О храме
В конце. XV века выходцами Спасского монастыря здесь, на ' глинищах' урочища Меленки (стояли ветряные мельницы), далеко за городом, был основан Николо-Сковородский мужской монастырь ('сковорода' - било, заменявшее первоначально колокол). Он был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом: сельцо Меленки и Доилова слобода, чуть подальше на запад деревня Творогово. Через ручей напротив возникает Толчковская слобода кожевников, росту и развитию которой способствовало расположение Ярославля на перекрестке торговых путей. Во время осады Ярославля поляками в 1609 г. монастырь и окрестности были сожжены. В 1660-е г.г. монастырь был упразднен, и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Каменные храмы построены во 2 пол. XVIIв. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен купцом Дурандиным (в монашестве Макарий) в 1672 г., а в 1683 г. - теплый Успенский храм (с приделом иконы Божьей Матери 'Всех скорбящих радости' - XIX в.) на средства прихожан. На 1770-е г.г. ансамбль состоял из двух храмов, шатровой колокольни (на северо-западе), небольшого погоста и ограды с северо-востока. В нач. XX в. в ансамбль вошел новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. По приходу площадь перед церковью стала называться Николомельницкой (сов. Комсомольская). Первый (1672 г.) - четырехстолпный, пятиглавый, первоначально с позакомарным покрытием, с низкими одноэтажными закрытыми галереями, этот храм запоминается мощными главами на высоких барабанах. Интерьеры храма расписаны в нач.1700-х г.г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. Стенопись представляет собой образец сложившегося ярославского декоративно- повествовательного стиля. В советское время все храмы подверглись перестройке, колокольня снесена. В настоящее время в холодной церкви ведется богослужение.