Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная психология

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОДИНОКИМ?

Познавание себя.

Одна из причин одиночества - осуждение и неприязнь к ближним.

Многие и многие люди в мире страдают от одиночества. И большинство из них думает, что одиночество происходит от неудачных жизненных обстоятельств.

Однако, делают человека одиноким, конечно же, его грехи и страсти. Любой грех – это словно толстая доска, закрывающая окно души. И когда мы чувствуем себя одинокими, когда у нас появляются мысли: «Меня никто не любит, никто не понимает», – то не будем в этом винить никого. Все причины, почему мы чувствуем одиночество, кроются в нашем собственном сердце. Мы сами своими грехами закрыли окна своей души для людей. И избавиться от одиночества просто. Чем больше мы подвизаемся против греха, чем больше наше сердце очищается от страстей – тем меньше мы чувствуем себя одинокими.

Одной из самых распространенных причин одиночества – это ОСУЖДЕНИЕ.

Можно сказать, что одиночество и осуждение – это сродные недуги души. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Он хочет видеть рядом с собой ближних, которые не имели бы недостатков, но таких он никогда не найдет. Интересно рассуждает об этом старец Емилиан: «Мы желаем, чтобы ближние отреклись от самих себя, превзошли себя, преодолели свои немощи, стали преуспевшими и святыми. И тогда и мы вместе с ними станем преуспевшими и святыми. Но этого не может произойти».

Самый правильный путь для нас – это самим отрекаться от себя, превосходить себя, преодолевать свои немощи.

Замечено, что осуждает именно тот, кто сам не прошел путь исполнения евангельских заповедей, не познал опытно этого труда. И чтобы побороть осуждение, нам нужно приобрести такую установку: закон Божий создан лично для меня.

Еще одно средство против осуждения – это никогда не размышлять о ближнем. Наше сердце, наш ум омрачены страстями, и если мы позволяем себе размышлять, то у нас неизбежно появляются греховные помыслы, в том числе помыслы осуждения.

Старец Емилиан (Вафидис) очень точно описывает, как это происходит:
«Обыкновенно, когда человек рассуждает, он всех считает никуда не годными. Этот плохо работает, этот не молится, не имеет веры, у другого нет любви, упования, он не любит Бога. За малейшее время размышлений наш ум может стать местом, полным крушений, потому что невозможно, если начать рассуждать, не посчитать других негодными. И даже если я сам не знаю всех худых сторон человека, то их мне найдет сатана».

Помысел о ближнем становится отправной точкой нашего удаления от него. Чем больше мы рассуждаем о каком-либо человеке, тем все больше и больше удаляемся от него. А что же может нас сблизить? Если мы не позволяем себе ни одного помысла о ближнем, если всякий помысел мы заменяем молитвой, то естественным образом в нашей душе появляется благоговение перед ближним.

Ближний становится для нас святыней. Святыне можно поклониться, ею можно полюбоваться и со страхом Божиим облобызать, но святыню нельзя грубо схватить и рассмотреть со всех сторон. Так и ближнего мы не рассматриваем, не оцениваем, не выносим на суд его достоинства и недостатки, а лишь благоговейно преклоняемся перед ним как пред образом Божиим.

Есть только один помысел о ближнем, который мы можем себе позволить. Он звучит так: что хочет мой ближний? Не нужно ли ему что-нибудь? И такое размышление нам не только дозволено, но даже и заповедано. В любой ситуации, когда мы находимся рядом с ближними, мы должны подумать об их нуждах. У аввы Исайи есть, например такое поучение: «Когда идете вместе дорогою, внимайте во всем помыслу слабейшего между вами, имеет ли он нужду отдохнуть немного».

Смотрите, как он говорит: «внимайте во всем помыслу слабейшего между вами». То есть будьте чуткими, будьте внимательными, постарайтесь понять, почувствовать то, что чувствует другой человек. В особенности, если этот человек в чем-то слабее вас.

С кем бы рядом мы ни оказались, постараемся забыть о себе и сосредоточиться на ближнем: как он себя чувствует? Чего он хочет? Постараемся уловить и исполнить его желание, прежде чем он сам об этом попросит. Когда мы понуждаем себя к этому, то сердце наше смягчается, мы перестаем осуждать. Мы сочувствуем ближним, и все они становятся нам родными.

Очень важно бороться с осуждением в самом начале, отсекать первые же помыслы. Если мы поддаемся осуждению, не боремся с ним, то наше сердце наполняется НЕПРИЯЗНЬЮ к ближним.

И эта страсть становится еще одной причиной одиночества. Многие думают, будто неприязнь возникает по объективным причинам – оттого, что ближний некрасив или недостаточно умен, или с дурным характером. На самом деле, ближний никогда не виноват в нашей неприязни. Если мы чувствуем неприязнь, то это значит, что наше сердце болеет, у нас неправильный, искаженный взгляд на ближнего.

Вот как описывает такое состояние старец Емилиан: «Когда в нашу жизнь входит кто-то другой, мы начинаем суетиться, беспокоиться. С одной стороны, мы хотим, чтобы кто-нибудь к нам пришел, поговорил с нами, полюбил нас, заполнил собой наше одиночество. Но когда ближний реально появляется в нашей жизни, мы сразу же готовы его прогнать, осудить, побранить, сказать ему “нет” и всем своим видом продемонстрировать, что его присутствие нас обременяет».

Мне вспоминается один случай, на первый взгляд незначительный, но он произвел на меня большое впечатление. Это произошло, когда мы ездили к отцу Николаю Гурьянову. У отца Николая всегда было очень много посетителей и среди них самые разные люди. И вот однажды к нему пришел старичок, очень невзрачной наружности. Видно было, что он из деревни, совсем простой, плохо одетый, с каким-то лукошком за плечами. Когда он шел к отцу Николаю, то батюшка увидел его еще издали – и весь просиял от радости, начал кричать ему: «Иди, иди скорей сюда!» – хотя этот старичок даже не был ему знаком. Сердце отца Николая было переполнено любовью к ближним, и он за самой простой наружностью видел в человеке образ Божий.

И когда мы понуждаем себя не обращать внимания на мелкие недостатки ближних, то нам открываются их добродетели, красота их души. Мы замечаем, как много вокруг нас прекрасных, достойных людей
Иногда мы испытываем неприязнь к людям из-за того, что они как будто бы плохо к нам относятся. «Этот человек всегда смотрит на меня хмуро. А этот – никогда со мной не здоровается», – так мы думаем. Но заглянем в свою душу. Причина, из-за которой человек холоден к нам, скорее всего, кроется в том, что мы первые проявили к нему холодность или худо подумали о нем, и он это почувствовал.

Вот как пишет об этом праведный Иоанн Кронштадтский: «Наши душевные расположения, даже не выражаемые внешними знаками, сильно действуют на душевное расположение других. Это бывает сплошь и рядом, хотя не все замечают это. Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом: и он это чувствует и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то средство сообщения наших душ между собою».

Неприязнь людей друг к другу – это некий призрак, состоящий из случайных помыслов. Как правило, никаких серьезных оснований для неприязни нет. А просто один человек нечаянно посмотрел на другого хмуро, и тот ответил ему холодным взглядом – и вот теперь они оба боятся и избегают друг друга. И не знают они, какая близость между их душами, как крепко они могли бы полюбить друг друга, если бы не обращали внимания на случайные слова и взгляды.

И сколько было таких случаев: двое людей смотрят друг на друга с неприязнью, но вот один решается преодолеть эту тихую вражду. Он борется с помыслами неприязни и деятельно проявляет свою любовь – в улыбке, в добром слове, в какой-либо помощи. И вот другой тоже откликается, смягчается, и они становятся близкими и родными людьми.

Мне хочется зачитать один трогательный пример из творений святителя Николая Сербского: «Рассказывал один крестьянин: “Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: “благотворите ненавидящим вас”, я крикнул ребенку: “Хватит!” Всю ночь я не мог заснуть, все думал и думал. Как мне исполнить эту заповедь Божию? Как мне сделать доброе дело для своего соседа?

И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всего на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди. - Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья».

Для всех людей естественно – любить друг друга. Такими создал нас Бог – любящими. А если между нами встают помыслы неприятия, то мы должны понимать, что это неестественно, это чуждое вмешательство в нашу жизнь, исполненную любви и мира. Враг воздвигает преграды между нами, но эти преграды очень легко устранить. Они исчезают, как дым, когда мы исполняем евангельские заповеди в отношении друг к другу.

Вообще, одиночества не может быть там, где исполняется Евангелие. Что бы ни случилось, какие бы ни происходили недоразумения между людьми, какие бы у них ни были характеры, пусть даже самые несовместимые – если они стараются соблюдать заповеди Христовы, то между ними будет единство и любовь. Подумаем, что означают слова Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»? Их можно понимать так: когда люди, собравшись вместе, общаются в евангельском духе, тогда Христос благословляет и освящает их содружество, и Сам вселяется в их сердца.

И наоборот, даже если по складу характера и по интересам люди очень близки, но они общаются не по-христиански, руководствуются не заповедями, а страстями, то между ними никогда не будет истинного согласия, потому что нет посреди них Христа. И каждый из них останется одиноким.

И я желаю всем нам, чтобы мы подвизались в любви друг к другу, чтобы мы расточали себя друг для друга, и тогда сердца наши расширятся и в каждой из нас будет пребывать Сам Бог, по слову Апостола: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».

Из бесед игумении Доминики

13 ноября 2017 в 17:38

Пожалуйста, Оставляйте свои отзывы. :simple_smile:

14 марта 2020 в 13:56

Спаси Господи!

14 марта 2020 в 20:18
Елена# 13 ноября 2017 в 17:38

Пожалуйста, Оставляйте свои отзывы. :simple_smile:

Елена, ни убавить, ни прибавить:) Спасибо Вам:) 🌻

14 марта 2020 в 20:22
Валера Иньков# 14 марта 2020 в 13:56

Спаси Господи!

Валера, спасибо за то, что Вы вытащили эту статью из недр Елиц:) "...И я желаю всем нам, чтобы мы подвизались в любви друг к другу, чтобы мы расточали себя друг для друга, и тогда сердца наши расширятся и в каждой из нас будет пребывать Сам Бог, по слову Апостола: «Бога никто никогда не видел. Ес...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем