Святыни храма
8 святынь
Место молитвы Господа в Гефсиманском саду
Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события, а чудесные явления подтверждают догадки ученых.
Из воспоминаний инок. Елены, 1997
Была я как-то на воротах, когда пришла одна гречанка, паломница, и спрашивает: «Нет ли у вас тут пещеры? Мне было во сне видение: пещера, а в ней молящийся Иисус. Значит, как я понимаю, пещера должна быть в Гефсимании. Внизу ничего похожего нет, но, может бытъ, у вас?» Показали ей нашу пещерку, и она признала в ней ту, что видела во сне. Сначала переполошилась, бедная, потом успокоилась и долго сидела в ней. И часто к нам приходила, пока не уехала. А сколько случаев было, что бесноватые в ней кричали и рычали! А один паломник из Киева взял с собой маленький камешек, что на полу нашел, а через месяц позвонил нашей матушке Анне, чтобы сообщить, что тот обильно мироточит. Такие чудеса!
Лестница Спасителя, по которой Господь восходил в Иерусалим
Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период.
Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим.
Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля /.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде. Многие с нетерпеньем желали видеть славного чудотворца, а поэтому с поспешностью выходили на дорогу в Вифанию.
Дорога же эта неминуемо проходила через Елеонскую гору, кратчайшим путем на которую вела библейская лестница, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена.
В 1931 году русским историком-археологом проф. Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, ведшей когда-то от Золотых ворот на вершину священной горы Елеон.
В 808 году, согласно «Cornmeratorium de casis Die vel monasteriis», можно было различить и сосчитать со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней и оттуда еще 537 до вершины Елеона. И если на топографическом плане окрестностей Иерусалима начертить прямую линию от места, именуемого «Отче наш» - «Pater noster», к месту ступеней у места гибели первомученика Стефана, то эта линия, прямо пересечет место ступеней в Русской Гефсимании.
Работа по расчистке длилась три года, во время которых каждое лето супруги Лукьяновы проводили в Иерусалиме, снимая «нижний» гефсиманский домик. Археологу удалось расчистить семь ступеней в Русской Гефсимании и восемь - на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана. По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. И в память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 году на них была построена маленькая открытая часовня. Строил ее тогдашний начальник РДМ архим. Алексей (Розентул) на пожертвования «русских австралийцев».
Сестры очень чтут это святое место. Там стоит лампада, и на ступенях всегда цветы.
Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.
Ступени лестницы по которой Господь и Бог наш Иисус Христос восходил в Иерусалим после воскрешения Лазаря четверодневного и когда его встречал народ с пальмовыми ветвями и криками "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!". Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, надсмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения!
Место явления Богородицы ап. Фоме и обретения «Пояса Божией Матери»
Пресвятая Богородица явилась апостолу Фоме в небесной славе и утешая его, оставила в дар и благословение свой Поясок, который упал на этот камень.
Рассказ инока Амвросия, Гефсимания 2006:
После вознесения Господня Пресвятая Богородица часто посещала св. Елеонскую гору, где любила молиться. Однажды во время молитвы Ей явился св. Арх. Гавриил и возвестил радостную весть о том, что через три дня Пресвятая Богородица будет взята на небо. Пресвятая Дева просила исполнить три желания: чтобы все апостолы, которые к тому времени разошлись во все концы земли с проповедью Евангельскою, собрались на Ее погребение, чтобы Сам Господь Иисус Христос пришел и принял Ее святую душу в Свои руки и чтобы Ее погребли в Гефсимании около могилы родителей св. Иоакима и Анны. Как о том поется в светильне праздника Успения «Апостолы от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое и Ты, Сыне и Боже, Мой приими дух Мой».
Пресвятая Богородица жила на Сионе в доме св. Иоанна Богослова.
Св. Апостолы были восхищены силою Божию и предстали пред одром Богородицы, удивляясь столь внезапной чудесной встрече. Увидев Пресвятую Деву, они поняли, что Господь собрал их проститься с Нею. Пресвятая Богородица мирно уснула, преподав всем ученикам Христовым благословение. Лишь один апостол Промыслом Божиим не был на погребении - св. Фома. Он прибыл на третий день после Успения из Индии и очень скорбел, что не попрощался с Божией Материю.
Он просил, чтобы ему открыли гробницу, и вот, когда отвалили камень от гроба, увидели, что он пуст, так же как опустел Гроб Господень в пасхальную ночь. Апостолы недоумевали. Поднимаясь на Елеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в небесной славе. Она явилась апостолам, дабы рассеять их сомнение и утешить скорбящего Фому. Господь прославил Свою Матерь и взял Ее на Небо с телом. Пообещав всегда быть с апостолами, Царица Небесная оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал из Ее рук на этот камень.
Позднее святой пояс оказался на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес. А мы чтим это святое место, на котором явилась Пресвятая Богородица, и в праздник Ее Успения после чина Панагии совершаем крестный ход от храма к камню с пением тропаря:
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице:
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.
В православном календаре, 31 августа по ст. ст. и 13 сентября по нов. ст. празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме: «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся:
в Афонском Ватопедском монастыре
в Трирском монастыре и в Грузии»
в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г. Санкт-Петербург https://elitsy.ru/holy/92/
в Мужской монастырь Пресвятой Богородицы Троодосской г. Тродос https://elitsy.ru/holy/272/
Недавно над святым камнем в Гефсимании, трудами сестер Гефсиманской Обители выполнена мозаичная икона Явления Божией Матери, сбрасывающей поясок апостолу Фоме.
Монастырь св. равноап. Марии Магдалины в Гефсиманском саду
Если вы, гуляя по Иерусалиму, уже изнемогаете от жары, которая так присуща этому городу, тогда вам самое время искать место, где бы охладиться. Для этого прекрасно подойдет Монастырь Святой Марии Магдалины - здесь можно не только спрятаться в тенек, но и насладиться красотой окружающей вас зелени и цветов. Искать этот райский уголок следует в Гефсиманском саду на Масличной (Елеонской) горе.
Во главе всего архитектурного ансамбля монастыря стоит церковь Святой Марии Магдалины (XIX век). Не смотря на то, что она построена в русских традициях, это не позволяет ей выбиваться из общей картины местного ландшафта. Оказавшись в ее живописном деревенском дворике, и вдохнув свежий воздух зеленых аллей, вы сразу же обретете спокойствие и радость в душе. Не удивительно, что именно здесь расположены келии, в которых живут монахини.
Инициатива о строительстве церкви Святой Марии Магдалины принадлежит императору Александру III. Он очень тяжело переживал смерть своей горячо любимой матери Марии Александровны, поэтому решил увековечить память о ней в архитектуре. Назвать святилище было решено по имени небесной покровительницы бывшей императрицы – Марии Магдалины, преданной спутницы Иисуса Христа.
Надо сказать, что почтение Мария Александровна (кстати, по национальности немка) заслужила не только у своего сына, но и всего российского народа. И было за что. Ее главный вклад в историю развития нашей страны – укрепление престола династии Романовых. Она родила своему мужу императору Александру II восьмерых наследников! Кроме того, именно благодаря ей в России были созданы первое отделение Красного Креста и несколько госпиталей во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Проведены реформы в начальном и женском образовании. Основаны крупнейшие в Санкт-Петербурге театр и балетная школа. Также императрица активно занималась благотворительной деятельностью.
Воздвигнуть церковь Святой Марии Магдалины именно на Святой Земле (одноименный монастырь возник вокруг нее уже позднее) великому монарху посоветовал уважаемый архимандрит Антониан Капустин. Возглавил проект известный архитектор Давид Иванович Гримм. Будучи человеком амбициозным, и в то же время мастером своего дела, он поставил перед собой задачу создать «визитную карточку» Российской империи в Иерусалиме, и у него это получилось!
В основу строительства церкви Святой Марии Магдалины лег иерусалимский камень, отделочные материалы (дерево и металл) везли из российских земель. При этом все расходы оплачивались из казны императорского дома. Возведение главного храма будущего монастыря длилось с 1885 по 1888 годы.
На освещение церкви Святой Марии Магдалины были приглашены многие знатные персоны, в том числе великий князь Сергей Александрович вместе со своей женой Елизаветой Федоровной. Когда она увидела святилище, то просто обомлела от его красоты. Настолько, что даже пожелала быть похороненной в нем после смерти. Эти слова, сказанные ею во время душевного порыва, стали пророческими. Через 20 лет Елизавету Федоровну вместе с другими членами императорского дома большевики сначала посадили под арест в городе Алапаевске, а затем сбросили в старую шахту. В 1921 году, после долгих переездов, мощи великой княгини и ее верной инокини Варвары, наконец, нашли вечный покой в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме.
Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Посреди главного зала стоит белоснежный мраморный иконостас, отделанный бронзой. На стенах красуются изображения святых и библейских сюжетов, принадлежащие кисти таких потрясающих художников, как Василий Верещагин и Сергей Иванов.
Самый большой холст повествует об одном из главных моментов в жизни Марии Магдалины – о ее встрече с императором Тиберием, к которому она отправилась с проповедью. Прийти к правителю без подарка в те времена было плохим тоном, поэтому женщина взяла с собой куриное яйцо. Когда Тиберий услышал от Марии Магдалины о том, что Иисус воскрес после смерти, то лишь посмеялся, заявив, что это невозможно, как и то, что принесенное ею яйцо никогда не станет красным. Однако после его слов яйцо тут же изменило окрас. От удивления император воскликнул: «Воистину воскрес!». Таким образом, появилась традиция произносить эту фразу и красить яйца на Пасху.
Также в церкви Святой Марии Магдалины хранится одна из самых почитаемых православных святынь – икона Божией Матери Смоленской «Одигитрия» - «Путеводительница». Она тоже имеет свою интересную историю. Когда в селе Рихания (Ливан) случился пожар, то эта икона совсем не пострадала. Местные священники сочли это чудом и стали возносить перед ней молитвы во время чумы. В тех населенных пунктах, где появлялась эта икона, эпидемия сразу же прекращалась. Затем святыня была подарена митрополиту Ливанскому Илие, который дорожил ею больше, чем-либо и даже не думал с ней расставаться.
Тем не менее, как-то во сне к Илие пришли великомученицы Елизавета Федоровна и Варвара, и попросили его отдать икону игуменье Марии в Палестине. Митрополит не придал значения этому ночному видению. Но спустя какое-то время оно повторилось. Только после этого он решил разыскать неизвестную ему женщину. Оказалось, что она не просто существует, но еще и является настоятельницей иерусалимского монастыря Святой Марии Магдалины. Переданная ей Илией икона была изношена временем, образы на ней еле прослеживались. Однако уже после ночи пребывания в монастыре святыня преобразилась, засияв прежними красками. Именно такой ее сегодня и видят паломники.
Безусловно, церковь Святой Марии Магдалины – это не единственное сооружение в монастыре, вызывающее интерес. С 1934 года здесь также располагается женская православная обитель, основанная двумя англичанками, которые отказались от англиканства и приняли православие.
Также в окрестностях монастыря Святой Марии Магдалины можно увидеть небольшой участок лестницы, по которой ступал Иисус при входе в Иерусалим. Этому событию здесь посвящена крохотная часовенка. Монахини очень почитают это строение: каждый год в Вербное Воскресенье его украшают цветами и пальмовыми ветвями. Получается весьма мило!
Еще одна достопримечательность монастыря Святой Марии Магдалины – грот, в котором, согласно Библии, заснули три апостола, в то время как Иисус молился накануне своего ареста в Гефсиманском саду. С 1998 года в этом месте находится часовня во имя Страстей Господних.
К слову сказать, в данный момент монастырь Святой Марии Магдалины находится под управлением Русской Православной Церкви. Количество служащих здесь монахинь составляет всего несколько десятков человек. Все они существуют за счет пожертвований православных со всей планеты и туризма. Рядом с церковью Святой Марии Магдалины работает магазин, в котором можно приобрести самые разные сувениры. Вот только попасть в монастырь можно в строго определенные для посещения дни – в воскресенье, вторник и четверг с 10 до 12 часов.
Добраться до святыни можно пешком всего за 20-30 минут, выйдя из Старого города через Львиные ворота. Потеряться при этом не возможно, так как златоглавые купола церкви видны уже в самом начале пути.
И последнее - помните, что как только вы ступите на земли монастыря Святой Марии Магдалины, вам, наверняка, захочется задержаться здесь на целый день. Так что будьте готовы к продолжительной экскурсии!
Икона Божией Матери "Гефсиманская" (Одигитрия)
Среди храмовых святынь в монастыре особо чтимым является икона 1554 года Гефсиманской Божией Матери «Одигитрия», переданный в марте 1939 году митрополитом Ливанском Илии игуменье Марии (Робинсон) при посещении ею Бейрута. Множество верующих получили благодатную помощь в молитвах Божией Матери перед этим образом.
История сей св. иконы Пресвятой Богородицы ведет свое исчисление от 25 марта 1554 года, когда в ночь на Благовещение в церкви св. мученика Федора Тирона в селении Рехании случился пожар. Дотла сгорело все, кроме толстых каменных стен, дарохранительницы со св. дарами и сей св. иконы. Благодаря сему чуду св. икона была наименована «Неопалимой купиной», ибо символом самой Пресвятой Богородицы и была неопально горящая купина, виденная пророком Моисеем. После сего события св. икона приобрела огромную известность. Во время эпидемии холеры, чумы и пр., широко охватывавших страну, св. икону по благословению епископов Бейрутских и Ливанских обносили с крестным ходом по всем зараженным городам и селениям, и благодатная сила, исходящая от св. иконы, очень быстро останавливала эпидемию, не давая болезни распространяться. Благодаря тому св. икону назвали «Исцелительницей».
До 1935 года сия икона постоянно пребывала в церкви св. мученика Федора Тирона в Рехании, а в 1935 году жители этого селения поднесли ее мне по случаю моей хиротонии в епископа Ливанского.
С тех пор и до сего дня она благоговейно хранилась в Ливанском епископате в Кабелле. В настоящий момент мы, законный владелец сего великого и святого сокровища, удостоверяем, что сию св. икону мы передаем в дар всечестной матери игумений Марии, настоятельнице Вифанской Общины Воскресения Христова с условием, чтобы она и ее преемницы, которым будет вверено попечение о хранении сей св. иконы, следили бы за тем, чтобы дважды в год - на Благовещение Пресвятой Богородицы и в день Ее Успения - в храме при святой обители совершалась божественная литургия с поминанием нашего имени. Содержание сего документа подтверждаем своей митрополичией печатью. Мы просим Бога благословить дела нашей духовной дочери игумений Марии и вознаградить ее за труды, которые она несет во славу имени Иисуса Христа. И да будет Он милостив и да исполнит молитвы и прошения всех, кто прибегает к Нему чрез ходатайство Его Пресвятой Матери. Аминь.
Митрополит Ливанский Илия Карам, 25 марта 1939 года (подпись, печать)
Событие это произошло на пятой неделе Великого поста. Икону поместили в Гефсиманской церкви св. Марии Магдалины, и первый духовник обители о. Серафим отслужил перед ней молебен. Батюшка был болен раком, ожидая со дня на день своей кончины. Когда же после молебна он помолился еще и о даровании ему милости Божией дожить до светлого праздника Пасхи, то внезапно почувствовал исцеление. С того дня он прожил еще одиннадцать лет. И это было первое чудо, явленное иконой в Русской Гефсимании. За ним последовали другие: темная, почти черная икона вскоре самообновилась, стала мироточить, и притекавшие к ней с верой и молитвой получали исцеление.
Еженедельно перед иконой читались акафисты. И вот однажды во время чтения акафиста в храме неожиданно появился митрополит Илия. Увидев обновившийся образ и перед ним коленопреклоненных монахинь, он сказал: «Теперь я понимаю, почему должен был отдать Ее и почему Она захотела быть здесь». И поведал следующее: однажды в сонном видении явились к нему великомученица Варвара и великомученица Екатерина со словами, что Богоматерь желает, чтобы Ее икона была отдана игумений Марии, на что владыка, признаться, никак не отреагировал. Великомученицы явились ему во сне вторично, после чего он решил отдать другой образ Одигитрии, но тоже очень древний - уж очень не хотелось ему расставаться с любимой иконой. Но когда великомученицы явились в третий раз, сказав, что Богородица гневается на него за неисполнение Ее воли, владыка стал узнавать, кто же такая игумения Мария, и, отыскав, написал ей письмо.
Праздник иконы Гефсиманской Одигитрии отмечается 27 июля /10 августа, и тогда по традиции св. икону с крестным ходом обносят по всей территории монастыря, и несут ее священники и сестры поочередно.
Икона Божией Матери "Игоревская"
Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Киевский Игорь Ольгович Черниговский(+ 19 сентября 1147), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю.
В 1951 году в Гефсиманскую обитель приехала Евгения Николаевна Панасенко (впоследствии инокиня Евгения, а затем монахиня Клавдия) и, как записано в монастырской летописи, она же вдова губернатора города Киева. После революции госпожа Панасенко оказалась в Германии, вывезя с собой старинную икону Божией Матери «Игоревская», которую и передала на хранение в обитель.
Гефсиманские сестры полюбили икону, часто молились перед ней, пели ей акафисты и сделали для нее чудесный резной деревянный киот. Предполагается, что сия икона - список с древней чудотворной иконы, которую киевский князь Игорь неизменно брал с собой во все военные походы, отчего она и получила свое название.
18 ноября 1974 года, в канун праздника Архангела Михаила, церковь святой Марии Магдалины была ограблена. Утром пришли ее открывать, а дверь нараспашку - незваные гости даже не удосужились ее за собой закрыть.
В самой же церкви - печальная картина - похищено с дюжину старинных икон, в том числе и Игоревская.
И это было первое ограбление храма за всю историю его существования.
Из бесед с мон. Магдалиной, 1998:
Были ли в монастыре собаки? - Были, но их же могли и усыпить.
Запирались ли двери на засов? - Нет, только на ключ, да и сама дверь была тогда не железной, как сейчас, а деревянной.
Какой была она, Игоревская икона? - Необыкновенной! От нежных и кротких ликов Обоих, Богоматери и Младенца, было трудно оторваться. Красивая и дорогая икона в серебряной ризе с изящным золотым окладом, в пятнадцати золотых медальонах которого были выгравированы изображения древних пророков. В основном они были стерты окончательно, и медальоны отшлифованы временем до гладкой поверхности, но кое-где изображения были различимы, а правильнее сказать, их контуры. Мать Клавдия рассказывала, что от этой иконы верующим людям в Киеве много исцелений от физических недугов было.
Сестры горевали и молились о возвращении св. иконы Игоревской Божией Матери в обитель. Скорбят и молятся по сей день. Ныне на месте древней иконы находится ее список, тоже очень красивый, сделанный гефсиманской монахиней Анной (Середой). Написанный по памяти и по одной-единственной черно-белой фотографии. И список этот сестры тоже почитают за чудотворный.
Св. мощи прмц. инокинии Варвары (Яковлевой), Алапаевской
Инокиня Варвара была убита вместе с другими Алапаевскими мучениками в ночь на 5 (18) июля 1918 года. Её живую сбросили в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская в окрестностях Алапаевска, которую закидали гранатами. Варвара скончалась через несколько дней от голода и полученных ран.
Тело инокини Варвары было найдено 22 октября 1918 года администрацией адмирала А. В. Колчака. Вместе с останками великих князей его перевозили по России, укрывая от большевиков. В Чите в Богородицком монастыре тело Варвары одели в монашеское облачение и в 1920 году оно было привезено в Пекин. Вскоре, исполняя желание вел. кн. Елизаветы Фёдоровны быть похороненной на Святой земле, тело Варвары и великой княгини было перевезено в Иерусалим, где 28 января 1921 года тела мучениц были торжественно встречены греческим и русским духовенством, принцессой Викторией и русскими эмигрантами.
30 января Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил панихиду и погребение останков Елизаветы Фёдоровны https://elitsy.ru/holy/356/ и монахини Варвары в крипте храма Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании
После прославления РПЦЗ княгини и инокини в лике святых 1 мая 1982 года, в день празднования Недели святых жен-мироносиц, их мощи были перенесены из крипты в храм где их положили в раках у иконостаса.
4 ноября 1992 года Варвара вместе с великой княгиней Елизаветой на Архиерейском соборе Русской православной церкви таже были прославлены в лике святых.
Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Св. мощи прмц. вел. кнг. Елизаветы Федоровны Алапаевской
В русских владениях Гефсиманского сада вот уже долгое время (127 лет) радует глаз паломников всего света прекраснейший храм святой Марии Магдалины. Инициатором его постройки был император Александр III, который таким образом хотел увековечить память о своей любимой матушке. Именно в его стенах в 1921 году обрела вечный покой Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей инокиней Варварой.
Над храмом трудилась огромная команда профессионалов своего времени. Так, его проект был составлен известным архитектором Д. Гримом. Живопись принадлежит кистям таких уважаемых художников, как Верещагин, Васильев, Корзухин и др. Работы из мозайки создал веницианский художник Сальвиотти, из мрамора – Крутиков, из серебра – Овчинников, из мельхиора – Фраже. Всех мастеров и не перечислить.
Архитектурный стиль храма святой Марии Магдалины относится к однопрестольному пятиглавному, в котором выполнены русские церкви XVII века. Недалеко от него находится небольшая колокольня. Окружает храм небольшая женская обитель, основанная православной шотландкой Варварой Робинсон.
Сооружение отличается большой прочностью: в 1927 году в Иерусалиме прошло сильное землетрясение, которое принесло большой ущерб всему городу, кроме него.
Храм воздвигнут из камня беловато-серого цвета - этого добра в избытке на Святой Земле. Что касается деревянных и металлических материалов, то во время стройки они поступали сюда по морю из России.
Храм поражает своей красотой и изяществом со всех сторон. Иконостас в нем сделан из итальянского белоснежного мрамора. Сверху висит прекраснейшая картина с изображением Марии Магдалины. Также здесь имеются копии икон Исаакиевского собора. Одним словом, чтобы ощутить все превосходство данного святилища, в нем нужно оказаться и все увидеть собственными глазами. Но прежде, конечно же, просто необходимо познакомиться с историей жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.
*****
Личность Елизаветы Федоровны начала складываться буквально с рождения. Так уж случилось, что на свет она появилась в высокородной семье: ее отцом был герцог немецкого происхождения Людвиг IV, а матерью – английская принцесса Алиса. Своих семерых детей родители воспитывали в строгости: одевали их в простенькую одежду, старших дочерей просили убираться в доме, способствовали развитию их талантов, приучали следовать христианским заповедям, учили помогать нуждающимся и любить ближних.
Уже с малых лет у Елизаветы Федоровны обнаружился художественный дар, который она развивала на протяжении всей своей жизни. Больше всего будущая княгиня любила рисовать цветы. Нельзя не упомянуть и об ее интересе к классической музыке. По характеру девушка была очень доброй, веселой и заботливой. К тому же, очень хороша собой. По мнению современников – на тот момент Елизавета была одной из красивейших женщин Европы, которой художники посвящали свои картины, а поэты стихи.
Когда принцессе исполнилось 20 лет, она стала невестой Великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II. Сразу после бракосочетания в Российской империи молодожены поселились в Подмосковном поместье, где и находились практически все свое время.
Оказавшись на чужбине, Елизавета Федоровна не растерялась, а сразу же принялась изучать язык и культуру России. С верой ее познакомил Сергей Александрович. Он был очень набожен, жил по церковным уставам, часто присутствовал на богослужениях. И Елизавета с удовольствием всюду за ним всюду следовала.
Великой княгине очень нравилось находиться в православных храмах. В них она испытывала не знакомое ей до этого момента благодатное чувство. Наверно именно поэтому девушка с такой легкостью удавалось выстаивать все церковные службы. В конце концов, Елизавете Федоровне захотелось не просто наблюдать за тем, как ее муж принимает Священные Таинства Христовы, но и самой участвовать в этом. С еще большим интересом она начала читать духовные книги, чтобы понять какая же вера истинная – до недавнего времени чуждая ей православная, либо принятая ею с рождения протестантская. Уже вскорости судьба предоставила Елизавете Федоровне шанс в этом разобраться.
*****
В 1888 году в Иерусалиме должно было состояться освещение новой русской церкви. Приглашения на это торжественное событие получили множество почетных гостей, включая Великого князя Сергея Александровича, которого очень уважали на Святой Земле за его добрые деяния. Семь лет назад он возглавлял здесь, созданное им же православное общество, которое помогало Русской Миссии в Палестине. Когда Елизавета Федоровна узнала о том, что может поехать в Иерусалим вместе с супругом, то очень этому обрадовалась, решив, что туда ее ведет сам Бог. Тогда она еще до конца для себя не определила стоит ли принимать православие.
Вид красивейших русских храмов, который открылся перед Великой княгиней Елизаветой Федоровной с Елеонской горы, покорил ее буквально сразу же. Настолько, что даже пожелала быть похороненной здесь, тем самым, возможно, накликав на себя беду.
Посетив Иерусалим, Елизавета всерьез задумалась о принятии православной веры. Единственное, что ее останавливало – нежелание причинить боль своим родственникам, особенно отцу. Спустя два года она отправила ему письмо, в котором просила благословить ее решение, но получила отрицательный ответ. Безусловно, это причинило страдания девушке. Тем не менее она отважилась осуществить задуманное.
И вот, 12 (25) апреля в Лазареву субботу Елизавета Федоровна обратилась в православие. Имя ей не изменили, но теперь оно отождествлялось с другой Елизаветой – матерью святого Ионна Предтечи. В честь данного события император Александр III подарил ей икону Нерукотворного Спаса, которую она затем всегда носила с собой, с ней же и приняла свою смерть.
Вскоре Великий князь Сергей Александрович был назначен губернатором Москвы. Теперь его супруга стала бывать на всех проводимых в столице светских мероприятиях. При этом она всегда оставалась любезной, жизнерадостной и общительной. Удавалось это Елизавете Федоровне с большим трудом - из жизни ушли ее невестка принцесса Александра и отец. Между тем, именно это непростое время для Великой княгини стало периодом ее духовного развития.
Уже в скором времени жители Москвы смогли по достоинству оценить милосердие Елизаветы Федоровны. Ее часто можно было застать в различных учреждениях для бедняков. В них она стремилась улучить жизнь страждущих деньгами, едой, одеждой.
*****
На смену мирной жизни пришла Русско-японская война, и Великая княгиня сочла своим долгом поддержать фронт. Первое, что она сделала, это открыла мастерские по пошиву воинской одежды. Также ею было организовано несколько поездов с санитарной помощью, устроен госпиталь для раненых, созданы благотворительные комитеты по поддержке солдатских семей, оставшимся без кормильца.
А тем временем русское войско никак не могло одолеть противника. Государственный строй в стране был подорван, то там, то здесь вспыхивали массовые беспорядки, которые временами перерастали в теракты. Стало ясно - скоро произойдет революционный переворот.
На фоне всех этих событий Елизавета Федоровна стала предчувствовать беду. И было из-за чего - по городу пронесся слух о том, что эсеры приговорили ее супруга к смерти. Попытки избежать этого оказались тщетными. Сергей Александрович погиб в результате взрыва бомбы, брошенной в него террористом. Его тело захоронили в церкви Чудова монастыря. На протяжении сорока дней здесь проходили панихиды в память об усопшем. Горем убитая вдова Елизавета не пропускала ни одну из них, и все время оплакивала свою очередную утрату, обращаясь к Богу с вопросом, что ей теперь делать. И вот, однажды, Великая княгиня вдруг ощутила благодать и прилив сил. А следом на нее сошло и озарение - теперь она посвятит всю себя служению Господу.
Спустя несколько лет Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, где стала настоятельницей и продолжила помогать всем нуждающимся. Но именно милосердие в конечном итоге и сыграло с ней злую шутку. Уже в начале Первой мировой войны Елизавету нередко видели в лазаретах, ухаживающей за ранеными. Правда, из-за своей доброты она посещала не только бойцов русской армии, но и немцев, взятых в плен. Недоброжелателям хватило всего нескольких таких визитов, чтобы обвинить ее в тайном пособничестве врагу. На Великую княгиню начались продолжительные гонения. Арестовали ее в 1918 году, через три дня после начала Пасхи. Местом последнего заключения Елизаветы Федоровны стал город Алапаевск. Участь приговоренной скрашивала одна из сестер Марфо-Мариинской обители Варвара, пожелавшая по собственной воле быть со своей настоятельницей до самого конца. Задержанными оказались еще несколько членов императорской семьи.
Расправа над ними произошла в ночь на 5 (18) июля того же года. В шахту старого рудника разъяренные чекисты сначала сбросили всех восьмерых заключенных, а затем – множество гранат. Один из очевидцев этого ужасного убийства рассказывал, как из-под земли доносились молитвы страдальцев. При обнаружении тел Елизаветы Федоровны и Варвары, выяснилось, что перед смертью они молились - это стало понятно по расположению пальцев их рук. Перед кончиной они испытали ужаснейшие муки, испытывая жажду, голод и нестерпимую боль от полученных травм.
*****
Прежде чем останки женщин нашли свое пристанище в Иерусалиме, им пришлось пройти тяжелейший путь.
Сначала гробы с телами погибших находились в Алапаевской церкви, где по ним служились панихиды. Затем они были перевезены в Свято-Троицкий собор, там прошло отпевание. Однако здесь оставлять их надолго было нельзя. Красноармейцы наступали, нужно было найти более укромное место. Эта обязанность легла на плечи отца Серафима, который при жизни Елизаветы Федоровны был не только ее другом, но и духовным наставником. Благодаря своим стараниям он добился не только разрешения на перевозку останков, но и получил для этого специальный вагон, и даже пропуск.
Гробы отправились в Читу. Там, в Покровском женском монастыре, монахи обмыли тела и облачили их в монашеские одежды. Теперь оставалось решить, где они будут храниться. С этой целью в одной из келий были сняты несколько досок с пола. В образовавшейся дыре выкопана могила, в которую и поместили все гробы. Следить за их безопасностью вызвался сам отец Серафим. Так прошло шесть месяцев. Затем вновь появились слухи о приближающейся Красной армии. Это означало, что останки страдальцев должны были продолжить свой путь, причем, уже за пределами России.
На этот раз перевозка тел проходила в более тяжелых фронтовых условиях – на железной дороге постоянно возникали проблемы, которые тормозили движение. Ситуацию все время спасал пропуск, благодаря которому вагон все время прицепляли к другим поездам. Таким образом, он медленно, но верно приближался к китайской границе. В летнюю жару из гробов стала сочиться жидкость, а от тел исходил невыносимый запах. И только гроб Елизаветы Федоровны испускал благоухание.
Уже на подъезде к границе с Китаем, поезд был атакован красноармейцами, которые тут же попытались уничтожить гробы с останками. К счастью, на помощь вовремя подоспели солдаты китайской армии, не позволив им сделать это. После прибытия в Харбин выяснилось, что многие тела погибших уже почти разложились. В хорошем состоянии оставались только тела Елизаветы Федоровны и Варвары. Их было решено отправить в Свято-Серафимский храм, находящийся в Пекине. Следующими остановками стали Тянцзин и Шанхай.
И вот, наконец, в начале 1921 года гробы доставили сначала в Порт-Саид, а уже оттуда - в Иерусалим. Встретившие их представители духовенства были несказанно рады этому событию. Началась подготовка к захоронению тел.
*****
Процессом погребения руководил Патриарх Дамиан. Гробы поместили в усыпальницу храма Марии Магдалины. Однако считать Великую Княгиню Елизавету Федоровну и ее инокиню святыми стали не сразу. Это случилось только спустя 60 лет по указу Русской Зарубежной Церкви.
Говорят, что перед их канонизацией, гробы решили открыть. Комиссию, которая этим занималась, возглавил руководитель Русской Духовной Миссии архимандрит Антоний (Граббе). Так получилось, что он оказался совершенно один, когда гробы установили на амвоне для богослужений. Внезапно тот, в котором находилась Елизавета, приоткрылся. Она встала и направилась к отцу Антонию за благословением, а после легла на прежнее место. Когда ее гроб вскрыли, то помещение сразу же заполнилось приятным запахом. По словам архимандрита Антония - то ли медовым, то ли жасминовым. Что касается тела новомученицы, то оно было практически нетленными. После всех этих событий по распоряжению Патриарха Иерусалимского Диодора останки Елизаветы Федоровны сменили свое местоположение - их пристанищем стал сам Храм Марии Магдалины. Произошло это событие 2 мая 1982 года.
В ранг святых новомучеников нашей страны Великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару Русская Православная Церковь возвела только в 1992 году. Мощи первой из них располагаются в одном крыле храма, мощи второй - прямо в противоположном. Днем чествования мучениц считается 5 (18) июля.
*****
Печальная история Елизаветы Федоровны имеет глубоко религиозный подтекст. Как уже говорилось выше, она приняла православную веру в Лазареву субботу. Согласно Библии, после этого дня Господь вошел в Иерусалим, а затем началась Страстная неделя. Аналогичные события произошли и в судьбе Великой княгини: наряду с печалью был повод для радостей и народное почитание, которые сменились страстными событиями и казнью. Не удивительно, что уже при жизни Елизавету стали называть святой.
А тот факт, что после перехода в православие ей было оставлено прежнее имя, свидетельствует о том, что свой духовный подвиг она начала осуществлять еще с рождения. Ведь имя Елизавета с древнего еврейского языка трактуется, как «почитающая Бога». Именно это ее качество и любовь к ближним, помогали Великой княгини Елизавете Федоровне во всех трудных жизненных ситуациях. Возможно, многим женщинам ее образ мог бы послужить примером для подражания…