Святыня храма
Скит прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
О святыне
Предтеченский скит (во имя с. Иоанна Предтечи). (См. паломничкство к православным святыням Валаама).
В ските сейчас живет братия, но для паломников он не доступен для паломников, потому что он, сообразно с традиционным уставом именно этого скита, предназначен для самой подвижнической жизни вне общения с миром.
Скит находится в четырех километрах от монастыря. Но добраться до него можно только по воде. Небольшой (площадью около трех квадратных километров) Предтеченский остров прежде назывался Монашеским (Серничан) - может быть, это напоминало о древности монашеских поселений на нем. В начале XIX в. здесь жили рыбаки. В 1855 году на самой высокой точке острова была срублена часовня. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную Валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.
В 1858-1860 годах церковь была полностью воссоздана по проекту А.М.Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием во имя Усекновения Главы Св. Иоанн Предтечи. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 году о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале "пещерный" зимний храм во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.
В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был "овеян духом древнего сурового подвижничества" и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.
В настоящее время мало что уцелело из более чем десяти избушек - келий скитян. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый - схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894). С 1840 года он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь.
У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром - место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом - две плиты в ограде над могилами прозорливого схимонаха Никиты (+75-ти лет в 1907 г.), прожившего 33 года на Валааме; и 83-летнего схимонаха Исайи (+1914), "61 год неисходно прожившего в обители". Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником - схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е годах. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 году.
Неоднократно изданная его книга - "Письма Валаамского старца" - один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.
Подвижники на скалах развели яблоневый сад с кустарниками малины и смородины, высадили аллею сибирской пихты. У обрыва скалы, к западу от церкви - каменный поклонный крест, хорошо заметный с Ладоги. В последние годы в Предтеченском скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава. Построен новый келейный корпус (старые не сохранились или находятся в аварийном состоянии). С 2001 года активно ведется восстановление плохо сохранившегося храма, действует домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского.