Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре
Дорогие владыки! Отцы! Матушки игумении! Братья и сестры! Дорогие паломники! Дорогая наша православная молодежь!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Мы празднуем перенесение его мощей, которое случилось в середине XV века. С тех пор в этот день множество паломников стекаются к преподобному, и невозможно оценить число людей, которые за всю историю посетили Троице-Сергиеву лавру. Невозможно счесть даже всех, кто посетил Троице-Сергиеву лавру на протяжении жизни еще пребывающих поколений, — это многие миллионы людей. Достаточно сказать, что святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество,> связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться — мне постоять важно, мне помолиться важно». И ведь два миллиона уже прошли, и сейчас проходят, — и число это будет еще большим, — дивным путем подлинного паломничества.
А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.
Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, — полагая, что тому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном — о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы — за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.
Вот и сегодняшнее паломничество в Троице-Сергиеву лавру собрало тысячи людей, которые открываются сейчас моему взору. Здесь нет посторонних, здесь все те, кто молится, все те, кто составляет единую православную молящуюся общину, пришедшую с верой и надеждой в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. И конечно, преподобный Сергий слышит наши молитвы. Не требуйте, чтобы ваши молитвы немедленно исполнялись, — обычно так не происходит. Когда речь идет о жизни и смерти, есть множество примеров того, как смертельно больные люди вскоре получили полное исцеление. Но когда мы приходим со своими жизненными проблемами, не нужно считать, что во мгновение ока все изменится. Святые угодники, к которым мы обращаемся, несомненно, слышат молитву, если она искренняя, сердечная, если она с верой, но отвечают, когда это нужно и полезно для нас. Иногда проходит некоторое время, даже годы, когда вдруг случается нечто, и человек не может понять, как же так сложились обстоятельства, что без его прямого участия произошло то, что так хотелось. Вот в такой момент и нужно вспоминать тех, кому мы молились, чтобы получить просимое. Ведь небо не закрыто, Бог слышит нас, святые угодники, которые предстоят Ему, слышат нас. И это не фантазия, не больное воображение, не признак отсталости, а признак сильного, яркого духовного опыта, который приводит людей на массовые паломничества и заставляет их стоять многие часы и в жару, и в стужу, и под проливным дождем, нисколько не смущаясь внешне неблагоприятными обстоятельствами.
Дай Бог, чтобы именно такая вера жила в нашем народе. Сегодня многим испытаниям подвергается эта вера, но испытания были всегда. И в языческом Риме, и в средневековой Европе, и в России, и особенно в новое время, когда появились опасные лжеучения, принятые большинством как политическая доктрина, — многое происходило за эти столетия. Но вера народа сохраняется именно потому, что вера — от Бога, а не от человека. И потому сегодня, в день замечательного праздника, когда я могу видеть вас в таком множестве, как и братьев-архипастырей, приехавших из разных стран, хочется говорить о нашей общей вере, о силе, которая нас объединяет, и о силе, которая открывает путь к Богу. Молимся также святым угодникам и преподобному Сергию, чтобы никогда эта сила не иссякла из нашего народа. Аминь.
О! Как! мне ли? погибающему-расслабленному-ленивому знать, чтобы учить Вас пытливого-жаждущего правды...
Однако, как тут не вспомнить Евангелие (Мф.: 19, 16 - 22): "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты назыв...
Развернуть
О! Как! мне ли? погибающему-расслабленному-ленивому знать, чтобы учить Вас пытливого-жаждущего правды...
Однако, как тут не вспомнить Евангелие (Мф.: 19, 16 - 22): "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение"...
Горе-то какое! благочестивый юноша не смог "быть построже к себе" и отошел в сторону... - от Бога, Который прямо-открыто и с любовью (!!!) позвал его-юношу следовать за Ним, чтобы иметь неописуемые сокровища на небесах...
Радость-то какая! Евангелие-Господь и вывод делают для всякого человека, не желающего "быть построже к себе": "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Слава Богу за все.
Простите меня-невежду в слове...
С радостью! и с любовью во Господе Иисусе Христе Спасителе всякого человека, радость-то какая...
Свернуть
Тимофей, а представьте, что я бы оставила все, забрала детей и переехала жить в глушь. А что? Руки работают, что бы и нет. И? Ну хорошо, сделаю так я, потом сделает еще кто-нибудь, потом еще. А потом в нашу страну придут полчища тех, кто не захотел отказаться от богатства, точнее они пришлют сюда...
Развернуть
Тимофей, а представьте, что я бы оставила все, забрала детей и переехала жить в глушь. А что? Руки работают, что бы и нет. И? Ну хорошо, сделаю так я, потом сделает еще кто-нибудь, потом еще. А потом в нашу страну придут полчища тех, кто не захотел отказаться от богатства, точнее они пришлют сюда каких-нибудь зверей-наемников без морали. А вы тута и без интернета живете, и без оружия, еще и по Закону Божьему. И? Да они всех переубивают-перенасилуют и оставшихся заберут в рабство. С волками жить - по волчьи выть. Кто-то должен контролировать то, что происходит в мире, а не просто жить божьей птахой, выстраивать защиту против зла. Для этого нужно ой как много денег. А имение свое раздавать, повторюсь, можно только тогда, когда у тебя их несколько. Да, простые люди любят шоу и халяву.
Свернуть
Горе-то какое! как тут опять не вспомнить Евангелие-Господа (Лк.: 16, 15)? "Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши...".
Радость-то какая! и вывод делает Евангелие-Господь (там же) для всякого человека: "...что высоко у людей, то мерзость перед Богом"....
Развернуть
Горе-то какое! как тут опять не вспомнить Евангелие-Господа (Лк.: 16, 15)? "Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши...".
Радость-то какая! и вывод делает Евангелие-Господь (там же) для всякого человека: "...что высоко у людей, то мерзость перед Богом".
И как тут не вспомнить слова духовника: "надо быть построже к себе"...
Слава Богу за все.
С радостью! и с любовью во Господе Иисусе Христе Спасителе всякого человека, радость-то какая...
Простите...
Свернуть
Тимофей, мы живем среди людей. И человеческое общество очень недоброжелательно относится к любому отхождению от принятого в этом обществе. Даже если это будет отхождение от греха, а возможно, и тем более если ты повернешься в сторону от греха. Столько всего придется хлебать от людей. Если все пол...
Развернуть
Тимофей, мы живем среди людей. И человеческое общество очень недоброжелательно относится к любому отхождению от принятого в этом обществе. Даже если это будет отхождение от греха, а возможно, и тем более если ты повернешься в сторону от греха. Столько всего придется хлебать от людей. Если все ползают - прижми крылья поплотнее и тоже ползи, потому что коли взлетишь - уже наготове ружье для тебя. Разве что скорость твоя будет такой, что человеческий глаз не успеет заметить, что что-то взлетело ;)))))
Свернуть
Тимофей, а представьте, что я бы оставила все, забрала детей и переехала жить в глушь. А что? Руки работают, что бы и нет. И? Ну хорошо, сделаю так я, потом сделает еще кто-нибудь, потом еще. А потом в нашу страну придут полчища тех, кто не захотел отказаться от богатства, точнее они пришлют сюда...
Развернуть
Тимофей, а представьте, что я бы оставила все, забрала детей и переехала жить в глушь. А что? Руки работают, что бы и нет. И? Ну хорошо, сделаю так я, потом сделает еще кто-нибудь, потом еще. А потом в нашу страну придут полчища тех, кто не захотел отказаться от богатства, точнее они пришлют сюда каких-нибудь зверей-наемников без морали. А вы тута и без интернета живете, и без оружия, еще и по Закону Божьему. И? Да они всех переубивают-перенасилуют и оставшихся заберут в рабство. С волками жить - по волчьи выть. Кто-то должен контролировать то, что происходит в мире, а не просто жить божьей птахой, выстраивать защиту против зла. Для этого нужно ой как много денег. А имение свое раздавать, повторюсь, можно только тогда, когда у тебя их несколько. Да, простые люди любят шоу и халяву.
Свернуть
Радуюсь общению с Вами сестра во Господе Иисусе Христе Nik A...
Между нами незримо стоит наш Спаситель, но горе-то какое! всякому человеку спорить с Богом-Творцом-Спасителем, а не уповать на Него, как это делал многострадальный-святой-праведный-богобоязливый-(весьма)богатый-(и)н...
Развернуть
Радуюсь общению с Вами сестра во Господе Иисусе Христе Nik A...
Между нами незримо стоит наш Спаситель, но горе-то какое! всякому человеку спорить с Богом-Творцом-Спасителем, а не уповать на Него, как это делал многострадальный-святой-праведный-богобоязливый-(весьма)богатый-(и)нищий-прокаженный и проч. ветхозаветный Иов (2000 - 1500 лет до Рождества Иисуса Христа)...
Не поэтому ли? Спаситель Иисус Христос сказал апостолу Петру: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф.: 16, 23)...
Вывод: На мирскую жизнь всякий ли? человек смотрит через призму мирской жизни, горе-то какое! ибо человек-православный смотрит на мирскую жизнь через призму духовной жизни, радость-то какая! так учат его (этого всякого человека) Святые Отцы и Угодники Божии...
И вот почему: потому что "мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1Кор.: 3, 19) - так сказал апостол Павел всякому человеку.
Слава Богу за все.
С радостью! и с любовью во Господе Иисусе Христе Спасителе, но всякого ли? человека...
Свернуть
Тимофей, мы живем среди людей. И человеческое общество очень недоброжелательно относится к любому отхождению от принятого в этом обществе. Даже если это будет отхождение от греха, а возможно, и тем более если ты повернешься в сторону от греха. Столько всего придется хлебать от людей. Если все пол...
Развернуть
Тимофей, мы живем среди людей. И человеческое общество очень недоброжелательно относится к любому отхождению от принятого в этом обществе. Даже если это будет отхождение от греха, а возможно, и тем более если ты повернешься в сторону от греха. Столько всего придется хлебать от людей. Если все ползают - прижми крылья поплотнее и тоже ползи, потому что коли взлетишь - уже наготове ружье для тебя. Разве что скорость твоя будет такой, что человеческий глаз не успеет заметить, что что-то взлетело ;)))))
Свернуть
Аминь.
Радуюсь общению с Вами сестра во Господе Иисусе Христе Nik A...
Между нами незримо стоит наш Спаситель, но горе-то какое! всякому человеку спорить с Богом-Творцом-Спасителем, а не уповать на Него, как это делал многострадальный-святой-праведный-богобоязливый-(весьма)богатый-(и)н...
Развернуть
Радуюсь общению с Вами сестра во Господе Иисусе Христе Nik A...
Между нами незримо стоит наш Спаситель, но горе-то какое! всякому человеку спорить с Богом-Творцом-Спасителем, а не уповать на Него, как это делал многострадальный-святой-праведный-богобоязливый-(весьма)богатый-(и)нищий-прокаженный и проч. ветхозаветный Иов (2000 - 1500 лет до Рождества Иисуса Христа)...
Не поэтому ли? Спаситель Иисус Христос сказал апостолу Петру: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф.: 16, 23)...
Вывод: На мирскую жизнь всякий ли? человек смотрит через призму мирской жизни, горе-то какое! ибо человек-православный смотрит на мирскую жизнь через призму духовной жизни, радость-то какая! так учат его (этого всякого человека) Святые Отцы и Угодники Божии...
И вот почему: потому что "мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1Кор.: 3, 19) - так сказал апостол Павел всякому человеку.
Слава Богу за все.
С радостью! и с любовью во Господе Иисусе Христе Спасителе, но всякого ли? человека...
Свернуть
Тимофей, спасибо :) Только на Господа и уповаем. Не хочется только однажды узнать, что тот, кто дает одной рукой, был тем, кто когда-то забрал другой. Все-таки нет, это не может быть так, если люди созданы по образу и подобию Божьему, то все-таки одни стоят на одной стороне, а другие на другой.
Тимофей, спасибо :) Только на Господа и уповаем. Не хочется только однажды узнать, что тот, кто дает одной рукой, был тем, кто когда-то забрал другой. Все-таки нет, это не может быть так, если люди созданы по образу и подобию Божьему, то все-таки одни стоят на одной стороне, а другие на другой.
Аминь.