8 святынь

Икона Божией Матери "Знамение"

Икона Божьей Матери "Знамение" доступна для поклонения в Софийском соборе, города Великий Новгород.
Икона, прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород, поставив во главе войска своего сына Мстислава. Громадная рать двинулась на Новгород, оставляя за собой разоренные села, пепелища пожаров, трупы людей. Зимой 1170 года войско осадило Новгород, потребовав сдачи города. Не раз обе стороны начинали переговоры, но к согласию не пришли.

Начались бои. Новгородцы просили Бога о помощи и ждали небесного заступничества. Храмы не затворялись, и церковное пение смешивалось с плачем народа. Святитель Иоанн три дня и три ночи молился в соборе св.Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос: "Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града".

Утром архиепископ собрал духовенство и представителей городских концов и рассказал им о таинственном голосе. У скорбных новгородцев появилась надежда. Архиепископ Иоанн послал протодьякона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтобы принести оттуда икону Богоматери, а сам стал служить молебен. Однако несмотря на все усилия посланных за иконой, они никак не могли сдвинуть ее с места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель Иоанн во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там он упал на колени перед иконой Богоматери, со слезами взывая:– О Премилостивая Владычица Богородица, упование и заступница граду нашему, не предай нас за грехи наши врагам нашим. Но услыши плач наш и пощади людей Твоих.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама сдвинулась к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно восклицали: «Господи, помилуй!». Святитель Иоанн принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, а затем икону понесли на городскую стену и поставили лицом к нападающим. Воины Мстислава не смягчились и пустили на место, где стояла икона, тучи стрел. Одна из них ранила священный лик. Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей Богоматери потекли слезы. В то же время нападавших охватил ужас. У них помрачилось зрение и они стали наносить удары друг другу. Ободренные знамением новгородцы открыли ворота, бросились на врагов, разбили их наголову и многих взяли в плен.

Икона Божией Матери "Тихвинская"

Икона Икона Богоматери "Тихвинская" доступна для поклонения в Софийском соборе в г. Великий Новгород.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации)
Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами. У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор. Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.

В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами. По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.

С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева). Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери "Тихвинской".

По материалам энциклопедического словаря "Великий Новгород"(СПб.2007)

http://saintsofianovg.ru/ikona-bozhiey-materi-tihvinskaya/

Икона Божией Матери "София - Премудрость Божия" (Киевская)

Икона Софии Премудрости Божией доступна для поклонения в Софийском соборе в г. Великий Новгород.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации)
Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века. Впервые упомянута в 1510 году, когда в ознаменование присоединения Пскова к Москве великий князь Василий III поставил к иконе неугасимую свечу. В 1542 году в новгородской летописи упоминается о исцеление слепой женщины. К тому времени на иконе был басменный оклад, замененный чеканным в 1656 году. В 1572 иконе пожалован золотой крест на цепи с тремя лепестками, на которых был награвирован краткий "летописец" царя Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича (утрачен в 1725). В 1701 году под иконой помещалась медная доска с гравированным на ней кондаком и тропарем Софии. В 1843 году изготовлена новая чеканная риза (снята в 1921). Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами, после войны возвращена в Новгород.

Иконография представляет т.н. "новгородский тип", сложение которого происходило постепенно на основе усвоения византийского опыта и осмысления собственной традиции почитания св. Софии. Конкретные элементы символа отразились в изображении огнеликого ангела, восседающего на престоле, благословляющего обеими руками Христа, и предстоящих Богородицы Знамение и Иоанна Предтечи. Образ Софии-градодержицы у новгородцев как-бы соединялся с образом Богородицы - заступницы, покровительницы города.

По материалам: Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПБ 2007.

http://saintsofianovg.ru/ikona-sofii-premudrosti-bozhiey/

Св. мощи свт. Никиты Печерского, еп. Новгородского затворника

Святые мощи святителя Никиты, епископа Новгородского доступны для поклонения в Софийском соборе, города Великий Новгород.

Вероятно, местное празднование памяти святому Никите началось вскоре после его кончины. От половины XII столетия сохранилось известие: «И ныне со святыми чтут его, святаго и блаженнаго Никиту». Но неизвестно в какое вре­мя, во всяком случае до половины XVI века, в Новгороде прекратилось чест­вование его памяти. Повсе­местное празднование святому Никите уста­нов­лено было если не на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., то вслед за открытием его мощей, которое совершилось 30 апреля 1558 года.

Обретение честных мощей святителя Никиты произошло при следующих обстоя­тельствах. В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане соб­рались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских перед светлой заутреней, пришел туда и боярин, который ведал царские дела в городе, и, обходя паперти соборные, занятые гробницами епископов, зашел в придел святых Богоотец Иоакима и Анны, в котором гробница святителя Никиты на­ходилась в полном небрежении. Церковный чтец в это время спал, опершись на нее. Выйдя из придела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в жертвенник, сел и вскоре сам задремал. Во сне он услы­шал голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа Никиты».

Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом на церковном помосте, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-помалу об этом узнали и другие жители этого города, время от вре­ме­ни посматривали в щель гробницы и дивились виденному. Так продолжалось до 1558 года. В этом же году архиепископ Пимен, убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митропо­литу, которые с великой радостью повелели ему открыть гроб­ницу святого, перело­жить тело его в новую деревянную гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому. Чтобы открыть гробницу святого, пришлось разбирать иконостас, так как придел Богоотец Иоакима и Анны был очень мал и половина гробницы святителя была в алтаре. Когда гробницу открыли, то увидели, что тело святого покоилось в земле, на два локтя ниже помоста церковного; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено небесным светом; правая рука его благословляющая лежала на персях, левая же была простерта к коленям; правая нога обращена была подошвою вверх, левая же в сторону. Обла­чив святителя в новые архиерей­ские одежды, его снова положили в гробницу на прежнем месте.

В назначенное время архиепископ Пимен с многочисленным собором духо­венства совершил при гробнице святителя Никиты молебное пение, во вре­мя которого честные мощи его были переложены на «уготованный одр» и пере­несены в главный соборный храм, где затем было отслужено всенощное бдение. Во время богослу­жения, когда происходило уставное чтение и священнослужа­щие сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а за­тем в храм и вскоре сделался невидим. По окончании всенощного бдения народ приложился к мощам святителя, а архиепископ переложил их в гробницу, которая временно, по повелению митро­полита, была поставлена на правой стороне храма у малого столпа против амвона до окончания работ по расши­ре­нию придела Богоотец Иоакима и Анны.

Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в сво­ем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться воочию в нетленности мощей святого Никиты. Архиепископ наложил на них семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство собралось к мо­щам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них, показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение. Свя­щенники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им еже­годно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток второй седмицы по неделе Всех святых.

Требование, предъявленное духовенством Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно объяснить так. В то время силь­но была распространена ересь Феодосия Косого, отвергавшая, между прочим, по­чи­тание святых икон и мощей; она имела свое действие и на духовенство и по­ко­лебала отчасти его веру в чудеса.

Между тем чудес при мощах святителя Никиты, по обретении их, совер­ши­лось немало: получали исцеление расслабленные, хромые, сухорукие, прокажен­ные, бесноватые, но особенного внимания достойно то, что преимуществен­но получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.

Когда были обретены честные мощи святителя Никиты и совершилось пора­зитель­ное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недужными. Среди больных была приведена старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. В то время шла литургия. Ксения молилась Господу об исцеле­нии, обращалась своей мыслью к святителю Никите, а потом со слезами сказала во все­услышание архиепископу Пимену, стоявшему в храме: «Молюсь тебе, пре­ос­вя­щенный архиепископ: помолись своему сослужебнику, великому свя­ти­телю и чудотворцу Никите, чтобы он даровал мне прозрение».

И не раз повторяла слепая мольбу свою. Видя настойчивость жен­щины и ее слезы, архиепископ сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко свя­тому Никите, и он спасет тебя по вере твоей, если восхочет».

У гроба святого Ксения усердно молилась, и один глаз ее прозрел. Но она взяла смелость снова обратиться к архиепископу Пимену, припадая к ногам его, и со слезами радости опять умоляла, чтобы молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу, старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти твоей».

Но Ксения с прежней настойчивостью слезно умоляет архиепископа. Тот посылает ее снова ко гробу святителя Никиты со словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и другое».

Ксения опять приходит к раке чудотворца, прилагает к слезам слезы и спле­тает молитвы с сердечными воздыханиями и верою. И надежда женщины не была напрасной: прозрела она и на второй глаз к общему удивлению быв­ших тогда в храме Святой Софии.

Иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Бого­матери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую браду на лице святого Никиты. Размышляя об этом, Симеон начал дремать, пошел к постели своей и заснул. И вот в тонком сне он внезапно услышал голос: «Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епис­копа Никиту с брадою».

Симеон проснулся, но никого не видел. Поспешил передать видение свое архи­епи­скопу Пимену, и архиепископ прославил Бога. Образ святителя написан был так, как он сам повелел.

В то же время на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верой и молитвой прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увен­чанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это засвидетель­ст­вовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина града Ругодива — католик, по имени Иоанн, когда увидел образ свт. Никиты.

В 1805 году мощи святителя Никиты были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила; а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.

В апреле 1919 года святые мощи были вскрыты, а в 1929 году Святая София была превращена в антирелигиозный музей. Мощи святых открыто лежали в качестве экспонатов.

В 1943 году мощи были вывезены фашистами вместе с мощами других святых в Литву, где находились более десяти лет в местной церкви.

30 августа 1947 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (+ 1970 г.) ходатайствовал о возвращении и передаче в единственный открытый храм Новгорода нетленных мощей свт. Никиты. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но пребывали они там недолго. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор в сентябре 1962 был закрыт, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа, где почивали в приделе во имя святителя Николая до 1993 г.

13 мая 1993 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.

Ныне мощи святителя Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между приделами святых Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе.

Память святителя празднуется трижды в году: 13 февраля, 13 мая( в день обретения честных его мощей) и 27 мая(по новому стилю).

Св. мощи в. блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского

Мощи святого Владимира Ярославича, благоверного князя Новгородского, чудотворца доступны для поклонения в Софийском соборе, города Великий Новгород.
Не только воинские подвиги принесли князю Владимиру славу, признание и любовь новгородцев и всего русского народа. Главным делом его жизни явилось строительство в Новгороде каменного собора в честь Святой Софии, Премудрости Божией. В 1045 году Владимир Ярославович с тогдашним Новгородским епископом Лукою Жидятою заложили каменный собор на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство продолжалось семь лет. 14 сентября 1052 года епископ Лука освятил собор во имя Святой Софии, Премудрости Божией. Этот храм стал главной святыней города, священным средоточием его жизни. Древние Новгородцы говорили: "Где Святая София, там Новгород; умрем, прольем кровь за Святую Софию".
В том же году, 4 октября Владимир Ярославович, имея всего 32 года от роду, преставился в Новгороде. Тело его было положено в созданном им храме Святой Софии, где немного ранее, в 1050 году погребено было тело благочестивой его матери, благоверной княгини Анны.
В 1439 г. князь Владимир и великая княгиня Анна были причислены к лику святых после явления, бывшего святителю Евфимию II, архиепископу Новгородскому. Святитель позолотил, сделал надписи и положил покровы на гробницы святого Владимира и его благочестивой матери. Тогда же он установил празднование памяти благоверного князя - 17(4) октября.
Мощи святого князя Владимира и матери его, святой благоверной великой княгини Анны ныне почивают в Софийском соборе.

Св. мощи блгв. кн. Мстислава (в крещении Георгий), Храброго, Новгородского

Святые мощи святого благоверного князя Новгородского Мстислава, Храброго доступны для поклонения в Софийском соборе, города Великий Новгород.

Князь Мстислав скончался 14 июня 1180 года. Чувствуя приближение смерти, велел князь нести себя в церковь и приобщился Божественных Тайн. Дружина храбрых его окружала; уже коснел язык их славного князя; призвал он тогда безутешную супругу и трех юных детей, посмотрел на них и, тяжко вздохнув, прослезился: «Препоручаю их добрым братьям моим, - сказал он Рюрику и Давиду, - берегите наипаче моего юного Владимира». И, обратившись к бывшему посаднику, присовокупил: «Тебе, Борис Захарьев, отдаю его на руки». Тогда успокоились крестообразно на высокий груди мощные руки его, сильно владевшие мечом за святую Софию, и почил великий Мстислав июня в 14-й день, 1180 года. Возрыдал по нем великий Новгород: «Зачем не умерли и мы с тобою, князь славный, - взывали граждане, - сотворивший толикую свободу великому Новгороду! Теперь уже не идти воевать нам земли поганых твоим копьем, а сколько раз молвил ты о том, как идти нам на неверных. Увы нам, ибо зашло наше солнце!» Плакала о нем и вся Русская земля, и, по свидетельству летописи, не только его дружина, но и самые иноплеменники долго не могли забыть доблести его.

Святой князь Мстислав погребен в новгородском Софийском соборе, в приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Св. мощи блгв. кнг. Анны Новгородской

Святые мощи благоверной княгини Анны Новгородской доступны для поклонения в Софийском соборе города Великий Новгород.
Анна Новгородская, в крещении Ирина, в миру Ингигерда (+ 1056), благоверная княгиня, преподобная, супруга благоверного великого князя Ярослава Мудрого и мать благоверного князя Новгородского Владимира Ярославича
Память 10 февраля в день кончины, 4 октября вместе с памятью блгв. Владимира Ярославича [1], в Соборе Новгородских святых
Мощи святой Анны были погребены в Новгородском Софийском соборе. Вскоре рядом с ними упокоилось и тело ее сына - благоверного Новгородского князя Владимира.

4 октября 1439 года святителю Новгородскому Евфимию было чудесное явление (см. подробнее Собор Новгородских святителей), после чего в этот день было установлено совершение сугубой панихиды погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам - начало празднования памяти святых Анны, её сына Владимира Ярославича, и Собора Новгородских святителей. На древних иконах святой, которые на начало XX века хранились в Новгородском архиерейском доме, было изображено имя Анны под 5 сентября и 4 октября. Неизвестно в какое время было также установлено празднование святой в день её преставления - 10 февраля.

На начало XX века мощи благоверной княгини открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. В то время упоминалось о совершении её памяти 10 февраля и 4 октября [3].

После революции мощи святой были отняты у верующих. В 1991 году городской музей возвратил их Церкви вместе с другой величайшей святыней - чудотворной Знаменской иконой Божией Матери. Ныне мощи преподобной Анны Новгородской открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа.

Св. мощи свт. Иоанна архиеп. Новгородского

Святые мощи святителя Иоанна, ахиепископа Новгородского доступны для поклонения в Софийском соборе г. Великий Новгород.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН НОВГОРОДСКИЙ.

Святитель ИоаннСвятитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благочестивых родителей Николая и Христины. Детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

После кончины родителей Иоанн и его брат Гавриил, получив небольшое наследство, решили создать в родных местах обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вначале они построили деревянную церковь, а несколько позднее был создан и каменный храм. Не без трудностей воплощались их добрые намерения. Не окончив строительства каменного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая живая вера побуждала их продолжать начатое дело. С ней они и обратились за помощью к Царице Небесной, ради Которой начали это богоугодное дело. По их неотступной молитве Она явила им Свою милость - предсказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро братья увидели прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом. Никто не подходил к нему, и, когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель. По окончании устройства обители, здесь, под покровом Божией Матери, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией, а святой Гавриил - Григорием. Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 годом. Его первое архипастырское послание было обращено к духовенству и клирикам его епархии. Оно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставления: "Богу и Пресвятой Богородице было угодно, по вашим молитвам, чтобы я, худой, не отрекался от этого высокого сана, которого недостоин. Так как вы сами побудили меня на это служение, то теперь послушайте меня..." Святитель говорил о призвании пастыря - радеть о овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые проводят греховную жизнь. "В начале слова моего я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. На кающихся не налагайте тяжких епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых некнижных людей?.. На сирот епитимий не налагайте... Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко...". В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской). Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака "Заступнице христианом" икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: "Господи, помилуй!" Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог. Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Одна из стрел попала в образ. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода - Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 10 декабря). Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утишал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами. Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Большое внимание уделял святитель Иоанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Наставления к инокам были исполнены духовного величия: "Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте - и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание - гневу, смерть - жадности к деньгам, гроб - хапанию... Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному... от славы человеческой рождается высокоумие..." Духовные благодатные силы святителя были необычайны. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды, когда святитель по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы Святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: "Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?" Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. "Господи, не вмени им этого во грех!" - молился он и всем даровал прощение. Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийского собора. В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. "Возвещаю тебе волю Божию, - продолжал святитель, - совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4-го октября, я же буду молиться Христу за всех христиан".

Мощи святителя Иоанна почивают в Софийском соборе, под аркою рядом с приделом Усекновения.

Память святителя празднуется 20 (7) сентября.

Партнеры проекта