О храме
История Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря.
Основание обители.
Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Желтоводским и Унженским в 1439 г. 90-летним старцем прибыл он на это святое место с берегов Волги и основал здесь свой третий по счёту монастырь, посвятив его Святой Троице. В 18 верстах от г. Унжи, ниже по одноимённой реке, на высоком правом берегу, преподобный выбрал место для жительства. "Прииде преподобный и виде, и возлюби место и крест постави" и "хижину малу на пребывание себе устрои". Ещё по дороге на Унжу, совершаются первые известные чудеса по молитвам преподобного. Это избавление от татарского пленения сорока русских семей, и, знаменитое «Чудо о лосе», когда были накормлены страждущие путники. Живя в Унженской пустыни, святой погружается в уединение и молитву, «как младенец в объятия любящей матери». Это молитвенное уединение, как награда за преданность и любовь к Богу, стали вершиной его преподобнической жизни. Здесь он находит то, что искал всю свою жизнь. В 1442 г. 30 сентября (17 сентября по старому стилю) при совершении утреннего правила святому старцу явилась икона Божией Матери, спустившаяся с небес под пение ангелов. Впоследствии эта чудотворная икона была названа Макариевской. Чуть позже, на месте явления иконы у подножия горы, по молитве преподобного возник святой источник. Но зажжённый светильник не ставят под спудом и к святому старцу стали приходить люди, прося совета и помощи. Избегая внимания, он отказывался, говоря: «Бог может спасти, если вера ваша явлена будет пред Ним». Обитель преподобного впервые назвали его именем – «Макариева нова пустынь Желтоводский монастырь», в честь сожжённого татарами монастыря на Жёлтом озере. Так она и называлась во всех документах и грамотах до конца XVII века.
В 1444 г. 7 августа (25 июля по старому стилю) в возрасте 95 лет преподобный, почувствовав приближение смерти, посетил богослужение в городе Унже, дал наставления жителям и мирно преставился. Умирая, он завещал похоронить себя в его любимой пустыни. Вся округа узнала о кончине преподобного Макария по распространившемуся всюду благоуханию. Люди с плачем, торжественно перенесли тело святого в его обитель. Спустя некоторое время, здесь была поставлена первая деревянная церковь. После смерти люди продолжали приходить к святому гробу, и многие получали чудесное исцеление от болезней. Некоторые оставались в обители, другие селились в окрестностях.
Местное прославление преподобного Макария.
Летописи не сохранили описание событий первых ста лет жизни Унженского монастыря. Известно только то, что у гроба преподобного происходило множество чудес, которые никак не фиксировались, но почитание святого Макария распространилось на всю округу. Известно, что в этот период в монастыре была только одна деревянная церковь с железным крестом. Переломным моментом стал 1522 год, когда по молитвам преподобного город Унжа чудесно был избавлен от нашествия татар. Подобное покровительство испытали на себе и жители Солигалича и всех ближних городов. После этого происходит местное прославление преподобного Макария, пишутся первые его иконы, и, спустя десять лет освящена первая церковь в его честь. В последующий период известны чудесные исцеления в Макариевском монастыре, как у гроба преподобного, так и от иконы Богородицы Макариевской и на Святом источнике. Слухи доходят до царского двора, после исцеления здесь от ран воеводы и инженера Ивана Григорьевича Выродкова, активного участника взятия Казани и строителя крепости Свияжск.
В 1596 г., по распоряжению царя Фёдора Иоанновича, в Макариев монастырь был послан строителем Давид Хвостов – боярин, бывший царедворец, принявший монашество. К его назначению в монастыре было две деревянные церкви: в честь преподобного Макария и в честь мучеников Флора и Лавра. Он активно начинает строительство и сбор материалов для прославления святого Макария. В это время обитель преподобного посещают представители многих знаменитых родов, в том числе и бояре Романовы. Во времена Смутного времени много молитв и слёз видел монастырь в своих стенах. Обитель преподобного становится местом приюта гонимых и преследуемых представителей славных русских родов, центром организованного сопротивления польскому нашествию и государственному безвластию. В 1612 г. у раки преподобного молились инокиня Марфа и малолетний Михаил Романовы об избавлении из плена отца Филарета, об окончании Смутного времени и наступлении мира в Русских землях. Тогда, исполнение этой мечты казалось несбыточным чудом, но произошло большее.
Прославление преподобного Макария в лике общерусских святых.
Династия бояр Романовых становится царствующей, митрополит Ростовский Филарет, избран патриархом, а нижегородское ополчение чтило Макария как своего покровителя. Слава о преподобном распространилась по всему Поволжью, в честь него ставят церкви, основывают монастыри, его считают личным покровителем Романовы, Черкасские, Пожарские, Хитрово, Долгорукие. Царь Михаил Романов, помня свой обет, данный у гроба преподобного Макария в 1612 г., исполняет его особо торжественно в 1619 г. Весь царский синклит совершает путешествие в Унженскую обитель преподобного, и последние 25 километров, от пустыни Спас на Красной горе идут пешком Крестным ходом. Это был знак особого почтения и благодарения от имени царя, патриарха и первых лиц государства. Не случайно это событие приурочено к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Прямо во время этого путешествия происходит прославление Макария, как великого чудотворца всей России.
К этому моменту монастырь насчитывал уже четыре деревянных храма и колокольню, кельи, терем для царя Михаила и многочисленные хозяйственные постройки. Монастырю жалуются земли и селения, игумену должно два раза в год бывать лично у царя и патриарха, а монастырь приказано чтить наравне с Соловецким и именовать «Лаврой преподобного Макария».
Пришло время исполнить завещания святого основателя обители и, схимонах Исаия, выйдя из Унженского монастыря, основывает Свияжский Макарьевский Вознесенский монастырь. В 1620 г. монах Тетюшенского монастыря Авраамий, следуя указанию явившемуся ему во сне Макарию, возобновляет, находившийся в запустении около 200 лет, Желтоводский монастырь на Волге. Поэтому со второй половины XVII века монастырь на Унже стали именовать Макариево-Унженским из-за возникшей путаницы.
В этот период времени деревянный Унженский монастырь часто страдал от пожаров. В 1630 г. он полностью сгорает но, благодаря финансовой помощи царя, патриарха и других высоких особ вновь быстро отстраивается, а в 1663 г. при Игумене Нафанаиле было решено начать каменное строительство. За двадцать лет было построено четыре из пяти современных каменных храма монастыря.
Обретение мощей.
Первой была построена каменная Троицкая соборная церковь (1663–1669 гг.). Вторая – в честь преподобного Макария, строилась с 1670 г. по 1674 г. При её строительстве были чудесно обретены его нетленные мощи. Это знаменательное событие произошло 25 октября 1671 г., спустя 227 лет со времени преставления святого. Поучительная и некрасивая история, требует отдельного повествования, но, в результате всех событий, продолжавшихся шесть лет, мощи святого угодника Божиего были погребены на старом месте. История закончилась в марте 1677 г., когда игуменом монастыря был Митрофан, будущий святитель Воронежский, причисленный к лику святых 25 июня 1832 г. С тех пор, кроме 7 августа (25 июля по старому стилю), в Унженском монастыре стали праздновать и 25 октября (12 октября по старому стилю), как день обретения мощей преподобного Макария.
При игумене Митрофании, который управлял монастырём в 1675-1682 гг., была построена каменная Благовещенская церковь с трапезной и колокольней (1677–1680 гг.). С 1682 по 1685 гг. возведена Никольская надвратная церковь и в 1687 г. – келейный корпус с трапезной. В этот период в монастыре работала иконописная мастерская под руководством Артемия Катунца.
В XVIII веке продолжается каменное строительство в монастыре и расширение селений вокруг. В 20-х годах пристраиваются новые корпуса келий. В 1732–1735 гг. построена небольшая Успенская церковь, на месте сгоревшей кельи-терема Михаила Романова. Начинается строительство каменной стены с башнями.
Образование города вокруг монастыря.
В 1764 г., в ходе реформ Екатерины II, выходит документ – манифест о секуляризации монастырских земель. Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. В соответствии со «штатами» монастырей, Макариево-Унженский был причислен к III классу, лишился своих вотчин, и окрестные селения перешли во владение государству.
5 сентября 1778 г. выходит правительственное распоряжение «Об учреждении Костромскаго Наместничества» и переименовании Макарьевской слободы в город Макарьев на Унже. Город включил в себя село Коврово, подмонастырную слободу и ещё несколько деревень и слободок. Кроме материальных владений монастыря, город использовал и его духовную основу. В 1791 г. было открыто Макарьевское духовное училище, около ста лет располагавшееся в различных помещениях Макариево-Унженского монастыря.
В 1837 г. 28, 29 мая город Макарьев и монастырь преподобного посетил государь наследник цесаревич Александр Николаевич.
Положение монастыря в XIX веке.
В 1854 г. Свято Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь, стараниями архимандрита Платона, был возведён в ранг первоклассного. Чуть позже, в 1858 г. произошло ещё одно значительное событие – прославление списка Макариевской иконы Божией Матери, которое состоялось 13 мая (30 апреля по старому стилю). При расчистке старой иконы Смоленской Богоматери, открылся лик более древней – Макариевской. Событие сопровождалось чудесами исцеления, что было освидетельствовано специальной комиссией в июле этого года. Данный список был третий, существующий в монастыре, кроме древнейшей чудотворной.
Последние росписи стен церквей производились в XIX веке. Стенная живопись в Макариевской церкви сделана в 1827-1828 гг., а в трапезной в 1856-1858 гг. Троицкий собор и Надвратная Никольская церковь расписаны в 1853 г., а Успенская церковь в 1856–1859 гг. В Благовещенской церкви росписей не было.
При монастыре было три часовни. Над кладезем преподобного Макария, каменная, построена на месте старой ветхой в 1869 г., и две деревянные у входных ворот и у Никольской надвратной церкви.
28 июня 1882 г. в монастырь по Высочайшему повелению был командирован князь Павел Петрович Вяземский. Его задачей было отобрать некоторые церковные древности, перевести в Москву для употребления в чине священного коронования Их Величеств. Часть их была представлена на археологической выставке 1890 г. в Москве.
Революция и осквернение святынь.
Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила жизнь всего российского общества, став рубежом, открывшим новый этап отечественной истории – советский. Глобальная трансформация культуры, политической и социальной сфер, образования, резкий слом традиций, изменили людей до неузнаваемости. Уже в конце 1917 начале 1918 гг. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Новое правительство нового государства, защищаясь, жестоко нападает на население, и, согласно постановлению СНК РСФСР от 2 сентября 1918 г., «обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью», республика освобождается от «классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях», «подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».
Братию Макариево-Унженского монастыря выселили в 1919 г., однако богослужения в храмах продолжались. С этого времени началась травля и целенаправленная дискредитация священников, монахов и церковных общин. В 1926 г. был упразднён первый из храмов обители – Никольская надвратная церковь, а в 1929 г. монастырь окончательно закрыли. При этом мощи преподобного были кощунственно «освидетельствованы» и вывезены в краеведческий музей города Юрьевца. В стенах обители разместились «клуб физкультуры», машинно-тракторная станция и склады зерна. Иконостасы, церковную утварь, ценнейшую библиотеку и ризницу сожгли на монастырском дворе. «Классовых врагов» массово ссылают в концентрационные лагеря, вышки одного из них – УНЖЛАГа, появляются в лесах за рекой Унжей.
Возрождение обители.
Только в 60-х гг. началась частичная и медленная реставрация монастырских храмов Макариево-Унженской обители. В конце 1989 г. в запасниках краеведческого музея города Юрьевца Ивановской области были обнаружены мощи преподобного Макария. 14 мая 1990 г., по разрешению Министерства культуры РСФСР, святые останки были возвращены Костромской епархии и перенесены в храм Воскресения на Дебре города Костромы. В 1992 г. ковчег с мощами преподобного был возвращён в город Макарьев и передан в приходскую Свято-Макариевскую церковь (ныне храм Рождества Христова).
16 июля 1993 г. решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженский монастырь возобновлён как женский. 17 января 1994 г. монастырские здания были полностью возвращены епархии. В этом же году в день памяти преподобного Макария, архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого храма обители – Макариевского. Главная святыня монастыря – мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, вернулась в свою обитель в 1995 г.
Первой настоятельницей возобновлённого монастыря стала игумения Людмила Охотникова (с 1993 г. по 24 марта 2004 г.), второй – игумения Вера Морева (с 24 марта 2004 г. по 15 июля 2016 г.). На их долю выпали самые трудные годы возвращения монастыря преподобного Макария к жизни. Их трудами стали пригодны для жизни монастырские кельи, две церкви – Успенская и Макариевская, освящены для богослужения, территория монастыря приведена в благообразный вид, восстановлена монастырская стена и въездные ворота.
Макариево-Унженский мужской монастырь.
15 июля 2016 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил – Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь преобразовать в мужской монастырь, а на должность игумена монастыря назначить игумена Варфоломея (Коломацкого). Сейчас в монастыре пять храмов, из которых два действующих: Макариевская церковь с приделом Иоакима и Анны (1670-1674) и Успенская (1732-1735). Центральное место монастырской площади занимает Троицкий собор (1664-1670), рядом – Благовещенская церковь с приделом свт. Митрофания Воронежского и трапезной (1677-1680) и Никольская надвратная церковь (1682-1685). Разновременные постройки братских келий (1687, 1775, 1822-1823), монастырской стены с башнями (1754-1758, 1762-1764) и часовня над Святым ключом прп. Макария (1869). Кроме того на территории монастыря есть современные постройки – часть каменной стены, деревянная звонница и въездные ворота (1990-х). К сожалению, на настоящий момент есть значительная утрата во внешнем облике монастырского комплекса, в ночь с 9 на 10 ноября 2001 г. упала шатровая колокольня при Благовещенском храме (1677-1680), вследствие ослабления фундамента и трещины в стене. Росписи стен, со значительными повреждениями, сохранились только в Троицком соборе. Главная святыня монастыря – мощи преподобного Макария, почивают в раке в приделе Макариевского храма. Там же, находится чудотворный список Макариевской иконы Божией Матери. Под монастырской стеной на западном склоне, как и прежде, бьёт Святой ключ – место явления Макариевской иконы.
Многое вернулось на свои места. Обитель преподобного приходит в себя, стараясь восстановить своё достоинство и величие, потерянное в годы страшной смуты, унижения и осквернения. Но как много ещё «вне», – разбросано, растоптано, потеряно. И дай Бог, найти утраченное и заслужить приобретённое.
Престольные праздники
Контактная информация
Адрес официального сайта храма:
Email:
Координаты:
Реквизиты:
ПАО Сбербанк, Доп.офис №8640/0129 Расчетный счет: 40703810429000000481 Корреспондентский счет: 30101810200000000623 БИК: 043469623
Полное наименование:
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МАКАРИЕВО-УНЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
ИНН: 4416001763 КПП: 441601001 ОГРН: 1024400009204
Назначение платежа: благотворительное пожертвование на уставную деятельность
Можно перевести свое пожертвование на карту Сбербанка VISA 4276290010346282
или на Яндекс-кошелек номер счета 410013466617611