Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Свято-Троицкий храм - памятное место Кубани

Станица Чепигинская названа в честь кошевого атамана Черноморского казачьего войска Захария Чепеги.
Чепега Захарий Алексеевич (1726-1797 г.г.)- второй атаман Черноморского казачьего войска. В возрасте 24 лет прибыл в Запорожскую Сечь. В октябре 1769 г. Чепега, уже будучи в должности войскового полковника, отличился в разгроме турок у Днестра. В годы русско-турецкой войны 1769-1774 г.г. принимал участие в походах к Очакову, где отличился при взятии "языков". Избирался управителем Потовчанской паланки. Есть сведения, что летом 1777 г. Чепега в составе отряда казаков-волонтеров воевал в Крыму под командой А.В. Суворова и А.А. Прозоровского, который в ордере от 25 июня 1777 г. отмечал, что Чепега "в сражениях поступал без робости и продолжал службу исправно". Казаки, собравшись на Раду, избрали новым атаманом Чепегу, который был известен как "человек высокого ума, доброго сердца, обладающий воинскими способностями и тактом, отличался большой простотой в обыденной жизни".
За героизм и распорядительность войском при взятии Хаджи-бея (ныне г. Одесса) Чепеге пожалован офицерский орден Святого Георгия Победоносца IV степени, а через год он был произведен в чин секунд-майора. Во время взятия Измаила он уже имел чин полковника. А.В. Суворов высоко ценил Чепегу, поэтому и поручил ему при взятии Измаила командовать одной из штурмовых колонн. За взятие крепости Чепега был произведен в чин бригадира с пожалованием ордена Святого Георгия Победоносца III степени. Вскоре он, как кавалер ордена, был записан в дворянскую родословную книгу Екатеринославской губернии.
После окончания русско-турецкой войны Чепега вместе со старшинами войска начал добиваться выделения земли на Тамани и Кубани. 30 июня 1792 года Екатерина II подписала Жалованную грамоту на владение кубанскими землями, где Черноморскому казачьему войску поручались "бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских".
Казаки сразу же начали переселение. Конницу повел сухим путем к Ейской косе атаман Чепега."Дождливая осень 1792 года. Привычную тишину степи нарушает отдаленный гул. С высокого кургана видна у горизонта длинная извилистая лента. Увязая в грязи, натужно скрипят колеса арб, нагруженных нехитрым скарбом. Понуро бредут усталые люди, дремлют в седлах утомленные всадники в разноцветных кунтушах и необъятных, как Черное море, шароварах. Запорошенные пылью бескрайних дорог, свешиваются из-под бараньих шапок оселедцы - гордость и краса "лыцарей". Идет на новую родину прославленное и наказанное, но не забывшее казацкой свободы, бывшее запорожское, а ныне верное Черноморское войско. Во главе черноморцев на горячем низкорослом коне, слившись с ним в единое целое, гордо едет коренастый человек с обветренным лицом, с серыми, ласково смотрящими глазами, с толстыми висячими усами. В руках у него украшенная серебром насека - знак высшей в войске власти. Это любимец всего войска - кошевой атаман ЗахарийЧепега. Рядом казак везет знамя - бунчук. Держат путь казаки на берег моря. Здесь, на Ейской косе, у валов Ханского городка, зазимуют они и, дождавшись хорошей погоды, двинутся дальше - на юг".
Через некоторое время, получив разрешение Суворова на строительство города и куренных поселений, Чепега 15 августа собирает в Карасунском куте казачий круг, который решает "достопамятное воспоминание имени Жизнодательницы нашей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны воздвигнуть главный город Екатеринодар..."Захарий Чепега был очень занят становлением Екатеринодара, где разместилось войсковое правительство. 19 ноября 1793 года он составляет ордер полковому старшине поручику Даниле Волкорезу - первому городничему Екатеринодара, обстоятельно дает наказ, какой порядок и какие законы должны соблюдаться в "войсковом граде". Атаман обращает внимание городничего на то, чтобы в торговле "во всем были меры и весы справедливы" и товары продавались "в самой точности, без малейшего примешательства и дороговизны", чтобы во всякий час дня и ночи казаки имели исправные мушкеты и пики для отражения "нечаянного нападения", а казаков, "шатающихся не в свое время без дела, брать в тюрьму и держать до утра".
Чепега заботился о том, чтобы жители "около града стоящих лесов отнюдь не рубили, кромена дрова валежника, также в лес и скотину не пускали", а что касалось тех жителей, которые отлынивали от работы, то их, ленивых, рекомендовал атаман городничему, следует "приводить к трудолюбию, а шалунов к благонравию". В этом интересном документе видны заботливость, строгая распорядительность и житейская опытность казачьего военачальника, видны его простодушие, дальновидность, ум…
Что же это был за город тогда? Первый городничий Екатеринодара Данило Волкорез составил ведомость за номером 332 от 11 ноября 1794 года, в которой перечислял всех поселившихся "с означением, кто какой художник", то есть чем занят. Сразу же по прибытии казаки стали заготовлять лес, рыть ров, насыпать валы. Так возникла крепость, где возвели сорок деревянных куреней для одиноких сечевиков. От крепости плугом провели первую борозду, наметили первую улицу - нынешнюю Красную. Семейные люди, очищая поляны в девственном дубовом лесу, устраивались - кто как мог. Городничий насчитал 9 домов, 75 хат и 153 землянки, а населения - 580 человек.
В крепости была поставлена походная Свято-Троицкая церковь из парусины, над которой на столбах подняли чехол и прочно укрыли его камышом. А тут вскоре прибыли колокола, отлитые в Херсоне и привезенные по Кубани на "дубах" (лодках). Казаки криками "ура" и ружейной стрельбой встретили "звоны".
Атаман едва успел построить себе турлучную мазанку среди вековых густых дубов над самым Карасуном, как получил царский приказ снова собираться с двумя конными полками казаков в поход. 14 июня 1794 года он двинулся в дорогу. В этот раз старый, заслуженный воин побывал в Петербурге, был принят императрицей. За обедом она угощала его вином, виноградом, персиками и, подарив дорогую саблю, осыпанную крупными алмазами, наказала верно охранять границы отечества. Одним из видов института наград в России являлось наградное и жалованное холодное оружие. Биографы З.А. Чепиги дружно пишут о том, что, находясь в 1794 году в столице, атаман получил от императрицы дорогую саблю. По нашим сведениям, у Чепиги имелось две сабли и происхождение их легко прослеживается. Одну саблю подарил Чепиге 14 апреля князь Г.А. Потемкин. А летом 1792 г. Екатерина II пожаловала кошевому атаману «осыпанную дорогими каменьями саблю» Чепега встретился также с главнокомандующим Суворовым в Вирковичах и по распоряжению полководца находился в корпусе генерал-поручика Дерфельдена.
Вернувшись из последнего похода в чине генерал-майора, пожалованный орденом св. Владимира 2-й степени и золотым польским крестом, З.А. Чепега занялся дальнейшим устройством города Екатеринодара и своего войска. В этом ему способствовал войсковой судья Антон Головатый.
Недолго длилась мирная, деловая жизнь Чепеги: пятидесятилетняя служба, старость, болезни подкосили его, и в январский холодный день 1797 года атаман ушел из жизни. Чепегу хоронили в казакине, украшенном стеклянными дутыми пуговицами, с большими воинскими почестями. Похоронили в склепе возле походной Свято-Троицкой церкви, на месте которой в 1802 году был построен красивый шестиглавый деревянный войсковой Воскресенский собор. В рапорте сообщается: "По опущении тела в гроб и по отпетии "Вечной памяти" выпалено с пушек было десять раз…".
Память о Чепеге долго жила в народе как о доблестном атамане. Ещё в старину, в 1909 году, невдалеке от Лебяжьего лимана, в 6-ти километрах от Войскового Екатерино-Лебяжской Николаевского монастыря, хутор Величковский, основанный некогда на землях, принадлежавших атаману З.А. Чепеге, был преобразован в станицу с новым наименованием –Чепегинская. Следует отметить, что инициатива о переименовании хутора исходила от самих жителей. Это был первый пример увековечивания подвига Кубанских казаков. 16 ноября 1910 года войсковой архивариус И.И. Кияшко в рапорте наказному атаману Кубанского казачьего войска сообщает о "неопределенности и даже несообразности" названий некоторых станиц. Наказный атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант М.П.Бабыч, одобрив необходимость наименования вновь образующихся станиц в память исторических лиц и событий, приводит в пример инициативу жителей хутора Величковского, которые ходатайствовали перед высшими инстанциями о переименовании их хутора в станицу Чепегинскую, о чем есть журнальное постановление Кубанского областного правления от 7 сентября 1909 года. "Если желательность переименования некоторых станиц и хуторов будет признана необходимой, - указывал наказный атаман, - то не признано ли будет также нужным предложить этим станицам поступить в деле переименования по примеру хутора Величковского? В целях воспитания молодого поколения в духе великих предков, – писал начальник войскового штаба в отзыве атаману Таманского отдела, – а также в видах увековечения славных имен и событий из истории Кубанского казачьего войска... намечается переименование в исторические славные имена некоторых населенных пунктов в войске… Что же касается вопроса о выборе новых названий, то к разрешению его не может встретиться особых затруднений, так как история Кубанского казачьего войска полна подвигами проникнутых чувством долга верных сынов Великой Родины и в ней содержится богатый выбор таких названий"»
Название станицы Чепигинская сохранилось до наших дней как народная дань человеку, более двухсот лет назад заселившему Кубанский край и заложившему первый камень в основание краевого центра - города Краснодара (Екатеринодара).
Имя славного атамана увековечено в монументах. Бронзовая фигура Чепеги входит в монументальную композицию памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре. В этой композиции Захарий Чепега представлен в числе трёх первых атаманов Черноморского войска, вместе с Сидором Белым и Антоном Головатым. В городе Ейске 29 мая 2013 г. установлен памятник Захарию Чепеги.
История станицы Чепигинской- это история страны, история казачества, история Краснодарского края… Менялось государственное устройство - менялась жизнь в станице. На месте Свято-Покровского храма был построен колхозный клуб - он и теперь стоит в центре станицы. Долгие годы не было у православных жителей своего прихода. И только в конце 90-х годов в здании сельского магазина обустроили небольшой храм. По чьей инициативе его освятили в честь Святой Троицы, теперь не узнать, но, видимо, на то была воля Божия… В станице, носящей имя Захария Чепеги, храм назван так же, как первая походная войсковая церковь в Екатеринодаре, где нашёл упокоение славный атаман.
Неисповедимы пути Господни…
Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь, что расположена в семи километрах от станицы Чепигинской, тоже создавалась при участии атамана Захария Чепеги - по его прошению к императрице Екатерине II был выделен земельный участок Лебяжий Остров для строительства Войскового мужского монастыря. Будучи сам казаком-воином, не имевшим семьи, предполагал, вероятно, атаман закончить свой земной путь в монастырской обители…
Так практически в одном месте на территории Ейской и Тимашевской Епархии (по дороге из Ейска в станицу Брюховецкую) «сошлись» столь исторически значимые для истории православия и казачества Кубани места народной памяти.

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности