Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Про любовь

Это та тема, на которую я более всего дискутирую и спорю.
Как мне стало понятно со временем, точка зрения моя не совпадает с подавляющим большинством. Но в процессе отстаивания моих взглядов я всё более и более укрепляюсь в своей позиции.
А потому и решено было изложить свои взгляды в тексте:

Тезисно:
• Любовь либо есть, либо нет;
• Любовь не измерима (количественно). То-есть нельзя кого-то любить больше или меньше чем другого; можно либо любить, либо не любить;
• Любовь зависит не от объекта любви, а от субъекта;
• Невозможно любить Бога больше, нежели кого-то другого;

А теперь немного подробнее, развёрнутее и с самого начала.
А для начала следует дать хоть какое-то определение любви. Но даже это невозможно сделать в силу всеобъемлемости этого понятия. Однако есть некоторые признаки, однако есть проявления различные и есть отличия от смежных понятий.

Я здесь нагло и грубо абстрагируюсь от факта, что «Бог есть Любовь». Так проще, да и не принципиально в данных рамках.

К сожалению русский язык развивается не всегда корректно, но он развивается с людьми, — в том же русле. А люди порой выбирают не самые лучшие направления. Так случилось и с «любовью». Это слово стали часто употреблять не по его прямому назначению.
В первую очередь нужно понять, что любовь — это высокодуховное понятие, высоконравственное.
Любовь, это отношение личности к личности. Любить можно Ленина и Сталина, любить можно Чикатило, соседа, жену, любовника жены или любовницу мужа, любить можно учителя, можно ученика, можно любить соседа по лестничной площадке, по парте в школе, по комнате, по камере, любить можно себя и даже только себя. Но нельзя любить книгу, чай с тортиком, кефир с селёдкой под шубой, нельзя любить работать или смотреть телевизор.
Это тот случай, когда люди путают слова и говорят, что они «любят красный цвет», или «любят розы». В данном случае подразумевается вовсе не любовь и правильнее говорить, например, «нравится чай с тортиком», или «эти строки Бродского трогают струны мой души, но где-то очень глубоко», или «вкус молока с селёдкой такой глубоко насыщенный», и т.п.

Любовь подразумевает сопереживание. Когда человек любит кого-то, то он радуется его успехам и печалится его неудачам. Любящий человек «соживёт» жизнью объекта любви и стремится всячески угодить ему, но не выгоды ради, а на добровольных бескорыстных началах из самых благих побуждений.

Это сопереживание либо есть, либо нет. Человек либо рад успехам, либо нет. Любовь — как беременность. Нельзя быть немного беременным, точно так нельзя немножко любить.
Можно сказать, что «один торт вкуснее другого», что «Лена красивее Саши», а «Коля умнее Васи», «чай приятнее, чем кофе», «Достоевский пишет серьёзнее, чем Булгаков», «Мама ласковее папы, а папа справедливее мамы»; можно сравнивать многое, но не любовь.

--
Есть один человек. Я ненавижу в нём всё. Мне противно его мировоззрение, мне не нравятся его манеры, я терпеть не могу как он говорит; его образ жизни, его взгляды… да практически всё в нём отталкивает меня. Но я его люблю. Я с радостью всегда ему помогаю, если есть такая возможность; я радуюсь его успехам и огорчаюсь в случае неудач.
--

Человек может быть недоволен любимым человеком, может считать его не красивым, хамом, каким-нибудь некультурным и просто неприятным, но любить.
Люблю ли я некоего человека зависит не от него, но от меня. Любовь это то, что есть у меня, и я могу это направить на кого-нибудь. Могу направить и на добродетельного юношу и на сворливую старуху. Любовь не заслуживается, она достаётся даром и без причины.

А если у «любви» обнаруживаются причины, то это уже не любовь. Любовь не совместима с корыстью. Если есть какая-то причина побудившая к «любви», значит человек любит себя самого и ради этого эгоистичного себялюбия выпячивает видимость любви к кому-то другому. А как-только «причина любви» перестанет быть, стало быть исчезнет некая выгода… и себялюбивый человек тут-же переключится на другого, у которая такая выгода имеется.
Это не любовь.

Мать наказывает дочь, потому что любит;
Отец порит сына, потому что любит;
Тарас Бульба убил сына, потому что любил его;

Любовь не сводится к нежному воркованию голубков.
Любовь не сводится к страсти. Более того, любовь и страсть это слишком разные понятия: одно — сугубо материалистичное, животное; другое-же, напротив, — высокодуховное.

Всем известные Пётр и Феврония любят друг-друга и именно поэтому, заботясь о спасении друг-друга, принимают монашество.
Татьяна любит Евгения, но отвечает ему отказом: говорит, что «другому отдана». Потому, что она не желает погибели любимого из-за греха.
Серафим Вырицкий и его супруга любили друг друга и приняли монашество.

Любовь — это не страсть, любовь — это не симпатия. Любовь — это много выше. Это, в том числе, и жажда угождать, но не выгоды ради, а ради самой любви.
Как любовь к человеку, так и любовь к Богу. Это всё также наша любовь. Человек либо имеет любовь, либо не имеет. И направляет её, коли имеет, на кого хочет/может. Либо замыкается сам в себе, либо направляет на кого-либо, либо светит любовью и освещает всё.
Но любить ближнего, которого знаешь, проще, нежели возлюбить Бога Невидимого. И в Библии так сказано недвусмысленно. Но полнота человеческой любви, необходимая для этого, возможна лишь в том случае, если она научилась любить всё творение Божие. Ведь любовь к Господу подразумевает сопереживание Ему, а Он любит каждого.

И как может человек оставить жену в делах дома и сказать: «Вот я пойду в храм, потому что я люблю Бога, а ты будь дома с детьми доделывай свои дела». Лицемер он! Любил бы он Бога, любил бы и жену. А коль жену бы любил, — позвал бы её с собою, что бы и она помолилась бы, причастилась бы. А если не успевает — помог бы ей.

Я регулярно наблюдаю как рушатся семьи. Причём рушатся часто семьи, которые были в шаге от всецелого семейного воцерковления. А всё потому, что кто-то начинает «любить Бога больше, чем свою половинку». Тем самым удаляется от супруга, а к Богу приближается лишь в иллюзиях. Невозможно приблизится к Богу за счёт человеческой жертвы. Нельзя жертвовать семьёй, детьми, женой, мужем, родителями. «Дух сокрушен, сердце смиренно» — вот единственная жертва угодная Господу.
И если у вас есть повод к конфликту на религиозной почве — засуньте его подальше. Не надо ссориться. Любите друг друга. Любите всех. Любите врагов ваших. И как только вы полюбите всем сердцем врагов — значит ещё немного и можно надеяться, что вы сможете полюбить Господа.
И помолитесь, чтобы он научил меня, хотя-бы не ненавидеть моих близких.

Священник
05 марта 2016 в 21:35

Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Ф...

Развернуть

Священник
05 марта 2016 в 21:43

Интересные размышления на эту тему - http://azbyka.ru/razmyshleniya-nad-trudnymi-mestami-evangeliya

05 марта 2016 в 21:59

Помоги Вам Господь, Полиночка!

05 марта 2016 в 22:33
о. Анатолий# 05 марта 2016 в 21:35

Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Ф...

Развернуть

о. Анатолий, полностью с Вами согласен. Полина все прекрасно разложила по полочкам. Но, отрицание Любви к Гоподу более нежели к кому либо другому, свойственно людям мало укрепленным в вере, да и не каждому дано ( себя могу причислить к их числу) и поэтому, нужно это понимать и стремиться через л...

Развернуть

23 марта 2016 в 22:37
о. Анатолий# 05 марта 2016 в 21:35

Полина, замечательные мысли! Согласен со всеми Вашими тезисами, кроме последнего. Если Вы начнете внимательно читать жития святых, то найдете тысячи примеров того, как можно любить Бога более, нежели кого-то другого. Например Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Да и в Ваших примерах - Петр и Ф...

Развернуть

о. Анатолий, благодарю на внимание к моему тексту. Приятно читать грамотную обоснованную критику )
И за сердечко благодарю, отдельно ))
По сути текста, по сути последнего моего положения — ещё раз подчеркну, что не приемлю я какие бы то ни было сравнения любви. Я полагаю, что впринципе невозможно...

Развернуть

24 марта 2016 в 05:50

Любви очень мало в нашей современной жизни.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Мир моей души

    Сообщество