Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

Святыня храма

Св. мощи свт. Никиты Печерского, еп. Новгородского затворника

О святыне

Святые мощи святителя Никиты, епископа Новгородского доступны для поклонения в Софийском соборе, города Великий Новгород.

Вероятно, местное празднование памяти святому Никите началось вскоре после его кончины. От половины XII столетия сохранилось известие: «И ныне со святыми чтут его, святаго и блаженнаго Никиту». Но неизвестно в какое вре­мя, во всяком случае до половины XVI века, в Новгороде прекратилось чест­вование его памяти. Повсе­местное празднование святому Никите уста­нов­лено было если не на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., то вслед за открытием его мощей, которое совершилось 30 апреля 1558 года.

Обретение честных мощей святителя Никиты произошло при следующих обстоя­тельствах. В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане соб­рались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских перед светлой заутреней, пришел туда и боярин, который ведал царские дела в городе, и, обходя паперти соборные, занятые гробницами епископов, зашел в придел святых Богоотец Иоакима и Анны, в котором гробница святителя Никиты на­ходилась в полном небрежении. Церковный чтец в это время спал, опершись на нее. Выйдя из придела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в жертвенник, сел и вскоре сам задремал. Во сне он услы­шал голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа Никиты».

Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом на церковном помосте, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-помалу об этом узнали и другие жители этого города, время от вре­ме­ни посматривали в щель гробницы и дивились виденному. Так продолжалось до 1558 года. В этом же году архиепископ Пимен, убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митропо­литу, которые с великой радостью повелели ему открыть гроб­ницу святого, перело­жить тело его в новую деревянную гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому. Чтобы открыть гробницу святого, пришлось разбирать иконостас, так как придел Богоотец Иоакима и Анны был очень мал и половина гробницы святителя была в алтаре. Когда гробницу открыли, то увидели, что тело святого покоилось в земле, на два локтя ниже помоста церковного; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено небесным светом; правая рука его благословляющая лежала на персях, левая же была простерта к коленям; правая нога обращена была подошвою вверх, левая же в сторону. Обла­чив святителя в новые архиерей­ские одежды, его снова положили в гробницу на прежнем месте.

В назначенное время архиепископ Пимен с многочисленным собором духо­венства совершил при гробнице святителя Никиты молебное пение, во вре­мя которого честные мощи его были переложены на «уготованный одр» и пере­несены в главный соборный храм, где затем было отслужено всенощное бдение. Во время богослу­жения, когда происходило уставное чтение и священнослужа­щие сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а за­тем в храм и вскоре сделался невидим. По окончании всенощного бдения народ приложился к мощам святителя, а архиепископ переложил их в гробницу, которая временно, по повелению митро­полита, была поставлена на правой стороне храма у малого столпа против амвона до окончания работ по расши­ре­нию придела Богоотец Иоакима и Анны.

Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в сво­ем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться воочию в нетленности мощей святого Никиты. Архиепископ наложил на них семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство собралось к мо­щам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них, показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение. Свя­щенники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им еже­годно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток второй седмицы по неделе Всех святых.

Требование, предъявленное духовенством Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно объяснить так. В то время силь­но была распространена ересь Феодосия Косого, отвергавшая, между прочим, по­чи­тание святых икон и мощей; она имела свое действие и на духовенство и по­ко­лебала отчасти его веру в чудеса.

Между тем чудес при мощах святителя Никиты, по обретении их, совер­ши­лось немало: получали исцеление расслабленные, хромые, сухорукие, прокажен­ные, бесноватые, но особенного внимания достойно то, что преимуществен­но получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.

Когда были обретены честные мощи святителя Никиты и совершилось пора­зитель­ное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недужными. Среди больных была приведена старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. В то время шла литургия. Ксения молилась Господу об исцеле­нии, обращалась своей мыслью к святителю Никите, а потом со слезами сказала во все­услышание архиепископу Пимену, стоявшему в храме: «Молюсь тебе, пре­ос­вя­щенный архиепископ: помолись своему сослужебнику, великому свя­ти­телю и чудотворцу Никите, чтобы он даровал мне прозрение».

И не раз повторяла слепая мольбу свою. Видя настойчивость жен­щины и ее слезы, архиепископ сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко свя­тому Никите, и он спасет тебя по вере твоей, если восхочет».

У гроба святого Ксения усердно молилась, и один глаз ее прозрел. Но она взяла смелость снова обратиться к архиепископу Пимену, припадая к ногам его, и со слезами радости опять умоляла, чтобы молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу, старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти твоей».

Но Ксения с прежней настойчивостью слезно умоляет архиепископа. Тот посылает ее снова ко гробу святителя Никиты со словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и другое».

Ксения опять приходит к раке чудотворца, прилагает к слезам слезы и спле­тает молитвы с сердечными воздыханиями и верою. И надежда женщины не была напрасной: прозрела она и на второй глаз к общему удивлению быв­ших тогда в храме Святой Софии.

Иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Бого­матери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую браду на лице святого Никиты. Размышляя об этом, Симеон начал дремать, пошел к постели своей и заснул. И вот в тонком сне он внезапно услышал голос: «Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епис­копа Никиту с брадою».

Симеон проснулся, но никого не видел. Поспешил передать видение свое архи­епи­скопу Пимену, и архиепископ прославил Бога. Образ святителя написан был так, как он сам повелел.

В то же время на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верой и молитвой прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увен­чанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это засвидетель­ст­вовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина града Ругодива — католик, по имени Иоанн, когда увидел образ свт. Никиты.

В 1805 году мощи святителя Никиты были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила; а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.

В апреле 1919 года святые мощи были вскрыты, а в 1929 году Святая София была превращена в антирелигиозный музей. Мощи святых открыто лежали в качестве экспонатов.

В 1943 году мощи были вывезены фашистами вместе с мощами других святых в Литву, где находились более десяти лет в местной церкви.

30 августа 1947 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (+ 1970 г.) ходатайствовал о возвращении и передаче в единственный открытый храм Новгорода нетленных мощей свт. Никиты. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но пребывали они там недолго. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор в сентябре 1962 был закрыт, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа, где почивали в приделе во имя святителя Николая до 1993 г.

13 мая 1993 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.

Ныне мощи святителя Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между приделами святых Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе.

Память святителя празднуется трижды в году: 13 февраля, 13 мая( в день обретения честных его мощей) и 27 мая(по новому стилю).

Читать далее
добавлено 28 июн 2015 18:17

Описания | 0

    Партнеры проекта