Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове
Дорогие участники нашей встречи!
Сердечно хотел бы всех вас приветствовать и поздравить с 70-летием со дня создания Российского федерального ядерного центра.
Данный исследовательский институт, безусловно, является одним из ключевых научных центров, обеспечивающих безопасность нашего Отечества. Дата, отмечаемая ныне, привлекает наше внимание не только к теме военной защиты России от внешних угроз, но и к осмыслению некоторых религиозно-философских вопросов. Хотел бы особо отметить, что юбилей Саровского института связан с фактом сосуществования и взаимодействия научного и духовного центров. Сей же факт напрямую обращен к сложной и многогранной теме взаимоотношения религии и науки, веры и знания.
Научная академическая традиция учит не торопиться с обобщениями. Замечательная традиция. Многие ошибки, происходившие в прошлом и происходящие сегодня, имеют своим истоком именно стремление обобщить как можно быстрее, без специального исследования всего наличного материала, без попытки сделать вдумчивые критические выводы. Это особенно опасно, когда возможные обобщения касаются непростых вопросов, к каковым, без сомнения, относится и вопрос взаимоотношений религии и науки. Тема очень важная уже потому, что религия является феноменом огромного значения для большинства жителей планеты, как и наука является ключевым феноменом, обеспечивающим поступательное научно-техническое развитие современной цивилизации. Рассматривая этот вопрос, следует остерегаться упрощенных интерпретаций, с которыми, к сожалению, мы сталкивались в недалеком прошлом. Так, утверждалась обязательная борьба религии и науки из-за якобы непримиримого антагонизма между ними.
Одним из наиболее распространенных заблуждений, проистекающих из подобной упрощенной интерпретации, является представление о том, что наука имеет дело с фактами, разумом, переменами к лучшему, а религия — с вымыслом, верой и неизменными истинами. Поэтому, как следует из этого тезиса, наука и религия якобы всегда находятся в непреодолимом конфликте.
Достаточно вдуматься, чтобы понять довольно очевидные вещи: если бы наука в таком понимании была набором бесспорных фактов, всегда поступательно и постепенно накапливаемых, то сама история науки не знала бы никаких внутренних конфликтов. Но мы знаем, что это не так. Практически любое научное новшество противоречиво по своей природе и всегда вызывало и вызывает острые дискуссии. Известный историк и философ науки XX века Томас Кун1 вообще полагал, что старые и новые научные точки зрения «несоизмеримы», поскольку не существует абсолютных критериев рациональности при определении научного знания. Более того, Кун считал, что между различными научными парадигмами нет даже общих основ (например, античная наука и наука Нового времени).
Вспоминается в связи с этим и высказывание академика Владимира Ивановича Вернадского: «…Было бы крупной ошибкой считать борьбу Коперника и Ньютона и их систем с Птолемеем борьбой двух мировоззрений, научного и чуждого науке; это внутренняя борьба между представителями одного научного мировоззрения»2. И Птолемей, и Коперник принадлежали науке, это был внутринаучный спор.
И хотя на протяжении человеческой истории отношения между религией и наукой складывались очень по-разному, религиозный и научный способы постижения мира не противоречат друг другу — в том плане, в каком не противоречат друг другу наука и искусство, религия и искусство.
Можно сказать, что религия, наука и искусство — это разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком. У каждого из них свой инструментарий, свои методы познания, они отвечают на разные вопросы. Наука, например, отвечает на вопросы «как» и «почему». Религия — на вопрос «для чего». В центре религиозного познания — проблема смысла жизни и отношения к смерти. Если наука занята вопросом о том, как на земле появилась органическая жизнь, то религия — для чего появилась жизнь. Наивно прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу, но равно контрпродуктивно искать в учебниках по биологии или физике ответ на вопрос о смысле жизни.
Еще одним популярным заблуждением является следующее утверждение: наука и религия не просто взаимодополняют друг друга, но нужны друг для друга. Религиозные представления в соответствии с этим тезисом являются стимулом научной деятельности, а научные данные могут помочь очистить религию от ненужной образности и символизма. Уверен, что это тоже упрощение, и связано оно с переосмыслением взаимодействия религии и науки. Вызвано это переосмысление, во-первых, новым пониманием роли религии в современном мире, во-вторых, переосмыслением содержания и места науки после ряда открытий XX века.
Здесь, с одной стороны, в роли упростителей выступают те ученые, которые не просто утверждают, что наука не противоречит религии, но что они должны взаимодействовать — как явления одного порядка, чуть ли не как смежные дисциплины. При таком подходе наука становится как бы квазирелигией, а религия — квазинаукой. Главной целью взаимодействия науки и религии становится при таком понимании попытка выработать некий общий религиозно-научный язык.
Такой подход является не просто упрощением, но ошибкой. Ведь получается, что если раньше пытались доказать, что Бога нет, так как Его не видели космонавты, то теперь, образно говоря, с помощью тех же космонавтов пытаются доказать, что Бог есть. Иными словами, методология не поменялась, изменился лишь знак с минуса на плюс.
С другой стороны, чрезмерно усердствуют порой и некоторые религиозные апологеты, пытаясь привлечь науку на «свою сторону». И вот уже встречается точка зрения, что современная физика является чуть ли не лучшим доказательством и бытия Божиего, и творения мира и т.д. Повторяю: подобные рассуждения не лишены интереса и полезного содержания (например, как соотносится символическое описание творения мира с теорией Большого взрыва или с научной идеей появления мира из ничего, из какой-то точки, которую невозможно ни измерить, ни определить). Но нельзя забывать, что наука все время меняется и наука завтрашнего дня может опровергнуть науку дня сегодняшнего, как в свое время теории Альберта Эйнштейна стали переосмыслением классической механики. Здесь я привел бы в качестве примера принцип дополнительности Бора3, который сыграл определенную роль не только для науки XX века, но и для религиозной философии. Именно поэтому говорю не столько о полной ложности таких подходов, сколько о том, что они чрезмерно упрощают реальные взаимоотношения, существующие между религией и наукой.
Все же христианским апологетам важно не терять чувство меры и помнить, что если бы Истина религии открывалась величию разума, то христианство было бы иным. Евангелие же говорит нам нечто другое: Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).
Различие научного и религиозного аппаратов и невозможность их механического «сопряжения» отнюдь не означает их абсолютной несовместимости. Наука и религия, безусловно, дополняют друг друга в общей картине наших знаний о мире, делают ее более объемной и яркой. Только эта целая картина не вписывается полностью ни в научные рамки, ни в рамки собственно религиозных представлений. Иными словами, это взаимодополнение происходит не на поле науки (т.е. религиозные аргументы здесь не работают, хотя многим научным открытиям мы и обязана религиозной интуиции ученых) и не на поле религии (наука не служит тому, чтобы прямо подтверждать религиозные истины, хотя и такое случается). Наука отвечает на свои вопросы, а религия — на свои. И чем больше ответов есть у человека, тем богаче его представления и мире, о Боге и о самом себе.
Еще один тезис, о котором реже говорят, но который очень важен: за секуляризацию общества ответственна, главным образом, наука. Это даже не упрощение, это просто неправда.
Против этого говорит и сама история становления науки, которая свидетельствует о том, что современная наука сформирована прежде всего культурным контекстом европейской религиозно-философской мысли, всего интеллектуального развития, связанного с христианской метафизикой и христианским переосмыслением устройства мира: это отказ от языческой мифологизации Космоса, признание принципиальной возможности сотворения (то есть, начала мира как пространства-времени), наличие не множества богов, но Единого Бога-Творца, давшему миру законы, которые можно попытаться постигнуть человеческим разумом и т.д.
На самом деле, причиной секуляризации является не собственно научное развитие, а апеллирующая к этому развитию идеология, которая в западной истории тесно связана с просвещенческим культом разума и позднее приобрела форму так называемого сциентизма — то есть, идейной позиции, полагающей науку наивысшей культурной ценностью, способом разрешения любых вопросов бытия и т.д.
Ложность этой позиции подтверждает и факт религиозного возрождения в странах и обществах, где нет недостатка в науке, образовании и основанных на науке технологиях. В том числе, духовное возрождение последних десятилетий в нашей стране и других странах исторической Руси, взаимодействие научного и религиозного сообществ; наконец, факт сосуществования и плодотворнейшего сотрудничества христианского и научного центров в Сарове, выраженный, в частности, в деятельности Духовно-научного центра, за работой которого я внимательно слежу.
Церковь сегодня беспокоится не столько о самом по себе научном поиске, не о конкретном содержании новых разработок, сколько о том, уделяется ли должное внимание науке в нашем обществе и государстве. И в первую очередь наше пристальное внимание обращено на сферу образования. Церковь — безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом.
В обществе существует большая обеспокоенность по поводу состояния отечественного образования в целом. Вы наверняка слышали о возобновлении деятельности Общества русской словесности, которое я возглавил по предложению Президента России В.В. Путина. Мы надеемся, что эта нейтральная и благожелательная площадка профессионалов и экспертов поможет существенно изменить ситуацию с преподаванием русского языка и литературы в наших школах.
Известно, что в настоящее время в обществе идет дискуссия о состоянии отечественного образования, которое не в полной мере формирует у учащихся целостную картину мира. Уверен, что сочетание гуманитарного образования, включая образование религиозное, с подлинно научным образованием открывает возможность увидеть по-настоящему целостную картину мира, восприятие которой, в свою очередь, способно сформировать целостную, духовно сильную личность.
В мире интенсивного развития технологий, основанных на научном знании, чрезвычайно важна нравственная ответственность ученых. Несколько десятилетий назад, говоря о возможных опасных последствиях научного прогресса, мы имели в виду прежде всего ядерные технологии. Но теперь возникли острейшие проблемы, связанные с биотехнологиями, бурным развитием информационных технологий, созданием виртуальных реальностей, формированием всеобъемлющих баз данных, контроля и учета людей, недолжное использование которых может поставить под угрозу свободу человека и его гражданские права.
Важно понимать: сама тема последствий научно-технологического развития безусловно имеет нравственную составляющую. Она неразрывно связана с представлениями о добре и зле, со способностью различать вред и пользу. И здесь — естественное поле объединения усилий науки и религии.
Выражаю искреннюю надежду на то, что во взаимодействии Церкви и научного сообщества будет укрепляться Отечество наше и что наши совместные труды принесут пользу российскому народу.
Благодарю вас за внимание.
михаил, вопрос о протестантах очень сложен - ввиду множества течений в протестантстве. Как ни парадоксально, но даже с прерыванием у протестантов преемственности Священства их Таинство Крещения признается нашей Церковью. Это Вам скажет любой наш священник - и вообще любой человек, знакомый со сра...
Развернуть
михаил, вопрос о протестантах очень сложен - ввиду множества течений в протестантстве. Как ни парадоксально, но даже с прерыванием у протестантов преемственности Священства их Таинство Крещения признается нашей Церковью. Это Вам скажет любой наш священник - и вообще любой человек, знакомый со сравнительным богословием. А у протестантов-англикан даже и преемственность Священства не прерывалась, и даже вполне серьезно стоял вопрос о воссоединении Православной и Англиканской Церкви - но, по меткому замечанию Патриарха Сергия (Страгородского), здесь имеет огромное значение также и нарушенная у них преемственность истинной веры. Причастие же у некоторых протестантов можно считать истинным - но несколько искаженным, как и у католиков. Нам запрещено литургическое общение с ними ввиду исповедования во время причастия искаженных основ веры. О католиках - они не упростили процедуру, а умалили роль Святого Духа в Таинствах. Процедура же Миропомазания у них даже усложнилась - они, в чем-то и справедливо, уделяют огромное внимание катехизации принимаемого в Церковь, и крестя детей во младенчестве, Таинство Миропомазания завершают уже в достаточно сознательном возрасте после обучения основам веры, в "возрасте осознания", обычно около 14 лет. Вообще бы я советовал не полагаться на свои собственные рассуждения - а руководствоваться нашим Православным богословием. Которое, кстати, в свое время канонизировало Новый Завет, отобрав истинные Евангелия и послания из целого моря апокрифов. В рамках которого творили Святые Отцы Церкви. В котором из множества творений Отцов Церкви позднее были отделены истинные жемчужины их мысли от их частных мнений и даже от некоторых ошибок (например, как о предопределении к святости и осуждению у Августина Блаженного). Так что обращаясь к своему собственному суждению или даже к Святым Отцам без богословия, Вы рискуете из-за своего своеволия впасть в заблуждение - что и наблюдается.
Свернуть
Сергей, с протестантами, наоборот, все просто : они, к сожалению, и в нашей Церкви распространились.Если человек потерял нищету духа (Первая Заповедь Блаженства) Причастие он не получит, даже если крещен в православии, по канонам, и идет к Чаше в нашем Храме.А все Ваши аргументы - это доводы тех...
Развернуть
Сергей, с протестантами, наоборот, все просто : они, к сожалению, и в нашей Церкви распространились.Если человек потерял нищету духа (Первая Заповедь Блаженства) Причастие он не получит, даже если крещен в православии, по канонам, и идет к Чаше в нашем Храме.А все Ваши аргументы - это доводы тех самых протестантов, ставящих ум человеческий выше Заповедей Божиих.В Прологе есть истории, когда Лжица с Великой и Страшной Тайной Божией "пролетала"даже мимо рта монахов.простите.
Свернуть
Сергей, не совсем понимаю Ваши крики против меня лично. :simple_smile: :simple_smile:уверяю Вас, мне не важно мое мнение о себе(знаю, что оно ошибочно) ; еще менее важно мнение обо мне других людей(оно еще более ошибочно) Для меня важно соответствовать требованиям Бога.Я читаю Священное Писание и...
Развернуть
Сергей, не совсем понимаю Ваши крики против меня лично. :simple_smile: :simple_smile:уверяю Вас, мне не важно мое мнение о себе(знаю, что оно ошибочно) ; еще менее важно мнение обо мне других людей(оно еще более ошибочно) Для меня важно соответствовать требованиям Бога.Я читаю Священное Писание и пытаюсь соответствовать Его требованиям. Вижу, что получается плохо, жалуюсь Ему на Исповеди, и, если ОН позволяет, причащаюсь Его Тела и Крови. Я не знаю, насколько правильно я понимаю Его Учение, мне достаточно, что это знает ОН. Я Ему доверяю, и полагаюсь на Него.Как видите, все просто.Если я причиняю большой вред обществу своей болтовней, ОН лишит лишит меня такой возможности(обездвижит, или сердце остановит, тут возможны варианты
Свернуть
михаил, а Вы неплохо устроились - по Вашему собственному признанию, свое собственное мнение (совесть) и мнение других людей Вы игнорируете и позволяете себе любые понравившиеся Вам суждения, за которые Вас явно и показательно не покарает Господь !.. Разумеется, не забывая демонстрировать свое бла...
Развернуть
михаил, а Вы неплохо устроились - по Вашему собственному признанию, свое собственное мнение (совесть) и мнение других людей Вы игнорируете и позволяете себе любые понравившиеся Вам суждения, за которые Вас явно и показательно не покарает Господь !.. Разумеется, не забывая демонстрировать свое благочестие... ))))) Вам кто подсказал такой "гениальный" выверт ума - какой-то, по Вашему мнению, великий ум, как и Лев Гумилев? ))) Что это Ваше собственное изобретение, я не верю - слишком уж вас таких много... )))
Свернуть
михаил, а Вы неплохо устроились - по Вашему собственному признанию, свое собственное мнение (совесть) и мнение других людей Вы игнорируете и позволяете себе любые понравившиеся Вам суждения, за которые Вас явно и показательно не покарает Господь !.. Разумеется, не забывая демонстрировать свое бла...
Развернуть
михаил, а Вы неплохо устроились - по Вашему собственному признанию, свое собственное мнение (совесть) и мнение других людей Вы игнорируете и позволяете себе любые понравившиеся Вам суждения, за которые Вас явно и показательно не покарает Господь !.. Разумеется, не забывая демонстрировать свое благочестие... ))))) Вам кто подсказал такой "гениальный" выверт ума - какой-то, по Вашему мнению, великий ум, как и Лев Гумилев? ))) Что это Ваше собственное изобретение, я не верю - слишком уж вас таких много... )))
Свернуть
Сергей, простите, но Вы меня НЕ УСЛЫШИТЕ. Я ж Вам говорю : один из нас не верует в Истинного Живаго Бога. А кто - пусть Господь разберется...или Вы так за мою душу безпокоитесь ? :simple_smile: :simple_smile:Простите меня, ради Христа.я своим путем пойду, и Вы-своим.Помоги Вам Господь.
Сергей, простите, но Вы меня НЕ УСЛЫШИТЕ. Я ж Вам говорю : один из нас не верует в Истинного Живаго Бога. А кто - пусть Господь разберется...или Вы так за мою душу безпокоитесь ? :simple_smile: :simple_smile:Простите меня, ради Христа.я своим путем пойду, и Вы-своим.Помоги Вам Господь.
михаил, Вы можете как-то аргументировать, почему Вы считаете меня неверующим? Я насчет Вас могу - Вы не признаете богословских истин, не хотите их слышать, идете на поводу своего мнения и ничего другого знать не хотите. В итоге проповедуете многие ошибочные вещи, несовместимые с Православием. Есл...
Развернуть
михаил, Вы можете как-то аргументировать, почему Вы считаете меня неверующим? Я насчет Вас могу - Вы не признаете богословских истин, не хотите их слышать, идете на поводу своего мнения и ничего другого знать не хотите. В итоге проповедуете многие ошибочные вещи, несовместимые с Православием. Если бы просто ошибались, это не такой уж грех - но Вы их проповедуете и отстаиваете публично в социальной православной сети. Вера в Живого Бога не должна отвергать богословие и разум - и не означает следование неразумным и лукавым стремлением сердца, от чего нас богословие и предостерегает. Если хотите - обоснуйте свое мнение, что я не истинно верующий в Живого Бога. Свидетельством моей веры в Бога Живого и есть мое небезразличное отношение к Вашим заблуждениям. А вот Ваше безразличие к мнению других людей, к богословию и желание идти своим путем невзирая ни на что - это безразличие ставит под сомнение Вашу "живую веру". А наружное благочестие истинную веру не заменяет...
Свернуть
михаил, Вы можете как-то аргументировать, почему Вы считаете меня неверующим? Я насчет Вас могу - Вы не признаете богословских истин, не хотите их слышать, идете на поводу своего мнения и ничего другого знать не хотите. В итоге проповедуете многие ошибочные вещи, несовместимые с Православием. Есл...
Развернуть
михаил, Вы можете как-то аргументировать, почему Вы считаете меня неверующим? Я насчет Вас могу - Вы не признаете богословских истин, не хотите их слышать, идете на поводу своего мнения и ничего другого знать не хотите. В итоге проповедуете многие ошибочные вещи, несовместимые с Православием. Если бы просто ошибались, это не такой уж грех - но Вы их проповедуете и отстаиваете публично в социальной православной сети. Вера в Живого Бога не должна отвергать богословие и разум - и не означает следование неразумным и лукавым стремлением сердца, от чего нас богословие и предостерегает. Если хотите - обоснуйте свое мнение, что я не истинно верующий в Живого Бога. Свидетельством моей веры в Бога Живого и есть мое небезразличное отношение к Вашим заблуждениям. А вот Ваше безразличие к мнению других людей, к богословию и желание идти своим путем невзирая ни на что - это безразличие ставит под сомнение Вашу "живую веру". А наружное благочестие истинную веру не заменяет...
Свернуть
Сергей, боюсь, Вы снова меня не услышите, но попробую...Я УБЕЖДЕН, что душа Ваша намного лучше и чище моей.Мы с Вами, как я успел понять, принадлежим поколению советскому, во многом идеалисты, максималисты, и оказались, Промыслом Божиим, по разным сторонам ВЕРЫ. Я(как, впрочем, и Вы мне :simple_s...
Развернуть
Сергей, боюсь, Вы снова меня не услышите, но попробую...Я УБЕЖДЕН, что душа Ваша намного лучше и чище моей.Мы с Вами, как я успел понять, принадлежим поколению советскому, во многом идеалисты, максималисты, и оказались, Промыслом Божиим, по разным сторонам ВЕРЫ. Я(как, впрочем, и Вы мне :simple_smile: :simple_smile: )ИСКРЕННЕ желаю Вам обрести Бога Истинного.Вас, к сожалению, тоже очень много, в т.ч.и в нашей РПЦ МП.Вы искренне недоумеваете, почему земная логика и земной разум не всегда срабатывают в общении с верующими людьми.Вы требуете от нас "логичных" аргументов, и не принимаете аргументов из Священного Писания и Священного Предания.Ваши умы бьются над Тайной БОГОВОПЛОЩЕНИЯ и Тайной ЕВХАРИСТИИ, а для ВЕРУЮЩЕГО такого вопроса просто нет.Вы пытаетесь найти ответы у Святых Отцев, а для них их собственные мнения ничего не значили, они прекрасно знали, что их предположения-всего лишь предположения.Кто этого не понимал - уходил в ересь, как Арий, Несторий, Манихей...Просто есть вещи, которые человеческий разум объяснить НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ.Это надо смиренно принять.Гордыня наша не позволяет нам это сделать, хотя формально мы это признаем.Сердце наше не соглашается, что мы глина, из которой Бог, возможно, слепит горшок под нечистоты, а не вазу для цветов.Гордыня не позволяет даже предположить, что это именно Я могу оказаться горшком, а не вазой. :simple_smile: так мы устроены, и ничего плохого в этом нет.Но пока я не соглашусь, что БОГ В ПРАВЕ сделать меня горшком(нищета духа), мое сердце не способно принять простых Божественных Истин.Не знаю, смог ли я что-то Вам объяснить, но вот, примерно, как-то так...прошу прощения.
Свернуть
Сергей, боюсь, Вы снова меня не услышите, но попробую...Я УБЕЖДЕН, что душа Ваша намного лучше и чище моей.Мы с Вами, как я успел понять, принадлежим поколению советскому, во многом идеалисты, максималисты, и оказались, Промыслом Божиим, по разным сторонам ВЕРЫ. Я(как, впрочем, и Вы мне :simple_s...
Развернуть
Сергей, боюсь, Вы снова меня не услышите, но попробую...Я УБЕЖДЕН, что душа Ваша намного лучше и чище моей.Мы с Вами, как я успел понять, принадлежим поколению советскому, во многом идеалисты, максималисты, и оказались, Промыслом Божиим, по разным сторонам ВЕРЫ. Я(как, впрочем, и Вы мне :simple_smile: :simple_smile: )ИСКРЕННЕ желаю Вам обрести Бога Истинного.Вас, к сожалению, тоже очень много, в т.ч.и в нашей РПЦ МП.Вы искренне недоумеваете, почему земная логика и земной разум не всегда срабатывают в общении с верующими людьми.Вы требуете от нас "логичных" аргументов, и не принимаете аргументов из Священного Писания и Священного Предания.Ваши умы бьются над Тайной БОГОВОПЛОЩЕНИЯ и Тайной ЕВХАРИСТИИ, а для ВЕРУЮЩЕГО такого вопроса просто нет.Вы пытаетесь найти ответы у Святых Отцев, а для них их собственные мнения ничего не значили, они прекрасно знали, что их предположения-всего лишь предположения.Кто этого не понимал - уходил в ересь, как Арий, Несторий, Манихей...Просто есть вещи, которые человеческий разум объяснить НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ.Это надо смиренно принять.Гордыня наша не позволяет нам это сделать, хотя формально мы это признаем.Сердце наше не соглашается, что мы глина, из которой Бог, возможно, слепит горшок под нечистоты, а не вазу для цветов.Гордыня не позволяет даже предположить, что это именно Я могу оказаться горшком, а не вазой. :simple_smile: так мы устроены, и ничего плохого в этом нет.Но пока я не соглашусь, что БОГ В ПРАВЕ сделать меня горшком(нищета духа), мое сердце не способно принять простых Божественных Истин.Не знаю, смог ли я что-то Вам объяснить, но вот, примерно, как-то так...прошу прощения.
Свернуть
Вы помните, КАКОЙ аргумент Святой Живоначальной Троицы привел на Никейском Соборе собравшимся Архиереям Св.Спиридон Тримифунтский ? Я грешник окаянный и ТАКИХ аргументов Вам привести не смогу...простите.Помоги Вам Господь.