут призваны в первую очередь к богообщению… и как быть с той близостью, которая сложилась в земной жизни – когда мы умрем, рядом ли мы будем с нашими супругами?
Так вот… была высказана такая мысль, что именно феномен любви явленной в этом мире, как принадлежность исключительно божественной природы… он и является звеном, связывающим людей и в этой жизни, и, в силу своей надмирности, в силу своей принадлежности Богу, переходящим и в жизнь будущего века. Любовь поэтому не испытывает никакого ущерба от того, что переходит границу жизни и смерти…
Любовь, она принадлежит, таким образом, реальности обоих миров, по божественному плану, и, как раз, может служить той связью, которая раскроется в полноте уже в будущем веке…
И этим людям, которые любят, которые соединены любовью в этом мире… пусть такой несовершенной, эгоистичной, может быть любовью, нестойкой… если они ее сумеют сохранить и пронести, то в реальностях будущего века они увидят ее идентичность образу Божественной любви по отношению ко всему, что есть… Той Любви, которая никогда не изменялась и не прерывалась, которой до сих пор все живится и двигается и которая никогда не престанет…"
...а вот прп. Паисий Святогорец пишет своему духовному чаду: «…А моя любовь к счастью такого рода – она духовна, подобна ангельской. Для нее не существует расстояний и связь между нами не прервется ни в этой жизни – несмотря на то, что мы находимся вдали друг от друга, ни в жизни будущей, лежащей еще в более дальних далях, которые тоже станут близкими, потому что нас соединяет Любовь – Христос…"
Как видно - я за то, что только любовью можно выверять существующую связь с нашими близкими, тем более - с умершими, тем более - с усопшими супругами... Смогли сохранять и пестовать искреннюю любовь - предполагаю, что найдетесь и по воскресении, не смогли - не берусь сказать...".
Свернуть
Анна, что по поводу смерти... Приведу выдержку из своей переписки: "...По поводу того, что случается с человеком, когда он умирает… Это прилагалось к беседе о мытарствах, но потом как-то вышло в перспективу того, как быть людям, которые живут вместе, которые растят деток, которые за время совмест...
Развернуть
Анна, что по поводу смерти... Приведу выдержку из своей переписки: "...По поводу того, что случается с человеком, когда он умирает… Это прилагалось к беседе о мытарствах, но потом как-то вышло в перспективу того, как быть людям, которые живут вместе, которые растят деток, которые за время совместной жизни становятся близкими и родными… Как же так, что в будущем веке они будут призваны в первую очередь к богообщению… и как быть с той близостью, которая сложилась в земной жизни – когда мы умрем, рядом ли мы будем с нашими супругами?
Так вот… была высказана такая мысль, что именно феномен любви явленной в этом мире, как принадлежность исключительно божественной природы… он и является звеном, связывающим людей и в этой жизни, и, в силу своей надмирности, в силу своей принадлежности Богу, переходящим и в жизнь будущего века. Любовь поэтому не испытывает никакого ущерба от того, что переходит границу жизни и смерти…
Любовь, она принадлежит, таким образом, реальности обоих миров, по божественному плану, и, как раз, может служить той связью, которая раскроется в полноте уже в будущем веке…
И этим людям, которые любят, которые соединены любовью в этом мире… пусть такой несовершенной, эгоистичной, может быть любовью, нестойкой… если они ее сумеют сохранить и пронести, то в реальностях будущего века они увидят ее идентичность образу Божественной любви по отношению ко всему, что есть… Той Любви, которая никогда не изменялась и не прерывалась, которой до сих пор все живится и двигается и которая никогда не престанет…"
...а вот прп. Паисий Святогорец пишет своему духовному чаду: «…А моя любовь к счастью такого рода – она духовна, подобна ангельской. Для нее не существует расстояний и связь между нами не прервется ни в этой жизни – несмотря на то, что мы находимся вдали друг от друга, ни в жизни будущей, лежащей еще в более дальних далях, которые тоже станут близкими, потому что нас соединяет Любовь – Христос…"
Как видно - я за то, что только любовью можно выверять существующую связь с нашими близкими, тем более - с умершими, тем более - с усопшими супругами... Смогли сохранять и пестовать искреннюю любовь - предполагаю, что найдетесь и по воскресении, не смогли - не берусь сказать...".
Свернуть
Андрей, спасибо за подробный ответ.
Андрей, спасибо за подробный ответ.
Анна, радуюсь беседе с Вами. Всего Вам доброго.