Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Детская литература

О "Маше и медведе" или как убивают детскую душу.

Статья, представленная ниже, раскрывает на конкретном примере внутренние механизмы того, что принято называть "информационной войной". Войной, ведущейся против наших детей. Кем, зачем и почему - эти вопросы оставляю открытыми, тем более что в пределе и так понятно кем и почему. Некоторыми людьми была взята в качестве основы известная русская сказка о "Маше и медведях". Был сделан широко раскрученный сериал, реклама которого присутствует на тетрадях, ручках, блокнотах, портфелях, стаканах, в играх и т.д. и т.п. В чем причина такой массированной рекламы и чем отличается этот мультсериал от старой детской сказки? Читаем ниже.

«Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных — все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний — ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента».

отсюда

Посмотреть предыдущие комментарии
11 марта 2016 в 11:21
Feodor# 11 марта 2016 в 11:13

Наталья, дети это вообще ответственность, а мультики это только капля.Дети - это родители, я это имел в виду.Причем тут Маша и Медведь и этот анализ взрослого человека.Не хотите не смотрите и детям не показывайте в чем проблема, а гадость кто захочет тот везде найдет.

Feodor, так я и не показываю, благо есть уйма достойных мультиков. Но есть много родителей, которые даже не подозревают, что таиться в таких "безобидных" мультиках типа "Маша и медведь". Поэтому говорить об этом нужно, а уж дальше воля родителей - прислушиваться к этой информации или игнорировать

Feodor# 11 марта 2016 в 11:13

Наталья, дети это вообще ответственность, а мультики это только капля.Дети - это родители, я это имел в виду.Причем тут Маша и Медведь и этот анализ взрослого человека.Не хотите не смотрите и детям не показывайте в чем проблема, а гадость кто захочет тот везде найдет.

Feodor, кажется, вы не совсем понимаете масштаб и серьезность проблемы. В конце концов совершенно изолировать ребенка невозможно, а гадость-то ныне почти везде, если уж говорить строго, ее не нужно искать. Однако как оградить ребенка, особенно, если у его сверстников родители не из числа тех, кто...

Развернуть

Feodor# 11 марта 2016 в 09:33

Ну да, ну да во всем виноваты мультики.Мы родители - мы хорошие !

Feodor, конечно мультики не виноваты. Но после Маши и Медведя мои дети даже Фиксиков не хотели смотреть, не говоря о Лунтике, Пчелке Майи, а тем более Паравозик из Ромашкова. Месяц "ломок" было. Динамика у МиМ очень большая (или сильная), что после спокойные мультики не смотрятся. Поэтому, правил...

Развернуть

12 марта 2016 в 00:00

Feodor, конечно мультики не виноваты. Но после Маши и Медведя мои дети даже Фиксиков не хотели смотреть, не говоря о Лунтике, Пчелке Майи, а тем более Паравозик из Ромашкова. Месяц "ломок" было. Динамика у МиМ очень большая (или сильная), что после спокойные мультики не смотрятся. Поэтому, правил...

Развернуть

Валерий Иванович, у моего двоюродного брата дочка 2-х лет после Маши, стала вести себя очень капризно и подражать этой Маше во всем. Больно наглая эта Машенька. Я, честно, не рискну своим показывать))

12 марта 2016 в 02:01

Анна, да, телевизору именно доверяют, вплоть до воспитания детей: посадил за мультики и отвязался. Потом: купил телефон и отвязался, купил планшет и отвязался. И т.д. Что вырастает из несчастного ребенка - вопрос скорее риторический. Правда, объективный ответ на него объективно формирует молодое ...

Развернуть

Сергей, был (да и сейчас присутствует время от времени) такой "панический" момент по поводу современного потока информации и игрушек для детей, в частности.... Кажется, что и ступить-то некуда...... Но потом как-то наступает прозрение и понимание: а хорошо, что так. Возможно, нам дано поручение...

Развернуть

12 марта 2016 в 02:02
Наталья# 11 марта 2016 в 08:03

Наталья, спасибо! То, что искала!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем