Правила святых апостолов3
75. Во свидетельство против епископа не принимать еретика: но и одного верного не достаточно: "На устах двоих, или трех свидетелей твердо станет всякое слово" (Матф. 18:16).
Ср. 1 Всел. 2; 2 Всел. 6; Карф. 146; Феофила Алекс. 9.
76. Не подобает епископу, из угождения своему брату, сыну, или иному сроднику, поставлять в достоинство епископа, кого он хочет. Ибо не есть праведно творить наследников епископства, и Божию собственность давать в дар человеческому пристрастию, ибо не следует Церковь Божию поставлять под власть наследников. Если же кто сие сотворит: его рукоположение да будет недействительым, а он да будет наказан отлучением.
Ср. Ап. 1, 30; 1 Всел. 4; 7 Всел. 3; Антиох. 23.
77. Если кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом: да будет. Ибо телесный недостаток не оскверняет его, но душевная скверна.
78. Глухой же, и слепой да не будет епископ - не потому, что он осквернен, но чтобы не было препятствия Церковных в делах.
79. Если кто имеет демона: да не будет принят в клир, и с верными да не молится. Освободясь же, да будет принят с верными и, если достоин, - то и в клир.
Ср. 6 Всел. 60; Тимофея Алекс. 2, 3, 4.
80. От языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившегося, не праведно вдруг производить во епископа, ибо несправедливо еще неиспытанному стать учителем других, разве только сие устроится по благодати Божией.
Ср. 1 Тим. 3, 6; 1 Всел. 2; 7 Всел. 2; Неокес. 12; Лаод. 3 и 12; Сард. 10; Двукр. 17; Кирилл. Алекс. 4.
81. Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при церковных делах: или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо по Господней заповеди "никто не может служить двум господам" (Матф. 6:24).
См. объяснение к Ап. 6 и параллельные правила.
82. Не позволяем рабов производить в клир без согласия их господ, к огорчению их владетелей, ибо от сего происходит разстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться поставления в церковную степень, каковым явился и наш Онисим, и его господа соизволят, освободят, и из дому отпустят: да будет произведен (см. посл. к Филимону).
Посколько рабство теперь не существует, это правило не требует комментарий.
83. Епископ, пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обе должности, то есть: Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина, ибо "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Матф. 22:21).
Ср. 4 Всел. 7; 7 Всел. 10; Двукр. 11; Двукр. 55. Т.к. духовным лицам запрещено заниматься гражданской службой (Ап. 6 и 81) то, естественно, запрещена им и военная служба тем более, что она может быть связана с убийством. Впрочем, Зонара замечает, что под военными делами может подразумеваться и нестроевая должность. Ношение оружия запрещено духовным лицам 4 Всел. 7, а нестроевая должность подпадает под запрещение участия в гражданском управлении (Ап. 81).
84. Если кто не по правде досадит царю или князю, да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина, если же мирянин: да будет отлучен от церковного общения.
Ср. Римл. 13:1-2; 1 Тим. 2:1-2.
85. Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхого Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши Апостольские.
Относительно постановлений Апостольских написанных Климентом, время и провидение Божие открыли нужду в новом правиле, которое есть 6 Всел. 2.
Указание священных и для церковного чтения назначенных книг содержат еще следующие правила: Лаод. 60; Карф. 33; Афанасия Алекс. празд. посл. 39 и стихи Григория Богослова и Св. Амфилохия.
Настоящее правило не содержит полного перечисления книг Священного Писания, которое находится у Афанасия Вел. 2 (из 39 послания о праздниках) и в Лаод. 60. Относительно упомянутых в Ап. 85 правиле творений Климента надо иметь в виду что они отвергнуты были 6 Всел. 2 потому что в них "некогда инакомыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту божественного учения." Ср. Григория Богослова и Амфилохия о Книгах Св. Писания.
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
иерей Александр, Воистину Воскресе!
Спаси Вас Господи Батюшка