Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

23 декабря, пятница 10 декабря по старому стилю Память святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Надобно опасаться предаваться беспечности греховной в надежде покаяния - это то же, что и отчаяние.
преподобный Макарий Оптинский

В честь дня памяти святителя Иоасафа Белгородского в храмах совершаются полиелейная служба. состоящая из великой вечерни, утрени, часов и Божественной Литургии. На всех этих службах исполняются песнопения, прославляющие святителя.

Накануне дня памяти святителя Иоасафа совершается великая вечерня. В честь святителя на ней читаются паримии — отрывки из Ветхого Заветы. Сразу после вечерни или же непосредственно в день памяти святого перед Литургией служится утреня. Совершается полиелей: зажигают все светильники, священнослужители выходят на середину храма, торжественно поются стихи из 134-го и 135-го псалмов и величание святителю. Читаются объединенные каноны Богородицы и святителя. В честь продолжающегося Рождественского поста поется ирмос канона Рождества «Христос раждается, славите». Поется великое славословие.

В день памяти святителя совершаются часы и Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Святитель Иоасаф (до монашества — Иоаким Андреевич Горленко) — епископ Белгородский и Обоянский, выдающийся церковный деятель XVIII века.

Будущий святитель происходил из старинного казачьего рода и получил образование в Киево-Могилянской академии. В 1737 году он был назначен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря в Полтавской губернии. Собирая в столице средства на ремонт обители после пожара, он встретился с императрицей Елизаветой Петровной, которая проявила к нему благосклонность. В 1748 году указом императрицы будущий святитель был назначен епископом Белгородским и Обоянским. Иосаф занялся реформированием и упорядочением церковной жизни в своей епархии. Святитель объезжал храмы и монастыри, наказывал священников за пренебрежение своими обязанностями, боролся с суевериями и невежеством, помогал нуждающимся — как священнослужителям, так и прихожанам.

В 1754 году святитель, с молодости страдавший чахоткой, скончался, прожив всего 49 лет. Он был похоронен в склепе рядом с Троицким кафедральным собором Белгорода. Спустя несколько лет от его мощей начали совершаться чудесные исцеления. Святитель был канонизирован в 1911 году, и тогда его мощи перенесли из склепа в Троицкий собор.

В 1920 году рака с мощами была вскрыта, их передали в Музей истории религии и атеизма (Казанский собор в Ленинграде). В 1991 году святые мощи были переданы церкви и с почестями перенесены в Белгород.

Интересные факты об Иоасафе Белгородском

Будущий святитель с детства отличался набожностью и хотел стать монахом, но родители не давали ему благословения, потому что он был первенцем и наследником. Тогда юноша постригся в монахи тайно.

Перу святителя Иоасафа Белгородского принадлежит поэма «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными» («Борьба семи добродетелей с семью смертными грехами»), написанная живым языком, в котором книжная изощренность сочеталась с образностью народной речи.

Когда будущий святитель был настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, ему часто являлся во сне похороненный там святитель Афанасий Цареградский. Он предсказал Иоасафу скорое получение высокого церковного сана.

В 1744–1748 годах святитель Иоасаф был настоятелем Троице-Сергиевой лавры, которая, как и Мгарский монастырь, нуждалась в восстановлении после пожара, и с этой задачей он справился блестяще.

В 1754 году, объезжая епархию и, по своему обыкновению строго следя за порядком в храмах, святитель Иоасаф обнаружил в притворе церкви Песчанскую икону Пресвятой Богородицы. Святитель распорядился перенести ее в храм и оказывать ей должное почтение. Впоследствии икона прославилась как чудотворная.

Бескорыстие святителя Иосафа было таково, что личных денег, оставшихся после его смерти, не хватило даже для торжественного погребения, и средства на похороны выделил Святейший Синод.

Народному почитанию святителя препятствовали как местные церковные власти, так и Святейший Синод. Вход в гробницу к мощам святого был закрыт, но люди получали исцеление по молитвам даже перед закрытым склепом.

Когда мощи святителя были выставлены в Музее религии и атеизма, верующие стали приходить в музей, чтобы поклониться им, после чего их убрали в запасники.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности