Святыня храма
Св. мощи прп. Арсения, Коневского чудотворца
О святыне
Частица мощей преподобного Арсения Коневского доступна для поклонения в кафедральный Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.
Арсений Коневский (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород — 25 (12 ст.ст.).06.1447, Коневский монастырь), прп. (пам. 25 июня (12 июня ст. ст), в 3-е воскресенье по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. — в Соборе Карельских святых), основатель Коневского монастыря во имя Рождества Богородицы. Древнейший рассказ об Арсении Коневском содержит «Сказание об авве Арсении», которое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (В. О. Ключевский и Р. П. Дмитриева датировали рукопись XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого монастыря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490 об.— 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. № 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда Арсения Коневского. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444-й г. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово Арсению Коневскому. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором которой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании Арсения Коневского в Валаамском монастыре, преставление Арсения Коневского указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному.
Арсений Коневский в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы монастыре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского. Прожив в обители 11 лет, Арсений Коневский вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон, где провел 3 года. Сначала Арсений Коневский трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле Арсения Коневского, он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские монастыри, для которых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, Арсений Коневский получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте которой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы).
В 1393 г. Арсений Коневский вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиеп. Иоанна II отправился в плавание по р. Волхов на оз. Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания монастыря. В печатном житии (СПб., 1850) сказано, что Арсений Коневский побывал на Валааме, но, увидев, что в монастыре многолюдно, покинул его. Достигнув острова Коневец, Арсений Коневский решил было плыть дальше, но ветер пригнал лодку, в которой находился преподобный с учениками, обратно. Арсений Коневский высадился на острове в месте, позднее получившем название Филиппова Лахта, в XIX в. здесь был поставлен крест и устроен скит. Потом святой переселился в бухту, которая после посещения монастыря Новгородским архиеп. свт. Евфимием (Вяжицким), вероятно в 1444 г., стала называться Владычной Лахтой. Здесь ок. 1393/94 г. и возник монастырь, в 1398 г. в обители поставили ц. в честь Рождества Богородицы. В печатной редакции жития святого говорится, что через год после поселения Арсения Коневского на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой звать святого на Валаам, но Арсений Коневский не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец.
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы
Первоначально Коневский монастырь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец монастыря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское «без порока», но в жизни Арсения Коневского для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все Арсению Коневскому, и тот повелел келарю устроить в монастыре общую трапезу и ничего по кельям не держать (БАН. Арх. Д. 233. Л. 504). Преподобный изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, которому язычники приносили жертвы. После того как Арсений Коневский вместе с монастырским священником окропил камень св. водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам (БАН. Арх. № 3. Л. 17 об.–18). После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в кон. XIX в. На первоначальном месте монастырь простоял 25 лет, затем из-за наводнения его местоположение было изменено.
Арсений Коневский вторично посетил Афон. Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря старец Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл Арсений Коневский, доставив на 2 кораблях «множество потребных». Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря.
Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Умирая, Арсений Коневский завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, «трапезу держати равну». Преподобный был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впосл. над местом его погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого.
Рака с мощами прп. Арсения Коневского
Рака с мощами прп. Арсения Коневского
Свидетельства о почитании Арсения Коневского сохранились начиная с XVI в.: в 1551 г. в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х — 60-е гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа». Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 г.: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плаванья по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсения Коневского, святой сказал: «Востаните и зрите на море, се бо змий сипит». Разбуженные Афанасием люди увидели швед. судно и успели скрыться. Память Арсения Коневского внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сент., его преставление отмечено под 12 июня (РГБ. МДА. № 201. Л. 302, 329 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В «Описании о российских святых» преставление преподобного отнесено к 9 сент. Начиная с XVIII â. известны тропарь, кондак и молитва Арсения Коневского, в 1819 г. по решению Святейшего Синода память Арсения Коневского была внесена во все месяцесловы.
Пимен, архимандрит Коневский и Валаамский (ум. 22 дек. 1910), автор описания монастыря, сообщает, что мощи Арсения Коневского были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558–1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игуменом Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, который, по преданию, принадлежал преподобному. В 1594 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в монастырь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-шведского договора, по которому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий монастырь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672–1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей Арсения Коневского в Деревяницкий монастырь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого монастыря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1(?). С. 28–29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей Арсения Коневского 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого.
В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому монастырю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий монастырь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в монастырь 3 сент. 1799 г. по благословению Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Гавриила (Петрова). 12 июня 1809 г. был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 г. в нижнем Сретенском храме собора над мощами Арсения Коневского, находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 г. ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева. 21 авг. 1849 г. свт. Игнатий (Брянчанинов) освятил монастырскую церковь во имя Арсения Коневского, устроенную в сев.-вост. угловой башне монастыря. В кон. XIX в. в монастыре помимо чудотворной Коневской иконы Пресв. Богородицы, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 г. хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами Арсения Коневского и 2-го игумена Коневского монастыря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия), куда она была вывезена в марте 1940 г. коневскими монахами, покинувшими монастырь после передачи Карелии СССР. Ковш преподобного и покров 1551 г. хранятся в Музее православного искусства г. Куопио (Финляндия). В мае 1991 г. Коневский монастырь был передан РПЦ, в нояб. того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи Арсения Коневского.
Имя Арсения Коневского внесено в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба Арсения Коневского (см. Знаки праздников месяцеслова).