.
Не хочет ребенок идти к исповеди или просто в храм, надо ли его принуждать?
В Евангелии сказано, что Царство Божие нудится, то есть берется трудом. Как объяснить ребенку, что лень - это грех, и грех немалый? Способны ли родители дать дитяти хоть какое-то понятие о грехах вообще? Что надо знать о них и, наконец, как избавляться от той грязи, которая накапливается в душе человека?
Сатана - отец лжи, отец всякой неразберихи и раздоров, поборник разрушения и ленивого застоя - враг всякого порядка и созидания. Не вражий ли голос гремел над запутавшейся и обманутой Россией: "... мы старый мир разрушим до основанья, а затем..." Что было "затем", старшее поколение знает не только по книгам, но и по собственному опыту, а молодому - придется еще долго-долго разбираться, в какой стране оно живет сейчас, поскольку история ее десятки раз перекраивалась политиками и идеологами разных мастей. А может и не надо копаться на "свалке прошлого?" Что это дает? - Нет, надо, и дает многое! Мы обретаем способность анализировать прошлое и, оставив все худое в нем, двигаться к благодатному будущему. Этому родители должны учить детей. Великое дело - пробудить в ребенке сознание, научить мыслить, потому что ленивая мысль не может подвигнуть на активное действие. Знакомство с историей, почерпаемое детьми из школьной программы, необходимо дополнять сведениями об истории христианства.
Безусловно, не все дети рождаются одинаковыми: одни тяготеют к уединению, другие - к общению, но задача родителей одна - привить (воспитать) тяготение к Богу! Как это делается? По-разному! Было бы желание, а Господь поможет не заблудиться - потому что "Его пути неисповедимы". Но, думаю, что один из основных путей, по которым надо идти папам, мамам и детям, - это путь благочестия. "Если бы благочестие сделалось как бы законом и властью, если бы мы детей своих прежде всего наставляли быть друзьями Божиими, и учили, больше всех и прежде всех прочих наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от бесчисленных зол, и, что говорится о будущей жизни, именно, отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис. 35, 10). Этим мы наслаждались бы уже и здесь" (Св.Иоанн Златоуст. Указ. соч., т. 2). Но, забегая вперед, скажу: большинство родителей и воспитателей имеют весьма и весьма смутное понятие о благочестии. Это слово состоит из двух понятных частей: "благо" и "честь". Воспитание благочестивых чувств и мыслей в человеке не может происходить вне Церкви и, конечно, семьи. Семья - домашняя Церковь, она является школой любви, школой жизненного опыта, духовного возрастания и познания Слова Божия. Ребенок впервые знакомится здесь, в семье, с проповедью Евангелия Царствия Божия, с заповедями, которые сам Бог заповедал нам. Не может быть никакого благочестия у сына или дочери, которые дерзки с родителями и, что называется, ни во что их не ставят, нарушая этим пятую заповедь Десятисловия: "Чти отца своего".
Святитель Феофан Затворник советует родителям прежде всего иметь в себе веру и благочестие, как мощное средство к воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях. Нам, родителям, необходимо научиться страху Божию самим и воспитать его в детях, без чего невозможно благоговейное отношение к Церкви и ее благодатным Таинствам. Начало мудрости - страх Господень (Притч. 1, 1, 7). И слова Екклесиаста, сына Давидова, вторят Соломоновым Притчам: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо (Екк. 12, 13-14).
Множество страждущих пап и мам, жен и мужей, юношей и девушек идут в храм Божий, но все-таки идут не все. Многие идут к экстрасенсам, психологам и прочим "целителям" - с одним желанием: найти помощь и избавление от физического или духовного недуга. Причем вопрошающие часто бывают категоричны и требовательны в получении ответа на тот или иной жизненно важный вопрос.
Мне об этом известно не гадательно, а доподлинно, как священнику; это напоминает приход человека в аптеку за лекарством, без рецепта, но с желанием приобрести наиболее эффективное, которое бы сразу сняло всю боль страдающего организма. Скажу откровенно: не во всех случаях удается помочь! Лечение (души) надо проводить в комплексе, составляющие которого по составу и количеству разные. Так вот и сейчас, отвечая на вопросы, невозможно однозначно ответить: принуждать или не принуждать ребенка просто (лукавое это слово - "просто") ходить в храм, если он не хочет исповедоваться. Все зависит от Бога и, конечно же, от самих родителей: насколько они мудры, тонки и благочестивы. Если этого ничего в них самих нет, то необходимо набраться мужества и терпения и начать собственный путь - через воцерковление, очищение, прежде всего, себя - от греховной скверны, призывая в горячей молитве Имя Самого Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он явил Свою милость на непокорное чадо и просветил Светом разума и благочестия. Молитва - первое средство в деле воспитания детей в христианском благочестии. Молиться можно и за Божественной Литургией, и на молебне после нее, и дома, и в пути, - словом, везде. Мы, призывая Имя Божие, также просим заступничества у Божией Матери. Просим святых, Богу угодивших, о предстательстве у Престола Господа Славы и даровании нам Духовных даров, о помощи в благоугодных делах. Например, при недостаточном благочестии детей мы обращаемся к святой мученице Софии, чтобы призвать ее в помощь понести наши труды. Труд родителей по воспитанию детей далеко не всегда наполнен радостью, но часто и слезами. Да будут нам утешением слова псалмопевца Давида: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс. 125, 5). Значит, будем сеять. Что же касается принуждения, то поменяем этот метод на метод убеждения и просвещения наших детей в духе Любви Божественной Истины!
Священник Виктор Грозовский