Архиеп. Аверкий Таушев. СОВЕСТЬ
СОВЕСТЬ! Кто в наше время серьезно считается с голосом совести? Да и есть ли еще совесть у современного человека?
В своем подавляющем большинстве современные люди живут и поступают так, как если бы у них вовсе не было совести: и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни.
В ЛИЧНОЙ жизни – безпринципность, грубое своекорыстие, забвение своего долга, стремление жить только в свое удовольствие, не считаясь с интересами других и грубо попирая их.
В СЕМЕЙНОЙ жизни – необычайная, как никогда еще, шаткость семейных уз, легкость нарушения супружеской верности, легкость разводов, грубое непочтение к родителям со стороны детей, отвержение авторитета старших, своенравие, своеволие, безчиние, безстыдный разврат.
В ОБЩЕСТВЕННОЙ жизни – отсутствие взаимного понимания, преследование своих личных, узко-эгоцентрических интересов, обман, подкуп, лицемерие, неискренность.
Видимая БЕЗСОВЕСТНОСТЬ – характерный признак нашего времени. Но убить совесть совершенно нельзя, она является одним из главных, неотъемлемых проявлений человеческого духа, «голосом Божиим» в душе человека. Ее можно лишь притупить, заглушить, усыпить через произвольные согрешения. Всякий грех оставляет вредное впечатление на совести. Постоянная же и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляют ее. Именно поэтому характерным признаком нравственного состояния современного человека является «окамененное нечувствие», т.е. нечувствительность к голосу совести.
Святые отцы убеждают нас «хранить совесть», прислушиваться ко всем ее внушениям, даже малым и ничтожным. Ибо от пренебрежения малого и ничтожного, мы впадаем в ХУДОЙ НАВЫК, начинаем пренебрегать великим и важным, закосневаем во зле и впадаем в то самое «окамененное нечувствие».
Святые отцы различают четыре вида «хранения совести»: по отношению к Богу, к ближнему, к вещам и по отношению к самому себе.
«Хранить свою совесть по отношению к Богу» значит исполнять все заповеди Божии, независимо от того, видят это люди или нет.
«Хранить совесть по отношению к ближнему» — не делать ничего того, что может оскорбить или соблазнить ближнего.
«Хранить совесть по отношению к вещам» — это употреблять вещи для той цели, на которую они предназначены, не увлекаться ни роскошью, ни излишеством в пользовании вещами, но и не допускать, чтобы вещи портились, приходили в негодность; надо помнить, что все вещи, которыми мы пользуемся – дары Божии человеку и с ними нужно обращаться, как с дарами Божиими.
«Хранить совесть в отношении к самому себе» значит помнить всегда свое высокое человеческое достоинство, не забывать, что ты – образ и подобие Божие и что ты обязан представить этот образ, в чистоте и святости, самому Богу.
Тот, кто «хранит» совесть, кто внимателен к ее внушениям, тот является цельной натурой, путь его жизни ясен и определен, он полон внутреннего мира и спокойствия, всегда сохраняет душевное равновесие, не мечется, не терзается, не суетится, не страдает рассеянностью и многозаботливостью. В душе такого человека – предначертание райского блаженства, он постиг ТАЙНУ СЧАСТЬЯ этой жизни, тайну, не разрешимую для многих мятущихся душ, не желающих считаться с внушениями совести.
Ужасно пренебрежение голосом совести. Совесть, заглушенная и подавленная, рано или поздно проснется у каждого, и горе тому, кто безбожно ее попирал: его ожидают невыразимые адские муки. Ведь сущность адских мучений, которые ожидают нераскаянных грешников, как раз и будет заключаться в терзаниях внезапно проснувшейся совести, в слишком позднем безплодном раскаянии.
Единственный путь для современного человека – это ПУТЬ ПОКАЯНИЯ, ПУТЬ ПРИМИРЕНИЯ С СОВЕСТЬЮ еще в этой жизни. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» [Матф. 5, 25]
[Печатается в сокращении по тексту: Архиепископ Аверкий Таушев. Совесть и наше время / Православная Русь, №17, 2004]
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
- Священник