Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

РЫБЫ

РЫБЫ
Пьеса в двух действиях с эпилогом.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена I
Большая комната. Мальчик в золотом плаще стоит у окна.
По черным участкам неба – за окном – летят рыбы. Они бликуют чешуей, двигают плавниками, хвостами... Мальчик удивлен, он не предполагал, что рыбы могут летать. Широко открытыми глазами он смотрит в комнату, затем – за окно, затем – снова в комнату... Ищет объяснения феномену.
А рыбы все летят... Не улетают. Их немного, и они приближаются, занимают все больше места в оконном проеме. Наконец – загораживают все окно.
Мальчик протягивает руку и через стекло как будто прикасается к ближайшей рыбе. Та вздрагивает, бьет хвостом... Мальчик пугается, отскакивает от окна.
Появляется отец мальчика - в халате, с сигарой в руке. Останавливается рядом с сыном.

- Это что за привидения? Птеродактили какие-то.
- Это рыбы!
- Почему они за окном? В воздухе?
- Я не знаю.
- Ты уроки сделал? – Отец выпускает кольцо дыма.
- Папа смотри, у них красные глаза...
- Много задано?
- Они что-то говорят. Давай откроем окно...
- Рыбы не умеют говорить. Сегодня - театральный кружок. Пойдешь?
- Я уже был. Мы репетировали в костюмах.
- Это оттуда? – Отец касается золотого плаща.
- Да. Смотри, одна рыба смотрит мне прямо в глаза. Папа, ну посмотри...
- Вижу. И удивляюсь. Это ты их приманил?
- Никого я не приманивал. Просто стоял у окна – они подплыли. Сами... То есть, подлетели.
- И что? Теперь они здесь будут все время плавать? Свет загораживать... Отгоняй!

Отец машет руками, стараясь прогнать рыб. Мальчик дергает за халат.

- Папа, не надо!
- Ну, что ты в них нашел? В этих пучеглазых карасях... Кыш, кыш... Идите вон! Еды вам тут не дадут.
- Папа, они не за едой.
- А зачем? Что им надо?
- Они что-то олицетворяют!
- О! Нашел словечко! О-лице-т-вор-яют! Ничего они не олицетворяют... Приплыли по воздуху и кружат около дома... Сейчас все деревья в саду переломают. Их надо отогнать... Нужно позвать маму.
- Одна рыба похожа на маму. Вот эта.
- Не похожа.
- А эта – на тебя.
- Не похожа.
- А вот – я!
- Не похож.
- Вон та – бабушка.
- Да, какая это бабушка? Не выдумывай... Рыбы, как рыбы... Смотри, как жабрами хлопают. Без воды–то, наверное, тяжко! – Отец с удовольствием выпускает еще одно кольцо дыма. Смеется. – Вот дурные... Вы чего приплыли?
- Они умные!
- Ага! Умнее нас с тобой. Я вот сейчас удочку закину и поймаю рыбку... На ужин. Во-он ту, маленькую. Она на твою сестру, как будто похожа... Давай попробуем поймать...

Отец всерьез собирается сходить за удочкой.

- Папа, да подожди ты... Это несъедобные рыбы, не водные. Они воздушные.
- Пустые внутри что ли? Как воздушные шары? Тогда их надо из рогатки перехлопать. Есть рогатка?
- Нет!
- Ничего у тебя нет... У меня в детстве все было. – Отец выпускает третье кольцо дыма.

В комнату входит мать мальчика. В черном бархатном платье с тонким, серебряным пояском на талии. В руках - огромный веер.

- Как мой наряд? Пригласили в театр - в царскую ложу. Сейчас за мной заедут. Хочу пойти так.

Отец, оценивающе разглядывая, обходит жену по кругу. Разводит руки в восхищении.

- Ничего! А меня, почему не пригласили?
- В ложе мало места.
- Я бы где-нибудь и на галерке перекантовался...
- В халате?
- Мне одеться – три минуты...
- Одевайся.
- О-кей! – Отец целует маму в щеку и быстро уходит.
- Это что такое?

Женщина, наконец-то замечает за окном рыб. Роняет веер. Ищет где бы присесть. Мальчик подставляет стул.

- Мама, это рыбы. Ты только не волнуйся.
- Какие рыбы? Какие в небе могут быть рыбы! Ты их тоже видишь? Это - не галлюцинации?
- Не галлюцинации. Они настоящие.
- Откуда они взялись?
- Приплыли.
- По небу?
- Да, по черным участкам.
- И что теперь делать? – Мама поднимает веер и обмахивается им. – Мне уже дурно.
- Я хочу выйти на улицу и познакомиться с ними.
- Даже, не думай... Мы сейчас уедем, а ты запрешь все двери и окна изнутри и будешь делать уроки. В девять выпьешь стакан йогурта, в половине десятого ляжешь спать. Когда мы вернемся, в доме должен быть абсолютный покой.
- А рыбы?
- Как приплыли, так и уплывут.
- Мама, они не уплывут.
- Откуда ты знаешь?
- Они приплыли к нам.
- В гости, что ли?
- С миссией!
- C какой ми-сс-ией? Не говори ерунды. Я сейчас задерну шторы, а ты забудешь про этих пришельцев, как будто их и не было.

Мать встает, подходит к окну, пытается задернуть шторы.

- Мама!
- Ну, что еще?
- Не надо... Пусть они смотрят. С ними не так скучно. Они же не наносят никакого вреда...
- Пользы тоже не наносят.
- Мама!
- Ладно. Пусть плавают. Но только предупреждаю – никаких контактов. Ты занимаешься своими делами.

Появляется отец в черном смокинге.

- Готов! Вырядился под стать тебе.
- Пошли.

Родители уходят, мальчик остается один. Он подходит к окну, усаживается на подоконник... Дышит на стекло и что-то рисует на нём пальцем. Стирает, снова дышит и снова рисует... Или пишет.
Рыбы, не двигаясь, внимательно следят за действиями человека.

Сцена II
Терраса дома. Утренний завтрак. Семья - в плетеных креслах, за большим столом.
Рыбы плавают совсем близко. Хватают крошки прямо из рук. Заглядывают в чашки с кофе. Кажется, они готовы заменить завтракающих людей.

- А ты говорил: не за едой! Лопают, как миленькие...

Отец вытягивает руку с печеньем. Рыбы, расталкивая друг друга, схватывают кусочки печенья губами. Стая рыб похожа на стайку прирученных голубей – вместо крыльев плавники, хвосты почти такие же. Вот только на головы и плечи людей рыбы не садятся – держат дистанцию.
Отец добавляет в ладонь еще печенья – вновь рыбий ажиотаж.

- Прекрати. Зачем ты их прикармливаешь? От них теперь не отделаться...
- Прикольно.
- И не надо этих молодежных словечек. Ты ведь взрослый человек... Сынок отгони их, пожалуйста. Позавтракаем тихо, спокойно.
- Почему они его слушаются? – Отец лукаво улыбается сыну.
- Потому что, мальчик их любит. Нянчится с ними, как с котятами. – Бабушка отмахивается от самой назойливой рыбины. – Ну-ка, иди отсюда... Отплывай, отплывай... Или отлетай... Не знаешь, как и сказать.

Мальчик встает из-за стола, спускается по ступеням, отводит стаю рыб в сад.
Рыбы расплываются в разные стороны, но затем вновь собираются вместе. Зависли над кустом роз. Издалека наблюдают за людьми. Мальчик возвращается на террасу.

- Интересно, когда лето закончится, они также будут плавать?
- Папа, осенью начнутся дожди. Вода - их стихия.
- А зимой, в мороз? Они просто попадают с неба, замороженные... Мы соберем их в морозильную камеру и будем варить из рыб уху.
- Ага, тройную... Я даже не знаю их породы... Может они ядовитые. Заразные. – Мама подливает себе кофе из кофейника.
- Они не ядовитые. И не заразные. И ухи из них не получится.
- Это почему же?
- Потому что эти рыбы не материальные. В них нет мяса.
- Здравствуйте, приехали... Жрут всё, и - не материальные... Это как? Куда же все это девается. – Мама указывает руками на еду.
- Я вам уже объяснял. Переходит в другое измерение.
- Рыбье, что ли?

Отец, не вставая, дотягивается рукой до широких перил, берет рукопись.

– Сегодня воскресенье! Никому никуда не надо. Прочту вам свою новую сказку.
- Опять!
- Жена, не хочешь, не слушай. Наблюдай за рыбками... Смотри что вытворяют.

Рыба выстроились в круг над кустом роз и плавно движутся по кругу.

- Сказка называется «Остров лет».

Мальчик под столом толкает ногой ногу сестры и делает тайный знак рыбам. Рыбы прекратили свой танец, подплыли к террасе, замерли – приготовились слушать.

- Какие благодарные слушатели... Молчаливые. Вот им я и почитаю. А вы можете гулять...
- Нет уж... Мы тоже послушаем. – Жена гримасничает.
- Вчера, когда костер догорал, я долго шевелил угасающие угольки. В небо взметались искры... Леты похожи на эти искры. Такие же яркие, горячие... Леты – это мысли. Живые мысли – разумные летающие сущности. Живут они на Острове лет... Вернее, живут они всюду, Остров лет – их как бы родной дом, родной остров. Там они рождаются, крепнут... С этого острова начинается их путь в мир... Но, я лучше почитаю.

Отец делает паузу, отхлебывает кофе, начинает читать.

- Далеко, далеко за горизонтом, в океане, среди вод стоит остров. Стоит он с первых дней земли, и образовался из вулкана. Склоны полого спускаются к воде, вулкан давно не действует и на острове очень красиво. Он весь утопает в зелени, в ветках деревьев поют птицы, а в остывшем кратере живут леты – маленькие светоносные существа. Они живут на острове с давних пор и подчиняются самой главной, древней и самой сильной мысли, которую зовут - Старец лет.
Взрослые леты носятся по миру в делах, а молодые и неокрепшие роятся вокруг острова – не смеют отлетать далеко. Гоняются друг за другом, играют, иногда сталкиваются и щекочут друг друга. И хохочут...
Старец лет ухаживает за ними, наставляет и воспитывает. Выпускает в мир только сильными, одетыми в слова и главное - понятными людям. Чтобы, когда лета попадет в человеческую голову, ее хозяин сразу это почувствовал.
- Понимание обязательно? – Жена демонстративно выковыривает изюм из булки.
- А как же! Это как между людьми. Будь лета самой прекрасной и самой правильной, но если она не научится раскрывать себя человеку, ее существование потеряет смысл.
На Острове лет, в глубоких тайниках вулкана хранится информация о мире, земле и небе. Обо всем, что происходит в жизни. О любви. Старец лет распределяет эту информацию между летами. Так, есть леты дружбы, леты любви, леты труда, леты мира, творчества и так далее...
- Скука жуткая... Мертвечина. Абстракция... Где живые лица? Для кого эта сказка? Эти леты - будто высосаны из пальца - умозрительные, не настоящие. Ничто не вызывает сочувствия, соучастия... Заумно и смертельно пресно... Никаких эмоций. Как всегда у тебя, в последнее время. Я пошла.

Жена встает из-за стола и собирается уйти.

- А рыбы слушают внимательно. Не шелохнутся.
- Вот и читай своим рыбам.

Бабушка уходит вслед за мамой. Отец продолжает читать сыну и дочке.

- Каждое утро на Острове лет происходит общее построение, во время которого Старец лет назначает, где какой лете быть. Получив задание, миллионы лет вспархивают над жерлом вулкана и разлетаются по всей земле. И действуют.
Полет мысли-леты стремителен. Ничто не может преградить ее путь. Она сообщает себя человеку растянуто по времени, подстраивается под его способности.
Лета может остановиться и улететь, только если сам человек не захочет ее принять, оттолкнет мысль. Но чтобы это произошло, человек должен узнать лету. Примерить ее к себе.
Старец лет никогда не забывает оставленного без леты человека, посылает ему другую, потом еще другую... И так на протяжении всей жизни.
Когда человек принимает и оставляет в себе лету, предназначенную только ему - он может измениться до неузнаваемости. Может начать писать стихи, сочинять музыку, писать картины... Может влюбиться в другого человека, и совершать необдуманные поступки... Ну, как вам начало?
- Ничего.
- Леты никогда не вредят людям. Они как эти рыбы. – Сын сияет от своей догадки.

Хвосты рыб заиграли, плавники захлопали по воздуху - рыбы пришли в движение.

- Папуля, знаешь, почему мама тебя постоянно критикует?
- Почему, дочуля?
- Потому что она приучена к характерным героям. Чтобы у каждого был свой голос, свои привычки, своя идея... А у тебя - схема. Описание... Создай яркий образ хотя бы одной этой своей леты. Заставь ее влюбиться в человека, опиши ее действия и человеческие на них ответы... Вплесни жизни в свою сказку. Захвати сюжетом
- Странно. Мне кажется, что сюжет уже есть... Ты не дослушала до конца.
- Так я уже знаю, чем все закончится.
- Чем?
- Одна из твоих лет станет телой – то есть, летой с обратным знаком. Захочет захватить власть на острове и во всем мире. И это у нее почти получится... Но Старец лет со своими самыми лучшими ученицами раскроет заговор и расправится с бунтарями...
- Папа, так все будет? – Мальчик, жестами старается утихомирить рыб.
- Примерно так. Но откуда она узнала?
- Это мне рыбы пересказали... Подсмотрели за тобой в окно, когда ты писал и все передали...
- Ах, вот кто виноват! – Отец машет кулаком. - Я сразу предложил отправить их на мясо...
- Папуля, на самом деле рыбы здесь не причем. Ты сам виноват! Не можешь придумать захватывающую историю. Так, чтобы интересно было с самого начала. Я тоже удаляюсь. Спасибо.

Девушка встает из-за стола, быстро уходит. Младший брат бежит за ней следом.
Рыбы расплываются по пространству.

- На здоровье!

Отец семейства продолжает читать сказку самому себе. Молча.

Сцена III
Мама в своей комнате, на втором этаже дома.
Наряжается, но смотрит не в зеркало, а за окно. В глаза рыбе, похожей на нее. И разговаривает с рыбой вслух.

- А как тебе эта кофточка? Не очень... Мне тоже она кажется уже не модной. А вот эта? Только к ней нужна другая юбка, широкая...

Женщина подходит к шкафу, ищет... Перебирает наряды. Находит нужную юбку.

- Вот она. Отвернись, или закрой глаза. Я переоденусь.

Рыба закрывает глаза. Модница переодевается.

- Смотри! Можно... Во-от, и я о том же! Значит, в этом наряде я и пойду... Обожаю ходить в гости – на всякие юбилеи, дни рождения... Сегодня юбилей у наших друзей – 30 лет совместной семейной жизни. Как не отметить такое событие... Ну-ка, загляни в соседнее окошко. Как там мой муж? Готов?

Рыба на мгновение отплывает от окна, быстро возвращается. Отрицательно машет головой.

- Не готов? Сколько же можно копаться?

Женщина подходит к стенке, стучит в неё кулаком. Показывает рыбе на часы...

- Опаздываем.

Входит муж в белой рубашке с двумя галстукам в руках.

- Какой?
- У нее спроси.

Мужчина обращается к рыбе с тем же вопросом. Уходит, удовлетворенный рыбьим ответом.

- Сейчас он вспомнит, что брюки не глажены, ботинки не чищены. Потом придет советоваться насчет запонок. Потом спросит про цвет носков. И так далее... Короче, полчаса у нас есть. Пока, расскажу тебе, какой ремонт я задумала в этой комнате.

Женщина раздвигает занавески, обеспечивая рыбе максимальную видимость.

- Вот эту стену выкрашу в красный цвет. Эти две – в белый. Потолок – золотом. Пол – черный лак. Хочу контрастный, современный интерьер. Здесь будет белая кровать, под шелковым покрывалом, здесь – столик из карельской березы. В углу – трюмо. А окно - без штор, как в Голландии принято. Для связи с природой...
И - теперь - с тобой!
Я надеюсь, ты никогда не уплывешь... Иначе – зачем приплыла.
Да... вот здесь будет телевизор, тут поставлю пару кожаных пуфиков... Ну, как тебе? В целом...

Женщине кажется, что рыба утвердительно кивнула.

- Вот и я думаю – живенько будет, оригинально... Сюда все равно никто кроме меня не входит.

Рыба не проявляет никаких признаков понимания.

- Знаешь, почему я каждый год делаю ремонт в своей комнате? А каждый месяц - двигаю мебель. Потому что, устаю от одинаковости. Вообще, не понимаю, как это можно жить в одном и том же!
Мне надоедает каждый день открывать одни и те же двери, хвататься за одни и те же, одинаковые дверные ручки. Расставлять перед завтраком одинаковые тарелки. И каждый раз мыть эту несчастную грязную посуду.
Я люблю путешествовать! Лететь на самолётах, плавать на пароходах, люблю даже трястись в каком-нибудь вагоне... Люблю, когда пространство вокруг меня движется... Когда я в каждое мгновение получаю новые ощущения. Тогда интересно жить!
Люблю выходить из гостиничного номера по утрам к шведскому столу и каждый раз устраивать себе новые завтраки. Не с приевшимися домашними кашами, или сырниками, но с чем-то новым. С какими-нибудь экзотическими йогуртами, желе, десертами… По-разному приготовленными омлетами, салатами и прочим. С невероятными напитками... В каждой стране есть свои фирменные напитки.
Я исколесила уже всю Европу и половину Азии! Теперь хочу в Австралию и в Америку... Но об этом пока никому не говорю. Только тебе.

Рыба, как будто поняла, моргнула.

- Мои домашние меня не очень понимают. Они ждут от меня вкусных обедов и ужинов, а я не терпеть не могу готовить... Хотя, готовлю вкусно. Ну, не мое это дело – стоять у плиты. Я лучше целый день – если уж никуда не выберусь - прокопаюсь в саду, буду обрабатывать цветы, кусты... Обрезать сушь на деревьях, ровнять клумбы... И то интереснее.
А обедать и ужинать надо в ресторане. На худой конец – в кафе. Чтобы не возиться потом с посудой... Вам рыбам – хорошо... Ничего не нужно ни варить, ни жарить... Ни убирать за собой...

Женщина подходит к окну и внимательно рассматривает рыбу. А та, будто отвечая на запрос, поворачивается то одним боком, то - другим...

- Хочу шляпку из рыбьей чешуи. Чтобы также таинственно блестела золотом. И похожую сумочку. И перчатки...
Ты может, научишь меня плавать по воздуху... Почему ты не падаешь на землю? Хочу также!

Женщина подпрыгивает несколько раз, плавно взмахивая руками - изображая свой полет. Рыба, как будто улыбается.
Внезапно, нога в туфле на высоком каблуке, подворачивается. Женщине больно, она скидывает туфлю, трет пострадавшее место. На здоровой ноге скачет к кровати. Садится, зовет мужа.
Отец семейства появляется в дверях полностью готовым к выходу. Подходит к жене, пускается на корточки. Растирает подъем ноги, ступню. Целует коленку. Помогает привстать.
Но боль не стихает. Нужна тугая повязка. Болеутоляющая мазь или таблетка. И покой.
Женщина с укоризной смотрит на рыбу.

- Сходила в гости!

Никакой реакции - рыба всматривается в происходящее, с какой-то своей думой.

Сцена IV
Комната отца семейства. Темно – свет выключен, шторы на окне сомкнуты.
Отец входит, растягивая узел галстука. Включает люстру.

- Сходили в гости! С моей супругой никогда не знаешь, что произойдет в ближайшие полчаса. Ну, ладно... Не очень-то и хотелось на этот юбилей.

Мужчина подходит к окну, раздвигает шторы, свет полуденного солнца заливает комнату. Хозяин идет к двери и щелкает выключателем. Возвращается к окну, открывает одну оконную створку. Берет со стола сигару, закуривает, выдыхает в окно. Задумчиво всматривается в дали...
К окну подплывает рыба. Отец улыбается, подмигивает гостье, открывает вторую створку и приглашает рыбу к себе.
Гостья медленно вплывает в комнату, едва втискиваясь в раму окна. В комнате увеличивается в размерах настолько, что занимает треть пространства. Не пригнувшись, под рыбой не пройти.
Отец продолжает курить, не обращая внимания на рыбьи манипуляции. Наконец, разворачивается лицом к гостье.

- Вот это по-нашему... Если в гостях - так самым большим и уважаемым гостем. Ну, ты хоть к потолку придвинься... Мне-то куда деваться? И чего это ты так раздулась? В тепле разнесло?

Рыба немного сокращается в размерах.

- Ладно, ладно – не обижайся. Живи, как хочешь...

Отец подходит к столу, берет рукопись, трясет ею и бросает обратно на стол.

- Какой такой сюжет им подавай? Какие яркие образы? Зачем лете влюбляться, если на острове не женятся и не выходят замуж? Яркие образы – это сам остров. Это - Старец лет, это - леты...
Никто до меня не додумывался рассказывать про место, где рождаются и живут мысли, про их общение, про наставничество... Про опыт мысли и мысленную молодость.
В этом новизна сказки! Ее оригинальность. И никакого социального реализма тут не требуется...
Они этого не понимают.
Они привыкли к тому, что уже есть. Все новое они меряют рулетками старого. С такими принципами в искусство не войти. Потому что искусство – это постоянное обновление. Постоянное сотворение небывалого. В этом его суть.
Конечно, яркие художественные образы необходимы! Как и запоминающиеся герои, и их поступки... Как и интересные захватывающие истории. Но, какая история в греческом орнаменте? Или в арабском геометрическом узоре? Или в вологодском кружеве? Никакой... Никаких сюжетов и героев... Никаких проявлений чувств!
Но, это искусство! Абстрактное, и гениальное! Как музыка.
Почему же подобного не может быть в изящной словесности? Почему субъектами творения не могут быть сами слова? Связки слов? Мысли, оформленные в слова и предложения...
Могут! Не только слова - звучания букв смешиваются в литературном тексте, как краски на палитре и на холсте. Героями сказки или стихотворения могут быть слова, звуки, мысли... Они должны играть свои роли, как актеры играют героев на сцене в спектакле.
Потому что слова, тем более мысли, леты – это не мертвые обозначения чего-либо. Это живые самостоятельные, самодостаточные сущности. У каждой мысли свой норов, характер... Своя конституция! Свои привычки и пристрастия.
Со словами - та же история. Не каждое слово можно поставить рядом с каждым.
Тебе известно что-нибудь про несовместимость слов? Это как у людей...

Рыба сжимается до совсем маленького размера.

- То есть, известно! Иначе и быть не может - прости за глупый вопрос. В таком случае ты мою новую сказку не отвергнешь! Наоборот, оценишь и похвалишь.

Отец снимает пиджак, закатывает рукава рубашки, устраивается в кресле за столом.

- Прочитать тебе о том, что было дальше?

Сказочник разворачивается к рыбе лицом, всматривается в ее немые, холодные глаза. Рыба тыкается губами в лоб человека, играет хвостом, как доверчивый щенок.

- Не надо! Как – не надо? Значит, и ты не хочешь! А чего хочешь? Ничего! Тоже правильно. Тогда спи...
И я прилягу. Люблю поспать после обеда. В Испании послеобеденный отдых называется сиестой... Давай вдвоем надавим на массу.

Хозяин встает и закрывает окно. Раздраженно задергивает шторы. В комнате снова становится темно. По скрипу дивана можно понять, что человек прилёг. Ровное похрапывание свидетельствует о том, что он быстро заснул.
С рыбой происходит что-то невероятное. Меняясь в размерах, она начинает играть со светом. Увеличиваясь – излучает, уменьшаясь – словно, поглощает. Колебания неравномерные, как дыхание во время интервального бега: то сильное - глубокое, то едва заметное - поверхностное.
Свет не одинаков. Рыба сияет красками радуги. В четком соответствии с известной присказкой про охотника и где-то сидящего фазана. Пространство попеременно окрашивается в семь классических цветов - от красного до фиолетового.

Сцена V
Комната старшей дочери на втором этаже. Много цветов, в углу - пальма.
Ранний, ранний рассвет. Девушка у раскрытого окна, разговаривает с рыбой, похожей на нее. Рыба плавно покачивается в воздухе из стороны в сторону, не сводит глаз с девушки.
На дальнем плане – большое озеро в туманной дымке.

- Писать стихи – это, скорее всего, от папы. Он у нас главный литератор. Правда стихи он не пишет – в основном сказки, рассказы... Но меня в поэзию влюбил.
А началось все – с одного нелепого стихотворения... Я ехала на электричке за город, на день рождения к своему однокласснику... И захотелось его поздравить как-то по особенному. Думала, думала - как именно... И придумала стихотворение. Где были такие строчки: к нему на день рождения иду, там будет сладкий морс и шоколадный торт...
Конечно, читать не стала, потому как получилось, что на день рождения я иду, чтобы выпить морса и полакомиться тортом...
Но, зато с тех пор я постоянно что-то рифмую...

Девушка отходит от окна, к кровати, из-под подушки извлекает красную тетрадку.

- Не очень люблю читать свои стихи кому-то. Но тебе можно...
Вначале я писала в манере близкой к классической. Читала великих и настраивалась на их интонацию... Вот, например, «Фиолетовый закат».

Я вижу фиолетовый закат,
и подо льдом мерцающие тени.
Не громко о насущем говорят
сюжеты ненавязчивых сомнений.

Над сонным озером скользит луна.
по небосклону, как по снежной горке.
Вечнозелёная стоит сосна
на облысевшем осенью пригорке.

Серебряный бликует поясок
на талии, такой упруго-гибкой...
И слышится весёлый голосок,
задорно спорящий с унылой скрипкой.

Кстати, вот та самая сосна. У озера, на пригорке. Справа. Я всегда на нее смотрю. Она особенно красива зимой в мороз, когда косые утренние лучи восходящего солнца перекрашивают ее верхушку в золотисто-розовый цвет. Повернись, посмотри. Сейчас, в вечернем оранжевом свете - тоже неплохо.

Рыба медленно поворачивается в указанную сторону. Но её взгляд на сосне долго не задерживается.

- Серебряный поясок есть у мамы. Она его надевает на синее бархатное платье. А задорный голос – это голос моего брата. К нему однажды привели учителя музыки со скрипкой - хотели сделать скрипачом... Отказался!

Девушка листает тетрадку.

- Потом я стала писать более колючие – даже какие-то мужские - стихи. Искать свой стиль. Вот, например, такое - «Весна бьет»

Весна бьёт!
Весна куёт
лето из зимней стужи.
Брызжет соком береза…
Пьёт
небо синие лужи.

Весна бьёт!
Весна мнёт
теплым холодный ветер.
Птица пробует голос,
поёт.
в солнечных нитей сети.

Весна бьёт!
Весна льнёт
воздухом нежным к щеке.
Снова любовь мою душу
мнет,
пульсом стучит в виске.

А затем появилось что-то более лирическое. Но жесткость слова осталась. Вот, например, стихотворение «Весенний тюль»

Разбуженные запахи земли
тонки как жерди.
Прозрачных облаков рули
скребут по тверди.

И синь просвечивает сквозь
холодный неба тюль.
Свист воробьев, летящих врозь
подобен свисту пуль.

Вода продавливает лед,
Рыхлит,
И сквозь него течет.

Два раза «сквозь» - сквозь тюль и сквозь лед... Долго искала замену, но ничего не нашла. Ну, как тебе? Стоит мне этим заниматься.

Рыбьи глаза улыбаются.

- Вот и я думаю, что стоит. Когда получается строчка – я просто ликую. Вся дрожу от радости, всем телом... Это праздник какой-то. Читаю и не верю своим глазам – неужто, это из меня вылилось?
Мне кажется, что в поэзии главное – это новый образ... Какой-то новый, с неожиданного ракурса, взгляд на старую вещь. Открытие в этой вещи никому не известных свойств, качеств. Не могут запахи быть тонки, как жерди. В поэзии – могут! И у облаков нет рулей. В поэзии – есть! Что такое тюль неба? Что он прикрывает? То, что за небом? Я, например, не знаю, но образ красивый.
А свист воробьев, как свист путь – это образ высшего порядка...
А вода, которая продавливает лед? Как продавливает? Как поршень в цилиндре насоса, ломая сопротивление среды? Так что ли? Или как рука человека продавливает податливую глину? Я понятия не имею - как.
Загадала загадку – пусть кто-нибудь отгадывает.

Девушка нежно касается пальцем рыбьего носа. Пытается погладить голову.

- Ты то, наверное, все отгадки знаешь...

Рыба вздрагивает, выходит из оцепенения, резко сваливается на сторону и, описав плавную дугу, уплывает в сторону озера. В воздухе за ее хвостом образуется шлейф каких-то странных оранжевых пузырьков.

Окончание здесь: hohlev.ru/teatr/vladimir-xoxlev-pesa-ryby
© В.В. Хохлев, пьеса, сюжет, текст, 2018

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: