Симбирская епархия
КАК УЗНАТЬ ОТНОШЕНИЕ БОГА К ЧЕЛОВЕКУ?
Согласно евангельскому синопсису, то есть последовательности событий собранных от всех четырех благовестителей, сразу после целого ряда чудесных исцелений, Иисус начинает достаточно длинную речь о Своем Богосыновстве. В Евангелии от Иоанна мы можем познакомиться с этим Откровением. Скажу, что только в этом Евангелии Христос так пространно говорит о Себе. Исследователи текста считают, что скорее всего евангелист и любимый ученик Христов попытался выразить в своем тексте все то, чего во-первых нет у других евангелистов, а во-вторых передать то, что хотел сказать о Себе Сын Божий, но что оставалось так долго не понятым Его учениками и апостолами (однако обдуманным Иоанном за долгие годы).
Написанные первыми, синоптические Евангелия преимущественно фиксируют чудеса, говорят об исполнении ветхозаветных пророчеств, передают наиболее важные с точки зрения их церковных общин события из жизни Спасителя. Евангелие от Иоанна, как наиболее позднее, дополняет синопсис богословием, сверхъестественным откровением, то есть тем, что Сам Бог открывает о Себе. Открывает Господь через Своего Единородного Сына – воплощенного Мессию. И не всегда бывает сразу понятно, что же на самом деле говорит Христос.
Из всего большого отрывка пятой главы Евангелия от Иоанна (17-47) следует отметить несколько важнейших мыслей. Иисус есть Сын Божий. Это заявление звучало более, чем просто вызывающе. Я не раз говорил уже о том, что Иисус при всей осторожности высказываний, при всем том, что по временам Он уходит от прямых ответов (подумайте, кстати, почему Он не спешил говорить о своем богосыновстве или о том, откуда у Него власть изгонять бесов), говорит вещи революционные, вещи очень резкие, вещи вызывающие в особенности для религиозных вождей иудейского народа. Мы ведь часто не реагируем болезненно на такие фразы, как «придите ко Мне все обремененные» или «возьмите иго Мое на себя», или «Отец Мой делает и Я делаю». Ведь мы все воспитаны в том, что Бог – действительно Отец, а уж про такие вещи, как «иго» или «придите ко Мне» - вообще не задумываемся. Но вот для исторического контекста, в котором жил и действовал Иисус – это слова весьма значительные. К примеру скажу, что обычно евреи говорили грешнику: «приди к Моисею», что означало «тебе нужно покаяться и обратиться к заповедям», а тут вдруг «молодой учитель» говорит «придите ко Мне». Это очень ярко, резко и революционно.
В нашем же контексте Иисус говорит о том, что Он един с Отцом, о том, что их деяния едины. Это мужественно и для нас весьма важно, ведь в деяниях Иисуса мы видим деяния Бога, в отношении Христа – видим отношение Бога к грешникам, к сложным ситуациям, к болезням, к традициям. Мы знаем из догматики нашей Церкви, что воля человеческая никогда не расходилась с волей Божией во Иисусе Христе, а значит все то, что делал Он и все то, что зафиксировано в Евангелии – воля Бога о человеческом роде. И всегда, когда кто-то рисует Бога Отца в виде громовержца и Мстителя, пытающегося как можно сильнее наказать человека, я вижу Иисуса прощающего грешника, просящего не грешить более, говорящего о радости небесных сил перед покаянием одного человека.
Иисус есть Податель жизни. Конечно же, здесь речь идет и о нашей биологической жизни, и о жизни духовной. Естественно, как и все живущие, мы живем благодаря Богу, благодаря тому, что Он позволяет нам участвовать в бытии, но кроме этого Иисус есть податель иной жизни – духовной. Мы сталкиваемся с Иисусом и вся действительность преображается. Мы приходим в Церковь (если только действительно, а не номинально приходим), становимся частью Богочеловеческого организма и мир меняется, точнее даже меняется наше отношение к этому миру. Верующие ведь также болеют, также испытывают грусть, также переживают за себя и своих близких, но только все это происходит в преображенном свете. Это уже не является нашей предельной заботой, это не является тем, что может порушить или сломать нашу жизнь, ибо мы знаем, что настоящая Жизнь – это Он, Христос. Но не все ведь, познакомившись со Христом, принимают Его в качестве Бога. Вот в этом смысле Он есть и Суд. Об этом тоже говорится в Евангелии. Весь Суд Отец отдал Сыну. Но что это значит для нас? Не ошибусь, если скажу, что именно наше отношение ко Христу и будет судом над нами. Ведь встречая Его, узнавая Его учение мы должны будем либо менять свою жизнь и поступать не так, как свойственно нашему естеству, либо отвергать Христа и продолжать жить по логике грехопадшего мира. Это неизбежно. Суд не есть цель Бога, Он не ищет кого бы осудить, кого бы наказать… Нет! Наша жизнь, наши деяния, наши привязанности, а значит и наше отношение ко Христу судит нас. Не принимая Его слов о том, как жить, мы осуждаем себя. Говоря, что христиане, не делая добра – мы осуждаем себя. Пытаясь самим себе и другим представить Бога таким, каким нам это удобно – мы тоже осуждаем себя, ибо в Писании только сказано о том, Каков Он наш Господь. И, понимая это, некоторые уходят от знаний о Христе, чтобы не обременять себя. Феофан Затворник в своих комментариях на Священное Писание часто говорит о таких людях. Такие, - пишет святитель, - чувствуя, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтобы прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Однако раз вы читаете эти строки, значит точно не бежите знаний о Господе, значит готовы принимать и содержание, и ответственность от того, что услышите или прочитаете о Христе. Бог в помощь!
Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)
www.simbeparhia.ru/publications/publications_as_news/?id=30895
Публикации
Публикации. Официальный сайт Симбирской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата