О храме
Успенский монастырь основан как мужская пустынь около 1634 года монахом Иовом (отождествляемым старообрядцами с почитаемым ими преп. Иовом Льговским). Каменные постройки - собор, теплая церковь, колокольня, отдельные кельи - появились в конце XVII - начале XVIII вв., часть их сохранилась. В 1860-1880-х гг. комплекс подвергся значительной реконструкции, сооружен каменный настоятельский корпус и ограда (утрачена). В 1902 году монастырь обращен в женский, но значительных изменений в это время в его облике не произошло. В советское время постройки монастыря использовались под жилье и хозяйственные нужды. В настоящее время началось медленное восстановление. Монастырь стоит в верховьях Цны. Он имел мельницу и мост на этой речке. Остатки их частично видны до наших дней. Главное сооружение монастыря - Успенский собор. Он впервые построен каменным на средства стольника Петра Андреевича Нащокина в 1677-1682 гг. В настоящее время от собора осталась колокольня и две апсиды - колокольня стоит на их оси, со смещением относительно стен более позднего собора. На северной апсиде сохранилось единственное первоначальное окно с рамочным наличником-валиком. Старая колокольня вошло полностью в более позднее сооружение, она украшена плоскими лопатками и карнизами из положенного на ребро кирпича. Первоначальный храм был чрезвычайно близок к утраченному, но известному по обмерам Сретенскому собору тверской Савватьевой пустыни (1679) и, особенно, его прообразу - собору Николо-Малицкого монастыря (1675, утрачен еще в сер. XVIII века). Нынешний собор (с сохранением первоначальных апсид!) построен в 1715-1720 гг. бригадой ярославских каменщиков, которым был указан образец - церковь Всех Святых в Ниловой пустыни (1699). От этого здания сейчас уцелел только основной объем - бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Храм со временем подвергся значительной переделке. В 1774 году он лишился пятиглавия, а в 1859-1860 гг. полностью обновлен: добавилась двухэтажная пристройка с хорами и притвором. Вновь появилось пятиглавие, но совершенно иного вида. Наличники на старом здании частично сохранились подлинные, немного поправленные в верхних частях. А на пристройке лишь приблизительно следующие древним. Колонки и кокошники, сложенные в середине XIX века, имеют грубую кладку. Монастырь явно испытывал недостаток хороших квалифицированных каменщиков. В колокольне второй ярус появился между 1762 и 1790 гг., а третий - с деревянными колоннами в 'ампирном' духе - в 1835-1836 гг. Внутри это здание сохранило интересную подлинную лестницу на хоры и сами хоры (арка из хор в основной объем храма заложена в советское время). Собор расписан в два приема. В 1774 году на стенах появились росписи, выполненные крупнейшим осташковским мастером тех лет - Борисом Еремеевичем Уткиным. От этой живописи остались две композиции - 'Введение во Храм' и 'Успение', обе (особенно вторая) сильно записанные в середине XIX века. В 1860 году храм расписан вновь осташковской же бригадой, работавшей в характерной для этой школы цветовой гамме и манере. (Близкий ее аналог - роспись в Николо-Рожке). Лучше всего роспись сохранилась в куполе. Стоящая рядом теплая Троицкая церковь (1762), несмотря на руинное состояние, дает хорошее представление о стиле и мастерстве осташковских каменщиков середины XVIII века. При реконструкции XIX века к ней добавился притвор.