Ходят ли современные дети в церковь?
Посещая храм, обращаешь внимание, что среди прихожан редко встречаются дети, еще реже подростки. Часто ли ходят наши дети в церковь? Этим вопросом задались ученые, и провели специальное исследование, результаты которого удивили многих.
Число атеистов среди детей и подростков в различных странах постсоветского пространства существенно отличается. Так в Польше число не посещающих храм детей составляет 17%, зато в Эстонии это целых 81%. Причем в достаточно похожей по культуре Литве на долю нерелигиозной молодежи приходится всего 25%. Отличаются статистические данные опросов, проведенных в России. Здесь в Господа не верит 49% молодого поколения. Причем 40% подростков себя относят к православной вере и лишь 9% к исламу.
Интересен тот факт, что только 4% юных россиян периодически посещают церковь. Примерно такие же показатели получены в Дании и Швеции. Наиболее активными верующими является молодежь Израиля (26%) и Польши (39%). Опросы показали, что в нашем отечестве верующих девушек на 3% больше, чем посещающих храм юношей. Зато юношей, которые в храм не ходят, но молятся регулярно на 14% больше, чем девушек. Больше всего посещающей храм молодежи в Польше (50%), Израиле (44%), Германии (31%).
Очевидно, что современная молодежь постепенно становится менее верующей. В то же время все чаще люди не хотят себя относить к определенным религиозным организациям, при этом оставаясь верующими и регулярно молящимися. Каково количество таких людей социологи затрудняются ответить.
Почему молодежь не посещает храм: причин этому может быть несколько:
Прессинг со стороны ровесников. Подростки, как правило, придают чрезмерное значение чужому мнению и не хотят отличаться от своих сверстников.
Непонимание богослужения. Зачастую посещение храма кажется детям утомительным и неинтересным мероприятием.
Отдаленность от родителей. Когда родителя являются людьми верующими, подросток из чувства противоречия зачастую отходит от православных установлений, считая, что этим он освобождается от родительской опеки.
Протест, выражающийся в отказе посещения церкви. Как правило, такие протесты происходят в период формирования самосознания подростка. Встречая негативную реакцию родителей, подросток лишь укрепляется в своих представлениях, стремясь выбрать собственный путь.
Ощущение незащищенности, адаптационные проблемы, эмоции – все это усложняет жизнь подростка, отдаляя его от веры. Чтобы преодолеть трудное время, детям требуется забота не только родителей, но и священнослужителей. Однако не следует стремиться дать религиозное воспитание ребенку любой ценой. Давление и авторитарность родителей лишь усложняет развитие собственного самосознания ребенка. Подростки, родители которых стремятся ненавязчиво приобщить их к вере, предпочитая демократическое воспитание, быстрее научатся принимать самостоятельные решения и поймут ценность своей веры.
Встреча с Богом, как главная встреча жизни, прикосновение к многовековой христианской традиции было утрачено в советский период времени. Случилась величайшая трагедия для народа, у человека отняли Церковь, разлучили нас с Христом. На протяжении восьмидесяти лет людям навязывали антицерковные убеждения, каждому школьнику говорили, что Бога нет. В храмах оставались лишь бабушки в белых платочках и некоторые сильнейшие в вере.
Конец двадцатого века - это время когда двери в храм стали открываться для каждого желающего встретить Бога. Своеобразный период неофитства, максимализма и горячести. Строились новые монастыри, храмы, благодаря вере возвращающегося в церковь человека. И, кажется, что стало всё хорошо, почва благоприятна для взращивания нового, молодого урожая. Но невольно задаёшься вопросом: если почва подготовлена, то где же молодые колосья, из которых Господь соберёт богатый урожай? Почему же в храмах также как и пятьдесят лет назад мало молодёжи?
Сейчас мы живём в двадцать первом веке, который неумолимо влечёт каждого вперёд к приобретению богатства, славы, и других эгоистичных ценностей. Когда у молодых людей спрашиваешь, почему вы не ходите в Церковь, то вместо ответа часто приходится слышать другой вопрос: «А что там делать?». В этом вопросе и заключается главное препятствие для встречи со Христом – это безразличие. К сожалению, этот исчерпывающий вопрос: «А что там делать?» задают при каждой попытке пригласить не только в церковь, но и в театр, поучаствовать в литературном вечере, посетить экскурсию в музее. Во время лекций в университетах многим настолько безразлично преподаваемое, что они просто спят. Даже в духовных семинариях встречаются равнодушные к учёбе и всему, что заставляет думать и прикладывать усилия, студенты. Безразличие стало чумой современности, которая убивает не тело, а душу. И страшно, что равнодушие распространяется незаметно, потому что обнаружить его можно только по последствиям. И не к нам ли обращены эти слова: «Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч или холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16)
Старшему поколению некогда отвлечься от своих забот, чтобы узнать поближе не то что Бога, а хотя бы соседей. Некогда заметить человека, нуждающегося в элементарной помощи. Даже выражение придумали «Время-деньги!». Видя такое отношение к окружающим своих родителей, дети сначала протестуют, пытаясь придумать другой, более правильный эталон поведения, пытаются найти что-то большее, а плодом поиска является создание новых субкультур. После, когда и это оставляет в душе пустоту молодёжь закрывается в себе, закрывает лицо маской безразличия и вырастает похожими на родителей, которые думают, что «Время - деньги!». Как мудро и точно в Евангелии от Матфея сказал Христос: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:25).
Печально, что и церковная молодёжь (дети воскресных школ, участники православных братств) зачастую сознательно не верят в Бога и Богу, а приходят в храм, потому что бабушка или мама заставила. Общаясь с православной молодежью, могу с уверенностью сказать, что немногие активны и немногие готовы ради Бога сплотится в одно целое, для совершения добрых дел.
Наша церковь Христоцентрична, то есть в центре её находится Христос и таинство Евхаристии. Бог для того и стал человеком, и пострадал и воскрес, чтобы человек смог в таинстве Евхаристии соединится с Творцом. И только лишь осознав вокруг чего построено Христианство и участвуя в жизни общины, Церковь своей внутренней жизнью может для каждого стать семьёй, где тебя любят и ждут. И только в такой семье можно стать активным молодым христианином, который заражает примером своей веры и своим отношением к окружающим другие сердца. А тот молодой человек, который имеет сознательную веру и готов этой радостью поделится с другими, пускай не молчит т.к. «Никто зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под спудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.» (Лк. 11:33).
* * *
Бога нет…
Ну что ж, и слава Богу…
Без Него достаточно хлопот.
Сея в сердце
смутную тревогу,
над землёй
пасхальный звон
плывёт.
Невзирая
на погоду ветреную,
возвращаясь
с поздних именин,
с головы снимает
шляпу фетровую
в общем-то нормальный
семьянин.
Бога нет…
Но так, на всякий случай,
позабыв про деньги и харчи,
затаи дыхание
и слушай,
как пасхальный звон
плывёт в ночи.
Всё сильней,
всё праведней и выше,
золотой
звучащею стеной
движутся колокола,
колыша
чёрный воздух
над моей страной.
Бога нет…
Ну что ж, я понимаю…
И, влюблённый в белый, в бедный свет,
я глаза спокойно поднимаю
к небесам,
которых тоже нет.