Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Подробная информация

О храме

Церковь во имя пророка Божия Илии (Христорождественская) на высоком Городищенском холме над Волгой - одна из старейших в Костроме. Бывший приходской храм села Городища, построенный три с половиной столетия назад боярином Г.И. Морозовым и его супругой, известной в отечественной истории боярыней Ф.П. Морозовой, является свидетелем трагических событий раскола Русской Православной Церкви во второй половине XVII века. На протяжении XVII - первой половины XX веков храм господствовал в панораме Заволжской стороны, возносясь над просторами реки, прибрежными селениями, рощами и лугами. В это время небольшая Ильинская церковь на холме играла для Заволжья ту же роль архитектурной доминанты, какую для левой городской стороны Волги выполняла величественная соборная группа в бывшем Костромском кремле.
В XX веке Ильинский храм испытал все, что в послереволюционную эпоху могло выпасть на долю церковному зданию. Чудом избежав разрушения, к которому его приговорило решение властей весной 1941 года, он несколько десятилетий простоял заброшенным, все более и более превращаясь в руины. В 1990 году храм был возвращен Костромской епархии, в нем началось возрождение и церковных стен, и прерванных традиций приходской жизни. Истории храма, которому в 2002 году исполняется 350 лет, посвящено это исследование.
Местные жители всегда называли каменный храм на Городищенском холме Ильинским, хотя святому Илии Пророку в период с середины XVII века до сороковых годов XX столетия посвящался только правый придел, а главный престол храма был освящен в честь Рождества Христова. Вообще случаи, когда храм известен по именованию не главного, а второстепенного престола, не являются редкими (к примеру - знаменитый храм на Красной площади Москвы, широко известный под именем собора Василия Блаженного, хотя этому святому посвящен только один из придельные храмов, а главный престол собора посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы). Однако в нашем случае вероятнее другое объяснение. Скорее всего, на возведенный в середине XVII века каменный храм жители Городища перенесли название предшествовавшего ему деревянного храма.
Род Морозовых относился к числу старомосковских боярских фамилий. Предки строителя каменного храма в селе Городище служили московским князьям, начиная, по крайней мере, с великого князя Ивана Калиты; один из них - боярин и воевода Лев Иванович Морозов - погиб в 1380 году в битве на Куликовом поле. Дед строителя храма в Городище боярин и воевода Михаил Яковлевич Морозов принадлежал к числу наиболее выдающихся русских полководцев второй половины XVI века. Из трех сыновей Михаила Яковлевича в живых остался только средний Иван Михайлович Морозов, по прозвищу "Глухой". Около 1590 года у Ивана Михайловича родился сын Борис, а через несколько лет (точная дата неизвестна) - Глеб, будущий строитель храма в Городище.
К концу сороковых годов XVII века Б.И. и Г.И. Морозовы являлись одними из богатейших людей России. Впрочем, значение этого богатства обесценивалось тем, что у братьев Морозовых не имелось наследников. Не было детей в обоих браках у Б.И. Морозова. Бездетным остался и первый брак его младшего брата. Глеб Иванович женился на княжне Авдотье Алексеевне Сицкой в 1619 году и прожил с нею около тридцати лет. По-видимому, в начале 1649 года Глеб Иванович, которому было уже более пятидесяти лет, овдовел. Отсутствие детей у обоих братьев Морозовых грозило их древнему роду, обескровленному опричными казнями Ивана Грозного, пресечением. Вся надежда братьев была только на новый брак Глеба Ивановича, и в 1649 году он женился на семнадцатилетней Феодосии Прокопьевне Соковниной (1632-1675), дочери окольничего Прокопия Федоровича Соковнина, приходившегося родственником царице Марии Ильиничне.
Точно не известно, когда село Городище стало собственностью Г.И. Морозова. В конце XVI века оно принадлежало дворянскому роду Апраксиных; затем Никита Беляницын Апраксин и его мать на помин души своего отца пожертвовали село Троице-Сергиеву монастырю. В 1626 году князь Юрий Дмитриевич Хворостинин выкупил Городище у обители; его наследники владели селом примерно до второй половины сороковых годов XVII века, когда его приобрел Г.И. Морозов.
Надо полагать, что закладка каменного храма на Городищенском холме состоялась уже в 1649 году (долгожданный наследник - сын Иван Глебович - родился в 1650 году, и, если бы закладка произошла позднее, то в храме наверняка был бы и престол во имя его небесного покровителя). Учитывая богатство Морозовых, окончание строительства храма - к тому же не очень большого по своим размерам - с уверенностью можно отнести к 1652 году.
Впервые Христорождественская церковь в Городище, как уже действующая, упоминается в 1663 году; в одном из документов говорится: "... село (...) Городище, а в нем церковь каменная во имя Рождества Христова с приделы и со всяким церковным строением - строение вотчинниково" [10]. В связи с этим в литературе обычно условно датируют храм в Городище 1663 годом; но, как писалось выше, не подлежит сомнению, что закладка храма состоялась в 1649 году, а его освящение произошло в 1652 году.
Христорождественская церковь в Городище стала первым каменным храмом Заволжской стороны. Остальные церкви заволжских сел и слобод в середине XVII века были деревянными: выше по течению Волги располагались церкви Спасской слободы, дальше возносился монументальный шатровый Никольский храм, стоявший в центре небольшой Никольской слободы, еще дальше виднелись церкви древнего Селища.
Каменный храм на вершине Городищенского холма являлся частью строений усадьбы ("двора боярского") Морозовых, в которой имелось "хором три горницы". Тут же проживал и церковный причт: "...на дворе ж у ворот изба, а в ней живет церковный дьячок Андрюшка Иванов, да у церкви двор попов Лариона Иванова" [12] (имена священника отца Илариона Иванова и дьячка Андрея Иванова - древнейшее упоминание о храмовом духовенстве).
Внешний облик храма, возведенного на Городищенском холме в середине XVII века, весьма сильно отличался от того вида, какой он имеет сейчас. Это был пятиглавый, двухстолпный храм, с трех сторон обнесенный галереей, к четверику которого примыкали два небольших придельных храма: южный - во имя святого пророка Божия Илии и северный - во имя преподобномученицы Феодосии девы, Константинопольской; особенностью обоих придельных храмов являлось отсутствие у них традиционных алтарных полукружий. С запада к храму была пристроена соединенная с ним притвором небольшая шатровая колокольня, типа "восьмерик на четверике".
Все семь глав церкви - пять на четверике и две на придельных храмах - имели каменные маковки, облицованные зеленой ("муравленной") поливной черепицей. Из пяти глав четверика только у центральной главы были четыре узких щелевидных окна, остальные четыре главы окон не имели. Подножия глав опоясывали ряды килевидных кокошников, с которыми гармонично сочетались завершающие стены храма более крупные закомары-кокошники.
Однако таким, каким его построили бояре Морозовы, храм на высоком Городищенском холме простоял относительно недолго. Через три десятка лет Феодосиин придельный храм и примыкающая к нему северная часть церковной галереи подверглись разрушению.
Связано это с тем, что имя Ф.П. Морозовой - крупной костромской вотчинницы - было достаточно известно в нашем крае и до ее опалы. Заточение и смерть, конечно, не могли не вызывать к ней сочувствия среди сторонников "старой веры", каких в Костроме и в ближайшей к городу округе было тогда немало. По-видимому, после смерти Ф.П. Морозовой в Христорождественскую церковь в Городище, а точнее - в ее Феодосиин придельный храм началось массовое паломничество и приверженцев "старых обрядов", и тех, кто, сочувствуя им, не покидал лоно Церкви. Судя по всему, первым шагом властей по борьбе с этим явлением стал ремонт, начатый в Феодосиином придельном храме, что дало возможность на какое-то время закрыть не только Феодосиин придел, но и основной храм. В описываемый период, как следует из документов, богослужение совершалось только в Ильинском придельном храме. Не исключено, что инициатором последующего разрушения придела мог быть тогдашний владелец Городища боярин И.Б. Хитрово.
Небольшой храм, построенный как усадебная церковь и к тому же лишенный Феодосииного придела, конечно, был очень тесен для многочисленных прихожан. Поэтому уже во второй половине XVIII века у обоих опорных столпов внутри церковного помещения были стесаны их внутренние стороны, что позволило немного увеличить вместимость храма. К сожалению, это стало не единственным изменением в его историческом облике. Как уже отмечалось, главы храма первоначально были облицованы поливной зеленой черепицей, которая прослужила более ста лет и ко второй половине XVIII века утратила свой вид; новой же (так как к тому времени подобный материал уже давно вышел из употребления) заказать было негде. Вероятно, отчасти и по этой причине четыре боковые главы решили разобрать, а оставшиеся - центральную и главку на Ильинском придельном храме - обить кровельным железом. Тогда же храм перекрыли четырехскатной крышей, скрывшей пояс килевидных кокошников у подножия центральной главы. Примерно тогда же - во второй половине XVIII века - перестроили и колокольню храма. От первоначальной колокольни остался только ее нижний четверик, а верхний увенчанный шатром восьмерик был разобран. Взамен его возвели новый восьмигранный ярус звонов, завершенный граненым по-барочному изогнутым куполом с маленькой главкой на восьмигранном барабанчике. В двадцатые годы XIX столетия прежнюю деревянную ограду приходского кладбища сменила каменная, опоясавшая значительную часть вершины Городищенского холма. С западной стороны ограды были возведены трехарочные ворота, увенчанные тремя главками; центральный проем ворот обрамляли сдвоенные колонны тосканского ордера. Таким образом, к концу первой четверти XIX века храм на Городищенском холме приобрел тот облик, который в целом он сохраняет и поныне. На рубеже XIX и XX веков храм на Городищенском холме занимал особое место среди церквей Костромского уезда, выделяясь среди них своей древностью; причт храма состоял из священника и псаломщика.
Весной 1922 года во время всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей, проводившейся под предлогом помощи голодающим Поволжья, подкомиссия губернской комиссии по изъятию церковных ценностей конфисковала в Христорождественском храме все имеющиеся изделия из серебра, являвшиеся в основном пожертвованиями прихожан.
4 января 1930 года в газете "Северная правда", в то время органе окружкома ВКП(б), появилась заметка "Попов не принимаем", подписанная "группой селищенских рабочих". В заметке говорилось: "Присоединяемся к голосу рабочих о снятии колоколов в городе и просим снять колокола в с. Селище и в Городище. Пусть колокола созывают не старух для моленья, а рабочих для великой стройки" [55]. По-видимому, уже в январе 1930 года с колокольни Христорождественского храма сбросили все колокола. По свидетельству старожилов, большой колокол не пролезал в проем звона, и часть кладки была при его снятии варварски отбита.
После ареста в 1938 году настоятеля церкви отца Николая Росницкого храм на Городищенском холме оказался в очень тяжелом положении: над ним нависла угроза закрытия. В 1937-1938 годах храм, оставшийся без священника, как правило закрывался властями в течение нескольких месяцев, иногда - недель. В случае с Христорождественским храмом мы видим очень редкий для того времени пример, когда не имевшая священника община боролась за свою церковь на протяжении восьми лет, вынудив власти дважды принимать решение о ее закрытии - в 1941 и в 1945 годах.
Летом 1946 года значительную часть икон и утвари из Христорождественского храма увезли в Александро-Антониновскую церковь в Селище. Судьба храма в последующий период по-своему типична. Первоначально принятое решение о создании здесь библиотеки осталось на бумаге. В церковном здании вскоре устроили зерносклад; зерно в нем перестали хранить к середине пятидесятых годов, после чего храм на холме остался заброшенным.
В середине шестидесятых годов у храма на месте церковного кладбища поставили пивной ларек, получивший в округе характерное название "На костях" (известный костромской художник Н.В. Шувалов изобразил этот ларек возле храма на своей картине "На окраине"), но позднее его закрыли из-за возмущения местных жителей кощунственным надругательством над прахом погребенных тут людей.
В шестидесятые-восьмидесятые годы церковь на высоком холме над Волгой в окружении вековых берез пребывала заброшенной и поруганной. Только в зимнее время использовалась ее южная паперть-галерея, в которой находилась прокатная лыжная база завода "Рабочий металлист"; зимой со склонов холма катались многочисленные лыжники. Рядом с храмом стояли разрушающиеся, с зияющим центральным проемом, ворота уже давно не существующей церковной ограды...
Реставрация храма на Городищенском холме началась в 1986 году. Весной первые кирпичи легли на расчищенное основание церковной ограды, и к июлю вершину холма вновь опоясала восстановленная стена. После этого реставрационные работы начались в самом храме, на несколько лет одевшемся в строительные леса. Предполагалось, что после их завершения в здании церкви будет устроен филиал историко-архитектурного музея-заповедника - музей керамики; но к концу восьмидесятых годов практика размещения музеев в церковных зданиях себя исчерпала. В декабре 1989 года была образована, а точнее - восстановлена община Ильинского (Христорождественского) храма, большинство членов которой сами в детстве посещали его или являлись детьми бывших прихожан. В середине июня 1990 года состоялась официальная передача здания храма областным управлением культуры Костромскому епархиальному управлению. Священноначалием епархии было принято решение сделать Ильинский храм однопрестольным (а не двухпрестольным, каким он являлся до закрытия), причем традиционное именование храма местными жителями Ильинским стало теперь его официальным названием.
Возрождение Ильинского храма шло непрерывно. Местные жители жертвовали церкви имевшиеся у них иконы; приходской общиной Александро-Антониновской церкви был возвращен образ святого пророка Божия Илии - по свидетельству старожилов, перенесенный в Селище из храма на Городищенском холме после его закрытия. В июле 1990 года из закрытого Спасо-Преображенского деревянного храма погоста Макарий-на-Письме (Буйский район Костромской области) в Ильинский храм перевезли и установили хорошо сохранившийся иконостас начала XX века. Тогда же в церковь был доставлен отлитый по заказу Костромской епархии в Воронеже 25-пудовый бронзовый колокол; его установкой на колокольню руководил один из лучших знатоков колокольного звона в Костромском крае настоятель Александро-Антониновской церкви в Селище протоиерей Борис Втюрин.
2 августа 1990 года, в день престольного праздника, в Ильинском храме епископ Костромской и Галичский Александр совершил первую после его закрытия Божественную литургию. В этот день впервые после шестидесяти лет вынужденной "немоты" колокольни храма вновь разнесся над окрестностями могучий голос большого церковного колокола...
К середине девяностых годов в ходе возрождения Ильинской церкви подошла очередь восстановления Феодосииного придельного храма и галереи, окружавшей прежде четверик церкви с севера и запада. Этого требовали и обстоятельства приходской жизни: в заволжской части города тогда действовали только два храма Русской Православной Церкви, население же Заволжья по сравнению с началом XX века выросло во много раз, поэтому небольшой Ильинский храм - особенно в главные церковные праздники - не мог вместить всех приходивших на богослужения. Проект воссоздания разрушенной части храма на основании данных археологических раскопок 1989-1990 годов и по аналогии с сохранившимся Ильинским приделом выполнил архитектор Л.С. Васильев. Разработка подобного научно обоснованного проекта - ведь от разрушенных в конце XVII века придельного храма и галереи не осталось ни одного изображения - является делом необычайно трудным, требующим больших знаний, опыта и архитектурной интуиции. Нельзя не отметить, что Л.С. Васильев справился с этой задачей в высшей степени успешно. Воссоздание Феодосииного придельного храма и галереи на частично сохранившемся фундаменте у северной стены четверика началось летом 1997 года и продолжалось несколько лет. Тем самым Ильинская церковь в значительной степени восстановила свой первоначальный облик, свою былую симметрию, когда к основному четверику примыкали с севера и юга два небольших придельных храма. К весне 2002 года восстановление Феодосииного придела в основном закончилось (в его помещении предполагается разместить ризницу), в мае на главку придела после освящения был торжественно установлен крест. Это ознаменовало завершение многовекового этапа в истории Ильинской церкви, соединение разорванной нити времен.

Контактная информация

Email:

name@name.ru

Координаты:

57°45`17.85``с.ш. 40°54`54.23``в.д.

Телефон:

+84942535201

Реквизиты:

Банковские реквизиты:

Прочие реквизиты для благотворителей: