Святыня храма
7 станция Виа Долороса. Порог Судных врат
О святыне
Всегда очень волнительно оказаться на месте, где вершились судьбы людей. Одной из таких достопримечательностей для православных паломников является Порог Судных Врат. Эта христианская святыня находится в пределах Александровского подворья в исторической части Иерусалима, и представляет собой брус в нижней части проема древнейших ворот. Говорят, что две тысячи лет назад через них переступал Спаситель, идущий на казнь. Именно здесь Он сделал седьмую остановку во время своего Крестного пути (Виа Долороса).
Нынешней стены, отделяющей с западной стороны Старый Иерусалим от Нового, в евангельские времена не существовало. Тогда она проходила на востоке и имела ворота, которые в народе прозвали «Судные врата». Возле них осужденным на казнь провозглашался окончательный и бесповоротный приговор – отсюда и такое название. Построил стену иудейский царь Езекия перед самым наступлением на город ассириан еще в VIII веке до Рождества Христова. Через два столетия ее восстановил Нехемья, наместник Иудеи под властью Персии. Именно в том виде, который стена получила при нем, и видел ее Иисус Христос, когда проходил через Порог ворот.
С 1858 года на месте бывшей стены начались археологические раскопки, в которых принимали участие ученые со всего мира. Их первой находкой стали пропили и остатки колонн Константиновской базилики, построенной в 335 году. Также была обнаружена большая комната длиной почти 15 метров, и шириной в 5, 5 метров.
И вот, спустя 25 лет русские археологи наткнулись на Порог древних городских ворот. Первым, кто предположил, что через них переступал Мессия во время своего пути на Голгофу, был архимандрит Антониан (Капустин). Позднее он сам оспорил свою гипотезу. По его словам, петлицы найденных ворот были очень мелкими и могли быть сделаны только из дерева. Деревянные же затворы для городских дверей тогда нигде не делали.
Надо сказать, что к моменту обнаружения Порога, территория, на которой он находился, была выкуплена Российской империей. В 1884 году, с целью уберечь найденную святыню, было принято решение о строительстве на этом месте Александровского подворья. Для реализации данной идеи Императорским Православным Палестинским Обществом были собраны средства со всех губерний страны. Однако решающее слово о строительстве «Русского места в старой части Иерусалима» было за чиновниками Османской империи. Получить одобрение от них удалось только в 1887 году.
Руководителем проекта был назначен первый уполномоченный Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, уроженец Перми – Дмитрий Дмитриевич Смышляев. На тот момент он также принимал участие в строительстве Нового (Сергиевского) подворья на Мейдамской площади. В 1889 году его сменил новый уполномоченный Обществом Н.Г. Михайлов.
Приглашение стать архитектором проекта получил известный на Святой Земле Георгий Франгья, за плечами которого уже был опыт в строительстве Сергиевского подворья в Иерусалиме и храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании. В качестве подрядчика выступил православный грек Николай Г. Вальсамаки.
В 1887 году, 11 сентября, в Иерусалиме прошло торжественное мероприятие, посвященное закладке первого камня будущего Александровского подворья. Сооружение было построено всего за три года. Помимо всего прочего, в нем также начали обустраивать место для церкви. Вот только освятить ее долгое время не получалось – турецкое правительство не давало на это своего разрешения.
Кстати, завершить работу над проектом планировалось к 1890 году, в то время, когда цесаревич Николай Александрович планировал посетить Палестину и договориться с турецким султаном о строительстве церкви. В итоге эту поездку пришлось отменить.
Общая площадь готового здания Александровского подворья составила 1342 квадратных метров. Его освящение состоялось 5 сентября 1891 года. Церемония была проведена начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонианом (Капустиным) в присутствии уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества Н.Г. Михайлова.
Что же касается Порога Судных Врат, то он был огорожен с трех сторон красивой решеткой. Неподалеку от него на Иерусалимском камне водружено распятие. Здесь же, правее от святыни, установлены черные мраморные доски, на которые помещены фотографии и имена людей, чья деятельность пошла во благо Святой Земле.