О храме
По летописным данным в 1747 году Предтеченская деревянная церковь в селе уже существовала, но в 1748 году был построен еще и каменный храм, который в 1851 году был разобран по ветхости. В «Летописи Березорядской церкви» конца XIX века есть такие строки: «… Из отрывков некоторых письменных документов под названием «Новгородские Записи», сохранившихся у сельских старост Березорядского общества, переходящих преемственно от одного к другому и составленных в 1656 году, видно, что Березорядский приход и в оном деревянная шатровая церковь во имя Успения Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца уже существовала в половине XVII века при Московском Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, когда крестьяне Березорядского прихода вместе с другими окружающими приходами – Сеглинским, Глиненским и прочими принадлежали по дарственным Записям Валдайскому Иверскому Монастырю, пожалованным вместе с землями оному Монастырю Царём и Великим Князем Алексеем Михайловичем». В «Новгородских Записях» значится, что «селение Берёзовский Рядок, в числе других селений, был пожалован этим Царём в вотчинное владение Иверскому Монастырю, новопостроенному знаменитым Патриархом Никоном, как это обозначено в книге деяния Большого Московского Собора 1667 года». В книге «Новгородских Записей» сказано так: «по Государеву Царёву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу, воевода, Князь Иван Андреевич Голицын, да дьяк Василий Шпилкин, велели им (монастырской братии) дать с писцовых книг выпись на монастырские пустоши, почему им теми пустошами владеть. А в писцовых книгах Деревской пятины Дмитрия Замыцкого написано: « в Деревской пятине – ряд Березовский на реке Березай, да на реке на Мсте, а в нем храм Успения Пречистыя Богородицы, да храм Николая Чудотворца, во дворе поп Семион, во дворе диакон Терентий, да двор церковного дьячка пуст, во дворе пономарь Васька, во дворе проскурница Настасья, да три кельи, а в них живут нищие и питаются от церкви Божией». Далее идёт перечень тяглых дворов, которых насчитывалось в Берёзовском Рядке 29-ть с 35-ю тяглыми крестьянами». «… В формулярах за 1860 год значится, что в 1849 году «с благословения Высокопреосвященнейшего Митрополита Новгородского и С. Петербургского Григория при священнике Алексее Белавине и церковном старосте села Берёзовского Рядка было положено основание настоящего каменного пятиглавого храма с одним престолом во имя Успенья Божьей Матери. Храм сей устроен почти рядом с местом прежде бывших разобранных церквей – холодной и тёплой вместе с колокольнею в том же селе Берёзовском Рядке, находящемся при слиянии рек Мсты и Березая. Березорядская Успенская церковь и приход отстоит в 215 верстах от Губернского города Новгорода и в 80 верстах от уездного города Валдая». По окончании постройки церкви последовало очень прискорбное событие, - ударом молнии во время сильной грозы разрушило осмерик храма, при этом было убито много скота –до 40 голов овец, находящихся в это время неподалёку, так как при храме не было никакой ограды. Окончена постройка церкви была уже в 1865 году при Государе Императоре Александре II. В том же году, 17 декабря, храм был освящен при священнике Никаноре Нумерове и церковном старосте села Берёзовского Рядка Стефане Николаеве. В 1871 году, при священнике Никаноре Нумерове и церковном старосте села Берёзовского Рядка Петре Гаврилове было положено основание постройки тёплой каменной церкви с каменной колокольнею. Церковь эта двухпридельная, одноглавая. С правой южной стороны придел во имя Тихвинской Божьей Матери, а с левой северной стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В одной связи с церковью устроена двухярусная каменная колокольня с двумя пролётами и деревянными решётками со всех четырёх сторон. Колоколов на колокольне помещено семь. Строительство проходило крайне неудачно. Церковь дала трещины, «вследствие чего и предписано было Епархиальным Начальством разобрать таковую вместе с колокольнею, как находившуюся в связи с церковью, и снова перестроить». Постройка тёплой церкви и колокольни, за неимением средств, при помощи сборных книг, выдаваемых Епархиальным Начальством из Новгородской Духовной Консистории, была закончена уже в 1893 году «при особенном усердии и старании преемника священнику Нумерову священника Антония Кедринского и церковного старосты деревни Больших Липяч Григория Емельянова». При них же церковь и колокольня были освещены «в царствование Благочестивого Государя Императора Александра III в том же 1893 году августа 22 дня…». «…За тем есть ещё деревянная однопрестольная церковь во имя Иоанна Предтечи, каковая прежде находилась в селе Берёзовском рядке и стояла в ограде вместе с вышеупомянутыми разрушенными каменными храмами. Но в последствии времени в 1873 году перенесена на кладбище, отведённое по распоряжению Правительства за селом Берёзовским Рядком, в полувёрстном расстоянии от него на так называемой «Великой горе», без всякого изменения в архитектурном отношении, в том же самом виде, в каковом была и первоначально устроена с переменой одной только тесовой крыши, каковая за ветхостью заменена новой тесовой же, окрашенною масляною краскою красною – мумиёю». Таким образом, в приходе Берёзовский Рядок на момент написания «Летописи» существуют три церкви: «две из них каменные с таковою же колокольнею, без ограды, находятся в самом селении Берёзовском Рядке, и третья – деревянная церковь находится на кладбище и обнесена оградою, сложенною из дикого камня, с расщебенкою, прокладкою мхом и заливкою известью». В селе 17 мая 1887 года умерла вдова Ивана Петровича Сахарова - Евдокия Васильевна Сахарова, которая жила в деревне Рютино, но после смерти мужа переехала в Березовский Рядок. Похоронена на погосте, место захоронения в настоящее время установить невозможно. Церковь Успенья Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца действовала до 1932 года, а после ареста последнего священника закрыта, разграблена и осквернена, как это практиковалось в те годы. В помещении храма находился склад, пекарня. Сейчас церковь силами иерея Василия (Прокопчука), священника церкви Сельца Карельского Удомельского района и местных жителей восстанавливается. С 28 августа 2009 года в церкви в летнее время проходят службы. Деревянная Предтеченская церковь, не смотря на свой солидный возраст, стояла на Великой горе до весны 2009 года. В ночь с 24 на 25 марта церковь сгорела, скорее всего, была подожжена подростками по неосторожности. Село лишилось уникального архитектурного памятника, находившегося под охраной государства. На месте пожара осталось лишь старое заброшенное кладбище, которое было закрыто в 1936 году. Современное сельское кладбище находится теперь в 1, 5 км от села, в сосновом бору, недалеко от озера Выгляд.