Святыня храма

Св. мощи прмц. вел. кнг. Елизаветы Федоровны Алапаевской

О святыне

В русских владениях Гефсиманского сада вот уже долгое время (127 лет) радует глаз паломников всего света прекраснейший храм святой Марии Магдалины. Инициатором его постройки был император Александр III, который таким образом хотел увековечить память о своей любимой матушке. Именно в его стенах в 1921 году обрела вечный покой Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей инокиней Варварой.
Над храмом трудилась огромная команда профессионалов своего времени. Так, его проект был составлен известным архитектором Д. Гримом. Живопись принадлежит кистям таких уважаемых художников, как Верещагин, Васильев, Корзухин и др. Работы из мозайки создал веницианский художник Сальвиотти, из мрамора – Крутиков, из серебра – Овчинников, из мельхиора – Фраже. Всех мастеров и не перечислить.
Архитектурный стиль храма святой Марии Магдалины относится к однопрестольному пятиглавному, в котором выполнены русские церкви XVII века. Недалеко от него находится небольшая колокольня. Окружает храм небольшая женская обитель, основанная православной шотландкой Варварой Робинсон.
Сооружение отличается большой прочностью: в 1927 году в Иерусалиме прошло сильное землетрясение, которое принесло большой ущерб всему городу, кроме него.
Храм воздвигнут из камня беловато-серого цвета - этого добра в избытке на Святой Земле. Что касается деревянных и металлических материалов, то во время стройки они поступали сюда по морю из России.
Храм поражает своей красотой и изяществом со всех сторон. Иконостас в нем сделан из итальянского белоснежного мрамора. Сверху висит прекраснейшая картина с изображением Марии Магдалины. Также здесь имеются копии икон Исаакиевского собора. Одним словом, чтобы ощутить все превосходство данного святилища, в нем нужно оказаться и все увидеть собственными глазами. Но прежде, конечно же, просто необходимо познакомиться с историей жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

*****
Личность Елизаветы Федоровны начала складываться буквально с рождения. Так уж случилось, что на свет она появилась в высокородной семье: ее отцом был герцог немецкого происхождения Людвиг IV, а матерью – английская принцесса Алиса. Своих семерых детей родители воспитывали в строгости: одевали их в простенькую одежду, старших дочерей просили убираться в доме, способствовали развитию их талантов, приучали следовать христианским заповедям, учили помогать нуждающимся и любить ближних.
Уже с малых лет у Елизаветы Федоровны обнаружился художественный дар, который она развивала на протяжении всей своей жизни. Больше всего будущая княгиня любила рисовать цветы. Нельзя не упомянуть и об ее интересе к классической музыке. По характеру девушка была очень доброй, веселой и заботливой. К тому же, очень хороша собой. По мнению современников – на тот момент Елизавета была одной из красивейших женщин Европы, которой художники посвящали свои картины, а поэты стихи.
Когда принцессе исполнилось 20 лет, она стала невестой Великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II. Сразу после бракосочетания в Российской империи молодожены поселились в Подмосковном поместье, где и находились практически все свое время.
Оказавшись на чужбине, Елизавета Федоровна не растерялась, а сразу же принялась изучать язык и культуру России. С верой ее познакомил Сергей Александрович. Он был очень набожен, жил по церковным уставам, часто присутствовал на богослужениях. И Елизавета с удовольствием всюду за ним всюду следовала.
Великой княгине очень нравилось находиться в православных храмах. В них она испытывала не знакомое ей до этого момента благодатное чувство. Наверно именно поэтому девушка с такой легкостью удавалось выстаивать все церковные службы. В конце концов, Елизавете Федоровне захотелось не просто наблюдать за тем, как ее муж принимает Священные Таинства Христовы, но и самой участвовать в этом. С еще большим интересом она начала читать духовные книги, чтобы понять какая же вера истинная – до недавнего времени чуждая ей православная, либо принятая ею с рождения протестантская. Уже вскорости судьба предоставила Елизавете Федоровне шанс в этом разобраться.

*****
В 1888 году в Иерусалиме должно было состояться освещение новой русской церкви. Приглашения на это торжественное событие получили множество почетных гостей, включая Великого князя Сергея Александровича, которого очень уважали на Святой Земле за его добрые деяния. Семь лет назад он возглавлял здесь, созданное им же православное общество, которое помогало Русской Миссии в Палестине. Когда Елизавета Федоровна узнала о том, что может поехать в Иерусалим вместе с супругом, то очень этому обрадовалась, решив, что туда ее ведет сам Бог. Тогда она еще до конца для себя не определила стоит ли принимать православие.
Вид красивейших русских храмов, который открылся перед Великой княгиней Елизаветой Федоровной с Елеонской горы, покорил ее буквально сразу же. Настолько, что даже пожелала быть похороненной здесь, тем самым, возможно, накликав на себя беду.
Посетив Иерусалим, Елизавета всерьез задумалась о принятии православной веры. Единственное, что ее останавливало – нежелание причинить боль своим родственникам, особенно отцу. Спустя два года она отправила ему письмо, в котором просила благословить ее решение, но получила отрицательный ответ. Безусловно, это причинило страдания девушке. Тем не менее она отважилась осуществить задуманное.
И вот, 12 (25) апреля в Лазареву субботу Елизавета Федоровна обратилась в православие. Имя ей не изменили, но теперь оно отождествлялось с другой Елизаветой – матерью святого Ионна Предтечи. В честь данного события император Александр III подарил ей икону Нерукотворного Спаса, которую она затем всегда носила с собой, с ней же и приняла свою смерть.
Вскоре Великий князь Сергей Александрович был назначен губернатором Москвы. Теперь его супруга стала бывать на всех проводимых в столице светских мероприятиях. При этом она всегда оставалась любезной, жизнерадостной и общительной. Удавалось это Елизавете Федоровне с большим трудом - из жизни ушли ее невестка принцесса Александра и отец. Между тем, именно это непростое время для Великой княгини стало периодом ее духовного развития.
Уже в скором времени жители Москвы смогли по достоинству оценить милосердие Елизаветы Федоровны. Ее часто можно было застать в различных учреждениях для бедняков. В них она стремилась улучить жизнь страждущих деньгами, едой, одеждой.

*****
На смену мирной жизни пришла Русско-японская война, и Великая княгиня сочла своим долгом поддержать фронт. Первое, что она сделала, это открыла мастерские по пошиву воинской одежды. Также ею было организовано несколько поездов с санитарной помощью, устроен госпиталь для раненых, созданы благотворительные комитеты по поддержке солдатских семей, оставшимся без кормильца.
А тем временем русское войско никак не могло одолеть противника. Государственный строй в стране был подорван, то там, то здесь вспыхивали массовые беспорядки, которые временами перерастали в теракты. Стало ясно - скоро произойдет революционный переворот.
На фоне всех этих событий Елизавета Федоровна стала предчувствовать беду. И было из-за чего - по городу пронесся слух о том, что эсеры приговорили ее супруга к смерти. Попытки избежать этого оказались тщетными. Сергей Александрович погиб в результате взрыва бомбы, брошенной в него террористом. Его тело захоронили в церкви Чудова монастыря. На протяжении сорока дней здесь проходили панихиды в память об усопшем. Горем убитая вдова Елизавета не пропускала ни одну из них, и все время оплакивала свою очередную утрату, обращаясь к Богу с вопросом, что ей теперь делать. И вот, однажды, Великая княгиня вдруг ощутила благодать и прилив сил. А следом на нее сошло и озарение - теперь она посвятит всю себя служению Господу.
Спустя несколько лет Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, где стала настоятельницей и продолжила помогать всем нуждающимся. Но именно милосердие в конечном итоге и сыграло с ней злую шутку. Уже в начале Первой мировой войны Елизавету нередко видели в лазаретах, ухаживающей за ранеными. Правда, из-за своей доброты она посещала не только бойцов русской армии, но и немцев, взятых в плен. Недоброжелателям хватило всего нескольких таких визитов, чтобы обвинить ее в тайном пособничестве врагу. На Великую княгиню начались продолжительные гонения. Арестовали ее в 1918 году, через три дня после начала Пасхи. Местом последнего заключения Елизаветы Федоровны стал город Алапаевск. Участь приговоренной скрашивала одна из сестер Марфо-Мариинской обители Варвара, пожелавшая по собственной воле быть со своей настоятельницей до самого конца. Задержанными оказались еще несколько членов императорской семьи.
Расправа над ними произошла в ночь на 5 (18) июля того же года. В шахту старого рудника разъяренные чекисты сначала сбросили всех восьмерых заключенных, а затем – множество гранат. Один из очевидцев этого ужасного убийства рассказывал, как из-под земли доносились молитвы страдальцев. При обнаружении тел Елизаветы Федоровны и Варвары, выяснилось, что перед смертью они молились - это стало понятно по расположению пальцев их рук. Перед кончиной они испытали ужаснейшие муки, испытывая жажду, голод и нестерпимую боль от полученных травм.

*****
Прежде чем останки женщин нашли свое пристанище в Иерусалиме, им пришлось пройти тяжелейший путь.
Сначала гробы с телами погибших находились в Алапаевской церкви, где по ним служились панихиды. Затем они были перевезены в Свято-Троицкий собор, там прошло отпевание. Однако здесь оставлять их надолго было нельзя. Красноармейцы наступали, нужно было найти более укромное место. Эта обязанность легла на плечи отца Серафима, который при жизни Елизаветы Федоровны был не только ее другом, но и духовным наставником. Благодаря своим стараниям он добился не только разрешения на перевозку останков, но и получил для этого специальный вагон, и даже пропуск.
Гробы отправились в Читу. Там, в Покровском женском монастыре, монахи обмыли тела и облачили их в монашеские одежды. Теперь оставалось решить, где они будут храниться. С этой целью в одной из келий были сняты несколько досок с пола. В образовавшейся дыре выкопана могила, в которую и поместили все гробы. Следить за их безопасностью вызвался сам отец Серафим. Так прошло шесть месяцев. Затем вновь появились слухи о приближающейся Красной армии. Это означало, что останки страдальцев должны были продолжить свой путь, причем, уже за пределами России.
На этот раз перевозка тел проходила в более тяжелых фронтовых условиях – на железной дороге постоянно возникали проблемы, которые тормозили движение. Ситуацию все время спасал пропуск, благодаря которому вагон все время прицепляли к другим поездам. Таким образом, он медленно, но верно приближался к китайской границе. В летнюю жару из гробов стала сочиться жидкость, а от тел исходил невыносимый запах. И только гроб Елизаветы Федоровны испускал благоухание.
Уже на подъезде к границе с Китаем, поезд был атакован красноармейцами, которые тут же попытались уничтожить гробы с останками. К счастью, на помощь вовремя подоспели солдаты китайской армии, не позволив им сделать это. После прибытия в Харбин выяснилось, что многие тела погибших уже почти разложились. В хорошем состоянии оставались только тела Елизаветы Федоровны и Варвары. Их было решено отправить в Свято-Серафимский храм, находящийся в Пекине. Следующими остановками стали Тянцзин и Шанхай.
И вот, наконец, в начале 1921 года гробы доставили сначала в Порт-Саид, а уже оттуда - в Иерусалим. Встретившие их представители духовенства были несказанно рады этому событию. Началась подготовка к захоронению тел.

*****
Процессом погребения руководил Патриарх Дамиан. Гробы поместили в усыпальницу храма Марии Магдалины. Однако считать Великую Княгиню Елизавету Федоровну и ее инокиню святыми стали не сразу. Это случилось только спустя 60 лет по указу Русской Зарубежной Церкви.
Говорят, что перед их канонизацией, гробы решили открыть. Комиссию, которая этим занималась, возглавил руководитель Русской Духовной Миссии архимандрит Антоний (Граббе). Так получилось, что он оказался совершенно один, когда гробы установили на амвоне для богослужений. Внезапно тот, в котором находилась Елизавета, приоткрылся. Она встала и направилась к отцу Антонию за благословением, а после легла на прежнее место. Когда ее гроб вскрыли, то помещение сразу же заполнилось приятным запахом. По словам архимандрита Антония - то ли медовым, то ли жасминовым. Что касается тела новомученицы, то оно было практически нетленными. После всех этих событий по распоряжению Патриарха Иерусалимского Диодора останки Елизаветы Федоровны сменили свое местоположение - их пристанищем стал сам Храм Марии Магдалины. Произошло это событие 2 мая 1982 года.
В ранг святых новомучеников нашей страны Великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару Русская Православная Церковь возвела только в 1992 году. Мощи первой из них располагаются в одном крыле храма, мощи второй - прямо в противоположном. Днем чествования мучениц считается 5 (18) июля.
*****
Печальная история Елизаветы Федоровны имеет глубоко религиозный подтекст. Как уже говорилось выше, она приняла православную веру в Лазареву субботу. Согласно Библии, после этого дня Господь вошел в Иерусалим, а затем началась Страстная неделя. Аналогичные события произошли и в судьбе Великой княгини: наряду с печалью был повод для радостей и народное почитание, которые сменились страстными событиями и казнью. Не удивительно, что уже при жизни Елизавету стали называть святой.
А тот факт, что после перехода в православие ей было оставлено прежнее имя, свидетельствует о том, что свой духовный подвиг она начала осуществлять еще с рождения. Ведь имя Елизавета с древнего еврейского языка трактуется, как «почитающая Бога». Именно это ее качество и любовь к ближним, помогали Великой княгини Елизавете Федоровне во всех трудных жизненных ситуациях. Возможно, многим женщинам ее образ мог бы послужить примером для подражания…

Читать далее
добавлено 11 июн 2015 17:46

Описания | 0

    Партнеры проекта