Сложнее реформ – как нам избавиться от церковных заблуждений?
Виктор Судариков.
О возможности больших или меньших преобразований в жизни Русской Православной Церкви сейчас говорят и пишут нередко (выборы духовенства, богослужебный язык, календарная проблема, посты и многое другое).
Однако как-то на второй план отодвинута более очевидная задача, которую разумно начать решать до (а может быть, и вместо) любых, даже вполне оправданных, преобразований. Эта задача – исправление громадного количества суеверий и заблуждений, бытующих в околоцерковной среде, и вообще церковное просвещение, как иногда говорят, «внутренняя миссия».
Проблема эта, пожалуй, не только актуальнее, но и сложнее каких-либо реформ. Потому что суть реформы сформулировать и проанализировать легко, а суеверие и неведение рассеяны и растворены, их невозможно выделить «в чистом виде», их как бы не видно, но они везде.
Причем многие люди считают, что уже знают, что происходит в Церкви, при этом даже не догадываются, что восприятие христианства у них искажено, что с верой смешаны и различные суеверия.
А ведь если болезнь человеком не осознана, вылечить ее вряд ли возможно.
Просвещение в вере – конечно, не просто некая информация для запоминания, которую можно прочитать в книге или услышать на занятиях; оно всегда касается жизни человека, влияет на его представление о Боге, о ближних, о мире.
Трудность здесь и в том, что просвещение не может происходить только в одном месте – оно неизбежно является делом всей Церкви, множества очень разных и часто не особо согласных друг с другом людей.
Рискну сказать, что за 25 лет свободной жизни Церкви в России, несмотря даже на появление специального синодального отдела (религиозного образования и катехизации, ОРОиК), задача просвещения, увы, далека от решения.
Возникший вначале интерес уже угас.
Да, замечательно, что сейчас перед крещением обычно проходят 1-2 беседы, но этого мало, ведь большинство домыслов живут в среде крещеных и даже вполне воцерковленных христиан. Значит, просвещение должно стать непрерывным и постоянным делом всей Церкви, а не только узкого круга учителей воскресных школ. Не в смысле желания всех усадить за парту, а в смысле подхода к жизни в Церкви как к ученичеству.
* * *
О каком просвещении речь? Прежде всего, об умении различать внешнее и внутреннее, форму и содержание. Внешнее – убранство храмов и жилищ, приходской и монастырский быт, одежда людей и многое другое – может быть традиционным и вполне оправданным, но не может быть канонизированным, не может называться единственно правильным. Если же форма признается единственно верной, то это всегда ведет к искажению содержания.
Такая распространенная «канонизация» внешнего превращается в бытовое «старообрядчество», в представление о том, что Богу нужна форма – по сути, диктует иное отношение к Богу.
Бытовое «старообрядчество» превращается в некий род магии, когда форма становится главной и навсегда установленной, ее свобода воспринимается как ересь.
Категорическими запретами чего-либо «внешнего» такое отношение только подогревается. И вот уже из традиции замужним женщинам покрывать голову в храме появляются благословения некоторых священнослужителей женщинам в платке ходить дома и даже спать, а еще всегда надевать платки на маленьких девочек.
Дальше – больше: если платок так необходим, то кем-то делается вывод, что без покрытия головы молитва женщины не доходит до Бога и вообще вменяется в грех – и такое мнение распространяется как «благочестивое». Так рождается суеверие.
Отсюда же, из канонизации вполне благочестивой формы, идет чуждое христианству отношение к богослужебному языку как сакральному, без которого Бог не услышит молитву.
Смешение внешнего и внутреннего порой бывает характерно не только для тех, кто недавно обратился к Церкви, но и для духовенства, в чьи обязанности как раз входит просвещение. Помню рассказ о храме, куда ревностный священник не пускал жителей села, если не были выполнены многочисленные поставленные батюшкой условия – крестик на шее, соблюдение постов, «правильная» одежда и т.д. В результате священник служил в пустом храме, а жизнь людей шла мимо Церкви до тех пор, пока священника не сменили. Помню одного московского протоиерея, отказывавшегося причащать маленьких детей в одежде с изображением иностранных мультипликационных зверюшек. Впрочем, протоиерей тот уже давно в запрете…
Также необходимо правильное понимание Символа веры. Помню рассказ священника, который стал говорить с прихожанами о Символе веры во время частной исповеди. И вот, он столкнулся с тем, что многие его благочестивые давние прихожане порой исповедовали разнообразные ереси.
Сам помню, как, зайдя в один почитаемый храм, услышал, как священник, беседуя с готовящимися к таинству крещения, так рассказывал о соединении природ во Христе: «Тело человек получил от Богородицы, а Дух от Бога» – что является просто «классической» древней ересью. Это опасно, как опасна любая ложь, тем более ложь о Боге.
Далее, ученичество – это верное отношение к Священному Писанию. Чтение его в храме – наставление каждого в вере, слово Бога к человеку. Оно нужно не Богу (Бог и так знает Свое слово), а каждому человеку. Увы, Священное Писание нередко почитается, но толком не читается, а если и читается, то неразборчиво, в общем, отодвигается на задний план, а на первый выходят «наставления старцев» (в основном, выдержки из писем опытных духовников частным лицам, выдаваемые за общезначимые наставления). Значит, надо сделать всё, чтобы чтение Священного Писания было разборчивым и понятным для каждого молящегося.
Кроме того, это верное отношение к богослужению вообще и к Евхаристии в особенности. К тому, что в богослужении человек призван участвовать полностью – и умом, и сердцем.
И тут нужно понимать, что усилия должны быть и со стороны служащих, и со стороны молящихся.
Ситуация, когда люди «молятся ногами», отстаивая непонятную службу, вряд ли может считаться нормальной. О Евхаристии имеет смысл говорить постоянно – Кому и зачем причащаются христиане.
Наконец, речь о том, что знание не может быть оторвано от поведения человека. В проповеди митрополита Антония Сурожского была мысль о том, что «какие мы христиане – показывает не время от начала субботней всенощной до окончания воскресной Литургии, а наоборот – от воскресного дня до субботы следующей недели. То есть если человек знает все основы, и даже умеет ересь отделять от верного исповедания, но с высокомерием и осуждением смотрит на окружающих, если ведет себя не как христианин – то от знания нет никакой пользы. Христиане призваны не учиться «знать о Боге», а учиться познавать Бога.
www.pravmir.ru/slozhnee-reform-kak-nam-izbavitsya-ot-tserkovnyih-zabluzhdeniy/
Действительно...
По слову старца Паисия Святогорца (1824 - 1994, 69 лет) предлагает человеку начать с самого себя, о, как...
Помоги, Господи!
- Что же начать с себя мне... - грешному? - спросил благословенный человек.
- Покаяние...
- О! как!
С радостью!
Алексей, этот батюшка рукоположен после принятия документа, не знаю - может он просто пока ещё ревнует. Я просто не дерзнул его спросить знает ли он о этом документе, предпочёл просто понести как епитимью - мне же на пользу ко смирению.
Димитрий, странно, обычно свежерукоположенных до исповеди особо стараются не допускать..
Документ то всего год назад приняли, в начале февраля 2015. Я вот точно знаю что некоторые отцы - не в курсе.
Димитрий, странно, обычно свежерукоположенных до исповеди особо стараются не допускать..
Документ то всего год назад приняли, в начале февраля 2015. Я вот точно знаю что некоторые отцы - не в курсе.
В Кафедральном Соборе архиерею виднее кого благословлять принимать исповедь. Там вообще устроили "учкомбинат" для священства, в том смысле что, проходят богослужебную практику. Каждый раз как лотерея - выйдет на исповедь кто-нибудь из постоянных священников или нет.
В Кафедральном Соборе архиерею виднее кого благословлять принимать исповедь. Там вообще устроили "учкомбинат" для священства, в том смысле что, проходят богослужебную практику. Каждый раз как лотерея - выйдет на исповедь кто-нибудь из постоянных священников или нет.
Димитрий, ааа.. так это тренировка на "опытных" прихожанах. Ляпнет чего такой вон новопоставленый батя чего не того, а прихожанин Владыке все и того, мол чудит батя.. Тот ему мозг и вправит.
А учкомбинат это всегда так, сорокоусты ставленические, 40 литургий подряд всегда на кафедре служат. Так чт...
Развернуть
Димитрий, ааа.. так это тренировка на "опытных" прихожанах. Ляпнет чего такой вон новопоставленый батя чего не того, а прихожанин Владыке все и того, мол чудит батя.. Тот ему мозг и вправит.
А учкомбинат это всегда так, сорокоусты ставленические, 40 литургий подряд всегда на кафедре служат. Так что все нормально.
Свернуть
По хорошему, то Священное Писание надо читать не в алтарь, а к пастве! А то получается, что священник Иисуса Христа наставляет от народа, через апостола, а не наоборот!
Димитрий, ааа.. так это тренировка на "опытных" прихожанах. Ляпнет чего такой вон новопоставленый батя чего не того, а прихожанин Владыке все и того, мол чудит батя.. Тот ему мозг и вправит.
А учкомбинат это всегда так, сорокоусты ставленические, 40 литургий подряд всегда на кафедре служат. Так чт...
Развернуть
Димитрий, ааа.. так это тренировка на "опытных" прихожанах. Ляпнет чего такой вон новопоставленый батя чего не того, а прихожанин Владыке все и того, мол чудит батя.. Тот ему мозг и вправит.
А учкомбинат это всегда так, сорокоусты ставленические, 40 литургий подряд всегда на кафедре служат. Так что все нормально.
Свернуть
Алексей, отношение православных к проблеме, указанной Вами в посте, хорошо видно из КОЛИЧЕСТВА коментов! У всех это является сейчас ПРОБЛЕМОЙ!Однако, мне думается, это болезни роста.Ведь 70 лет безбожия не прошли даром.Потерялась преемственность у священства, старчество едва теплится, вновьявленн...
Развернуть
Алексей, отношение православных к проблеме, указанной Вами в посте, хорошо видно из КОЛИЧЕСТВА коментов! У всех это является сейчас ПРОБЛЕМОЙ!Однако, мне думается, это болезни роста.Ведь 70 лет безбожия не прошли даром.Потерялась преемственность у священства, старчество едва теплится, вновьявленные батюшки и прихожане возымели ревность, но нет еще разума, да и соблазны вокруг не простые сеются, а хитрые...Будем молиться -Бог все устроит и очистит!ИСЦЕЛИ НЫ БОЖЕ, ИСЦЕЛИ НЫ ВЛАДЫКО, ИСЦЕЛИ НЫ СВЯТЫЙ!!!
Свернуть