Переселение украинских малороссиян.
К концу 1653 года московское правительство и Земский Собор приняли решение о принятие в подданство гетмана и все войска заморские. А 8 января 1654 года Рада (собрание в Переяславле) принесла присягу русскому царю.
Воссоединение Украйны с Россией вызвало войну с Польшей.
1651г. Летопись Самовидца: “Тогда же Хмельницкий ожидая угоднаго к отмщению времени, позволил утесняемому народу от Ляхов вольно сходить из городов к Полтавщине и за границу в Великую Россию на житье. Из того времени начали оседать Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка и иныя слабодския места аж до реки Дону козацким народом ”.
Переселения эти продолжались беспрерывно до 1654г. Украйна почти опустела, представляя из себя одни только развалины: ”в городах правобережных (Днепра) счетом люди остались, толпами бегут пешие на левую сторону в наши города. Из больших и малых городов, сел и деревень шли обозы с возами, нагруженными прочанами (переселенцами) с их семьями и пожитками; на веки оставляя родину своих предков, они нередко сожигали свои жилища”.
Поселения переселенцев, начавшись с запада, по мере прихода новых партий, шли по течениям рек и далее на восток до р.Северскаго Донца.
27 июня 1651 года был образован Изюмский слободской казачий полк из выходцев Малороссии (3 полка – Острогожский, Сумской, Ахтырский). Основным назначением слободских полков была охрана южных границ России. Вместе с тем слобожане вели хозяйство, жили семьями.
“Очерки из истории колонизации степной окраины Московского Государства”, Багалей Д.И., 1887г.:
Пользуясь позволением, народ потянул целыми толпами и селился по течению рек Ахтырки, Сулы, Псла, при впадении р. Харькова в Лопань, по Тихой Сосне, Северскому Донцу.
Други переселення було у 1659р. в тяжки часы в гетманство Брюховецкого; Самойловича – в 1663-1687рр., усе Правобережжя (Днепра) обернулося в пустелю. Мешканци(переселенцы) Правобережжя поселилися на безлюдных великороссийских землях до самисиньского Дону и заснували багацько мист та слобод… У 1667р. Москва умовилася з Польщею щоб повернути Польщи усю Правобережну Украину. Украинський народ не мог згодитися ни з тим, щоб його власне живее тило розризали на дви частини. Ни з тим, щоб житии за татарином та турком. И се дуже голосно яскраво высловив (отаман Сирко): “я ляхив(польский) недруг, вони нищили нашу волю, пригничували наш православний народ; але й татарва не наши друзи, а ище больши вороги. Ляхи нашу худобу идять, а татарва пьють нашу кров. Скольки вона нашого козацького народу у неволю запродала на галери сколький оно порубала! З бусурманами нам треба воювати…”.
Велика сила народу прийшла в Слободчину и з Гетманщины, з Ливобережжя, але больша частина их належала до тих, що прийшли в Левобережжя з Правобережжя. Отже, таким чином, як бачимо, населення Слобожанщини склалося з рижних етнографичних подилов украинського народу и через те, як воно звичайно бувае, й украинська мова тут витворилася не заднипрянська, не галицька, не черниговська, а власна, мисцева, немов середня миж ними; бильш усього вона наближаеться до полтавской и киивской мови…
1705г. Слобожане, Сумские полчане: “Наши диды, батьки, братии и родичи и ми сами поприходили из рижних гетьманських и заднипрянських мист в Украину по закликанню Белгородських та Курских воевод, котри забезпечували нас царським словом – не однимати вид нас наших вольгот. Вони велили селитися нам, щоб ми захистили собою московськи украинни городи по Белгородськой лилии у диких степах на татарських заимищах, котрими ходили татары пид отси городи. И для збильшення населення у сих нових мистах велено було нам призивати на життя свою братию – украинцив. Ми сбудували Суми, Суджу, Миропилля, Краснопилля, Билопилля и инши миста, а до них повити, села та деревни. И ми вирою та правдою служили. И тодди, як татари приходили плюндрувати московськи украинни городи, ми не приставали ни до якой зради. За те и пожалувано нас усякими вольностями и дозволено займанщини займати, пасики и усяки грунти заводити и усякими промислами промишляти без чиншу по старому украинському звичаю”.