Святыни храма
20 святынь
Икона св. блгв. кн. Александра Невского
Образ св. блгв. князя Александра Невского написан в 1930 году архидиаконом Александро-Невской лавры сщмч. Серафимом (Вавиловым). (См. паломничество к святым местам Петербурга)/
Иконография образа напоминает о постигших в годы лихолетья испытаниях: кресты храмов вынесены на темный фон рамы, на башнях изображены красные флаги.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Елизаветинское Евангелие
Напрестольное Евангелие размером 76×53 см напечатано в 1759 году при императрице Елизавете Петровне.
В среднике – икона Воскресения Христова, по углам – четыре Евангелиста.
На обороте изображены св. Николай Чудотворец, св. Александр Невский, св. Князь Владимир.
Елизаветинское Евангелие читается за Рождественским и Пасхальным богослужениями.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Икона собора иже во святых отец наших святителей всея России чудотворцев
Икона собора иже во святых отец наших святителей всея России чудотворцев доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Подобных минейных икон нет ни в одном другом храме: они были написаны в 1860-х годах, за полвека до учреждения праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Замысел их создания принадлежит прихожанину Князь-Владимирского собора Владимиру Михайловичу Гомозову (1801-1883) — главному бухгалтеру Главного казначейства министерства финансов. В те годы Российское государство переживало эпоху великих реформ и вступало во второе тысячелетие своей истории. В 1862 году в Новгородском кремле был торжественно открыт памятник «Тысячелетию России». На его постаменте изображены фигуры более 100 исторических лиц. Среди них впервые так широко представлены в скульптуре русские святые: князья (св. Владимир Киевский, св. Александр Невский, св. Михаил Тверской), церковные иерархи (св. Алексий митрополит Московский, св. Димитрий Ростовский, св. Тихон Задонский), преподобные (св. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, св. Сергий Радонежский). В Санкт-Петербурге откликом на тысячелетний юбилей России стали две «замечательные по идее патриотические иконы», установленные в соборе св. равноапостольного князя Владимира. На иконе Всех Российских святителей изображено 57 святых, начиная от Михаила, первого митрополита Киевского, и Иоакима, первого епископа Новгородского (верхний ряд, в центре). Два средних ряда почти целиком занимают святители новгородские, собранные с особой тщательностью. Интересен и загадочен следующий факт: на иконе есть изображение Феодосия, архиепископа Черниговского, общецерковное прославление которого совершилось только в 1896 году, намного позже написания иконы, но нет святителя Тихона Задонского, канонизированного в 1861 году.
Икона "Господь Вседержитель"
Витражная икона "Господь Вседержитель" доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Образ-витраж с поясным изображением благословляющего Иисуса Христа с раскрытым Евангелием «сооружен 24 декабря 1910 года князем П. С. Оболенским-Нелединским-Мелецким». Великолепный по композиции и качеству исполнения, он помещен на горнем месте главного алтаря. За богослужением при отверстых царских вратах создается яркое впечатление присутствия в храме Самого Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа.
Икона Божией Матери "Знамение"
Икона Божией Матери "Знамение" доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербург. (См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Почитание древнейшей чудотворной иконы Божией Матери Северо-Запада Руси, именуемой «Знамение», пришло в Санкт-Петербург из Новгорода. Там эта икона прославилась во время осады города в далеком 1170 году, за полвека до рождения св. Александра Невского, даровав Великому Новгороду «дивную победу на сопротивных». В Князь-Владимирском соборе с XVIII века находится ее чтимая копия. Как и на оригинале, на полях иконы изображены четверо святых в рост: великомученик Георгий и мученик Иаков (вверху), преподобные Онуфрий и Макарий (внизу). Однако картуши с текстами тропаря и кондака иконе «Знамение» и тропарей святым делают соборную копию уникальной. Летописное известие о чуде от иконы «Знамение» при осаде Новгорода в 1170 году сообщает и о «голосе» св. архиепископу Иоанну с повелением поставить икону Богоматери «на острог противу ратных», и о совершенном крестном ходе с иконой через весь город. Вероятно, это широко известное повествование и послужило в наши дни отправной точкой для возникновения предания о «блокадном крестном ходе» с Казанской иконой Божией Матери вокруг осажденного Ленинграда в 1941 году.
Всероссийский Помянник
Всероссийский Помянник доступен для поклонения и паломничества в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербург. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
В целях сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения, желая сделать более доступными сведения о наших соотечественниках, способствовавших умножению славы и поддержанию чести России, в Князь-Владимирском соборе в 2008 году создан Всероссийский Помянник. (См. паломничество к святым местам России).
На данный момент внесены сведения: Блокадники Ленинграда – около 900 000 человек (электронные каталоги книги памяти «Блокада» 1941 – 1944)); погибшие в годы Великой Отечественной войны - 11, 5 млн чел, (сведения переданы Управлением по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства Обороны РФ); Ленинградский мартиролог – около 50 000 чел. (сведения предоставлены Анатолием Яковлевичем Разумовым, создателем «Ленинградского мартиролога»); жертвы репрессий («Мемориал») – 2, 5млн. (база данных предоставлена обществом «Мемориал) ; погибшие в годы Великой Отечественной войны – около 1, 4 млн чел (база данных предоставлена организацией «объединенное Отечество» республики Татарстан); Героев Советского Союза - 10 000 чел.; , а также имена награжденных орденами и медалями за всю историю России, и тех, кто послужил Отечеству в качестве врача, учителя, юриста, нотариуса.
Сбор сведений продолжается.
Икона Божией Матери "Скоропослушница"
Икона Божией Матери "Скоропослушница" доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Икона Божией Матери «Скоропослушница» была принесена со Святой горы Афон в 1880-х годах и помещена в часовне на 2-й Рождественской улице.
Там икона осталась невредимой при пожаре, хотя она и написана на картоне. Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» находится в Князь-Владимирском соборе с 1938 г. и особо почитается верующими.
Еженедельно по понедельникам в Князь-Владимирском соборе совершается акафист перед образом «Скоропослушница». Обращаясь к Божией Матери, верующие получают по своим молитвам помощь.
Икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца
Икона святителя Николая Чудотворца доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
В киоте у северо-восточного столпа находится уникальный по композиции образ святителя Николая с 14 клеймами его жития и посмертных чудес. Сам святитель изображен на круглой доске диаметром 59 см, вставленной в прямоугольную икону как в раму. В раннехристианском искусстве иконы на досках круглой формы, в виде щита, не были редкостью — щит символизирует триумф, победу. Но ни византийские, ни древнерусские иконы круглой формы не сохранились, кроме храмовой иконы Николо-Дворищенского собора в Новгороде. Ее историю проследила искусствовед Э. С. Смирнова. Оказалось, что «великого чудотворца Николы чудотворная икона круглая доска», обретенная на озере Ильмень под Новгородом в 1113 году, в 1502 году была взята в Москву. Там она сгорела в 1626 году при пожаре в Кремле. Дошедшая до наших дней круглая храмовая икона второго по древности новгородского собора была написана в 1530-х годах, но впоследствии она долго воспринималась как первоначальная. С этой прославленной святыни Великого Новгорода и был сделан список для Успенского собора Петербурга. Вторая ее петербургская копия имелась в Андреевском соборе на Васильевском острове (в 1760 году перенесена в соседнюю Трехсвятительскую церковь; ныне — в Эрмитаже). Верхнюю часть рамы Князь-Владимирской иконы святителя Николая «круглая доска» занимает изображение Новозаветной Троицы в облаках и чуть ниже — Спасителя и Божией Матери. У самых краев написаны ангелы в рост, также стоящие на облаках и осеняющие рипидами лик святителя Николая.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Икона Благовещении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы" доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
К Петровской эпохе относится образ Благовещения с избранными святыми и иконой Божией Матери «Утоли моя печали» на полях. Событие Благовещения, «главизны нашего спасения», подробно описано в Евангелии от Луки (1:26-38), и, со времен Римских катакомб, где имеется древнейшее изображение на эту тему, иконописцы раскрывали священный текст в бесконечном числе вариантов. В иконе Князь-Владимирского собора нагляднее всего передана мысль о том, что Архангел сошел на землю, «преклонив небеса». Небесный вестник стоит на земле, весь окруженный бело-голубыми облаками, над его крыльями — огненное небо, как при извержении вулкана, а Святой Дух в виде голубя слетает из заоблачного серебристого пространства, которое «превыше небес». Чтобы не испугать Деву Марию, Архангел принял вид хрупкого юноши и предстал перед Нею в хитоне, цвет и узор которого в точности повторяют материал полога над ложем Отроковицы.
Блокадный антиминс
Блокадный антиминс находится в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Антиминс — четырехугольный шелковый плат с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов по углам, с зашитыми в него частицами святых мощей. Антиминс освящается и подписывается архиереем. Он находится на престоле храма: во время литургии на нем происходит освящение Святых Даров. Священную историческую реликвию Князь-Владимирского собора представляет старинный антиминс. Он был освящен на рубеже XIX-XX веков для одного из храмов Архангельской епархии. При закрытии храма его спасли от поругания. Антиминс привезли в Ленинград и передали митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). На антиминсе имеется надпись, сделанная рукой митрополита: «Преподан для священнослужения в Князь-Владимирском Соборе в г. Ленинграде. Божией Милостью Смиренный Алексий Митрополит Ленинградский. 1942 Июля 4. Ленинград». Таким образом, в собор антиминс поступил на 239-й день блокады, незадолго до престольного праздника.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Икона "всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского"
Икона "всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского" доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
На иконе Всех Российских святых «роду царского» помещено 47 лиц. Над каждым из них указана дата церковной памяти. Хронологические рамки охватывают всю династию Рюриковичей — от X века (св. Ольга и св. равноапостольный Владимир) до конца XVI века (св. царевич Димитрий). Не забыт даже юродивый Михаил Клопский, скрывавший свое высокий сан в одном из новгородских монастырей, а рядом с Тверским князем Михаилом изображена его супруга Анна (св. Анна Кашинская), церковное почитание которой было приостановлено в XVII веке при зарождении раскола старообрядчества и возобновлено лишь в 1909 году. Творческий подход сказался и в объединении святых в группы: так, св. Александр Невский написан вместе со своим старшим братом св. Феодором Новгородским и младшим сыном св. Даниилом Московским (второй ряд снизу). В верхнем ряду слева помещено изображение св. Владимира Ярославича Новгородского — строителя Новгородской Софии и небесного покровителя ныне здравствующего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Икона Божией Матери "Казанская"
Чудотворная Казанская икона Божией Матери доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Одна из главных святынь Князь-Владимирского собора – чудотворная Казанская икона Божией Матери. В Князь-Владимирском соборе имелась древняя казанская икона – мера и подобие той, которая имелась в Казанском соборе.
В годы испытаний особая молитва возносилась пред Казанской иконой Божией Матери в Князь-Владимирском соборе. В 1940 году в собор из Казанского кафедрального собора был перенесен древний образ, находившийся здесь всю Великую Отечественную войну и был возвращен в каз собор в 2001.
Особую память по себе оставил митрополит Гор Ливанских Илия
(Карам) — один из горячих молитвенников за Россию в годы Второй Мировой войны. В дни пребывания в Ленинграде в конце ноября 1947 года митрополит Илия совершил в соборе акафист перед Казанской иконой Божией Матери и возложил венчик на чудотворный образ.
Православные ленинградцы — участники 900-дневной обороны города — верили в помощь и покровительство Божией Матери, молились перед Ее святыми иконами. «Всю блокаду Она нас хранила, Она наша Заступница и Скорая Помощница, — свидетельствовали верующие о той поре в 1958 году, в письме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. В 1949 году верующие собрали средства и соорудили к иконам Божией Матери Казанской и Скоропослушнице новые киоты «в память великого Ее милосердия к нам и заступления в горькие дни блокады».
И сегодня верующие получают помощь по своим молитвам к Божией Матери пред иконой Ее Казанской в Князь-Владимирском соборе.
Акафист пред Казанской иконой Божией Матери совершается по воскресеньям в 18-00.
Икона прп. Серафима Саровского, Чудотворца
Икона прп. Серафима Саровского, Чудотворца доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Летом 1903 года совершилось всецерковное прославление преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца, а 20 декабря того же года в Князь-Владимирском соборе был торжественно принят и освящен большой образ старца. Его создал известный петербургский иконописец А. И. Резцов, следуя лучшим образцам древнерусских «житийных» икон. Лик святого окружают 10 клейм: на 9 из них запечатлены события его жизни и кончина, а на десятом — келейный образ Богоматери. Образ преподобного Серафима занял в соборе место, на котором более века стояла чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих радости». Ее перенесли к северному столпу на той же линии, и для обеих икон изготовили новые парные киоты.
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга).
Икона раскрывает разнообразное служение Божией Матери роду человеческому и уже потому не имеет единого иконографического канона. Ее многочисленные варианты объединяет лишь то, что Богоматерь всегда представлена в рост, а справа и слева от Нее показаны люди, которым подается небесная помощь. Божия Матерь изображается то с Младенцем, то без Него, предстоящей в молении Пресвятой Троице или осеняющей руками людей, которые прибегают к Ее заступлению... В Санкт-Петербурге, строительство которого велось в исключительно тяжелых условиях, образ Божией Матери «Всех скорбящих радости» был особенно близок работному люду. Список московской чудотворной иконы на берега Невы привезла в 1710-х годах царевна Наталья Алексеевна — сестра Петра I. В Успенском (ныне Князь-Владимирский) соборе на Петербургской стороне имелась своя чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих», особого извода. В 1731 году она была украшена серебряной ризой (изъята в советское время), что свидетельствует о самом широком почитании иконы уже в первой трети XVIII века. Богоматерь на этой любимой первопоселенцами Петербурга иконе изображена без Младенца. На голове у Нее корона, в правой руке — развернутый свиток, в левой — скипетр. Ее фигура наклонена вперед: Она и прислушивается к мольбам страждущих, во множестве изображенных по сторонам, и спешит к ним на помощь. Ни один другой извод этой иконы не отражает так наглядно материнскую заботу Богородицы о людях, Ее стремление утешить и согреть каждого.
Икона прп. игум. Сергия Радонежского
Старинный образ прп. Сергия Радонежского доступен для поклонения, особо почитается в Князь-Владимирском соборе. св. Мощи Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца доступны для паломничества в Троице-Сергиевой Лавре.
Вспоминая эпизод из жития, когда в детстве по горячей молитве прп. Сергию (тогда отроку Варфоломею) Господь оказал чудесную помощь, к прп. Сергию обращаются за помощью в учении.
По преданию, образ был перенесен в Князь-Владимирский собор из разрушенного в годы лихолетья Сергиевского собора, на месте которого находится ныне Управление ФСБ (Литейный, 4) – «Большой дом».
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).