Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Страсти по календарю или когда же все таки правильно праздновать Рождество??

Я из нецерковной семьи, как пожалуй, и подавляющее большинство наших православных братьев и сестер Русской Православной Церкви. Обычный советский ребенок. Так уж сложилось у нас в России, что главный праздник для русского народа – это Новый Год. И самые длинные каникулы, и праздники с салютами, и традиционные новогодние застолья, и гости, и традиция собираться всей семьей и конечно подарки на Новый Год. Мы не дарим родным подарки на 1 или там 9 мая, только на Новый Год.
14 лет назад я впервые исповедовался и причащался и с тех пор с весьма переменным успехом пытаюсь быть православным христианином и верным членом Церкви. И все 14 лет я наблюдаю с наступлением Рождественского Поста одну и ту же картину – разделение православных на два лагеря, условно говоря, церковных ревнителей – «зилотов», не празднующих новый год вообще и твердо доказывающих апостасию остального мира и истинность юлианского календаря (потому что раньше было так, потому что Афон, потому что Пасхалия и т.д.) и «модернистов» - которые в меру своей духовной «продвинутости»: либо просто нарушают Рождественский Пост ради того что бы побыть со своими нецерковными родными, либо Новый год все же празднующих, но за постным столом с постными блюдами, и ежегодно пытающимися в очередной раз поднять вопрос календаря, и надеющимися что календарная шизофрения наконец-то закончится и Рождество вернется на подобающее ему место 25 декабря и будет праздноваться перед Новым Годом, как ему и положено по смыслу праздника.
Я думаю уже по самой формулировке позиций сторон моя позиция в рядах православных «реформаторов» очевидна. И хотя все эти доводы уже много раз звучали, хотелось бы еще раз поднять этот вопрос, возможно, что хоть кто-то из «зилотов» покинет противоположный лагерь, и столь чаемая нами – такими же как и вы членами Церкви – дата возвращения Рождества будет хоть немного но ближе.
При изучении исторического вопроса праздника Рождества Христова вот лично мне особенно бросается в глаза аналогичность ситуации сложившейся в Римской империи в начале 4 века, и среди русских березок начала 21 века. Что в Римской Империи уже массово крещеный, но еще слабо просвещенный люд радостно и весело праздновал языческий праздник Непобедимого Солнца, и праздник Богоявления (сочетающий в то время и собственно само Богоявление и Рождество), который был уже в конце празднований особо никто не замечал, так и в современной России массово крещеный во младенчестве но совершенно никем не просвещаемый русский люд, так же радостно празднует не менее языческий Новый Год (обезьянку уже купили, православные?). Древняя Церковь тогда пошла на встречу к своим немощным членам. Если уж вы все равно хотите и будете праздновать – празднуйте лучше великий христианский праздник – Рождество Христово. Привязка Рождества к дате зимнего солнцестояния была сделана Церковью вполне сознательно. Пойдет ли когда на похожее действие Русская Церковь – лишь одному Богу видимо ведомо.
Одним из основных доводов защитников старого стиля является то, что данный календарь «исконный», новый стиль приняли на Руси большевики, которые, как известно, были большими гонителями Церкви. Выборочное прочтение истории вообще свойственно всяким «охранителям», и наши собственные ревнители тут не исключение. Хочется напомнить что и юлианский календарь – на который давным давно навешена табличка «святое – не трогать» - не является церковным творчеством. Автор сего календаря названного в его честь – Гай Юлий Цезарь. Фламин Юпитера Капиталийского, верховный понтифик Римской Империи, человек при жизни – 44 год до нашей эры, за полгода до смерти – официально признанный римским сенатом богом. Ему при жизни строили храмы. И вот сей образец язычника, создавший в Римской Империи культ божественности императора – автор вашего «святого» календаря господа ревнители. Последователи сего человека – римские императоры – именно духовные последователи убили столько христиан, что большевики во главе с Лениным могут только завидовать. И вот несовершенное детище этого человека вы с таким упорством достойным лучшего применения защищаете. Это официальный календарь Римской Империи принятый Церковью, в нем нет никакой святыни. Логика что за столько лет Церковь уже освятила этот календарь – откровенно хромает. Освятила этот, освятит и другой, какая разница? Больше двух третей дат наших церковных праздников – условны. Важны поминаемые события, а не точные даты.
Одним из серьезных доводов в защиту старого стиля – я встречал его много раз, является то, что его придерживается Афон, не смотря на ново-юлианский стиль Константинополя. Мол раз афониты держатся этого календаря значит так правильно, эдакий аргумент «святости». Это было бы все хорошо, если не события последнего времени в Сирии и Ливии, пополнившие ряды святых мучеников за веру. Антиохийский Патриархат – новостильный. И все эти мученики – сторонники нового стиля. Напомню что святой ранг мучеников выше преподобных. Если новый стиль не мешает людям даже своей смертью исповедовать Христа – может быть это не такой уж важный вопрос – стиль что бы его так держаться.
На что конечно внимательный у умный читатель спросит – а тебе то мол, Леша зачем сдался новый стиль и Рождество 25-го, что бы салатиков с колбасой на Новый год покушать без угрызений совести? Ради салатиков разрушать тысячелетнюю традицию, рисковать ввергнуть Церковь в раскол – который случился в Греции, Румынии и Болгарии после введения нового стиля? Зачем, чем сегодняшнее положение дел неугодно, наоборот удобно, каникулы перед Рождеством можно в храм спокойно походить, к празднику подготовится.
Что я могу ответить на это. Вопрос колбасы он конечно важный, не спорю. Но я предлагаю подумать вот о чем. Мы требуем от власти нашей страны особого положения нашей Церкви, занимаем позицию «совести нации», и требуем для себя поддержки на основании того что мы самая большая религиозная организация в стране – по данным переписи нас 70% населения страны – больше 100 миллионов. Вот вы мне честно в глаза глядя скажите – вы в храмах хотя бы половину от этих 100 миллионов видели хоть раз?? Из статистики – в Москве официально проживает 12 миллионов человек, из них православными записалось около 7 миллионов. По полицейской статистике Пасху 2015 года праздновало по храмам 480 тыс человек. А остальные 6, 5 миллионов то где?? А вот на мусульманский праздник Курбан-Байрам в той же Москве пришло 2 миллиона человек. Так не подскажите мне, уже владея этой статистикой – какая у нас религиозная организация в стране то самая многочисленная? И вот у меня вопрос – что будет с вашими новогодними каникулами, что бы в храм походить после смены текущей очень лояльной к нам власти на более «строгую» - я вам скажу что будет. Ваше 7 января просто будет одним обычным рабочим днем, ну нету у мусульман праздников на эту дату, а большинство народа Новый год празднует. И что вы тогда делать будете, православные?
И еще один вопрос – духовный. Вот эти миллионы крещенных нами – нашей Церковью людей. Живущие вне Церкви. Так как им никто не рассказал, не объяснил как в этой нашей странной Церкви жить. Может быть оно им и не по плечу – но как миссионер скажу – практически никто из наших крещеных во младенчестве православных нецерковных братьев и сестер – просто НИЧЕГО не знает о Церкви, а то что знает к настоящему, тому чем Церковь живет, имеет очень мало отношения, скорее из области народного фольклора, мифов и легенд. Вот мы их крестили, и духовно они вошли в область нашей ответственности, нашей Церкви. Мы несем тяжесть и их грехов. «За всех и за вся, за всех православных христиан» - и за них, два раза в году забегающих свечку поставить – тоже. Как бы нам и не было удобно в узеньком православном «гетто» где только верные «практикующие» христиане – это не так. Хотя бы потому что содержание наших с вами храмов, очень большой частью лежит и на этих «захожанах». А мы с вами как «духовные» люди – знаем что грехи по тяжести отличаются. Один и тот же грех по тяжести отличается и от особенностей совершения, и от времени совершения, внебрачная связь – блуд – грех «обычный», а вот измена - блудная связь между людьми состоящими в браке – уже ПРЕлюбодеяние – грех уже сугубый, с этим грехом к причастию не допускают уже. И вот мы, все такие духовные, все такие правильные, календарь старый за ради традиции блюдущие, прекрасно зная что бОльшая часть наших братьев и сестер православных БУДУТ праздновать Новый Год, будут кушать скоромную пищу, опиваться, веселиться – а мы своим постом, который идет в это время – превращаем им этот праздник в грех СУГУБЫЙ. И это все наша вина. Всей Церкви. И вас читающие эти строки – тоже.
Мы с вами слишком плохие христиане, нам не верят наши невоцерковленные братья и сестры. Мы не несем благую весть, наши глаза не сияют светом истины. Людям с нами скучно и неинтересно. Не потому что Христос скучный. Просто у него не очень хорошие ученики. Мы с вами.
Нет, я вовсе не настаиваю, давайте завтра возьмем и введем новый стиль в Церкви, и вовсе не считаю что после этого к нам народ повалит валом. Мы-то с вами из этой Церкви никуда не денемся. И людей что если вдруг и придут, все равно встретим мы же. Все такие же скучные и неинтересные.
И я прекрасно понимаю что если одномоментно ввести новый стиль – раскол у нас будет гарантировано, да и покруче греческого – у нас традиция раскола весьма богатая. Нет, я прекрасно осознаю всю опасность таких решений.
У меня предложение совсем другое. Возможно, это будет кому и новостью.
В нашей с вами, Русской Православной Церкви Московского Патриархата есть – прямо сейчас есть храмы где Рождество празднуют 25 декабря нового стиля, они раньше начинают пост, и празднуют праздник вместе со всеми. Это приходы расположенные в Европе. Раз уж мы все равно де-факто признаем новый стиль – всеми этими ночными литургиями на мученика Вонифантия, молебнами на начало нового года – давайте разрешим общинам и внутри нашей страны когда им праздновать Рождество – 25 декабря или 7 января? Начитать пост раньше, или как обычно. Просто давайте попросим у Владык дать такое официальное разрешение. Люди сами решат со своими настоятелями. Приписки к храмам у нас нет. Люди сами проголосуют, ножками. Через года три-четыре уже все будет понятно. Если «декабрьские» храмы будут пустые стоять, а январские как обычно полны народа – хорошо, признаем что были не правы и уступим мнению большинства, а если наоборот – попросим власти перенести выходные дни, для удобства большинства.
Чем не выход, православные?

UPD.
Перенос лишь одного Рождества вносит необоснованные изменения во всем богослужебном Цикле солнечных праздников - Благовещения и Обрезания Господня. Если мы сдвинем Рождество - то у нас между Благовещением и Рождеством будет не 9 месяцев, а 8 и 17 дней. Это у нас чего получится - Богомладенец недоношенный?? Нет, на не будет!! Мое предложение было ошибочно, признаю что я был не прав.
Что никак не снимает с повестки дня вопрос о необходимости Церковного соборного осмысления вопроса календаря и связки и последовательности праздников Новый год - Рождество.

Посмотреть предыдущие комментарии
26 декабря 2015 в 23:59
михаил# 26 декабря 2015 в 23:47

А Собор Вселенский нам, вообще, сейчас не нужен.Соборы собирались для обличения возникающих ересей.Новых ересей, слава Богу, нет. Экуменизм не новая ересь, это объединение всех еретиков в одну общину, с попыткой утащить туда побольше православных. И Собор экуменистам для этого и нужен.Новостильны...

Развернуть

михаил, вам кажется так, мне и другим "образованным" православным тоже. Я вот вижу массу поводов для обсуждения - и с радостью вижу что все они в повестке Всеправославного Собора имеются.
Для меня это значит что наше священноначалие хорошо понимает что "болит" у нас - у тела Церкви. И именно это х...

Развернуть

27 декабря 2015 в 00:03
Алексей Субочев# 26 декабря 2015 в 23:41

михаил, вот хороший вопрос - почему вы уверены что она "не левая" если никаких доказательств что Святитель Лука действительно писал этот текст - нет.
Я в общем достаточно хорошо знаком с его творчеством - его "я полюбил страдание" - моя "настольная" книга. Она в свое время принесла мне много утеш...

Развернуть

Алексей, хорошо, оставим Еп.Луку. :) А Преподобный Иустин Попович сможет Вас убедить, что такое явление существует, вопреки Вашему нежеланию это видеть ? Его книга называется "Записки об экуменизме" Она есть на сайте интернет магазина Русский Паломник. И вообще, Вы, простите, что-то лукавите.Я се...

Развернуть

27 декабря 2015 в 00:13
Алексей Субочев# 26 декабря 2015 в 23:59

михаил, вам кажется так, мне и другим "образованным" православным тоже. Я вот вижу массу поводов для обсуждения - и с радостью вижу что все они в повестке Всеправославного Собора имеются.
Для меня это значит что наше священноначалие хорошо понимает что "болит" у нас - у тела Церкви. И именно это х...

Развернуть

Алексей, похоже, Вы образовываетесь не только у бенедиктнцев, но и у иезуитов...Не обижайтесь, ради Христа.Просто вы очень грамотно отстаиваете ЛЖИВУЮ ИДЕЮ ЭКУМЕНИЗМА. А в ордене иезуитов специаьно обучают тому, что в современном мiре получило название "нейролитическое программирование".Простите,...

Развернуть

27 декабря 2015 в 00:22
михаил# 27 декабря 2015 в 00:03

Алексей, хорошо, оставим Еп.Луку. :) А Преподобный Иустин Попович сможет Вас убедить, что такое явление существует, вопреки Вашему нежеланию это видеть ? Его книга называется "Записки об экуменизме" Она есть на сайте интернет магазина Русский Паломник. И вообще, Вы, простите, что-то лукавите.Я се...

Развернуть

михаил, михаил - учите терминологию - Святые Отцы Церкви - это церковные писатели до 8 века.
Список отцов церкви:
Киприан Карфагенский †258
Антоний Великий (Египетский) †356
Иларий Пиктавийский †367
Ефрем Сирин †373
Афанасий Великий (Александрийский) †373
Кирилл Иерусалимский †386
Макарий Великий †391
Гр...

Развернуть

27 декабря 2015 в 00:28
михаил# 27 декабря 2015 в 00:13

Алексей, похоже, Вы образовываетесь не только у бенедиктнцев, но и у иезуитов...Не обижайтесь, ради Христа.Просто вы очень грамотно отстаиваете ЛЖИВУЮ ИДЕЮ ЭКУМЕНИЗМА. А в ордене иезуитов специаьно обучают тому, что в современном мiре получило название "нейролитическое программирование".Простите,...

Развернуть

михаил, ага, кругом враги, лишь бы мозг не включать. Как левые брошурки приписанные святым которые их не писали - распространять - это да.
А как с человеком который от вас требует Святое Предание Православной Церкви изучать - так нет. Изучать мы ничего не хотим, мы хотим все от ветра своея головы...

Развернуть

27 декабря 2015 в 01:07
михаил# 27 декабря 2015 в 00:13

Алексей, похоже, Вы образовываетесь не только у бенедиктнцев, но и у иезуитов...Не обижайтесь, ради Христа.Просто вы очень грамотно отстаиваете ЛЖИВУЮ ИДЕЮ ЭКУМЕНИЗМА. А в ордене иезуитов специаьно обучают тому, что в современном мiре получило название "нейролитическое программирование".Простите,...

Развернуть

михаил, https://elitsy.ru/profile/25705/316309/ вот вам мое ясное и понятное мое мнение о экуменизме.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем