Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

40 ошибок новоначального христианина. (Часть 1)

1. Ошибка, когда Бог не цель, а средство.

Ошибка — когда Бог становится не целью, а средством для жизни. К сожалению, большинству людей Христос не нужен. Нужно людям, чтобы у них было всё хорошо; а Бог должен быть средством для этого. Нужно, чтобы семья не распалась — пойти в Церковь повенчаться. Нужно, чтобы дети не болели — крестить, причастить. Нужно, чтобы не сглазили, порчу не навели — песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Сын пьет — акафист Неупиваемой Чаше прочитать. Муж бьет — в паломничество съездить. Мы видим, что труд направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога. Бог выступает как гарант нашей благополучной жизни. Сыне, даждь Ми сердце твое,- говорит Христос, — а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Старец Иероним Эгинский)
В ситуации «или-или» всегда выбирайте Бога и угождение Ему. Никогда не жертвуйте отношениями с Богом ради чего-то материального. Идолопоклонство это не всегда явное поклонение перед статуей языческого божества. Чаще всего идолопоклонство — это служение тому, что мы ставим на первое место в своей жизни вместо Бога.

2. Ошибка думать, что в Церкви находятся только хорошие люди.

…Должны находиться только хорошие, но к сожалению это не так. Иуда был учеником Христа, но близость к Спасителю не сделало его механически добрым, честным и верующим человеком.
«Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных. и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. (Мф. 13:47-53)
Невод это Церковь Христова. В этот невод попадает плохая и хорошая рыба, плохие и хорошие христиане.
Совокупность плохих и хороших христиан вполне можно назвать видимую или официальную Церковь.
Добрая рыба — это остаток спасаемых, пребывающих в полноте Духа Святого.
Вступая в общение с людьми, которые называют себя православными христианами, необходимо сохранять рассуждение. «Не всё то золото, что блестит». Церковь похожа на «больницу», в которой каждый может получить исцеление, если только он подчиняется требованиям лечащего врача. Но у людей в этой «больнице» есть свобода. Кто-то не ходит на процедуры и не подчиняется врачу. Так бывает. Но тому, кто хочет стать здоровым эти «нарушители дисциплины» никак помешать не могут.

«Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни». (Иуд. 1:18-21.)

3. Ошибка думать, что Церковь несёт ответственность за всё, что делают люди, называющие себя христианами.

Среди тех, кто называет себя христианами много тех, кто никакого отношения к Церкви не имеет. Святитель Феофан Затворник сообщает нам ряд критериев, по которым мы можем определить лже-христиан.
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковью, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш…
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш».
Святой Феофан Затворник. (Созерцание и размышление).
Естественно Церковь не отвечает за тех, кто ей не принадлежит.

4. Ошибка думать, что одного крещения достаточно, чтобы считаться христианином.

«Христиане, бесстрашно живущии, покаяния и плодов его не творящии, Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, поскольку веры не имеют. Без веры быть членом Церкви святой невозможно». (Свт. Тихон Задонский)
Святитель Тихон Задонский учит, что крещённый человек может отпасть от Церкви если не имеет покаяния и не приносит его плодов. Отпадший от Церкви христианин не может наследовать спасения. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что человек неверующий — не обязательно открытый атеист, но и тот, кто называясь христианином является рабом этого мира и страстей:
«Кто ж не верует в Сына Божия? – Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого бог – чрево; тот, у кого бог – серебро и золото; тот, у кого бог – земная слава…
Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера: плоть и кровь, несмотря на предстоящий им ежечасно гроб, также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и греха. (Свят. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты.)

5. Ошибка думать, что общение со священником всегда безопасно.

«Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую волну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — Бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный» (Св. Афанасий Великий)

Святитель Афанасий советует мирянину в общении со священником обращать внимание не на его иерархическое положение, а на его личное благочестие.
Священник может оказаться бездуховным или вообще безнравственным. Поэтому вступать в доверительные отношения с таким священником крайне опасно. Святитель Афанасий советует оставить такого пастыря, то есть отойти от него, минимизировать контакты с ним.
«Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным и даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее; но одного остерегайся — дурных епископов, не смущаясь при этом достоинством их престола! Ведь всем доступно высокое положение, но не всем благодать. Проникнув взором сквозь овечью шкуру, разгляди за ней волка. Убеждай меня не словами, но делами». (Святитель Григорий Богослов)
Однако (ВАЖНО!!!) таинства такого священника считаются действительными до тех пор, пока этот священник не запрещён в служении и не лишён сана.

6. Ошибка думать, что таинства, совершаемые злым священником, недействительны.

Это ошибочное суждение возникло на заре христианской истории. Ещё Августин Блаженный (IV век) писал:
«Служители Церкви не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, его священнодействия имеют всю силу для верующего. За себя он сам даст ответ Богу, но для паствы он есть истинный пастырь».

Обратите внимание: благодать даёт не священник, а Господь. И эта благодать действует и через недостойных священнослужителей.
Почему Бог посылает благодать и через не очень нравственных служителей? — Потому что тогда благодать не досталась бы никому или почти никому. Высокоморальных священников всегда на порядок меньше, чем обычных грешников, получивших семинарское образование. Подумайте о том, что члены того прихода, настоятелем которого является безнравственный священник не виноваты в том, что их пастырь не имеет необходимой ревности в деле исправления своего злого характера. Если бы благодать зависела только от морали пастыря, все эти люди были бы обречены остаться безблагодатными. Разве это справедливо?
Поэтому-то Господь сделал условием раздаяния благодати не мораль, а верность истине. Безнравственный пастырь вредит сам себе и тем, кто доверяет ему ключи своей души. Тем же, кто причащается у него на приходе, он повредить не может. Однако если священник впадает в ересь или раскол, то и причащаться у него нельзя и молиться с ним запрещено канонами Церкви.

7. Ошибка думать, что мы не можем исправлять впавших в грехи братьев и сестёр.

«Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет своё бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Гал. 6:1-10)
В некоторых ситуациях миряне могут сделать замечание и священнику и епископу. Так, например, подвиг святого Иоанна Кронштадтского начался с того, что он внял упрёку обычной мирянки, увидевшей в пастыре нерадение о молитве. Если вы хотите сделать батюшке замечание, будьте уверены, что вы правильно поняли то, что он сказал и сделал. Помните, что несправедливые упрёки являются разновидностью клеветы.

8. Ошибка делать добрые дела напоказ.

Обязательно приписывайте свои добрые дела Божьему благоволению. Если бы Бог не дал вам их сделать, ничего бы у вас не вышло. Не ждите благодарности от людей. Считайте, что если вас похвалили за доброе дело, вы потеряли свою награду на небесах. А если за ваше доброе дело вас оскорбили или оклеветали, считайте, что ваша награда на небесах возросла в 10 раз.

9. Ошибка скрывать от всех свои мысли, чувства и желания.

Наоборот, верующий человек старается обсуждать свои мысли, чувства и желания с верующим человеком, которому он доверяет (если такой человек есть). Желательно делать это регулярно.
Как правило, тот, кому мы доверяем это пастырь, крёстный отец или крёстная мать, духовный наставник, который привёл вас к вере.
У каждого из нас должен быть такой человек, который знает всё о нас, о происходящих в нашей жизни событиях.
Нет сомнений в том, что идеальный вариант наставника — это признанный всеми старец- иеромонах. Однако в наши дни таких старцев осталось очень мало. Первоначальный этап духовной жизни называется неофитством. На этом этапе формируются основы для духовной дисциплины: регулярного посещения храма, чтения утренних и вечерних правил, соблюдение постов, регулярной исповеди и причастия, каждодневного изучения Писания.
До тех пор, пока вы не привыкли это делать постоянно с лёгкостью — вы неофит. Вашим временным наставником может быть простой мирянин, который знает и умеет больше чем вы. После того, как вы заберётесь на эту вершину дисциплины — ищите такого духовника, который научит вас молиться радостной и меняющей жизнь молитвой.

10. Ошибка быть грубыми со всеми, особенно с близкими родственниками.

Порой мы становимся невыносимыми в общении с членами нашей семьи. Вне зависимости от того, являются ли эти люди воцерковлёнными людьми или нет, нам нужно быть вежливыми с ними. Иногда элементарная вежливость и порядочность являются дверью к воцерковлению наших ближних. Но ещё чаще наши грубость, ханжество и фанатизм являются причинами ухода людей из Церкви и от Бога. Те же из наших родственников находятся вне спасительной ограды Церкви прочно «застревают» в состоянии ненависти ко всему церковному. Самое тяжёлое открытие — узнать на Страшном Суде то, что люди ушли от Бога из-за нас.

11. Ошибка думать, что в церковной среде можно быть хамом.

Особая категория людей — «церковные грубияны». Такие люди могут общаться со всеми очень аккуратно, но в церковной среде они начинают вести себя вызывающе, провоцируя конфликты между христианами и обиды. Уместно вспомнить слова Христовы:
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». (Мф. 5:23-24.)

12. Ошибка думать, что интриги и лицемерие можно «замолить» множеством молитв.

«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». (Мф. 15:7-9.)
«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». (Ис. 1:15-17.)
Бог не слышит молитвы тех, кто поступает неправедно. Надо поступать с другим хотя бы так, как хочешь, чтоб поступали с тобой. Никому не нравится когда на него клевещут, когда его несправедливо обвиняют, когда за его спиной ему «перемывают кости». Тогда почему мы позволяем себе так вести себя по отношению к другим людям?

13. Ошибка думать, что замечаний верующий человек делать не может. Никогда и никому.

Замечание иногда делать нужно, но с любовью.
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь«. (Мф. 18:15-17.)

Пытаясь сделать замечание, мы руководствуемся данным наставлением Господа из Евангелия от Матфея.
Мы поступаем не по любви Христовой, когда обсуждаем чьи-то грехи не с тем, кто их совершил, а с третьими лицами. Исключением являются ситуации, при которых мы не знаем, плохо ли или хорошо поступил тот или иной человек в какой-то ситуации. В этом случае мы можем подойти к авторитетному лицу и, не называя имени согрешившего, спросить как можно понимать такое поведение?
Если у вас нет кого-то у кого можно спросить о вашем недоумении, а человека мы можем больно ранить своим вопросом, лучше ничего ни у кого не спрашивать, но с верой помолиться за того человека, относительно которого возникло недоумение.
Публичная критика допустима в ситуации, когда мы обсуждаем не грехи, а какие-то профессиональные вопросы, связанные с нашими компетенциями и общими интересами.

Иерей отец Александр Пермяков
Калининград