Про любовь
Это та тема, на которую я более всего дискутирую и спорю.
Как мне стало понятно со временем, точка зрения моя не совпадает с подавляющим большинством. Но в процессе отстаивания моих взглядов я всё более и более укрепляюсь в своей позиции.
А потому и решено было изложить свои взгляды в тексте:
Тезисно:
• Любовь либо есть, либо нет;
• Любовь не измерима (количественно). То-есть нельзя кого-то любить больше или меньше чем другого; можно либо любить, либо не любить;
• Любовь зависит не от объекта любви, а от субъекта;
• Невозможно любить Бога больше, нежели кого-то другого;
А теперь немного подробнее, развёрнутее и с самого начала.
А для начала следует дать хоть какое-то определение любви. Но даже это невозможно сделать в силу всеобъемлемости этого понятия. Однако есть некоторые признаки, однако есть проявления различные и есть отличия от смежных понятий.
Я здесь нагло и грубо абстрагируюсь от факта, что «Бог есть Любовь». Так проще, да и не принципиально в данных рамках.
К сожалению русский язык развивается не всегда корректно, но он развивается с людьми, — в том же русле. А люди порой выбирают не самые лучшие направления. Так случилось и с «любовью». Это слово стали часто употреблять не по его прямому назначению.
В первую очередь нужно понять, что любовь — это высокодуховное понятие, высоконравственное.
Любовь, это отношение личности к личности. Любить можно Ленина и Сталина, любить можно Чикатило, соседа, жену, любовника жены или любовницу мужа, любить можно учителя, можно ученика, можно любить соседа по лестничной площадке, по парте в школе, по комнате, по камере, любить можно себя и даже только себя. Но нельзя любить книгу, чай с тортиком, кефир с селёдкой под шубой, нельзя любить работать или смотреть телевизор.
Это тот случай, когда люди путают слова и говорят, что они «любят красный цвет», или «любят розы». В данном случае подразумевается вовсе не любовь и правильнее говорить, например, «нравится чай с тортиком», или «эти строки Бродского трогают струны мой души, но где-то очень глубоко», или «вкус молока с селёдкой такой глубоко насыщенный», и т.п.
Любовь подразумевает сопереживание. Когда человек любит кого-то, то он радуется его успехам и печалится его неудачам. Любящий человек «соживёт» жизнью объекта любви и стремится всячески угодить ему, но не выгоды ради, а на добровольных бескорыстных началах из самых благих побуждений.
Это сопереживание либо есть, либо нет. Человек либо рад успехам, либо нет. Любовь — как беременность. Нельзя быть немного беременным, точно так нельзя немножко любить.
Можно сказать, что «один торт вкуснее другого», что «Лена красивее Саши», а «Коля умнее Васи», «чай приятнее, чем кофе», «Достоевский пишет серьёзнее, чем Булгаков», «Мама ласковее папы, а папа справедливее мамы»; можно сравнивать многое, но не любовь.
--
Есть один человек. Я ненавижу в нём всё. Мне противно его мировоззрение, мне не нравятся его манеры, я терпеть не могу как он говорит; его образ жизни, его взгляды… да практически всё в нём отталкивает меня. Но я его люблю. Я с радостью всегда ему помогаю, если есть такая возможность; я радуюсь его успехам и огорчаюсь в случае неудач.
--
Человек может быть недоволен любимым человеком, может считать его не красивым, хамом, каким-нибудь некультурным и просто неприятным, но любить.
Люблю ли я некоего человека зависит не от него, но от меня. Любовь это то, что есть у меня, и я могу это направить на кого-нибудь. Могу направить и на добродетельного юношу и на сворливую старуху. Любовь не заслуживается, она достаётся даром и без причины.
А если у «любви» обнаруживаются причины, то это уже не любовь. Любовь не совместима с корыстью. Если есть какая-то причина побудившая к «любви», значит человек любит себя самого и ради этого эгоистичного себялюбия выпячивает видимость любви к кому-то другому. А как-только «причина любви» перестанет быть, стало быть исчезнет некая выгода… и себялюбивый человек тут-же переключится на другого, у которая такая выгода имеется.
Это не любовь.
Мать наказывает дочь, потому что любит;
Отец порит сына, потому что любит;
Тарас Бульба убил сына, потому что любил его;
Любовь не сводится к нежному воркованию голубков.
Любовь не сводится к страсти. Более того, любовь и страсть это слишком разные понятия: одно — сугубо материалистичное, животное; другое-же, напротив, — высокодуховное.
Всем известные Пётр и Феврония любят друг-друга и именно поэтому, заботясь о спасении друг-друга, принимают монашество.
Татьяна любит Евгения, но отвечает ему отказом: говорит, что «другому отдана». Потому, что она не желает погибели любимого из-за греха.
Серафим Вырицкий и его супруга любили друг друга и приняли монашество.
Любовь — это не страсть, любовь — это не симпатия. Любовь — это много выше. Это, в том числе, и жажда угождать, но не выгоды ради, а ради самой любви.
Как любовь к человеку, так и любовь к Богу. Это всё также наша любовь. Человек либо имеет любовь, либо не имеет. И направляет её, коли имеет, на кого хочет/может. Либо замыкается сам в себе, либо направляет на кого-либо, либо светит любовью и освещает всё.
Но любить ближнего, которого знаешь, проще, нежели возлюбить Бога Невидимого. И в Библии так сказано недвусмысленно. Но полнота человеческой любви, необходимая для этого, возможна лишь в том случае, если она научилась любить всё творение Божие. Ведь любовь к Господу подразумевает сопереживание Ему, а Он любит каждого.
И как может человек оставить жену в делах дома и сказать: «Вот я пойду в храм, потому что я люблю Бога, а ты будь дома с детьми доделывай свои дела». Лицемер он! Любил бы он Бога, любил бы и жену. А коль жену бы любил, — позвал бы её с собою, что бы и она помолилась бы, причастилась бы. А если не успевает — помог бы ей.
Я регулярно наблюдаю как рушатся семьи. Причём рушатся часто семьи, которые были в шаге от всецелого семейного воцерковления. А всё потому, что кто-то начинает «любить Бога больше, чем свою половинку». Тем самым удаляется от супруга, а к Богу приближается лишь в иллюзиях. Невозможно приблизится к Богу за счёт человеческой жертвы. Нельзя жертвовать семьёй, детьми, женой, мужем, родителями. «Дух сокрушен, сердце смиренно» — вот единственная жертва угодная Господу.
И если у вас есть повод к конфликту на религиозной почве — засуньте его подальше. Не надо ссориться. Любите друг друга. Любите всех. Любите врагов ваших. И как только вы полюбите всем сердцем врагов — значит ещё немного и можно надеяться, что вы сможете полюбить Господа.
И помолитесь, чтобы он научил меня, хотя-бы не ненавидеть моих близких.
Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Ф...
Развернуть
Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Феврония приняли монашество не по тому, что любили друг друга, а потому что возлюбили Бога более (причем заметьте - сделали это одновременно). Да и сам Господь говорит нам об этом - "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".
А в Ваших примерах ниже - нет любви, и Вы здесь совершенно правы. Если человек кинул жену ради похода в храм - он не любит жену. Вы пишите "Любил бы он Бога, любил бы и жену". Да ведь все совсем наоборот. И Апостол любви свидетельствует нам: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Т.е. сначала научись любить жену, а потом Бог даст тебе в дар и большую любовь. Как и Петр - сначала научился любить Февронию, а потом они ВМЕСТЕ возлюбили Бога. :-) Я надеюсь, что Вы сможете понять, то что я хотел Вам донести (может не сразу, но со временем, т.к. мне кажется, что Вы еще молоды (но все же наверное не так, как на аватарке)) и оставив первые 3 тезиса все же измените четвертый. :-) А вообще Ваш текст мне очень понравился, странно, что у него нет ни одного сердечка. :( Спаси Вас Христос!
Свернуть
Интересные размышления на эту тему - http://azbyka.ru/razmyshleniya-nad-trudnymi-mestami-evangeliya
Помоги Вам Господь, Полиночка!
Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Ф...
Развернуть
Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Феврония приняли монашество не по тому, что любили друг друга, а потому что возлюбили Бога более (причем заметьте - сделали это одновременно). Да и сам Господь говорит нам об этом - "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".
А в Ваших примерах ниже - нет любви, и Вы здесь совершенно правы. Если человек кинул жену ради похода в храм - он не любит жену. Вы пишите "Любил бы он Бога, любил бы и жену". Да ведь все совсем наоборот. И Апостол любви свидетельствует нам: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Т.е. сначала научись любить жену, а потом Бог даст тебе в дар и большую любовь. Как и Петр - сначала научился любить Февронию, а потом они ВМЕСТЕ возлюбили Бога. :-) Я надеюсь, что Вы сможете понять, то что я хотел Вам донести (может не сразу, но со временем, т.к. мне кажется, что Вы еще молоды (но все же наверное не так, как на аватарке)) и оставив первые 3 тезиса все же измените четвертый. :-) А вообще Ваш текст мне очень понравился, странно, что у него нет ни одного сердечка. :( Спаси Вас Христос!
Свернуть
о. Анатолий, полностью с Вами согласен. Полина все прекрасно разложила по полочкам. Но, отрицание Любви к Гоподу более нежели к кому либо другому, свойственно людям мало укрепленным в вере, да и не каждому дано ( себя могу причислить к их числу) и поэтому, нужно это понимать и стремиться через л...
Развернуть
о. Анатолий, полностью с Вами согласен. Полина все прекрасно разложила по полочкам. Но, отрицание Любви к Гоподу более нежели к кому либо другому, свойственно людям мало укрепленным в вере, да и не каждому дано ( себя могу причислить к их числу) и поэтому, нужно это понимать и стремиться через любовь к ближними и не ближним приблизиться к высшей Любви.
Свернуть
Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Ф...
Развернуть
Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Феврония приняли монашество не по тому, что любили друг друга, а потому что возлюбили Бога более (причем заметьте - сделали это одновременно). Да и сам Господь говорит нам об этом - "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".
А в Ваших примерах ниже - нет любви, и Вы здесь совершенно правы. Если человек кинул жену ради похода в храм - он не любит жену. Вы пишите "Любил бы он Бога, любил бы и жену". Да ведь все совсем наоборот. И Апостол любви свидетельствует нам: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Т.е. сначала научись любить жену, а потом Бог даст тебе в дар и большую любовь. Как и Петр - сначала научился любить Февронию, а потом они ВМЕСТЕ возлюбили Бога. :-) Я надеюсь, что Вы сможете понять, то что я хотел Вам донести (может не сразу, но со временем, т.к. мне кажется, что Вы еще молоды (но все же наверное не так, как на аватарке)) и оставив первые 3 тезиса все же измените четвертый. :-) А вообще Ваш текст мне очень понравился, странно, что у него нет ни одного сердечка. :( Спаси Вас Христос!
Свернуть
о. Анатолий, благодарю на внимание к моему тексту. Приятно читать грамотную обоснованную критику )
И за сердечко благодарю, отдельно ))
По сути текста, по сути последнего моего положения — ещё раз подчеркну, что не приемлю я какие бы то ни было сравнения любви. Я полагаю, что впринципе невозможно...
Развернуть
о. Анатолий, благодарю на внимание к моему тексту. Приятно читать грамотную обоснованную критику )
И за сердечко благодарю, отдельно ))
По сути текста, по сути последнего моего положения — ещё раз подчеркну, что не приемлю я какие бы то ни было сравнения любви. Я полагаю, что впринципе невозможно кого-либо любить больше/сильнее/крепче нежели кого-то иного.
И любовь ко Господу — это, как-бы, частность. В моём тексте последний пункт — вывод, следствие, и частный случай первых трёх.
Ещё раз спасибо за внимание.
Свернуть
Любви очень мало в нашей современной жизни.