Шизофрения. Священник и психолог. о. Макарий Маркиш и Павел Малахов
- Добрый день, дорогие друзья, дорогие зрители и слушатели, сегодня мы продолжаем нашу беседу между священником и врачом о вопросах болезни человеческой души, душевной болезни, и сегодняшняя тема касается конкретного заболевания.
- Да, это вполне конкретное, всем известное заболевание – шизофрения.
- Довольно древний термин, судя по его греческому звучанию.
- Довольно древний, да, и он означает «расщепление» психики и мышления в частности. Расщепление ума. Но, расшифровывая, нужно уточнить, что страдает, в основном, мышление, эмоциональная сфера. И интеллект, как правило, подвержен наименее болезненному процессу, он сохраняется. В основном страдает воля, мышление.
- Т.е. способность к адекватному поведению в мире.
- И это приводит человека, страдающего шизофренией, к очень сложным, подчас невозможным взаимоотношениям с окружающим миром и людьми в этом мире. Естественно, он сильно выделяется, обращая на себя внимание этой болезнью. Конечно, мы не говорим, что он в этом виноват, но эта болезнь сильно стигматизирует человека, ставит на нем клеймо больного человека, и вот откуда она берется, эта болезнь? Ведь не все страдают, не у всех она проявляется, никогда не проверишь, у кого она могла бы быть или что можно было бы сделать, чтобы человек не заболел. Это очень сложный вопрос.
- И какие-то объективные, соматические, физиологические факторы – анализ крови, сахар в крови не проверить…
- Здесь такого нет, и можно только довериться статистике и собственному разуму. Да, по статистике прослеживается некая зависимость от наследственности…
- Т.е. в семье у людей, которые имели этот недуг, больше вероятности заболеть?
- Да, но это не точно.
- Предопределенности нет, что очень важно. Я встречал людей, которые с ужасом говорили, что у меня была вот бабушка или кто-то болел, и теперь я под ударом. Это, наверное, нездоровое чувство?
- Это пугает человека, он не видит положительные стороны, то, что это не предопределенность. Он не размышляет так, что это же не предопределено. Если бы это было однозначно, тогда да, есть чего бояться.
- Ну, вот смотрите, например, пьянство. Скажем, я знаю, что у меня отец алкоголик, и мне не надо пить. Я буду знать, что у меня есть угроза, все сидят и празднуют, а я минеральную воду пью. А здесь ничего подобного нет, и если я все время помню о том, что у меня там были больные в роду, то я, скорее всего, и пойду по этой спирали.
- Да, потому что это концентрация на притягивание болезни. Слава Богу, это не сто процентов. Хотя это стандартный вопрос, были ли по линии отца или матери люди, страдающие психическими заболеваниями. Это стандартный вопрос у врачей для выявления вероятности или подтверждения диагноза. Но это не основное. Не менее важна атмосфера в семье, воспитание, отношение родителей к ребенку с малых лет. Это довольно таки серьезно повышает риск возникновения не то, чтобы заболевания, а формирования почвы, фона, на котором может развиться заболевание. Это и эмоциональная холодность, и противоречивое отношение, отсутствие наказания и одобрения за одно и то же, т.е. полная путаница, и мы уже изначально говорим о каком-то расщеплении. Когда воспитание не едино, а уже расщеплено. И у ребенка уже формируются двойные приоритеты, взаимоисключающие. И далее, люди, подвергшиеся, испытавшие на себе такое воспитание, дальше уже могут приобрести это заболевание в условиях, которые не подходят им по сложившемуся характеру. Это режимные работы, как часто бывает, служба в армии, монастыри… Там, где человек с уже имеющейся почвой просто не выдерживает перенапряжения.
- Совершенно верно. Это можно наблюдать невооруженным глазом. Ну, а если такой вопрос задать. Мы только что упомянули наследственность. Например, не пей – и будешь здоров. А вот какие могут быть меры, возможности профилактики такого заболевания как шизофрения? Что можно посоветовать такому человеку, у которого имеются предпосылки к заболеванию, кроме лечения уже больного? Профилактические меры для предотвращения развития этой смертельной спирали. Мы говорили о панических атаках, их можно преодолеть и они уходят. А шизофрения – это уже дело печальное.
- Да, это уже заболевание, которое надо лечить. Лечить и поддерживать. Задача лечения – сохранить здоровую часть, которая осталась. Речь идет уже о качестве жизни человека, о его сохранности, о его социальной адаптации, чтобы остановить процесс, симптоматику, которая его разрушает. Вот какая задача. Профилактики же шизофрении как таковой нет. Она проистекает из того, что мы говорили ранее о причинах возникновения. Это обращение к семье, чтобы ребенок воспитывался в правильном ключе, в интеллектуальном, в эмоциональном, в духовном. Объектом профилактики уже является вся семья.
- Да. Вот говорил профессор Осипов очень интересно: «Вы хотите воспитать детей? Воспитайте родителей»
- Совершенно верно.
- Но профессор упустил одну тонкость – детей воспитать гораздо легче, чем родителей. Родителей попробуй воспитай.
- И получается некий замкнутый круг. Потому что родители уже взрослые, их не воспитаешь.
- Да, и они знают все лучше, чем священник, чем врач, родители сами все знают…
- Но ребенок вырастет и тоже станет родителем.
Иеромонах Макарий Маркиш и психотерапевт, психолог Павел Малахов
Интересные личности
- Священник
- Священник
Спасибо! Здоровья всем. :angel: :sunny: :christmas_tree:
Артисты в группе риска.
Не затронута тема управляемой шизофрении и глюколовства (мироглядство).
Спаси, Господи!
Очень тяжелое заболевание... человек может так и не найти себя, и лекарства, и рядом любящие люди, и вера, и духовник.... а конец бывает очень плачевным. Господи, спаси и сохрани!
Да. Действительно наследственность не доказана. Есть теория шизофреногенной матери. Но поддерживается не всеми, бывают исключения. У абсолютно здоровых родителей вероятность больного ребенка 1%. Заболевание не лечится. Ставят ремиссию. Вод.права\оружие уже не дадут. Гурьев Н.Д. в книге "Страсти и...
Развернуть
Да. Действительно наследственность не доказана. Есть теория шизофреногенной матери. Но поддерживается не всеми, бывают исключения. У абсолютно здоровых родителей вероятность больного ребенка 1%. Заболевание не лечится. Ставят ремиссию. Вод.права\оружие уже не дадут. Гурьев Н.Д. в книге "Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях" гордыню ставит как единственную и основную духовную причину.
Свернуть