Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Молимся вместе

Святые в земле Тульской, просиявшие


Святая Блаженная Старица Ефросинья Колюпановская
Автор:
SERG_71RU

Евфросиния Колюпановская (в миру — Евдокия Григорьевна Вяземская; ок. 1758 — 3 июля 1855, село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии) — православная подвижница. Княжна из рода Вяземских, фрейлина императрицы Екатерины II. Желая посвятить себя Богу, тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой.

16 июля (3 июля по ст. ст.) 1855 года в селе Колюпанове Алексинского уезда Тульской губернии, в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой скончалась «неизвестная старица, блаженная Евфросиния Григорьевна».

Блаженная старица, отказавшись от мира, тщательно скрывала своё происхождение, но об обстоятельствах из своей жизни сама она случайно упоминала в разговорах с людьми. Так, однажды в Колюпаново приехала из Петербурга её давняя знакомая и 1 марта поздравила ее с днем Ангела. Старица поцеловала ее ласково, но внушительно и строго заметила при этом: «Когда знаешь, так молчи!»

По окончании Смольного института Евдокия Вяземская, происходившая из знатного рода, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Три фрейлины договорились одновременно оставить мир и провести остальную жизнь в подвигах ради Христа. Они оставили свои платья на берегу большого глубокого пруда, чтобы убедить всех, что они утонули, купаясь. Евдокия вместе с Марфой Яковлевной Сониной и девицей Соломией переоделись в костюмы крестьянок и отправляются странствовать, добровольно приняв вольную нищету и юродство, которое святыми отцами Церкви признается за самое высокое подвижничество.

За время этого странствования старица побывала в нескольких монастырях, где несла разного рода послушания. В монастыре преподобного Феодосия Тотемского, Вологодской губернии она жила на скотном дворе и доила коров, в другом была в просфорне. Так в труде и лишениях и неустанной борьбе со слабостями человеческой природы проводила она годы. Готовая вступить на молитвенный подвиг, Евдокия пришла в Москву к митрополиту Платону, просила помочь укрыться от мира под покровом неизвестности. Мудрый архипастырь, убедившись в твердости её решения, отправляет ее в женский Серпуховской Владычний монастырь к игумений Дионисии (1806- 1815 г.) с собственноручным письмом и напутствованным благословением. В документе, предназначенном настоятельнице, она значилась дочерью сенатора.

Так, под вымышленным именем «дуры Евфросинии» старица начала свой великий подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой блаженной кончины своей. Юродство во Христе - это особый, высший вид христианского подвижничества. Юродивые Христа ради отрекались от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. При всей трудности, подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним. Христа ради юродивый на самом деле не безумен; он находится в совершенно здравом уме. Он выглядит, как безумный. Казаться безумным – его свободный выбор. Каждый его поступок подчинен высшему смыслу, все его существование подчинено высшему служению, исполнению своего предназначения – явить миру его болезни безумной нетерпимости и тлетворного неверия.

Поселившись сначала в самом монастыре в особой уединенной келлии, блаженная старица была вынуждена покинуть монастырь и поселиться в тесной избушке за монастырской оградой. Здесь каждый предмет ее жизненного обихода составлял часть ее тяжелого добровольного креста. В своей хижине старица держала двух кошек и трех собак — Милку, Барбоску и Розку; здесь же помещались куры, индейки, а по ночам прилетал сюда и ворон, которого матушка кормила. Этот ворон послужил ей. Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то из озорников в открытое окно бросил пук соломы с огнем, и келлия загорелась. Старица так обожглась, что шесть недель после этого лежала без движения; один ворон не оставлял ее: он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста.

Свою убогую келлию юродивая никогда не чистила. Пол был завален остатками пищи животных, которые здесь же, в келлии, и кормились в особом, стоявшем на полу, корытце. Когда наступало время кормить животных, блаженная подходила к корытцу и стучала по нему палкой. Тогда ее любимые кошечки и собачки, слыша знакомый звук и отлично его понимая, в одну минуту собирались около корытца, и старица кормила их, ласково приговаривая: «Кушайте, кушайте, дорогие мои!» Воздух в келлии был страшно тяжелый. Обыкновенному человеку было трудно дышать в этом помещении, которое, кстати сказать, в жару топилось, а зимой почти нет. Как-то часто наезжавшая к старице из Москвы игумения Евгения Озерова сказала ей: «Матушка, зачем Вы держите животных? Такой ужасный воздух!» На это блаженная с улыбкой ответила: «Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе».

Митрополит Филарет (Дроздов) неоднократно посещал Серпуховской Владычний монастырь и всегда с большим вниманием и уважением относился к юродивой. Старица обыкновенно встречала архипастыря вне монастырской ограды, и когда принимала от него благословение, благоговейно целовала его руку, а святитель в свою очередь лобызал руку старицы. Затем, находясь в монастыре, он много времени проводил в беседе с подвижницей, то прогуливаясь с ней по монастырю, то навещая ее в убогой келлии. При отъезде святителя из монастыря, старица провожала его за святые ворота и здесь принимала от него прощальное благословение.

Слава о ее подвигах привлекала к ней множество посетителей и посетительниц. Многие издалека приходили и приезжали навестить великую подвижницу, и она никого не отпускала без слова назидания, часто обнаруживая при этом удивительный дар прозорливости. В сороковых годах XIX столетия в склоне оврага на месте своих уединенных подвигов блаженная собственными руками ископала небольшой колодезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Больные с верой почерпали воду из «матушкина колодца», как называли его тогда и называют теперь окрестные жители, и действительно получали исцеление или облегчение своих недугов.

Старица исполнена была благих дел и долгих дней. За три недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!» Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июла 1855 года, в день святого блаженного Иоанна, Христа ради юродивого московского чудотворца, в 3 часу пополудни.

Согласно завещанию старицы, тело её облачено было в монашеское одеяние и положено в простой гроб, а в руки был вложен кипарисный крест и четки. Погребение было торжественное. Литургию совершали три священника, а отпевание совершали шесть священников. 7 июля было её погребение. По благословению бывшего преосвященного епископа Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в трапезной с южной стороны под полом.

Старица Евфросиния при жизни своей неоднократно предрекала, что в Колюпаново, на месте её подвигов, будет воздвигнута иноческая обитель для желающих посвятить себя на служение Господу.

Многие едут к Св. бл. Ефросинии Колюпановской. (из заметок паломников)(с) pamsik.ru
С удивлением рассматриваем подъезд к монастырю. Обычная дорога, пейзаж следующий: слева – поле, засеянное злаками, справа – картофельное. Тянется линии столбов с электропроводами. Забор вокруг монастыря из серых бетонных плит. Внутри всё не очень ещё благоустроено, идёт стройка, слева строятся рыже-кирпичные колокольня и церковь с зеленой крышей и одним золотым куполом — во имя Живоначальной Святой Троицы. Впереди – скромненькая, маленькая, сливочного цвета, с матовыми стальными маковками действующая церквушка — во имя иконы Казанской Божией Матери.

На арке въездных ворот строгое предупреждение о соответствии одежды и запрете на фотографирование. Последнее – я очень не люблю, лучше бы брали деньги за фотосъёмку, чем запрещали и сподвигали людей фотографировать из-под полы.

Мы идём по монастырской территории вперед к Казанскому храму. Он открыт. Заходим. Приехали мы довольно рано, поэтому людей пока немного. Лицо монахини, принимающей записки и продающей свечи и иконы, довольно-таки неприветливое. Внутри необыкновенно уютно, белые стены, некоторые иконы самодельные – просто картинки в рамочке. У меня было даже ощущение, что я не как в церкви, а как в комнатке деревенского дома. Но… честно говоря, атмосфера внутри Казанской церкви – у-ди-ви-тель-на-я…

У алтаря слева находятся мощи святой блаженной старицы Евфросиньи Колюпановской. Перед ними на коленях в абсолютной тишине стояли две молодые девушки, держали в руках акафист, и молились. А прямо на входе в церковь, у дверей на коленях стояла ещё одна симпатичная модная молодая женщина и тоже молилась, читала акафист. К ней подошла какая-то руководящая монахиня и довольно жестко сказала: «Чего ты здесь стоишь, иди внутрь, а здесь нельзя, уходи отсюда». Женщина подняла на неё глаза и очень смиренно сказала, что «внутрь – ей нельзя…».
Я никогда и нигде ни в одном монастыре не видела, чтобы ТАК молились.
И до меня дошло, осенило-таки. В это место едут не за красотами, и не фотоаппаратом пощелкать. Колюпаново реально очищает душу и люди это знают. Человеку здесь действительно прощаются совершенные ошибки. Здесь, наверное, человек сам чувствует, что не просто галочку поставил после исповеди, а действительно освободил душу от вины.

Ефросинья Колюпановская – княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, фрейлина Её Императорского Высочества Екатерины II.
Дура Ефросинья…
Она сбежала из дворца. Кинула свой наряд возле пруда в Царском Селе, переоделась крестьянкой и …ушла. Её задержали, вернули в Петербург, государыня с ней беседовала, увещевала и…отпустила с миром.
Она после какого-то времени попала в Серпуховский Владычный женский монастырь.
Ходила босиком, в суконной рубахе, на шее – железную цепь-вериги и медный крест.
Летом топила печь в своей избушке, зимой напускала холод.
Домишко её вмещал ещё 2х кошек, 3х собак, кур и индеек. Вместе с ними она и спала. А ещё почему-то любила отдыхать в кучах навоза…
Однажды её спросили: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». А она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».
В Колюпаново блаженная Евфросиния ушла. Её пригласила помещица Наталья Протопопова.
В этой деревне была только одна деревянная церквушка – Казанская. В ней блаженная исповедывалась (раз в год на Чистый Четверг). И неподалёку в овраге обустроила родник.
Сейчас над ним возвели два домика-купели, мужскую и женскую, и отдельно родниковый ключ окружили беседкой.

Мы поехали туда, это буквально с километр от монастыря по дороге вперёд.
Надо заметить, что нас два раза накрыл сильный дождик. В первый, когда мы подходили к церкви, второй – когда подъехали к роднику. Мы посидели в машине, пережидая, и тут я заметила удивительную картину – на проводах сидели ласточки. Они до такой степени густо его облепили, что провод был похож на такие колючие бусы.

Дождик ослаб немножко, и мы решили идти к роднику. Вышли. Вдохнули ароматный воздух мокрого разнотравья. Взяли канистры, я накрылась полотенцем, устремились по длинной дорожке проходящей между молодых дубков куда-то вниз.
И тут меня накрыло.
Волной непередаваемой радости и какого-то даже счастья.
Честно говоря, причин этому не было никаких. Идет дождь. Муж уже ушёл далеко вперед со своими канистрами. А я вдруг впала в состояние непередаваемого блаженства. Дождь мне нипочем. Рот растянут в детской беззаботной улыбке. Мыслей-рюкзаков с камнями – нет, исчезли, пропали. Я наслаждаюсь просто спуском. Он – невероятно красивый, скажу даже – самый красивый из всех виденных нами источников. Тропинка – бетонная дорожка со ступенями – такая длинная, всё вьётся и вьётся впереди. Мы в овраге, а сам родник запрятан в гуще леса.
На самом роднике надпись на деревянной табличке: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Заглянула в купальню – очень чистая, отделанная мозаикой купель, приятная лесенка-спуск с металлическими поручнями. Купаться не стала – кашляла сильно и было довольно прохладно. Но.. жалею, конечно..
Зато когда мы набирали воду в канистры, то я решила умыться. Скажу так – у этой воды есть настоящая сила. Не спрашивайте меня физические параметры, я не измеряла её никакими приборами – я это чувствовала. И сама умылась, буквально окатилась, жадно, раз 20, меня буквально притягивало к этой воде. В сказках есть определения «живая вода» и «мертвая», вот колюпановская – точно сильная живая вода.
Не я одна вижу и чувствую силу этой воды и этого места. В интернете полным полно удивленных рассказов людей, которые испытали нечто подобное.

А вот, что пишет Марина Цветаева о Колюпаново, о блаженной Евфросинье — korolev.msk.ru/books/919/evfr…. Мне запомнился вот этот отрывочек: «…Но однажды по пути туда с нами произошло — удивительное. Сойдя с местного алексинского автобуса мы, на пешеходном остатке пути — заплутали. Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился – «Знаете что? — сказал он, — над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед — и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!» И как только мы это сделали — жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок — и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину. Мы теперь ездили в Колюпаново ежегодно…»(с) pamsik.ru

17 февраля 2016 в 16:46

Благодарю за труд. Теперь у меня появился ещё один небесный друг. Спасибо за житие блаженной :)

22 января 2017 в 15:49

Спаси Господи !

22 января 2017 в 16:21

Спаси Господи.

23 января 2017 в 00:11

Марина, зачем ты, родная, ты до конца не стерпела?
Зачем ты и скорби, радости, ты до конца не допела?
В миг искушенья, Марина, ты почему не молилась
Господу и Ефросинью, матушку ту не просила?
Было всё по-другому...Но молится Анастасия,
рОдная твОя сестрица, молится и Ефросинья,
Молится зорька ночная, ...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем