Празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского: взгляд волонтера
В этом году наша страна с размахом праздновала 700 лет со дня рождения одного из своих любимых святых – преподобного Сергия Радонежского. Подготовка к этому событию велась долго и тщательно. Руководителям нужно было обеспечить жильем и пропитанием десятки тысяч гостей, набрать работников службы безопасности и волонтеров для помощи по четырем направлениям: «Транспорт», «Обслуживание делегаций», «Обслуживание мероприятий и работа с паломниками», «Сервис». Об официальной стороне празднования уже много сказано, я же хочу Вам рассказать о волонтерской грани этих событий.
Волонтеров на празднике было около 1020, трудились в основном в самой Лавре или в двух километрах от нее, в палаточном городке на Благовещенском поле (именно в нем проживали паломники и волонтеры). Набирали добровольцев в Сергиев Посад со всей России. У многих из них был уже опыт волонтерства на сочинской олимпиаде. Среди волонтеров - не только молодежь, но и люди постарше, даже и пенсионного возраста, они поражали молодых своей бодростью и энтузиазмом.
Не все добровольцы были воцерковлены, были и мусульмане, были и те, кого направили помогать светские организации (знаю точно о движении «Молодая гвардия» и о Кубанском университете). Но для меня нет сомнения в том, что пребывание на православном мероприятии неправославных людей очень полезно. Здесь они могли увидеть верующих молодых людей, пообщаться с ними и понять, что Церковь – это не собрание старушек по интересам (я сама так думала до воцерковления). Среди волонтеров были также и те, кто в эти чудесные праздничные дни впервые в жизни исповедовался и причастился.
Задачи, выполняемые волонтерами, были разнообразны. В палаточном городке они регистрировали и заселяли паломников, отвечали на различные вопросы, раздавали газету о преподобном Сергии, снабжали гостей водой (раздачей пищи занимались солдаты, построившие палаточный городок), наливали воду в умывальники, чистили туалеты. Лаврские волонтеры раздавали иконки и акафисты, регулировали потоки людей у мощей и при приезде официальных лиц. Некоторые решили разделить с паломниками семнадцатикилометровый путь из Хотьково, где покоятся мощи прп.Кирилла и Марии, родителей святого, на Благовещенское поле. Всех обязанностей и не вспомнишь. Каждый из нас был клеточкой единого организма, вклад каждого (пусть и маленький) был важен для результата в целом. Это единство я особенно почувствовала в сам день преподобного Сергия, 18 июля.
В тот день отменили ночную Литургию на Благовещенском поле: Святейший позвал волонтеров на утреннюю патриаршую службу. После Литургии нас собрали встречать Владимира Владимировича, который не был на службе, потому что летел в Посад с другого конца света (из Бразилии). Ожидая президента, волонтеры фотографировались, радовались, танцевали под музыку, визжали и размахивали руками, когда попадали в объектив видеокамеры.
В это время перед стенами Лавры шел концерт, который вел Сергей Безруков. В концерте приняли участие церковные хоры (Данилова мужского монастыря (г. Москва), хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря (г. Коломна), хор духовенства Московской епархии, вокальный квартет «Притча» Раифского Богородицкого мужского монастыря (г. Казань) и др.), артисты и исполнители Дмитрий Дюжев, Валерия Ланская, Ольга Кормухина, Евгения Смольянинова и др. Концерт был интересным и радостным, но внезапно некоторых из нас позвали на полчаса помочь в Лавре, даже не сказав, что нужно делать. Очень не хотелось покидать концерт, тем более, что был страх не успеть увидеть вблизи Путина с Патриархом. Но внутри что-то говорило: надо идти!
И ничего толком не объяснив, нас выстроили в две шеренги по бокам дорожки, идущей из трапезной и попросили взяться за руки. И тут все стало понятно: нужно было создать проход, «охранять» и «защищать» от суперпрытких паломников духовенство, идущее с приема Патриарха. Конечно же, я не пожалела, что попала именно туда! Я увидела вблизи удивительных людей, на которых до этого смотрела лишь по православному каналу «Союз»: митрополита Иллариона (Алфеева), епископа Пантелеимона (Шатова), архимандрита Тихона (Шевкунова), отца Дмитрия Смирнова, отца Всеволода Чаплина… И, конечно, множество митрополитов и архиереев (в том числе и иностранных - были представители всех 15 автокефальных православных церквей). Сама я из Екатеринбурга, и мне очень приятно было увидеть нашего нынешнего Владыку – митрополита Кирилла и предыдущего – митрополита Викентия (сейчас – митрополита Узбекистанского), которые, кстати сказать, днем ранее, 17 июля, прошли в нашей епархии двадцатикилометровым ночным Крестным ходом в память святых Царственных страстотерпцев.
16 июля, когда Крестный ход из Хотьково проходил мимо палаточного городка, я видела вблизи Святейшего. Он шел, благословляя народ издали. Когда он увидел встречающих Крестный ход волонтеров, сказал: «Волонтеры! Спаси Господи!». Были очень приятны внимание и любовь Патриарха.
Вечером 18 июля волонтеры принимали благодарности руководства. Особенным сюрпризом был приезд в палаточный городок хора Троице-Сергиевой Лавры. Исполнив пару духовных песнопений, они продолжили программу народными песнями и сочинениями иеромонаха Романа и митрополита Владимира. Волонтеры были в восторге, подпевали и не хотели отпускать уставших от богослужений певчих.
19 июля нас снова ждали подарки – грамоты с подписью Святейшего Патриарха и очень красивые перекидные календари «От Пасхи до Пасхи» (2014-2015) с описанием церковных праздников и житиями святых. С этого дня работы у нас почти не было (особенно у волонтеров палаточного городка) - большинство паломников разъехалось 18 июля. Но очереди к мощам преподобного все равно были огромными, на несколько часов!
Под конец мероприятий у нас было впечатление, что за несколько дней мы прожили несколько лет. Осталось впечатление приобретения огромного багажа бесценного опыта. В каком-то смысле этот опыт трудно вместить и трудно описать. Но если обобщить, то это была и практика служения, общения, помощи, были и духовные переживания…
Лично для меня одним из сильных впечатлений был положительный пример других волонтеров. Конечно, работать было тяжело – жара, которая в поле чувствуется особенно, ощущение аврала, бытовые неудобства. Иногда приходилось работать и ночью. Получается, что волонтеры принимали при случае весь удар на себя: паломники задавали множество невероятнейших вопросов, жаловались, любое недовольство выплескивалось на них. Просто гости не знали, что у каждого волонтера была узкая специализация, он не мог знать более, чем того требовали его обязанности. Но именно в такие пороговые моменты, когда казалось, что все плохо, находились нужные люди, заменявшие беспомощных - терпеливые волонтеры, приходившие на помощь и воодушевлявшие своим примером. В такие моменты понимаешь, как важно (и как трудно!) достичь такого духовного уровня, чтобы не жалеть себя, доверять Богу и надеяться, что Он даст сил, уметь совладать со своими эмоциями – с раздражением, излишней сентиментальностью или паникой, когда не можешь помочь. Особенно трудно, наверное, было организаторам и тимлидерам (в переводе с английского – «руководителям команды») – волонтерам, руководившим специализированными группами добровольцев. И в основном это были молодые парни и девушки! Я не видела их в гневе или раздражении, хотя им, конечно, было непросто.
На празднике было очень интересно увидеть столько людей, объединенных общей целью: помочь и послужить. Все стремились сделать все зависящее от него, чтобы все мероприятия прошли хорошо. Как сказал наш главный организатор Михаил Куксов: «Наверное, это событие останется в вашей памяти как самый добрый поступок, совершенный Вами в жизни. И о нем Вы будете рассказывать своим детям и внукам».
Прочитав житие святого Сергия, повесть Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и повесть И.С.Шмелева «Богомолье», я три года молилась о том, чтобы съездить в Троице-Сергиеву Лавру и поклониться мощам святого. Но ожидая три года исполнения этой мечты, я подумать не могла, что попаду на такое мероприятие и приобрету столько нового и полезного! Было во мне также и желание серьезно заняться волонтерством, но все не было возможности. И вообще моя поездка могла и не состояться, если бы не нашелся один человек, который смог мне дать деньги взаймы. Так что моя история о том, как Бог исполняет наши молитвы и осуществляет наши добрые мечты, причем давая милостиво и щедро больше, чем просишь! «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс.102:8)!
Популярное видео
-
02:59
В Полотняно-Заводском детском доме-интернате
Игорь Йовбак · 2414 просмотров -
Евангелие и Святые дня. Апостольские чтения. Седмица 28-я по Пятидесятнице. (30.12.21)
Громовы Валерий и Людмила · 427 просмотров -
36:27
Как царица Елена нашла Крест Господень
Валерий Иванович Чепухалин · 1087 просмотров
Валерий Иванович Чепухалин, да слов просто нет. Такого я лично и не ожидал. Это касается буквально всего. Молиться с патриархом в сослужении несчетного колличества архиереев, в прямом смысле до слез. С епископами можно было практически безприпятственно пообщаться в определенные моменты конечно. ...
Развернуть
Валерий Иванович Чепухалин, да слов просто нет. Такого я лично и не ожидал. Это касается буквально всего. Молиться с патриархом в сослужении несчетного колличества архиереев, в прямом смысле до слез. С епископами можно было практически безприпятственно пообщаться в определенные моменты конечно. Присутствие президента Путина, и не просто присутствия формального, а реального участия во всеобщем торжестве. Многочисленных представителей власти. И вообще превосходный уровень организации праздника. Невозможно переоценить. Всю жизнь буду помнить !
Свернуть
Олег Медведев, а мне очень понравилось то, что Патриарх вслух читает тайные молитвы! Ведь в них такая красота, такое богословие!!! Мы могли молиться этими словами вместе с ним :-)
Олег Медведев, а мне очень понравилось то, что Патриарх вслух читает тайные молитвы! Ведь в них такая красота, такое богословие!!! Мы могли молиться этими словами вместе с ним :-)
Евгения Новосельцева, Простите, если, что. Но сеть Елицы, хоть и является Православной, но смотрят и читатают ее люди не всегда воцерковленные. Я полность понимаю вас и ваш от чтения "тайных" молитв.
Но есть опасность, что кто то может принять слово "тайная" буквально.
Просьба делать комментарии...
Развернуть
Евгения Новосельцева, Простите, если, что. Но сеть Елицы, хоть и является Православной, но смотрят и читатают ее люди не всегда воцерковленные. Я полность понимаю вас и ваш от чтения "тайных" молитв.
Но есть опасность, что кто то может принять слово "тайная" буквально.
Просьба делать комментарии на слова, которые имеют двойной смысл.
Тайные молитвы - см. : http://azbyka.ru/dictionary/18/tainye_molitvy.shtml
Свернуть
Олег Медведев, а мне очень понравилось то, что Патриарх вслух читает тайные молитвы! Ведь в них такая красота, такое богословие!!! Мы могли молиться этими словами вместе с ним :-)
Евгения Новосельцева, да, да !
Евгения Новосельцева, Простите, если, что. Но сеть Елицы, хоть и является Православной, но смотрят и читатают ее люди не всегда воцерковленные. Я полность понимаю вас и ваш от чтения "тайных" молитв.
Но есть опасность, что кто то может принять слово "тайная" буквально.
Просьба делать комментарии...
Развернуть
Евгения Новосельцева, Простите, если, что. Но сеть Елицы, хоть и является Православной, но смотрят и читатают ее люди не всегда воцерковленные. Я полность понимаю вас и ваш от чтения "тайных" молитв.
Но есть опасность, что кто то может принять слово "тайная" буквально.
Просьба делать комментарии на слова, которые имеют двойной смысл.
Тайные молитвы - см. : http://azbyka.ru/dictionary/18/tainye_molitvy.shtml
Свернуть
Валерий Иванович Чепухалин, спасибо Валерий Иванович, буду иметь ввиду тоже.
Евгения Новосельцева, Простите, если, что. Но сеть Елицы, хоть и является Православной, но смотрят и читатают ее люди не всегда воцерковленные. Я полность понимаю вас и ваш от чтения "тайных" молитв.
Но есть опасность, что кто то может принять слово "тайная" буквально.
Просьба делать комментарии...
Развернуть
Евгения Новосельцева, Простите, если, что. Но сеть Елицы, хоть и является Православной, но смотрят и читатают ее люди не всегда воцерковленные. Я полность понимаю вас и ваш от чтения "тайных" молитв.
Но есть опасность, что кто то может принять слово "тайная" буквально.
Просьба делать комментарии на слова, которые имеют двойной смысл.
Тайные молитвы - см. : http://azbyka.ru/dictionary/18/tainye_molitvy.shtml
Свернуть
Валерий Иванович Чепухалин, правильное добавление.
Вот как отвечает, что такое тайные молитвы, сайт журнала "Фомы" (http://foma.ru/chto-takoe-tajnyie-molitvyi-i-pochemu-oni-tak-nazyivayutsya.html)
Тайные молитвы — это тексты догматического содержания, которые включают в себя выражения, позволяющи...
Развернуть
Валерий Иванович Чепухалин, правильное добавление.
Вот как отвечает, что такое тайные молитвы, сайт журнала "Фомы" (http://foma.ru/chto-takoe-tajnyie-molitvyi-i-pochemu-oni-tak-nazyivayutsya.html)
Тайные молитвы — это тексты догматического содержания, которые включают в себя выражения, позволяющие совершить Таинство Евхаристии. Эти молитвословия священник читает вполголоса в алтаре. В это время молящиеся в храме слышат церковные песнопения или ектеньи, произносимые дьяконом.
В древности эти молитвы произносились громко, и их слышала вся церковь. Существует предание о том, что молитвы священника или епископа на литургии стали произноситься тихо после того, как дети, выучив на слух все тексты, стали играть в совершение таинства Причастия, и на камень, на котором стояли импровизированные сосуды сошел огонь. Эти молитвы сами по себе не содержат ничего запретного для мирян, их можно найти в «Служебники», а часть православного духовенства считает, что мирянин должен хорошо знать содержание тайных молитв, чтобы представлять себе цели и значение Божественной Литургии.
Свернуть
Есть еще одна причина, по которым сейчас их не читают вслух: "Сегодня, в эпоху книгопечатания и интернета, мы стремимся поделиться полнотой своей веры со всеми желающими. Однако во II-IV веках ситуация была иной. Церковь соблюдала т. н. «дисциплину тайны» (лат. disciplina arcani), которая не позв...
Развернуть
Есть еще одна причина, по которым сейчас их не читают вслух: "Сегодня, в эпоху книгопечатания и интернета, мы стремимся поделиться полнотой своей веры со всеми желающими. Однако во II-IV веках ситуация была иной. Церковь соблюдала т. н. «дисциплину тайны» (лат. disciplina arcani), которая не позволяла сообщать язычникам многие истины христианской веры до момента их крещения. Например, в некоторых церковных областях даже тексты «Отче наш» и Символа веры сообщали готовящимся ко крещению всего за несколько недель до принятия Таинства, причем катехумены должны были выучить их наизусть, не записывая, чтобы священные тексты случайно не попали в руки непосвященных. Поэтому тихое чтение молитв также стало одним из способов такой «информационной защиты»: даже если некрещеные не покинули храм после соответствующего призыва (возглас «Елицы оглашенные, изыдите» до сих пор содержится в нашей Литургии), они не должны были услышать слова важнейшей молитвы Евхаристии – анафоры" (священник Владимир Хулап).
Свернуть