Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

«ОФИЦЕРЫ КОРАБЛЯ, ПЛЫВУЩЕГО В ВЕЧНОСТЬ»

Побывать во Введенском Обыденном храме на массиве Теремки-1 позвала интересная новость: состоится Крещение младенца, которое совершит архиепископ Боярский Феодосий (Снигирёв), викарий Северного викариатства столицы Украины.

«Как стремительно летит время!..» – думалось мне по дороге в этот храм, где должно было состояться Крещение младенца Марка Бойко – сына молодого протоиерея Иоанна Бойко и правнука известного, увы, уже почившего, любимейшего православным Киевом протоиерея Михаила Бойко († 2002), с которым я познакомился в конце 1980-х, в период моего воцерковления.

Встреча с отцом Михаилом в конце 1980-х

Помнится, этот священник – худощавый, стремительный, любвеобильный, беловолосый, как лунь, с яркой литературной речью – произвел на меня, тогда молодого светского журналиста, неизгладимое впечатление. Его проповеди собирали сотни людей в огромном Никольском соборе Покровского женского монастыря, где несколько десятилетий служил о. Михаил. Нужно отметить, что о. Михаил был всегда «неудобным» священнослужителем. Особенно для советских властей. И даже для правящего архиерея, тогда еще законного Митрополита Киевского Филарета (Денисенко), породившего впоследствии тяжелейший церковный раскол. До 50-ти лет о. Михаил оставался в сане диакона: бесстрашный фронтовик всегда резал правду-матку, называя вещи своими именами, поэтому оставался в числе «неблагонадежных».

О. Михаил был всегда «неудобным» священнослужителем

Покровский монастырь, некогда основанный Великой княгиней Александрой Петровной Романовой (в монашестве Анастасией (1838–1900), ныне прославленной и мощами почивающей в обители, до открытия Киево-Печерской лавры был главным сосредоточием верующих киевлян. На Исповедь к о. Михаилу (он также был духовником киевского духовенства) стояли огромные очереди. Многие верующие стремились попасть на его службу, чтобы послушать его проповеди, которые записывались на портативные магнитофоны и расходились в машинописных рукописях по всему Союзу.

Особенно впечатляли его воспоминания о Великой Отечественной войне, участником которой он был, дойдя пехотинцем-минометчиком до Берлина. Это уже потом об отце Михаиле снимут документальные фильмы и напишут книги, но тогда, в период горбачевской «Перестройки», он был носителем живой истории Церкви Христовой, еще недавно гонимой, страждущей, но мужественно живущей и молящейся в лагерях и ссылках – в лице своих верных сынов и дочерей, священников, монахов, архиереев, мирян…

Навсегда запомнился рассказ о. Михаила об одном эпизоде в конце войны: «Помню, наша часть стояла в резерве, и мы зашли в один немецкий дом. Все там было вверх дном, а в углу стояло пианино. Совершенно целехонькое. А я ведь человек музыкальный, практически на всех инструментах играю. Сел я за него и сыграл ‟Покаяние” Веделя.

Поэтому стремиться надо, всеми силами стремиться, чтобы душа моя в сражении со злом победила

Было так странно: война, смерть – и эта божественная музыка в чужой стране. Тогда я сказал себе: ‟Господи, я не прошу у Тебя ничего. Не прошу, чтобы меня не ранило, не прошу, чтобы меня не убило. А прошу об одном: дай мне быть с Тобой! Или здесь, на земле, или там, на небе. Как Ты хочешь”. Я понял, что тело зависит от Бога, а душа – еще и от меня. Поэтому стремиться надо, всеми силами стремиться, чтобы душа моя была не подлая. Чтобы в сражении со злом она победила…».

О священнике Павле Бойко

А еще отец Михаил часто вспоминал своего отца, протоиерея Павла Бойко († 1980), который принял сан священника во времена сталинских гонений и служил в селе Парафиевка Ичнянского района Черниговской губернии, затем в Полтаве. И дважды нес крест исповедника Христова, отбывая заключение в советских лагерях как «служитель культа и враг народа».

О нем о. Михаил рассказывал так: «Крест моей жизни начался с самого раннего детства, с шестилетнего возраста, когда моего отца арестовали и посадили в тюрьму на 7 лет. За что? За то, что он был человек верующий. Отец мой родом из кролевецких мещан Сумской губернии. Женился он на девушке из Черниговской губернии из г. Городня, родители ее были простые мещане. Отец, глубоко верующий человек, с самого детства полюбил Бога, любовь к которому ему привила мама. Блестяще окончив церковно-приходскую школу, уже в 16 лет работал писарем в городской управе… Затем – телеграфистом на железной дороге. Он принял сан священника в то время, когда служители Церкви в большинстве своем отбывали разные сроки в лагерях ГУЛАГа или были расстреляны… Вернулся отец из заключения с подорванным здоровьем, беззубый от цинги, но крепкий духом.

Получая от Бога поддержку в духе, человек способен на великие дела

Ибо сила человека в духе. Получая от Бога поддержку в духе, человек способен на великие дела. Я однажды сказал своему отцу, что восхищен его мужеством, ведь вся его молодость прошла в тюрьме, и при этом он не потерял радости жизни. На что отец удивленно ответил: «Какое мужество?! Я никакого мужества не проявлял. Я был как у Бога за пазухой. Заботиться мне было не о чем, спал крепко, знал, что утром разбудят, накормят какой-то баландой, погонят на работу, да еще и охраняют, чтоб меня никто не украл. У кого было мужество, так это у вашей мамы, потому что она почти не спала, а думала, чем вас накормить, во что одеть и обуть…».

И это было правдой. Когда отца Павла первый раз арестовали, она оставила детей дома и пошла провожать мужа до стен тюрьмы, боясь, что его по дороге расстреляют. В голодные годы, когда в доме не оставалось и крошки хлеба, и смерть со своим холодным дыханием стояла у дверей, матушка Иустиния легла на лавку у стены, чтоб умереть первой и не видеть страдания детей. В это время в двери постучался старичок, очень похожий на Чудотворца Николая, и принес в дом мешочек с едой – хлебом и консервами. В другой раз этот же старичок явился в их дом уже после возвращения о. Павла из заключения и предупредил о возможном ночном новом аресте батюшки: «Ты иди на берег реки и сиди там дотемна, потом иди к рыбаку-сторожу, он тебя перевезет на другой берег – и беги в Полтаву…».

В двери постучался старичок, очень похожий на Чудотворца Николая, и принес в дом мешочек с едой – хлебом и консервами

Отец Павел послушался и выполнил указания старца, пешком прошел десятки километров и устроился в Полтаве грузчиком, затем тайно вызвал семью. Во времена немецкой оккупации вернулся к священническому служению и до конца дней служил у Престола Божия.

О подвиге своего отца, священника Павла, о. Михаил рассказывал своим детям, и особенно часто – старшему сыну Георгию, который также принял духовный сан.

Отец Георгий Бойко

Протоиерей Георгий Бойко, сын фронтовика-орденоносца протоиерея Михаила Бойко, три десятилетия служит настоятелем Покровского храма в поселке Новые Петровцы, что под Киевом. Здесь более 70 лет назад произошло одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны – форсирование советскими войсками Днепра в районе Лютежского плацдарма. У о. Георгия 9 (!) детей. Старший – о. Иоанн, ему 32, младшему 12.

Когда Георгий Бойко был советским школьником, никогда не снимал с шеи нательный крестик. Как-то разъяренный учитель сорвал с шеи мальчика крест. Георгий прибежал к отцу, тогда диакону Михаилу (они жили в частном доме в районе киевских Совок). Отец Михаил как раз плотничал. Услышав о происшествии с крестиком, диакон-фронтовик с досады вогнал топор в бревно, да так, что тот вошел лезвием по самый обух, вытер руки и спокойно сказал: «Подожди, сынок, я схожу в школу и поговорю с директором». В кабинет он зашел с Конституцией СССР в руках и, указав на параграф о свободе совести, спросил: «Скажите, уважаемый, разве главный закон страны запрещает свободу вероисповеданий? Или мне нужно ехать в Москву, в Кремль, чтобы подтвердить это?» Георгия оставили в покое, но диакона Михаила Бойко до 50 лет «придерживали» – не рукополагали в сан священника.

В такой же бескомпромиссности и преданности Христу воспитывал и воспитывает своих детей о. Георгий.

Похожий случай был со старшей дочерью о. Георгия Надеждой в школе. Учительница пения всячески придиралась к девочке за ее смелость говорить о Боге и Церкви Христовой. Как-то в сердцах, после очередного утверждения Надежды на уроке пения о том, что все великие композиторы были верующими, учительница сказала: «Если ты такая умная, напиши реферат на эту тему – о церковном пении».

«Тогда Интернета не было, и мы с отцом Георгием всю ночь напролет готовили реферат, переписывали ноты литургий великих классиков музыки», – рассказывала Надежда.

Каково же было удивление учительницы-атеистки, когда наутро девочка принесла готовый реферат в школу. А через несколько лет учительница призналась Надежде: «А знаешь, Надя, что после твоего реферата я впервые пошла в храм Божий. И хожу по сей день…».

Отец Иоанн Бойко и Крещение младенца Марка

Вот мы и подошли к рассказу о представителе младшего поколения священнической династии – 32-летнем протоиерее Иоанне Бойко. Попутно заметим, что два его младших брата – иерей Стефан Бойко и диакон Даниил Бойко – несут послушания в Салехардской и Калужской епархиях Русской Православной Церкви.

Иоанн – первенец в семье о. Георгия и с детства мечтал быть священником, как все мужчины его рода. Еще маленьким ребенком он сочинял себе из какой-то ткани священническую «ризу и епитрахиль», папа смастерил ребенку маленькое кадило, и Ваня совершал «каждение» в доме, а затем требовал, чтоб младшие братья и сестры шли к нему «на Исповедь».

На пламенную веру юноши Иоанна обратил внимание архиепископ Феодосий (Снигирев), тогда ещё игумен и настоятель храма на Владимирском рынке в центре столицы. Со временем Иоанн стал иподиаконом-жезлоносцем епископа Феодосия. В настоящее время о. Иоанн – штатный священник Введенского Обыденного храма на Теремках, как и его отец, дед и прадед, пользуется у прихожан заслуженным авторитетом. Когда у них с матушкой родился третий сын, отец Иоанн попросил владыку Феодосия совершить над новорожденным таинство Крещения.

– А почему младенца нарекли Марком? – поинтересовался я у о.Иоанна накануне Крещения, когда во Введенском храме уже все было приготовлено для совершения таинства и ожидался приезд владыки.

– Это случилось 11 января прошлого года, в день памяти преподобного Марка Гробокопателя Киево-Печерского, – ответил о.Иоанн. – Мы ехали с матушкой и детьми в моей машине, случилась авария, но мы все чудом остались живы. А наш дедушка о.Михаил очень почитал этого святого и рассказывал нам в детстве, что рыл возле дома, под горой, погреб для хранения продуктов в виде пещеры и при этом молился преподобному Марку Гробокопателю, который воскрешал мертвых. И подумали мы с матушкой назвать нашего новорожденного в честь этого святого, по молитвам которого, возможно, Господь сохранил наши жизни для служения Ему…

А далее было Крещение. Мой фотоаппарат зафиксировал несколько моментов этого таинства, а диктофон записал проповедь владыки Феодосия, в которой он сравнил Церковь Христову с кораблем, плывущим в Вечность, а священников – с экипажем этого корабля. Впрочем, прочтите, дорогие читатели, эту проповедь сами. Уверяю, она этого стоит.

Проповедь владыки Феодосия

«…Этот Корабль продолжает свой путь уже на протяжении двух тысяч лет. И на Корабле этом кто-то – пассажир, а кто-то – член команды. И есть Капитан – Господь наш Иисус Христос, ведущий Своё судно в тихую гавань спасения. На этом корабле есть команда: офицеры, мичманы, матросы – это священнослужители.

Так случилось, что Марк родился в семье ‟морских офицеров”, в которой отец, дедушка, и прадедушка, и прапрадедушка – все служили и служат на этом Корабле спасения. Это не значит, что Марку обязательно предстоит стать офицером. Возможно, он будет простым матросом или пассажиром. Но в любом случае, войдя в этот Корабль сегодня, в младенческом возрасте, он должен провести в нём всю оставшуюся жизнь. Ведь только в этом путешествии и на этом Судне можно достичь тихой гавани спасения – Небесного Иерусалима, берега, к которому мы все стремимся. Только на этом Корабле…

Этот Корабль, образно говоря, в истории может принимать разные формы. Иногда это военный корвет, броненосец, иногда даже субмарина, уходящая в глубокие воды катакомбной жизни, а иногда это и океанический лайнер под теплым солнышком, на котором хочется расслабиться и отдохнуть, – бывают и такие периоды в жизни Церкви. Часто бывает, что наш Корабль Церкви – это деревянное Судно под парусами, которое может бросать из стороны в сторону штормами, волнами, когда и команда, и пассажиры боятся, вопиют к Капитану и Господу своему: «Неужели мы погибнем и утонем?» Нет, дорогие, не погибнем, не утонем никогда! Господь обещал нам это. Этот Корабль, по обетованию Божиему, обязательно достигнет Вечной Пристани.

Какой исторический период в жизни Церкви предстоит проплыть Марку на этом Корабле, мы не знаем. Но в любом случае Марк должен остаться на этом Судне до конца своих дней.

К большому сожалению, бывает так, что дети священников не всегда оказываются достойными духовной благодати, данной их родителям… Мы знаем, бывают такие случаи, когда дети из семьи священников даже уходят из Церкви, разуверяются во всем. Такое бывает не часто, но бывает. Слава Богу, что это не коснулось и не касается вашей семьи, о. Иоанн. На протяжении нескольких поколений духовная крепость, духовный корень в вашей семье, который уходит теперь в вечность, в историю, становится все крепче. Так было в семье отца Павла, так было еще в большей степени в семье отца Михаила, так было и в семье отца Георгия. И мы желаем, чтобы так было и в вашей семье, чтобы все ваши сыновья крепко держались за учение Христово, за ризу Господа Иисуса Христа, и наследовали спасение.

Благо, что Марк вступает в жизнь телесную и жизнь духовную в семье благочестивого священства. Благо, что примеры перед его глазами будут достойные, благо, что он будет укрепляем молитвами предков. Но в то же время человек никогда не может быть уверенным в себе, и верующий православный человек в том числе. Нельзя доверять себе и успокаиваться в деле спасения до того самого момента, пока мы не переступим порог вечности и не услышим глас Христа, Бога нашего: «Войди в милость Господа своего, войди в Царство Мое». До тех пор нельзя расслабиться, нельзя успокоиться, нельзя быть уверенным ни в своих силах, ни в опыте, ни в молитвах своих близких за себя, ни в чём человеческом… Надежду на спасение можно и нужно полагать только в Боге, в уповании на милость Его. Ведь любой поворот судьбы, любая беда, или, наоборот, неограниченное благополучие, любое катастрофическое происшествие в нашей жизни, – и если мы не будем держаться за ризу Господню, всё это может вытолкнуть нас из веры и Церкви, а значит, из вечности.

Желаю Марку дожить до глубокой и маститой старости, до седых волос прожить с Богом, ни теряя Его ни на минуту, ни на секунду, чтобы помощь Божия защищала и укрепляла Марка во всех его делах. Пусть Господь покроет его, проведет за руку по этой жизни и введет в свое вечное Небесное Царство. Аминь».

Диакон Сергий Герук
8 ноября 2019 г.
cherkasy.church.ua/files/2019/11/JPR_8288_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80.jpg
vvedenskij-hram.church.ua/2019/11/08/oficery-korablya-plyvushhego-vvechnost/

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: