О вреде выдуманных грехов, опасность излишней самокритики. Иеромон. Макарий Маркиш
В разговоре об исповеди мы сталкиваемся со случаями, когда человек из лучших побуждений начинает грехи себе выдумывать, фантазировать. Часто это происходит из-за критического отношения к себе. Это хорошо, правильно, надо быть к себе критичным, но беда в том, что выдуманные грехи мешают видеть грехи настоящие. Когда моя самокритика приводит к каким-то фантастическим конструкциям, тогда я теряю способность по-настоящему увидеть невыдуманный грехи. Если священник имеет множество свободных минут, чтобы с вами побеседовать, он вас выведет на чистую воду, но если у него нет времени, вы так и можете остаться в стране фантазии. А христианство к фантазиям отношения не имеет. Самый популярный пример - это грех чревоугодия. "Батюшка, согрешила чревоугодием" - стоит огромная очередь, священник не будет вас спрашивать. Согрешила, давайте помолимся, покаемся, идите с миром. Я припомню вам эпизод из замечательной книги Василия Преображенского епископа кинешемского, который дает иллюстрацию, что такое чревоугодник. Жил в Париже состоятельный человек, у него были средства, он хорошо любил поесть, жил очень счастливо, а потом был очередной кризис, его акции, на дивиденды с которых он жил, превратились в ненужные пачки бумаги. Что делать, наш друг берет последние гроши, пошел на базар, выбрал себе хорошенького петушка, зажарил в особенном соусе любимом, съел, косточки обсосал и пустил себе пулю в висок. Зачем жить? Нет денег, нет еды вкусной, все, цель его жизни исчерпана, исчезла. Вот чревоугодник. Среди наших зрителей даже близко таких нет. Человек приходит домой, садится есть, перед ним блюдо картошки в мундире с маслом, он ест с удовольствием и думает: "Я же нагрешил, наверно, чревоугодием. Какая беда, какой я грешник, я хуже всех, что мне делать?". Не нужно впадать в такие фантазии, ешьте вашу картошку, благодарите Бога, ешьте даже шашлык и тоже благодарите Бога, если вы не монах или не постный день. Ваше питание должно быть средством вашей благодарности Богу, вашего лучшего самочувствия телесного, лучшего общения социального, в отношениях семейных, угощайте детей вкусной пищей, родителей. Недаром Таинство Евхаристии, соединение со Христом с происходит посредством питания. Мы принимаем внутрь, как пищу, самое Тело, самую Кровь Христа. В известном смысле для того Господь и создал наш питательный аппарат, чтобы мы могли причащаться Его Тела и Крови. Просто благодарите Господа, соблюдайте пост, сохраняйте массу тела в должных пределах и будьте счастливы и радостны.
Иеромонах Макарий Маркиш
Ирина Ива, здравствуйте. Не хочу поучать, а сужу по себе. Так же как и Вы, сталкивался с проблемой повторения одних тех же грехов на исповеди. Помню шутливые, но укоряющие душу слова прот. Димитрия Смирнова о необходимости заламинировать исповедальные листки, так как они часто повторяются. Но вот...
Развернуть
Ирина Ива, здравствуйте. Не хочу поучать, а сужу по себе. Так же как и Вы, сталкивался с проблемой повторения одних тех же грехов на исповеди. Помню шутливые, но укоряющие душу слова прот. Димитрия Смирнова о необходимости заламинировать исповедальные листки, так как они часто повторяются. Но вот недавно пришёл к внутреннему пониманию и уверенности в том, что большинство грехов будут обязательно повторяться, так как все мы в своих грехах почти одинаковы, как имеющие первородные грехи от Адама и Евы. Мы живём, а наше тело естественно загрязняется одной и той же грязью. Поэтому мы обязаны ежедневно, каждое утро и каждый вечер, умываться и подмываться. Менять грязное нижнее бельё на чистое, чтобы мы не провонялись смрадом от пота и испражнений. Мы должны также еженедельно, каждый выходной, тщательно мыться и омывать с мочалкой всё своё тело, а одежду менять на чистую и свежую. Так и душа ежесекундно соблазняется нечистыми духами. Почти все мы от духовного невнимания поддаёмся на греховные помыслы, мысли, слова, поступки и дела, загрязняя наши душевные ризы (одежды) смрадом от греха. Поэтому так же как и тело, так и душа должна ежедневно омываться утренним и вечерним молитвенным правилом, внимательно вспоминая о своих согрешениях и прося Господа очистить их. А еженедельно мы просто обязаны идти в храм Божий, исповедать перед Господом всю свою накопившуюся за неделю душевную нечистоту, искренне пожелать и попросить словами у Господа избавить от этих грехов, чтобы больше их не повторять, получить разрешение через священника о их очищении, получить разрешение через священники на Причастие, принять участие в Литургии, и в итоге, надеть на душу светлые и сияющие ризы святого Причастия, приняв в себя Тело и Кровь Христовы. И так каждую неделю... И всё это, "через нехочу", должно регулярно повторяться каждую неделю, чтобы душа не засмердила многими грехами и пороками, как уличный бомжара. А уж избавление от повторяющихся грехов не в нашей власти, а во власти только Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому я думаю, что очень грешно считать, что мы можем по своей воле от этих повторяющихся грехов избавиться. А это самый большой и самый главный грех от диавола - грех гордыни и тщеславного самомнения. Только Господь Бог, Творец и Вседержитель, имеет власть избавить наши души от нападений каких-то нечистых духов. Поэтому со смирением будем просить Господа спасти и помиловать нас многогрешных, недостойных Его Благодати, но с дерзновением молить Его избавить нас от лукавого. Простите меня многогрешного за поучения, и за многословие, и за... Господи помилуй... Господи, помилуй... Господи, помилуй... Слава Тебе Боже за всё, слава Тебе!
Свернуть
Алексей, вы написали очень много правильных слов, которые я тоже знаю. Хирурги, которые очень часто и тщательно моют руки, болеют раздражением кожных покровов рук, увы. Те, кто используют антисептическое мыло, могут и экзему получить. Серафим Саровский мог каждую неделю исповедоваться, он мог, а...
Развернуть
Алексей, вы написали очень много правильных слов, которые я тоже знаю. Хирурги, которые очень часто и тщательно моют руки, болеют раздражением кожных покровов рук, увы. Те, кто используют антисептическое мыло, могут и экзему получить. Серафим Саровский мог каждую неделю исповедоваться, он мог, а я не могу. У меня профанация получается. А ещё я очень боюсь пафоса, боюсь красивостей в речах, уж простите. Для меня отношения с Богом очень важны, они елейности не терпят, я должна перед Богом быть настоящей, а не картинно-православной.
Свернуть
Алексей, вы написали очень много правильных слов, которые я тоже знаю. Хирурги, которые очень часто и тщательно моют руки, болеют раздражением кожных покровов рук, увы. Те, кто используют антисептическое мыло, могут и экзему получить. Серафим Саровский мог каждую неделю исповедоваться, он мог, а ...
Развернуть
Алексей, вы написали очень много правильных слов, которые я тоже знаю. Хирурги, которые очень часто и тщательно моют руки, болеют раздражением кожных покровов рук, увы. Те, кто используют антисептическое мыло, могут и экзему получить. Серафим Саровский мог каждую неделю исповедоваться, он мог, а я не могу. У меня профанация получается. А ещё я очень боюсь пафоса, боюсь красивостей в речах, уж простите. Для меня отношения с Богом очень важны, они елейности не терпят, я должна перед Богом быть настоящей, а не картинно-православной.
Свернуть
Ирина Ива, Бог простит, и Вы меня простите. Не хотел, чтобы мои слова, написанные Вам с любовью и простой убедительностью, показались бы Вам как пафосные нравоучения. Но мне кажется, что учиться о Боге и с Богом елейно говорить, молиться, думать очень важно и нужно! Ведь он наш Творец и Вседержит...
Развернуть
Ирина Ива, Бог простит, и Вы меня простите. Не хотел, чтобы мои слова, написанные Вам с любовью и простой убедительностью, показались бы Вам как пафосные нравоучения. Но мне кажется, что учиться о Боге и с Богом елейно говорить, молиться, думать очень важно и нужно! Ведь он наш Творец и Вседержитель! Раньше я думал и задавал своей душе вопрос о том, нужно ли мне использовать в своих комментариях этот стиль высокой восторженности и поэтичности в словах и восхвалениях Господа Бога... И моя совесть, т.е. мой святой Ангел-Хранитель, отвечал мне - Да! Нужно! Потому, что таким языком и таким стилем говорят между собой святые Херувимы - Свят! Свят! Свят! наш Господь Саваоф! И радуются всю Вечность... Так же радуемся и мы в нашей земной жизни в светлые Пасхальные дни, говоря друг другу с любовью и внешним пафосом - Христос Воскресе! А в ответ слышим мы не менее, а ещё более радостный и пафосно-утвердительный и уверенно-утверждающий отзыв - Воистину Воскресе! И на душе растекается елей любви и счастия от того, что и мы, многогрешные, хотя бы в эти краткие секунды взаимного славословия нашего Господа Бога уподобляемся хотя бы в этой несоизмеримо малой мере Небесного ангельского служения. Ведь пафосное и елейное славословие Бога - это радостная непрестанная молитва святых Ангелов и святых отцов, поселившихся на Небеси. И чтобы Господь услышал нас и не забыл о нас, и Всемилостивого снизошёл к нам, многогрешным, в тяжёлые времена земной жизни, особенно во время посмертных мытарств, а особенно во время Страшного Суда, нашим елейным и пафосным словам и этому стилю, укоренившимся в уме, сердце и душе, мне думается, что не нужно стесняться этой симфонии славословия, а нужно стараться здесь и сейчас учиться говорить красиво, елейно, гармонично и Вечно... Слава Тебе Боже за всё, слава Тебе. Господи помилуй...
Свернуть
Ирина Ива, Бог простит, и Вы меня простите. Не хотел, чтобы мои слова, написанные Вам с любовью и простой убедительностью, показались бы Вам как пафосные нравоучения. Но мне кажется, что учиться о Боге и с Богом елейно говорить, молиться, думать очень важно и нужно! Ведь он наш Творец и Вседержит...
Развернуть
Ирина Ива, Бог простит, и Вы меня простите. Не хотел, чтобы мои слова, написанные Вам с любовью и простой убедительностью, показались бы Вам как пафосные нравоучения. Но мне кажется, что учиться о Боге и с Богом елейно говорить, молиться, думать очень важно и нужно! Ведь он наш Творец и Вседержитель! Раньше я думал и задавал своей душе вопрос о том, нужно ли мне использовать в своих комментариях этот стиль высокой восторженности и поэтичности в словах и восхвалениях Господа Бога... И моя совесть, т.е. мой святой Ангел-Хранитель, отвечал мне - Да! Нужно! Потому, что таким языком и таким стилем говорят между собой святые Херувимы - Свят! Свят! Свят! наш Господь Саваоф! И радуются всю Вечность... Так же радуемся и мы в нашей земной жизни в светлые Пасхальные дни, говоря друг другу с любовью и внешним пафосом - Христос Воскресе! А в ответ слышим мы не менее, а ещё более радостный и пафосно-утвердительный и уверенно-утверждающий отзыв - Воистину Воскресе! И на душе растекается елей любви и счастия от того, что и мы, многогрешные, хотя бы в эти краткие секунды взаимного славословия нашего Господа Бога уподобляемся хотя бы в этой несоизмеримо малой мере Небесного ангельского служения. Ведь пафосное и елейное славословие Бога - это радостная непрестанная молитва святых Ангелов и святых отцов, поселившихся на Небеси. И чтобы Господь услышал нас и не забыл о нас, и Всемилостивого снизошёл к нам, многогрешным, в тяжёлые времена земной жизни, особенно во время посмертных мытарств, а особенно во время Страшного Суда, нашим елейным и пафосным словам и этому стилю, укоренившимся в уме, сердце и душе, мне думается, что не нужно стесняться этой симфонии славословия, а нужно стараться здесь и сейчас учиться говорить красиво, елейно, гармонично и Вечно... Слава Тебе Боже за всё, слава Тебе. Господи помилуй...
Свернуть
Алексей, выражение "елейный тон", "елейность речей" давным давно стало синонимом ханжества в речах, прикрытием умильным тоном внутреннего непорядка. Как разговаривают ангелы на небесах мы не знаем, а выдумывать не стоит. Тем более, что и сами мы не ангелы. "Где просто, там ангелов со сто", так ка...
Развернуть
Алексей, выражение "елейный тон", "елейность речей" давным давно стало синонимом ханжества в речах, прикрытием умильным тоном внутреннего непорядка. Как разговаривают ангелы на небесах мы не знаем, а выдумывать не стоит. Тем более, что и сами мы не ангелы. "Где просто, там ангелов со сто", так кажется сказано? Вы на меня не обижайтесь, но по опыту общения с "очень православными" знаю, что чем более елейный тон, тем меньше надо верить словам человека. К Вам это не относится, скорее всего Вы просто ещё под действием призывающей благодати, когда хочется всё-всё в жизни изменить и даже говорить "высоким штилем", а не как раньше говорили, будучи простым мирским человеком. Вся беда в том, что, чем больше мы в елейность погружаемся, тем быстрее теряем чувство реальности, а Богу нужны мы не выдуманные, а из плоти и крови, мы не ангелы. Что касается пафоса, то даже не представляю, как напыщенность может нравится Богу.
Свернуть
Алексей, выражение "елейный тон", "елейность речей" давным давно стало синонимом ханжества в речах, прикрытием умильным тоном внутреннего непорядка. Как разговаривают ангелы на небесах мы не знаем, а выдумывать не стоит. Тем более, что и сами мы не ангелы. "Где просто, там ангелов со сто", так ка...
Развернуть
Алексей, выражение "елейный тон", "елейность речей" давным давно стало синонимом ханжества в речах, прикрытием умильным тоном внутреннего непорядка. Как разговаривают ангелы на небесах мы не знаем, а выдумывать не стоит. Тем более, что и сами мы не ангелы. "Где просто, там ангелов со сто", так кажется сказано? Вы на меня не обижайтесь, но по опыту общения с "очень православными" знаю, что чем более елейный тон, тем меньше надо верить словам человека. К Вам это не относится, скорее всего Вы просто ещё под действием призывающей благодати, когда хочется всё-всё в жизни изменить и даже говорить "высоким штилем", а не как раньше говорили, будучи простым мирским человеком. Вся беда в том, что, чем больше мы в елейность погружаемся, тем быстрее теряем чувство реальности, а Богу нужны мы не выдуманные, а из плоти и крови, мы не ангелы. Что касается пафоса, то даже не представляю, как напыщенность может нравится Богу.
Свернуть
Ирина Ива, простите меня. Ответ напишу личным сообщением.
Храни Вас Бог, о.Макарий!
Спаси, Господи, о. Макарий!