
Отвергает ли Христос католиков?
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ | 17 ФЕВРАЛЯ 2016 Г.
Среди отзывов на совместное заявление Патриарха и Папы были и такие, которые выражали недоумение самим его тоном – ну почему было не сказать прямо, что католики – еретики, совершенно чуждые спасения, и не призвать их покинуть их гибнущий корабль и перебраться к нам?
Отчасти такую жесткую позицию можно понять как реакцию на популярнейшую современную ересь – «неважно, как веровать, важно быть хорошим человеком». Евангелие говорит, что веровать очень важно – в лице Иисуса Христа мы встречаем самого Бога, и наше решение отозваться на Его слова покаянием и верой или закоснеть в неверии и противлении – определяет нашу вечную участь.
А для человека, который поверил, что Иисус подлинно есть тот, Кем Он Себя называл – Господь и Спаситель – очень важно быть ревностно послушным Ему, и во всех отношениях следовать Его воле. Поэтому всё в вере важно; ни на что нельзя просто махнуть рукой.
Однако не всё важно одинаково. Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского.
Незамечание этой разницы и зачисление всех, кто не разделяет православие во всей полноте, в погибшие еретики, ведет к явно разрушительным последствиям.
Жесткий конфессионализм, вера в то, что за пределами нашего вероисповедания сразу же наступает ад, ведет к расколам. Он не укрепляет приверженность к Православной Церкви, а, напротив, подрывает ее.
Поясню, о чем идет речь. Вот был такой московский католик, Фридрих Гааз. Немец, врач, прекрасно устроенный в жизни человек с хорошими связями, который употребил все свои силы и влияние на то, чтобы облегчить участь заключенных. То есть человек верил во Христа как в Бога и Спасителя, возлагал на Него надежду спасения, проявил свою преданность Ему в усердных делах милосердия.
Теперь я читаю, что он вместе с прочими католиками должен быть лишен спасения – поскольку об этом есть соответствующий набор цитат из святых. То есть я должен себе представить, как предстал Фридрих Гааз перед Христом, а тот ему и говорит – «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице – и ты пришел ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его».
В Евангелии сказано, что надо веровать, хранить заповеди, приступать к таинствам. Но, оказывается, к обетованиям Христа прилагается некий мелкий шрифт: даже если человек делал всё это со всем возможным усердием, но имеет ошибочное мнение в каких-то вопросах церковного устроения и принадлежит через это к неправильной общине, он всё равно отправляется к диаволу и ангелам его.
Но стоит нам исповедать эту «доктрину мелкого шрифта», как наша собственная церковная принадлежность оказывается предметом сомнений. Потому что тут же являются какие-нибудь суровые раскольники из числа каких-нибудь «истинных православных» и говорят, что Русская Православная Церковь и даже мировое православие удалилось от канонов и погрязло в грехах, так что уже является безблагодатным сборищем, истинные же таинства совершаются только в немногих «уцелевших» среди «всеобщей апостасии» «истинных» общинах.
При этом раскольники такого рода обычно прекрасно подкованы в чтении мелкого шрифта, и все нужные цитаты знают наизусть – так что неготового к подобным словесным битвам прихожанина Русской Православной Церкви Московского Патриархата быстро приведут в молчание.
Поэтому одно дело сказать «мнение о примате Рима ошибочно, и нам не следует его придерживаться», другое – «католики чужды Христа и лишены спасения».
Допустим, миллионы людей, исповедующих Иисуса Христом, Богом и Спасителем сообразно вере апостолов и Вселенских Соборов, ревностно служащих Ему, на самом деле отвержены из-за того, что имеют ошибочные мнения по некоторым вопросам. Но что тогда можно ответить раскольнику, который скажет, что католики, конечно, пропащие безблагодатные еретики, но и РПЦ МП не лучше?
Я знаю, что отвечу – Христос не отвергает тех, кто уповает на Него и служит Ему.
Но я-то не верю в мелкий шрифт – потому что если верить, то да, выходит, Христос как раз отвергает тех, кто верит, и уповает, и служит, если они принадлежат к неправильной общине. А какая община неправильная? Так это вам сейчас начитанные в Отцах и канонах раскольники в деталях разъяснят.
Таким образом происходит явление, которое Сергей Сергеевич Аверинцев называл «экклезиологической паникой», когда человек всюду видит сплошное отпадение и бегает между разными фундаменталистскими расколами в поисках самого «истинного», где хоть какую-то надежду на спасение можно питать.
Кроме того – и мы это наблюдаем воочию – и изнутри Церкви обвинения во «всеереси экуменизма» очень быстро начинают раздаваться в адрес священноначалия, люди уверяют себя в том, что они остались среди немногих носителей истины среди общего отступления – что ведет к расколу вроде того, который пытался учинить несчастный бывший епископ Диомид.
Поэтому одно дело констатировать разногласия. В том числе разногласия, препятствующие церковному общению. Другое дело – говорить, что эти, по нашему глубокому и обоснованному убеждению, ошибочные, воззрения отторгают людей от Искупления, делают их совершенно чуждыми Христу.
Одно дело сказать «брат, ты не прав», другое – «не брат ты мне».













Кстати, по Федору Гаазу даже сам митрополит Филарет разрешил некоторым священникам заупокойные службы. :)
А вообще, если честно, у меня просто в голове не укладывается со всеми этими спорами. Вот даже по ливийским мученикам (у меня на стене сегодняшняя запись), там такие споры в комментариях (не...
Развернуть
Кстати, по Федору Гаазу даже сам митрополит Филарет разрешил некоторым священникам заупокойные службы. :)
А вообще, если честно, у меня просто в голове не укладывается со всеми этими спорами. Вот даже по ливийским мученикам (у меня на стене сегодняшняя запись), там такие споры в комментариях (не в самой записи, а по ссылке на православие.ру); и ведь понимаю, что по канонам все правильно и четко, но вот не то что-то, всё равно. И вроде как их даже мучениками считать нельзя, ибо копты. Устала я уже все это "переваривать". :) Я ведь, честно признаюсь, очень долгое время даже понятия не имела, в чем, собственно, разница между Православием и католичеством. Для меня "просто христианство" было. :) Я теперь всегда думаю, родись я просто несколько западнее, 100% была бы католичкой, потому что вокруг были бы католические, а не православные храмы. :)
Свернуть
Кстати, по Федору Гаазу даже сам митрополит Филарет разрешил некоторым священникам заупокойные службы. :)
А вообще, если честно, у меня просто в голове не укладывается со всеми этими спорами. Вот даже по ливийским мученикам (у меня на стене сегодняшняя запись), там такие споры в комментариях (не...
Развернуть
Кстати, по Федору Гаазу даже сам митрополит Филарет разрешил некоторым священникам заупокойные службы. :)
А вообще, если честно, у меня просто в голове не укладывается со всеми этими спорами. Вот даже по ливийским мученикам (у меня на стене сегодняшняя запись), там такие споры в комментариях (не в самой записи, а по ссылке на православие.ру); и ведь понимаю, что по канонам все правильно и четко, но вот не то что-то, всё равно. И вроде как их даже мучениками считать нельзя, ибо копты. Устала я уже все это "переваривать". :) Я ведь, честно признаюсь, очень долгое время даже понятия не имела, в чем, собственно, разница между Православием и католичеством. Для меня "просто христианство" было. :) Я теперь всегда думаю, родись я просто несколько западнее, 100% была бы католичкой, потому что вокруг были бы католические, а не православные храмы. :)
Свернуть
Людмила, все верно. И самое интересное что большинство вот этих "ревнителей" - родись они тоже не в православной стране - тоже были бы католиками скорее всего.
И точно так же бы в интернете защищали бы католичество, а не православие. Там таких вот с "ревностью не по разуму" тоже больше чем следов...
Развернуть
Людмила, все верно. И самое интересное что большинство вот этих "ревнителей" - родись они тоже не в православной стране - тоже были бы католиками скорее всего.
И точно так же бы в интернете защищали бы католичество, а не православие. Там таких вот с "ревностью не по разуму" тоже больше чем следовало бы..
Свернуть
Бог никого не отвергает. И копты во время Благодатного Огня были угодны Богу, когда по молитвам патриарха Огонь не сходил до тех пор, пока коптов не допустили в Храм. Однако сказано самим Иисусом Христом: кто претерпит до конца, тот спасен будет. Веру Православную надо хранить и беречь как зеницу...
Развернуть
Бог никого не отвергает. И копты во время Благодатного Огня были угодны Богу, когда по молитвам патриарха Огонь не сходил до тех пор, пока коптов не допустили в Храм. Однако сказано самим Иисусом Христом: кто претерпит до конца, тот спасен будет. Веру Православную надо хранить и беречь как зеницу ока и отделять человеческие домыслы от Божественного Промысла о котором мы ничего не можем знать.
Свернуть
Бог никого не отвергает. И копты во время Благодатного Огня были угодны Богу, когда по молитвам патриарха Огонь не сходил до тех пор, пока коптов не допустили в Храм. Однако сказано самим Иисусом Христом: кто претерпит до конца, тот спасен будет. Веру Православную надо хранить и беречь как зеницу...
Развернуть
Бог никого не отвергает. И копты во время Благодатного Огня были угодны Богу, когда по молитвам патриарха Огонь не сходил до тех пор, пока коптов не допустили в Храм. Однако сказано самим Иисусом Христом: кто претерпит до конца, тот спасен будет. Веру Православную надо хранить и беречь как зеницу ока и отделять человеческие домыслы от Божественного Промысла о котором мы ничего не можем знать.
Свернуть
Елена, ничего не имею против. Просто с нас, с православных, как наиболее полно хранящих Истину - спрос больше. И когда вместо Любви люди внешние видят в нас злость и ненависть - видят ли они в нас вообще христиан??
По тому узнают, что вы мои ученики, что будет любовь между вами.
Елена, ничего не имею против. Просто с нас, с православных, как наиболее полно хранящих Истину - спрос больше. И когда вместо Любви люди внешние видят в нас злость и ненависть - видят ли они в нас вообще христиан??
По тому узнают, что вы мои ученики, что будет любовь между вами.
Алексей, а я потому и говорю, что нужно разсуждать обо всем, за внешним видеть глубину, - что мы, православные, ради защиты своего мировоззрения готовы глотку перегрызть, вместо того, чтобы мирно сосуществовать друг с другом. А в вопросах догматики и обрядности должны уметь защитить себя, знать, ...
Развернуть
Алексей, а я потому и говорю, что нужно разсуждать обо всем, за внешним видеть глубину, - что мы, православные, ради защиты своего мировоззрения готовы глотку перегрызть, вместо того, чтобы мирно сосуществовать друг с другом. А в вопросах догматики и обрядности должны уметь защитить себя, знать, когда и с кем общаться и как общаться; не бояться "оскверниться", хотя ничего в Божественном творении нет скверного, а скверные бывают мысли, слова и дела человека, навеянные лукавым; призывать в каждом деле Имя Божие, не делать уступок иноверам, если они ставят условия: сразу надо насторожиться. Вот о чём я пекусь.
Вместе с тем в общении с иноверами надо бы проявлять больше приветливости, за чайком рассказывать о наших традициях, да поподробнее объяснять, почему мы поступаем так, а не иначе, ничего никому не навязывая. Побольше надо привлекать на свою сторону разных людей, которые бы говорили: вот какие православные, а мы думали - дикари, а они вон какие хорошие. Проповедь - она ведь может быть не только в храме и не только от священника.
Свернуть
Алексей, а я потому и говорю, что нужно разсуждать обо всем, за внешним видеть глубину, - что мы, православные, ради защиты своего мировоззрения готовы глотку перегрызть, вместо того, чтобы мирно сосуществовать друг с другом. А в вопросах догматики и обрядности должны уметь защитить себя, знать, ...
Развернуть
Алексей, а я потому и говорю, что нужно разсуждать обо всем, за внешним видеть глубину, - что мы, православные, ради защиты своего мировоззрения готовы глотку перегрызть, вместо того, чтобы мирно сосуществовать друг с другом. А в вопросах догматики и обрядности должны уметь защитить себя, знать, когда и с кем общаться и как общаться; не бояться "оскверниться", хотя ничего в Божественном творении нет скверного, а скверные бывают мысли, слова и дела человека, навеянные лукавым; призывать в каждом деле Имя Божие, не делать уступок иноверам, если они ставят условия: сразу надо насторожиться. Вот о чём я пекусь.
Вместе с тем в общении с иноверами надо бы проявлять больше приветливости, за чайком рассказывать о наших традициях, да поподробнее объяснять, почему мы поступаем так, а не иначе, ничего никому не навязывая. Побольше надо привлекать на свою сторону разных людей, которые бы говорили: вот какие православные, а мы думали - дикари, а они вон какие хорошие. Проповедь - она ведь может быть не только в храме и не только от священника.
Свернуть
Елена, опять таки ничего не имею против. Вы это лучше вон Рустику который "ненависть к латинянам с молоком матери впитали" - и прочим "антиэкуменистам" - а реально анти-миссионерам вполне себе иудейского ортодоксального толка - расскажите.
Я ничего против сказанного не имею против. Я свое отношени...
Развернуть
Елена, опять таки ничего не имею против. Вы это лучше вон Рустику который "ненависть к латинянам с молоком матери впитали" - и прочим "антиэкуменистам" - а реально анти-миссионерам вполне себе иудейского ортодоксального толка - расскажите.
Я ничего против сказанного не имею против. Я свое отношение к "ойкуменизму" уже высказывал - https://elitsy.ru/profile/25705/316309/
Мое мнение остается неизменным.
Участие православных в экуменистическом движении - это один из видов миссионерской работы.
Не более того. И результаты от нее есть, кто бы там чего не писал обратного.
Свернуть