Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Святыня храма

Скит Всех Святых

О святыне

В трех километрах от главной усадьбы находится один из самых строгих скитов Валаама - скит во имя всех Святых (всехсвятский, большой). Попасть туда можно только мужчинам и только по особому благословению настоятеля монастыря. (См. паломничкство к православным святыням Валаама).

Первый по времени основания и самый крупный скит, устроенный игуменом Назарием в 1789-1793 годах, находится на острове Скитском, на предполагаемом месте уединенной кельи преподобного Александра Свирского. Дорога к нему ведет мимо придорожного знака на скале "Сделана сия дорога в 1845 году", по Владимирскому мосту через искусственный канал (на арке моста надпись "Возобновлена сия канава 1860 г."), мимо сосны-великана (возраст около 400 лет). Вблизи скита, на перекрестке дорог, каменный поклонный крест, Шишкинская сосна, от которой начинается дубовая аллея, приводящая к скиту. Внутри скита, за оградой и вдоль окружной дороги - посадки пихты, кедровой сосны, яблонь, вишен, ягодных кустарников.

Со времени основания скит прославился своими подвижниками - старцами Клеопой, Феодором, Леонидом. Они были учениками преподобного Паисия Величковского, принесшего на Русь практику духовного окормления и "умной молитвы" - молитвы Иисусовой. Попали старцы на Валаам в 1811 году попечением митрополита Гавриила (Петрова). Иеросхимонах Клеопа (1750-1816), предсказав свою кончину, преставился в скиту. Его похоронили у алтаря храма. Схимонах Феодор, которого называли "духовным отцом обновленного иночества на Севере и в средине России", перешел впоследствии в Александро-Свирский монастырь вместе с иеросхимонахом Львом (Леонидом) Наголкиным, преподобным основателем знаменитого Оптинского старчества. Учениками отцов Феодора, Клеопы и Льва были служивший в скиту иеромонах Варлаам (Давыдов, 1766-1849), любитель безмолвия и постоянной молитвы, будущий Валаамский игумен, и иеромонах Евфимий, библиотекарь, наставник отца Дамаскина, ко времени игуменства которого относятся все нынешние скитские строения.

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (Хамина) Ф.Ф.Набилкова в 1842-1844 годах строит настоятельский, трапезный и 6 келейных корпусов, стены со Святыми вратами и часовню с оградой (проект, возможно, К.И.Брандта, петербургского епархиального архитектора). В 1846 году А.М.Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм с шатровой колокольней с чертами древнерусской, византийской и классической архитектуры. Нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых святителем Игнатием (Брянчаниновым) 18 августа 1849 года. В 1894 г. была расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. Она располагала "к тихой, умиленной молитве". Верхний храм во имя Небесных Сил бесплотных имел "торжествующий" характер (расписан в 1887 году). Около 1886 года, возможно, под руководством Г.И.Карпова, скитские корпуса были переделаны для большего соответствия архитектуре церкви.

К югу от церкви - колодец, высеченный в скале в 1857 году, к западу от скита - огород, сад, далее пристань, с востока - часовня во имя Крестных Страданий Спасителя (1842 г., архитектор К.Брандт), близ которой в 1991 году были обретены мощи преподобного Антипы (Лукьян, 1816-1882), до своего поселения на Валааме в 1865 году прошедшего долгий путь послушания в Молдавских и Афонских монастырях. Ежедневно, кроме суточных служб, он вычитывал два Акафиста и клал 300 поклонов. Он сподобился явления Божьей Матери и преподобных Сергия и Германа. Среди его учеников - прозорливый схимонах Агапий Слепой (Молодяшин, 1838-1905); иеросхимонах Антипа Валаамский (Половинкин, 1836-1912), библиотекарь обители, родом из дворян. На рубеже XIX-XX веков в Большом скиту жили любвеобильные и прозорливые иеросхимонах Алексий (Блинов), бывший келейник игуменов Дамаскина и Ионафана; схимонахи Онуфрий и Галактион, послушник Николай. Надгробия некоторых подвижников уцелели у алтаря храма.

В строгом по уставу скиту только в 1894 году было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда однажды в год лишь на престольный праздник Всех Святых, с крестным ходом из монастыря. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П.Пешехонова) находится сейчас в Финляндии. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. На праздник Всех Святых в 1993 году игуменом Панкратием в нижнем храме была совершена первая Литургия за прошедшие полвека "мерзости запустения".

Читать далее
добавлено 15 июл 2015 00:20

Описания | 0

    Партнеры проекта