О храме
Хормалинская Богородицская церковь – одна из первых церквей в сельской местности Чувашии была построена в 1749 году, через девять лет после выхода Указа российского царя о крещении нерусских народов. В приход церкви входят населенные пункты Хормалинской сельской администрации: село Хормалы, деревни Андрюшево, Новые Высли, Хом-Яндоба, поселок Ленино. Богослужения также посещают жители других населенных пунктов района (не входящие в этот приход), жители других районов и других субъектов РФ. В Хормалинскую церковь можно доехать рейсовыми автобусами предприятий пассажирского автотранспорта: Канаш - Новые Высли, Ибреси – Новые Высли. В 1872 году здесь был пожар. В 1873 году восстановлена, эта церковь перестроена в 1906 году и освещена 20 июня 1906 года. При священнике Талызине начата перестройка, закончена при священнике Громове. Храм деревянный на каменном фундаменте в одной связи с колокольней. Обшит тесом и окрашен масляной краской. Храм двухпрестольный: главный престол в честь явления иконы Казанской Божией Матери, и придельный в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Подробные сведения о Хормалинской церкви имеются с 1833 года. Они показывают, что священниками в середине XIX века работали К.И. Сребров (до 1867 г.), С.А. Клариндов (1853-1868 г.г), М.Е. Яндашевский (как и Сребов был первым священником). Г.И. Львов, П.А.Талызин (все трое служили с 1868 г.) С 1845 по 1860 года, как и ранее в Богородской церкви службу вели два священника. В 1860 году к Хормалинскому приходу были причислены удельные крестьяне д. Новые Высли Сибирской Епархии. В этой связи Хормалинская церковь переведена со второго класса в первый с тремя священниками. Приходская школа в с. Хормалы открыта 26 ноября 1868 года и помещалась в церковной караулке, но из-за пожара её закрыли. В 1925 году Илия Измайлов, без вступления в брак, принимает сан священника от епископа Алатырского Германа (Кокеля). Епископ Герман тогда находился в ссылке в селе Козья Слобода, недалеко от Казани, поэтому хиротония состоялась там. Бывший тогда священник села Хормалы Краснов примкнул к обновленческому движению, по прибытии в Чувашию, епископ Герман (Кокель) вместе с православными людьми изгнал Краснова и поставил настоятелем православного священника Илию Измайлова. В этом же году отец Илия был лишен избирательных прав, как служитель культа. В феврале 1930 года власти закрыли храм в с. Хормалы, но церковный совет, в котором священник Илия Измайлов состоял секретарем, написал заявление во ВЦИК, где изложил неправильность закрытия церкви при том, что 80% граждан прихода выступают за открытие. Заканчивалось заявление так: «Мы верующие граждане, возлагая всю надежду и полное доверие на представителей Высшей Власти обращаемся во ВЦИК с покорнейшей просьбой - не найдет ли возможным ВЦИК дать разрешение об открытии церкви». Храм был вновь открыт и отец Илия продолжил священослужение. 25 марта 1932 года отец Илия был арестован и заключен в тюрьму города Цивильск. Обвиняли по делу группы «Истинно-Православной Церкви», возглавляемой в Чувашии архимандритом Агафопусом (Еструхиным). В то время храм в селе был закрыт и отец Илия вместе с членами церковного совета настойчиво ходатайствовал об открытии церкви перед властями, продолжая совершать богослужения на дому. В сентябре 1936 года епископ Чебоксарский Владимир (Юденич) предлагал отцу Илие свободное место священника в одном из приходов епархии – селе Солдыбаево Козловского района, но отец Илия отклонил это предложения, веря, что будет открыт храм в селе Хормалы. Были даже заготовлены строительные материалы для ремонта церковного здания. Бывший поп Измайлов Илья повседневно занимается организацией церковного актива по открытию церкви, хотя церковь в данное время фактически не работает, а он работает, а именно, прямо на дому, где он живет, проводит крестины, отпевает, а так же постоянно ходит по дворам и равно и в соединении деревни. Поп Измайлов в 1932 году за «антисоветское и контрреволюционные действия» был сослан и вернулся только в начале 1936 года. По приезде из ссылки свою деятельность не прекратил, а стал проводить и даже открыто. Измайлов Илья, как поп в селе Хормалы не числится и на учете не стоит, но не смотря на это проводит богослужения и другие церковные обряды, но все же это у него проводиться не в церкви, а по отдельным частным домам. Он часто выезжает по соседним деревням по вызову. Он всеми мерами старается путем организации единоличников, а так же и колхозников, что бы они организовано выступили за открытие церкви. Доказательством этому можно привести один конкретный факт. Летом настоящего года было проведено собрание граждан, где ставится вопрос на антирелигиозную тему. В целях противопоставления этот поп Измайлов вместе со своим активом организовали женщин и других на собрании выступить организованно за открытие церкви, и на собрании в действительности кричали хором, не давая даже закончить доклад. В предъявленных обвинениях отец Илия виновным себя не признал. 7 сентября священнику было предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10 и 8 сентября тройка НКВД Чувашской АССР приговорила священника к расстрелу. Священник Илия Измайлов был расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 года в тюрьме №3 города Алатырь и погребен в безвестной общей могиле на территории тюремного двора. В ту ночь всего было расстреляно 34 человека, в том числе обновленческий «архиепископ» Тимофей (Зайков). На заседании Священного Синода 06 октября 2008 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Собор Новомученников и исповедников Российских XX века решено включить в список Новомученников Чебоксарско-Чувашской Епархии иерея Илию Измайлова. После открытия церквей в Новом Чурашеве ( 1883 г.) и Климове ( 1903 г.) размеры Хормалинского прихода сократились. В начале XX века священником был Василий Громов (после П.А. Талызина) до 12 февраля 1911 года. После 1917 года, согласно ленинскому декрету, церковь была отделена от государства и лишилась государственной помощи. Перерегистрация религиозных обществ в 20-е годы показала, что значительные массы людей зарегистрированы их членами. Тяжелые времена наступили для церкви в 30-е годы. В 1937 - 1938 г.г. было организовано «дело по закрытию Хормалинской церкви, существовавшей к тому времени уже 189 лет. Пытались лишить ее народной поддержки, проводилась усиленная пропагандистская обработка населения о «вреде» религии. Ответственный секретарь комиссии по вопросам культуры по ЧАССР 20 февраля 1937 года писал в президиум ЦИК СССР: «Меры к наискорейшему окончанию оформления закрытия в с. Хормалах церкви приняты и при окончательном решении дело о закрытии церкви в с. Хормалы вам будет выслано незамедлительно». Для закрытия церкви требовались материалы о составе верующих Хормалинского религиозного объединения, мнения население о закрытии церкви ходатайство, якобы от имени трудящихся о преобразовании церкви под культурно- просветительское учреждение. Верующие отстояли церковь, богослужения не прекратились в советские годы. В годы после Великой Отечественной священниками в Хормалинской церкви были: отец Михаил (Смирнов). Он был русским и ему на помощь был определен отец Максим (Венедиктов) по национальности чуваш. В 50-е годы священниками были отец Николай, отец Василий, отец Иоанн, отец Серафим. Иван Кузнецов был священником до 1959 года. Отец Геннадий -1957- 1959 г.г..В 1959 году несколько месяцев с весны священником являлся отец Иаков. С 1959 по 1968 года богослужение проводил отец Николай (Николай Григорьевич Григорьев) С 1968 года начал свое служение иерей Геннадий (Геннадий Иванович Иванов), служил в Хормалинской церкви с 16.07.1957 по 27.04.1959 г.г. В 1968 году 16 мая судьба его опять привела в с. Хормалы. Восемнадцатого июня 1979 года отец Геннадий был пострижен в монашество архиепископом Варнавой с именем Герасим. схиму принял под именем Серафима. 07.01.1998 года отец Серафим отправился на тот свет. В приход после смерти отца Серафима был назначен игумен Силуан (Чувашов Иван Тимофеевич), мученически закончивший свое служение Богу в 2004 году. В настоящее время настоятелем Хормалинской церкви является Иерей Борис (Алексеев Борис Борисович).