6 святынь

Св. мощи прп. Арсения, Коневского чудотворца

Частица мощей преподобного Арсения Коневского доступна для поклонения в кафедральный Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.
Арсений Коневский (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород — 25 (12 ст.ст.).06.1447, Коневский монастырь), прп. (пам. 25 июня (12 июня ст. ст), в 3-е воскресенье по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. — в Соборе Карельских святых), основатель Коневского монастыря во имя Рождества Богородицы. Древнейший рассказ об Арсении Коневском содержит «Сказание об авве Арсении», которое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (В. О. Ключевский и Р. П. Дмитриева датировали рукопись XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого монастыря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490 об.— 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. № 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда Арсения Коневского. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444-й г. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово Арсению Коневскому. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором которой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании Арсения Коневского в Валаамском монастыре, преставление Арсения Коневского указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному.

Арсений Коневский в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы монастыре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского. Прожив в обители 11 лет, Арсений Коневский вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон, где провел 3 года. Сначала Арсений Коневский трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле Арсения Коневского, он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские монастыри, для которых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, Арсений Коневский получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте которой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы).

В 1393 г. Арсений Коневский вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиеп. Иоанна II отправился в плавание по р. Волхов на оз. Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания монастыря. В печатном житии (СПб., 1850) сказано, что Арсений Коневский побывал на Валааме, но, увидев, что в монастыре многолюдно, покинул его. Достигнув острова Коневец, Арсений Коневский решил было плыть дальше, но ветер пригнал лодку, в которой находился преподобный с учениками, обратно. Арсений Коневский высадился на острове в месте, позднее получившем название Филиппова Лахта, в XIX в. здесь был поставлен крест и устроен скит. Потом святой переселился в бухту, которая после посещения монастыря Новгородским архиеп. свт. Евфимием (Вяжицким), вероятно в 1444 г., стала называться Владычной Лахтой. Здесь ок. 1393/94 г. и возник монастырь, в 1398 г. в обители поставили ц. в честь Рождества Богородицы. В печатной редакции жития святого говорится, что через год после поселения Арсения Коневского на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой звать святого на Валаам, но Арсений Коневский не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец.

Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы

Первоначально Коневский монастырь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец монастыря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское «без порока», но в жизни Арсения Коневского для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все Арсению Коневскому, и тот повелел келарю устроить в монастыре общую трапезу и ничего по кельям не держать (БАН. Арх. Д. 233. Л. 504). Преподобный изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, которому язычники приносили жертвы. После того как Арсений Коневский вместе с монастырским священником окропил камень св. водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам (БАН. Арх. № 3. Л. 17 об.–18). После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в кон. XIX в. На первоначальном месте монастырь простоял 25 лет, затем из-за наводнения его местоположение было изменено.

Арсений Коневский вторично посетил Афон. Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря старец Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл Арсений Коневский, доставив на 2 кораблях «множество потребных». Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря.

Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Умирая, Арсений Коневский завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, «трапезу держати равну». Преподобный был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впосл. над местом его погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого.

Рака с мощами прп. Арсения Коневского
Рака с мощами прп. Арсения Коневского

Свидетельства о почитании Арсения Коневского сохранились начиная с XVI в.: в 1551 г. в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х — 60-е гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа». Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 г.: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плаванья по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсения Коневского, святой сказал: «Востаните и зрите на море, се бо змий сипит». Разбуженные Афанасием люди увидели швед. судно и успели скрыться. Память Арсения Коневского внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сент., его преставление отмечено под 12 июня (РГБ. МДА. № 201. Л. 302, 329 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В «Описании о российских святых» преставление преподобного отнесено к 9 сент. Начиная с XVIII â. известны тропарь, кондак и молитва Арсения Коневского, в 1819 г. по решению Святейшего Синода память Арсения Коневского была внесена во все месяцесловы.

Пимен, архимандрит Коневский и Валаамский (ум. 22 дек. 1910), автор описания монастыря, сообщает, что мощи Арсения Коневского были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558–1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игуменом Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, который, по преданию, принадлежал преподобному. В 1594 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в монастырь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-шведского договора, по которому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий монастырь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672–1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей Арсения Коневского в Деревяницкий монастырь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого монастыря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1(?). С. 28–29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей Арсения Коневского 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого.

В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому монастырю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий монастырь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в монастырь 3 сент. 1799 г. по благословению Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Гавриила (Петрова). 12 июня 1809 г. был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 г. в нижнем Сретенском храме собора над мощами Арсения Коневского, находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 г. ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева. 21 авг. 1849 г. свт. Игнатий (Брянчанинов) освятил монастырскую церковь во имя Арсения Коневского, устроенную в сев.-вост. угловой башне монастыря. В кон. XIX в. в монастыре помимо чудотворной Коневской иконы Пресв. Богородицы, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 г. хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами Арсения Коневского и 2-го игумена Коневского монастыря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия), куда она была вывезена в марте 1940 г. коневскими монахами, покинувшими монастырь после передачи Карелии СССР. Ковш преподобного и покров 1551 г. хранятся в Музее православного искусства г. Куопио (Финляндия). В мае 1991 г. Коневский монастырь был передан РПЦ, в нояб. того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи Арсения Коневского.

Имя Арсения Коневского внесено в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба Арсения Коневского (см. Знаки праздников месяцеслова).

Св. мощи свт. Тихона Задонского

Святые мощи святителя Тихона Задонского доступны для поклонения в Кафедральном Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.

Учение Церкви о молитвенном призывании святых.

Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:

«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».

«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».

Св. мощи ап. Петра

Частица мощей апостола Петра доступна для поклонения в кафедральный Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.

Святой Апостол Петр.

29 января (16 января по с.ст.) Церковь отмечает день
поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверж-дению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.



Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра.

Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда - в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Св. мощи свт. Иоанна Златоуста

Частица мощей святителя Иоанна Златоуста доступна для поклонения в Кафедральном Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.

Святитель Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский

26 ноября верующие православной Церкви отмечают
день памяти Святителя Иоанна Златоуста
(Преставился 27 сентября 407 года, но, ради праздника Воздвижения Креста Господня,
память в Православии перенесена на 26 ноября (по григорианскому календарю).

Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия) ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должносити Иоанн пробыл три года усиленно изучая Священное Писание.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.



Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

В 381 году отшельник вернулся на родину, его посвятили в дьяконы. А позже — в архиепископы Константинопольские. Он приносил пожертвования неимущим; строил больницы и благотворительные учреждения. В своих проповедях обличал пороки власть имущих, чем нажил себе немало врагов. По их доносам императрица Евдоксия отправила Иоанна в заточение. Но как только он уехал из Константинополя, в городе началось страшное землетрясение, и перепуганная Евдоксия тут же вернула ненадолго святого обратно.

Спустя некоторое время Златоуста сослали в Армению, а потом, через два года, - в Пицунду. В пути святой скончался.

Иоанн Златоуст - вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения. Его необыкновенное слово преобразовывало сердце человека, житие насыщенное испытаниями и трудами, сделалась неиссякаемым источником назидания и укрепления для всех людей, подвизающихся на поле возделывания добродетели и искоренения пороков и страстей в собственной душе.

В учении Святителя Иоанна Златоуста отразились общие черты, характеризующие творения великого учителя: основательность знания Священного Писания, постоянное стремление выяснить смысл его, а не вводить в него собственные мысли, усвоить идею, которая занимала предшествующих святых отцов, а главное – удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения и неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей. В тоже время поучения святителя Иоанна Златоуста полны силы, живости, наглядности и занимательности. И не удивительно: он весь был проникнут горением первых христиан.

Драгоценные творения св. Иоанна Златоуста, перед которыми преклонились его современники и которые высоко чтят Восток и Запад, были издавна любимым чтением и для простых благочестивых русских людей, и для богословов. На них воспитывались и из них, как из богатой сокровищницы Божественной мудрости и чистейшей христианской нравственности, черпали свидетельство истины все православные, и русские и греческие, богословы и канонисты. На них, несомненно, как на незыблемом основании в течении веков вырабатывались и устанавливались положения Православной Церкви.

Память 9 февраля в день перенесения мощей, 12 февраля в Соборе Вселенских учителей и святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), 27 сентября в день преставления, 26 ноября - перенесенный день памяти взамен 27 сентября которое приходиться на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня (по новому стилю).

Св. мощи вмч. Димитрия Солунского

Частица святых мощей вмч. Димитрия Солунского доступна для поклонения в Кафедральном Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.

(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Св. мощи Собора Псковских святых

Святые мощи Псковских святых доступны для поклонения в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Приозерске.

(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Патриарх Пимен 10 апреля 1987 г. благословил ежегодное празднование собора псковских святых в 3-ю неделю по Пятидесятнице, т.е. в третье воскресенье после Троицы.

Собор Псковских святых:

Прп. Аврамий Мирожский. первый игумен и основатель Спасо-Мирожского монастыря, созданного по инициативе Нифонта, еп. Новгородского. Скончался в 1158 г. По преданию, мощи почивают в монастыре под спудом.

Св. блгв. князь Александр Невский, в схиме Алексий. Умер на пути из Орды, не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре 14 ноября 1263 г. 23 ноября того же года тело князя было погребено во Владимирском Рождественском монастыре. По указу Петра I мощи святого были перенесены в С.-Петербург и 30 августа 1724 г. поставлены в Александро-Невской лавре.

Свт. Василий Калика. архиеп. Новгородский. Умер 3 июля 1352 г. в Михайловском монастыре (д. Уза, Порховского р-на), 6 куда приехал по просьбе псковичей усмирять жестокий мор (чуму).

Прмч. Василий Мирожский. игумен Спасо-Мирожского монастыря. Убит ливонцами при нашествии на Псков 4 марта 1299 г. По преданию, мощи покоятся в монастыре под спудом.

Прп. Васса Псково-Печерская. в миру Василиса, супруга священника Иоанна (в монашестве Ионы), основателя Псково-Печерского монастыря. Монашеский постриг Василиса приняла перед смертью, последовавшей после тяжелого недуга около 1473 г. Погребена в монастырских пещерах.

Прмч. Вассиан (Муромцев), ученик игумена Корнилия Псково-Печерского, летописец. Казнен Иваном Грозным вместе с игуменом Корнилием 20 февраля 1570 г. Погребен в монастырских пещерах.

Св. равноапостольный великий князь Владимир Святославич. в крещении Василий, креститель Руси. Родился и провел детские годы в д. Будник (Ядровская вол., Псковского р-на). Умер 15 июля 1015г.

Св. блгв. князь Всеволод. в крещении Гавриил, внук Владимира Мономаха. Всеволод Мстиславич был приглашен на княжение в Псков в 1136 г. после его изгнания из Новгорода. Умер 11 февраля 1138 г. Мощи были открыты в 1192 г. и перенесены из ц. Св. Димитрия в Троицкий собор, где и покоятся в серебряной раке.

Св. блгв. князь Довмонт. в крещении Тимофей, княжил в Пскове с 1266 г. Умер 20 мая 1299 г. Похоронен в Троицком соборе.

Прп. Досифей Верхнеостровский, основатель Петро-Павловского монастыря на Псковском озере на о. Верхний (около 1470 г.). Умер 8 октября 1482 г., мощи покоятся под спудом в церкви упраздненного в 1764 г. монастыря.

Прп. Дорофей прозорливый, старец Покровского монастыря (от Пролома), которому было дано видение Богородицы во время осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г.

Св. блгв. княгиня Евпраксия, в миру Ефросинья, супруга Псковского князя Ярослава Владимировича. Настоятельница основанного ею женского монастыря Иоанна Предтечи в Пскове. Убита пасынком 8 мая 1243 г. в ливонском г.Одемпе. Погребена в Иоанно-Предтеченском монастыре.

Прп. Евфросин Псковский, постриженик Снетогорского монастыря, в миру Елеазар. родом из крестьян д. Виделебье. Строитель Трехсвятительского Елеазарова монастыря. После присоединения к последнему Спасо-Великопустинской обители в 1764г. монастырь стал называться Спасо-Елеазаровским. Евфросин умер 15 мая 1481г., погребен в основанной им ц. Трех Святителей. Кононизирован на соборе русской православной церкви в 1547 г.

Прп. Иаков Омучский. Вместе с прп. Феофилом основал в конце XIV в. Феофилову Успенскую пустынь на р. Омуге (д. Николаеве Стругокрасненского р-на). Умер около 1412г. Память празднуется 21 октября одновременно с прп. Феофилом, Прп. Игнатий, ученик прп. Евфросина, игумен Спасо-Елеазаровского монастыря (XV в.).

Прп. Илларион Псковооозерский Гдовский, ученик прп. Евфросина, основатель Озерецкого Покровского монастыря на р. Желче. Умер 28 марта 1476 г., мощи покоятся под спудом в ц. Покрова упраздненного монастыря.

Прп. Иоаким Опочский. основатель Ильинского Опочского монастыря нар. Шелони (д. Опока, Порховского р-на). Жил в XVI в. Память празднуется 9 сентября.

Прп. Иоаким Псковский, основатель мужского Ильинского монастыря ("Ильи мокрого") в Пскове на Запсковье. Жил в конце XVI - начале XVII вв.

Прп. Иоанн затворник Псковский, жил 22 года в городской стене в Пскове в молчании. Скончался 24 октября 1616 г. во время осады города шведским королем Густавом-Адольфом.

Прмч. Иоасаф Снетогорский, игумен Рождественского монастыря на Снетной горе близ Пскова. Убит ливонцами при нашествии на Псков 4 марта 1299 г. вместе с 17 монахами обители. Мощи покоятся в монастыре в особом ковчеге.

Прп. Иона Псково-Печерский. до пострижения священник Иоанн из Юрьева Ливонского. Основатель Псково-Печерского монастыря. Созданная им пещерная Успенская церковь была освящена в 1473 г. Умер около 1480 г. и был похоронен в монастырских пещерах. В 1648 г. мощи прп. Ионы были переложены в новую гробницу.

Сщмч. Исидор пресвитер и с ним 72 в Юрьеве Ливонском пострадавших 8 января 1472 г. Был священником в ц. Св. Николая.

Сщмч. Исидор вместе с прихожанами был спущен ливонцами под лед за отказ принять латинскую веру.

Блж. Корнилий Крыпецкий. монах. Родился в д. Великое Село около Пскова, мирское имя Лука. Пророчествовал бедствия России и разорение обители. Умер 28 декабря 1903г. и был похоронен на монастырском кладбище. В 1997 г. гроб с мощами блаженного перенесен в нижний придел Иоанно-Богословского собора монастыря.

Прп. Корнилий Палеостровский. Олонецкий, игумен Палеостровского, Олонецкого монастыря на о.Палей в Онежском озере. Родился и принял иночество в Пскове. Умер около 1420 г. Память празднуется 19 мая.

Прмч. Корнилий Псково-Печерский, игумен Псково-Печерского монастыря с 1529 г. Строитель и летописец. В игуменство Корнилия произошло возвышение монастыря, сооружена каменная Печорская крепость. Казнен Иваном Грозным 20 февраля 1570 г. Рака с гробом прмч. Корнилия поставлена у стены в Успенском храме обители.

Прп. Лазарь прозорливый, иеросхи-монах Псково-Печерского монастыря. Умер 27 мая 1824 г. Мощи покоятся у входа в пещеры.

Прп. Марк пустынножитель, первый старец Псково-Печерского монастыря (XV в.). Останки старца обнаружены священноиноком Ионой. Вписан в древний синодик с именем Марк одним из первых игуменов обители. Мощи покоятся в гробу при входе в монастырские пещеры.

Прп. Мартирий Зеленецкий. Велико-луцкий. Скончался в 1603 г. Память празднуется 1 марта и 11 ноября.

Св. блгв. княгиня Марфа Псковская (схимонахиня). В миру Мария, супруга князя Довмонта, дочь великого князя Дмитрия Александровича. Скончалась 6 ноября 1317 года. Погребена в Псковском Иоанно-Предтеченском монастыре. Память празднуется 8 ноября.

Св. блгв. князь Мстислав Храбрый. Новгородский. В крещении Георгий. Участвовал в победе русских князей над половцами. Разгромил чудь и поставил наместником в Псков своего племянника Бориса Романовича. Умер 14 июня 1180г.

Схимонахиня Наталия, блгв. княгиня Псковская. По преданию, невестка княгини Марии, супруга ее сына князя Давида. Скончалась после 1300 г., погребена в Псковском Иоанно-Предтеченском монастыре. Память празднуется 8 ноября.

Прп. Никандр пустынножитель, псковский чудотворец. В миру Никон, родился в д. Виделебье. Монашеский постриг принял в Крыпецком монастыре, схиму - в 1574 г. в Рождественском монастыре (д. Демянка). Жил отшельником в Никандровой пустыни. Умер 24 сентября 1581 г. Около 1586 г. над могилой прп. Никандра построен Благовещенский храм и основан Благовещенский Никандров монастырь.

Блж. Николай (Салос). юродивый псковский. По преданию, предотвратил казни псковичей во время опричного похода Ивана Грозного на Псков в 1570 г. Умер 28 февраля 1576 г. Погребен под собором Св. Троицы.

Прп. Нил Столобенский, уединенный отшельник, подвизавшийся на Столобенском озере около г. Осташков, где после его смерти, последовавшей 7 декабря 1554 г., образовался монастырь его имени. Монашеский постриг принял в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре.

Свт. Нифонт, епископ Новгородский. Основал в Пскове Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Умер 8 апреля 1156 г. Мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Св. равноапостольная великая княгиня Ольга Российская в крещении Елена. Родом из д. Выбуты близ Пскова. Приезжала в Псков, будучи великой княгиней, в 947 г. Скончалась 11 июля 969 г.

Прп. Онуфрий Мальской Псковский, ученик прп. Евфросина. Основал монастырь Рождества Богородицы на Малах близ Изборска. Скончался 12 июня 1492 г. Мощи покоятся под спудом в церкви Рождества Богородицы упраздненного монастыря.

Прп. Памфил, игумен Елеазаровского монастыря (XVI в.). Погребен в обители.

Прп. Савва Крыпецкий. ученик прп. Евфросина. Основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря (1485 г.). Скончался 28 августа 1495 г. Мощи покоятся в храме Иоанна Богослова.

Прп. Серапион Изборский, начальник монастыря Пресвятой Богородицы "иже на Ламех", псковский новый чудотворец (XVI в.). По предположению Е.Е. Голубинского, вместо Ламех нужно читать Малех и разуметь одного из игуменов Мальского монастыря Рождества Богородицы.

Прп. Серапион Псковский на Толбе-реке (впадает в Псковское озеро), спостник и ученик прп. Евфросина. Скончался 7 сентября 1480 г. Погребен в Спасо-Елеазаровском монастыре.

Свт. Симон (Тодорский), архиеп. Псковский. Скончался 22 февраля 1754 г., погребен в соборе Св. Троицы.

Монахиня или схимонахиня Снандулия, келейница прп. Евпраксии (княгини Евфросиньи), возможно из княжеского рода. Похоронена в храме Иоанно-Предтеченского монастыря (XIII в.). Память празднуется 8 ноября.

Св. блгв. князь Судислав. в крещении Георгий. Первый князь Псковский, племянник великого князя Владимира. Умер в 1063г.

Блж. Тимофей Святогорский. Чудесным образом обрел иконы Божией Матери Умиления и Одигитрии на Синичьей горе, ставшей в 1569 г. местом сооружения Свято-горского монастыря с главным храмом Успения Богородицы.

Свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси. В миру Василий Белавин, родился в Торопецком у., Псковской губ. Учился в Псковской духовной семинарии. Монашеский постриг принял в Пскове в 1891 г. во время работы преподавателем той же семинарии. Возведен на Патриарший престол поместным собором в ноябре 1917г. Скончался 25 марта (7 апреля по н.с.) 1925 г.

Прп. Феофил Омучский. Вместе с прп. Иаковом основал в конце XIV в. Феофилову Успенскую пустынь на р. Омуге (д. Николаево, Стругокрасненского р-на). Умер в XV в. Память празднуется 29 декабря.

Прп. Харитон Кудинский. игумен и строитель Кудина монастыря на оз. Кудине близ Торопца (XVI в.).

Прп. Харлампий Елеазаровский (XVI в.). Погребен в Спасо-Елеазаровском монастыре.

Этот список не может считаться полным. Он охватывает круг праведников особо известных и почитаемых на Псковской земле.

(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Партнеры проекта