Проповедь 3 марта 2017 года, в пятницу первой седмицы Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В течение Великого поста каждый православный человек, сознательно относящийся к своей духовной жизни, принимающий участие в богослужениях и церковных Таинствах, призван в первую очередь укрепить внутренний мир в своем сердце. Если в сердце мир и покой, то человек не тратит силы на то, чтобы бороться, преодолевать трудности, истощать себя, — он накапливает большую внутреннюю духовную энергию. Собственно говоря, святые угодники — это те, кто обладал внутренней духовной силой, кто не расточил себя, кто не терзал свое сердце неправдой и конфликтами, которые часто очень больно уязвляют человека. Святые — это те, кто умел выстраивать оборону своего внутреннего мира.
А оружие, которое враг использует, чтобы эту оборону разрушить и наш внутренний мир осквернить, хорошо всем известно — это оскорбление. Люди наносят оскорбления, когда воспринимают окружающих как противников. Оскорбления мы не получаем от близких, от любящих людей, от настоящих друзей. Если человек оскорбляет, значит, он не друг, даже если другом именуется. И мы знаем, какой стресс переживают те, кто сталкиваются с оскорбительными словами, устными или письменными, с негативными публикациями в Интернете и газетах. В ответ они пытаются мобилизоваться, чтобы нанести ответный удар оскорбителям, и на эту борьбу уходят огромные силы.
Возникает вопрос: если одной из задач, стоящих перед христианином, является стяжание мирного духа, сохранение внутреннего мира, как нужно реагировать на оскорбление? Каким должен быть ответ христианина на оскорбление? Святые отцы уделяли этой теме повышенное внимание, и у многих можно встретить советы, как следует вести себя человеку, когда его неправедно оскорбляют. Приведу слова святителя Иоанна Златоуста: «Если мы не воспламеняемся, то оскорбление теряет над нами всякую силу».
Удивительно! Если человек остается спокойным, если у него не вырабатывается активная встречная реакция, то оскорбление сходит на нет. Ведь цель оскорбления заключается в том, чтобы нанести удар по человеку, разрушить его внутренний мир, спутать мысли, толкнуть на неправильные дела. А если, по слову Златоустого святителя, мы не воспламеняемся, то цель обидчика не достигнута.
Замечательный совет мы находим у святого Исидора Пелусиота. Он говорит, что мы не должны гневаться, когда нас обижают, а если мы не гневаемся, то приобретаем великую пользу для души.
У святителя Иоанна Златоуста есть даже небольшое повествование о том, как действуют оскорбления на человека. Он сравнивает людей, наносящих оскорбление, с теми, кто осаждает крепость или город. Чтобы захватить крепость, нужно не только стрелять из пушек или атаковать стены — нужно посеять смуту среди обороняющихся. И если смута посеяна, то сила обороняющихся ослабляется, и у тех, кто нападает на город или крепость, появляется возможность одержать победу.
То же самое происходит, если мы, по слову святителя Иоанна Златоустого, воспламеняемся в ответ на оскорбления. Мы теряем внутренний покой, нарушается баланс сил, нет гармонии, мы становимся слабее, потому что терзаем себя мыслью, как ответить, какую тактику выстроить против тех, кто нас обижает. Люди теряют сон и покой, не могут заниматься своими делами, нередко это отражается на семейном благополучии. А все решается очень просто: не воспламеняйся! Не твоя проблема оскорбление, — это проблема того, кто наносит оскорбление. Храни мир внутренний, и выйдешь победителем из этого сражения.
Ведь совершенно неслучайно Господь говорит, что ударившему по правой щеке нужно подставить левую (см. Мф. 5:39). Многие не могут понять, что это значит, зачем нужно подставлять еще и левую щеку, а ведь речь идет именно об этом. Тот, кто хочет нас победить, пытается разрушить злобой наш внутренний мир. А если мы ему не отвечаем тем же, то оскорбление сходит на нет. Лишь когда мы отвечаем тем же, оскорбляющий достигает своей цели.
Неслучайно святые отцы уделяют теме оскорбления столь большое внимание, потому что без правильного отношения к такого рода конфликтам христианину очень трудно сохранить внутренний мир, свою целостность, а значит, духовные силы для решения других задач, связанных со спасением Вразумляемые святоотеческими наставлениями, попытаемся и мы на собственном опыте убедиться, какую реальнуюпользу эти советы приносят. Достаточно попробовать ответить на оскорбления так, как учат святитель Иоанн Златоуст и преподобный Исидор Пелусиот, а потом поразмышлять над последствиями нашего ответа. И совершенно очевидно, что каждый почувствует правоту этой жизненной позиции, которая оградит нас от последствий наносимых по нам ударов, в том числе словесных оскорблений. Да поможет нам Господь укрепляться мудростью и становиться духовно сильнее. Аминь.
Всех вас поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста.
Думаю иное дело, когда это по производству надо, к примеру представление какого объекта или интерфейс виртуальный, тут нету страсти. Или какой выставочный представление. Наличие греха определяет наличие фантазии.
Добрался до мысли, что вирутальная реальность это фантазии, очень опасные подкрепленные образами и компьютерными отображениями. А еще Иоанн Кронштадский говорил, что нужно спасаться от фантазий.
р.Б. Андрей, простите, не могу согласиться. :simple_smile: :simple_smile: Фантазии - это игра воображения.Действительно, опасная, по учению Св.Отцев.Виртуальная реальность - это реально существующее явление, стремительно вторгающееся сегодня в нашу жизнь.И тоже очень опасное, по причине нашей нег...
Развернуть
р.Б. Андрей, простите, не могу согласиться. :simple_smile: :simple_smile: Фантазии - это игра воображения.Действительно, опасная, по учению Св.Отцев.Виртуальная реальность - это реально существующее явление, стремительно вторгающееся сегодня в нашу жизнь.И тоже очень опасное, по причине нашей неготовности жить с этой реальностью.Течение времени ускоряется, мы еще только начинаем учиться жить с этой реальностью, не теряя при этом себя.Однако, надо учиться.И данная проповедь нам напоминает о поведении в ЛЮБОЙ реальности.Слава Богу за все.простите.
Свернуть
"...Кто много говорит, тот обличает свое безумие, ибо обычно только «безумный умножает словеса» (Еккл.: 10, 14).
...«умножаяй словеса мерзок будет» (Сир.: 20, 8)".
(Старец Никодим Святогорец, 1749 - 1808, 59 лет, автор "Невидимая брань". Гл. 25: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevi...
Развернуть
"...Кто много говорит, тот обличает свое безумие, ибо обычно только «безумный умножает словеса» (Еккл.: 10, 14).
...«умножаяй словеса мерзок будет» (Сир.: 20, 8)".
(Старец Никодим Святогорец, 1749 - 1808, 59 лет, автор "Невидимая брань". Гл. 25: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_26)
С радостью приятного Православного Поста! и с любовью в Господе Иисусе Христе...
Свернуть
р.Б. Андрей, простите, не могу согласиться. :simple_smile: :simple_smile: Фантазии - это игра воображения.Действительно, опасная, по учению Св.Отцев.Виртуальная реальность - это реально существующее явление, стремительно вторгающееся сегодня в нашу жизнь.И тоже очень опасное, по причине нашей нег...
Развернуть
р.Б. Андрей, простите, не могу согласиться. :simple_smile: :simple_smile: Фантазии - это игра воображения.Действительно, опасная, по учению Св.Отцев.Виртуальная реальность - это реально существующее явление, стремительно вторгающееся сегодня в нашу жизнь.И тоже очень опасное, по причине нашей неготовности жить с этой реальностью.Течение времени ускоряется, мы еще только начинаем учиться жить с этой реальностью, не теряя при этом себя.Однако, надо учиться.И данная проповедь нам напоминает о поведении в ЛЮБОЙ реальности.Слава Богу за все.простите.
Свернуть
михаил, думаю вы говорите об инструменте виртуальной реальности, к примеру "посмотреть как мебель будет смотреться в доме перед заказом", я пишу о сложной проблеме альтернативных реальностей, альтернативных историй, которые человек принимает для себя и живет теряя благодать жизни дарованной Богом.
"...Кто много говорит, тот обличает свое безумие, ибо обычно только «безумный умножает словеса» (Еккл.: 10, 14).
...«умножаяй словеса мерзок будет» (Сир.: 20, 8)".
(Старец Никодим Святогорец, 1749 - 1808, 59 лет, автор "Невидимая брань". Гл. 25: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevi...
Развернуть
"...Кто много говорит, тот обличает свое безумие, ибо обычно только «безумный умножает словеса» (Еккл.: 10, 14).
...«умножаяй словеса мерзок будет» (Сир.: 20, 8)".
(Старец Никодим Святогорец, 1749 - 1808, 59 лет, автор "Невидимая брань". Гл. 25: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_26)
С радостью приятного Православного Поста! и с любовью в Господе Иисусе Христе...
Свернуть
Тимофей, согласен.простите.прошу Ваших молитв.Болтовня - неистребимая моя страсть.гордыни много.
Тимофей, согласен.простите.прошу Ваших молитв.Болтовня - неистребимая моя страсть.гордыни много.
Все будет хорошо.