О храме
В глубине Заречной части Вологды расположена Антипиевская церковь (ныне переулок Чернышев¬ского, 10). В мае 1772 года после разразившейся в России эпидемии чумы Сенат издал указ «Об учреж¬дении кладбищ в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажен». В целях недопущения распространения болезней запрещалось дальнейшее использование кладбищ, расположенных непосредственно в городах. В связи с этим были устроены кладбища за пределами тер¬ритории Вологды, в том числе кладбище в Заречной части. Для отправления богослужения на этом клад¬бище в 1777 году и была возведена церковь, которую А. А. Засецкий описывает так: «Церковь на общем городовом кладбище для посадов другия стороны реки, во имя священномученика Антипы» (Засецкий, 1780, с. 80). Церковь еще называли Воскресенско-Антипиевской, так как главным был престол в честь Воскресения Христова, а придел был освящен во имя священномученика Антипы Пергамского в трапез¬ной, с левой стороны. В начале XIX века жилые дома вплотную при¬близились к кладбищу, что послужило поводом к его закрытию. Для жителей Заречья было обустроено новое место для захоронений, получившее назва¬ние Введенского кладбища, а Антипиевский храм в 1819 году стал приходским, что потребовало его пере¬устройства. Изначально задумывавшийся как клад¬бищенский, он был небольшим. Несмотря на то, что приход находился на окраине города, в храме было тесно, особенно в праздничные дни. В связи с этим ле¬том 1847 года была произведена его реконструкция: «зимняя тесная церковь с колокольней была разобра¬на до основания и в течение одного лета... в простран¬ном и лучшем виде вновь воздвигнута с устроением в ней двух приделов: в честь Казанской иконы Божией Матери по правую и священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, по левую сторону. Вме¬сто обветшавшего иконостаса в оба придела сделаны новые чистой хорошей работы иконостасы». Произ-веденные работы были «делом особенного усердия и деятельности церковного старосты, вологодского мещанина Василия Маталындина». Освящение церк¬ви проводил преосвященный Евлампий, епископ Во¬логодский и Устюжский (Освящение храма..., 1847). Известный искусствовед Г. К. Лукомский описал ар-хитектурные особенности церкви очень скупо: «Ам¬пирная круглая колокольня поставлена на четверик, украшенный декоративными арочками. Купол над церковью сферический» (Лукомский, 1914, с. 222). Летом 1867 года церковь расписали: «В теплом храме производились стенные малярные работы, за исправностью коих наблюдал академик Платон Се-мёнович Тюрин, и сверх сего сам он, господин Тю¬рин, безмездно написал над западными дверьми по штукатурке под скульптуру изображение Царя Сла¬вы, несомого Серафимом. Труд г. Тюрина на пользу церкви стоит не менее 150 руб. ...Его преосвящен¬ство...резолюцию дал таковую: 'Господину] акаде¬мику Тюрину за пожертвование им своим дорогим временем и трудом в пользу церкви Божией объ¬явить мою душевную благодарность с призванием на него благословения Божия'» (Разные известия..., 1868, с.3). К сожалению, роспись до настоящего вре¬мени не сохранилась. Согласно летописи Антипиевской церкви, в кон¬це 1860-х годов ее прихожанами были «большею частию мещане, затем по численности населения сто¬ят чиновники и нижние отставные военные чины... Прихожане большею частию занимаются работою на дому. Преобладающие ремесла большей части мало¬состоятельных прихожан суть: башмачное, сапожное, столярное и производство гильз, употребляемых при курении табаку. Затем многие лица женского пола занимаются плетением кружев и портным мастер-ством» (Старая Вологда..., 2004, с.409). Большая колокольня Антипиевской церкви была видна издалека. По воспоминаниям священника А.А.Скворцова, возглавившего приход в 1892 году, численность прихожан к концу XIX века возросла настолько, что церковь с трудом вмещала желаю¬щих помолиться: «Народ здесь добрый, отзывчивый и, главное, любящий Церковь (а за нею и служителей ее). Здесь все, от малого до великого, весьма усердно посещают храм, особенно накануне и в дни праздничные и воскресные, имеют добрый, благо¬честивый обычай в трудных и радостных обстоя¬тельствах жизни прибегать к Богу, Божией Матери, святым угодникам (особенно к небесному покрови-телю храма священномученику Антипе)... Отрадны эти явления в жизни приходских людей, жаль лишь одного: храм наш, разделенный на теплый (зимний) и летний (холодный), когда богослужение соверша¬ется в одной половине, тесен и малопоместителен, в зимнюю пору, не только в дни великих или храмо¬вых праздников, но и в обычные воскресные дни, с трудом вмещает желающих помолиться...» (Старая Вологда..., 2004, с.5409-410). Это обстоятельство, скорее всего, и стало причиной объединения в 1895 году помещений теплого и холодного храмов. К началу XX века в церкви было три престола: во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского (главный), Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери. В 1930 году Антипиевская церковь была закры¬та. Храм и колокольня были лишены крестов и за¬вершений. Несколько икон из церкви были переда¬ны в музей. Здание использовалось для различных целей: как склад военного ведомства, мастерские и даже гараж машин скорой помощи (Спасенкова, 2000, с. 265, 279, 281). Решением исполкома Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 церковь Антипия поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В 1999 году храм был возвращен Церкви и перво¬начально приписан к храму Николы во Владычной слободе. В 2008 году начались работы по его рестав¬рации, прерванные отсутствием финансирования. В 2014 году создан самостоятельный приход Антипиевской церкви. В храме проводятся молебны.